КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ариэль против Калибана: «нордомания» и проблема латиноамериканской самобытности
СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В Америке книга, завезенная из чужих краев, была побеждена человеком, живущим естественной жизнью собственной страны. Такие люди победили тех, кто хвастал своей искусственной ученостью... Борьба идет не между цивилизацией и варварством, а между ложной ученостью и подлинной жизнью... Пусть черенок мировой культуры будет привит к нашим республикам, но стволом дерева должны стать именно они... Мы были маской, скрывающей подлинную действительность, в английских панталонах, в парижском жилете, в североамериканском сюртуке и в испанском берете... Мы принесли эполеты и тогу в страны, которые появились на свет с альпаргатами на ногах и индейской повязкой на голове. Нам следовало бы, проявив сердечность и творческую смелость основателей, добиться гармоничного сочетания индейской повязки и тоги; вывести индейцев из состояния застоя; идти вперед рука об руку с одаренным негром; приспособить свободу к запросам тех, кто поднялись во имя нее и победили... Ни европейская книга, ни книга янки не давали ключа к испано-американской загадке... Сюртуки у нас еще французские, но мыслить мы начинаем по-американски... Молодежь Америки понимает, что слишком большая дань отдается подражанию и что спасение – в собственном творчестве. Созидание – вот пароль этого поколения. Комментарии. Эссе X. Марти «Наша Америка», впервые увидевшее свет в 1891 г. стало одним из главных источников вдохновения для представителей того направления латиноамериканской мысли, сторонники которого ставили задачу созидания на базе Латинской Америки качественно новой цивилизации. X. Марти – прямой преемник С. Боливара: он утверждает ту же концепцию Латинской Америки как особого человеческого мира, складывающегося из разнородных компонентов. Главный пафос X. Марти – в утверждении творческого подхода как к собственному историческому наследию, так и к опыту иных стран и культур. Следует отметить, что для X. Марти особенно характерно подчеркивание идеи о том, что две Америки – США и Латинская Америка – это совершенно различные человеческие миры, что Латинская Америка должна утвердить собственную культурно-историческую индивидуальность прежде всего по отношению к своему великому северному соседу. X. Э. Рода Концепция утилитаризма как совокупность представлений о предназначении человека и равенство на уровне посредственности как норма соблюдения социальных пропорций, будучи теснейшим образом взаимосвязаны между собой, составляют, взятые в неразрывном единстве, формулу того, что в Европе принято называть духом американизма... Если можно сказать, что утилитаризм является адекватным проявлением английского духа, то Соединенные Штаты могут быть рассмотрены как воплощение принципов утилитаризма. В настоящее время евангелие утилитаризма распространяется повсеместно под влиянием огромных материальных успехов, достигнутых США... Могучая североамериканская федерация осуществляет среди нас своего рода моральную конкисту, чувство восхищения ее величием и силой быстро овладевает как руководителями наших стран, так и– в еще большей мере – массами... А от восхищения чрезвычайно легко переходят к попыткам имитировать опыт США... Образ нашей Америки, делатинизировавшейся по своей собственной воле, без завоевания, и перестроенной затем по образу и подобию архетипа СеЕера, этот образ уже витает в мечтах многих из тех, кто искренне заинтересован в нашем будущем... У нас получила распространение «нордомания». Необходимо, опираясь одновременно на разум и чувства, ограничить ее распространение... Я не придаю подобным ограничениям смысл абсолютного отрицания североамериканского опыта. Я хорошо понимаю, что, изучая пример могущественных соседей, можно приобрести ценный опыт и знания... Мне известно, что пристальное внимание к тому, что происходит за пределами наших земель, необходимо для отбора всего того, что может быть нам полезно. Такой интерес и такое внимание особенно плодотворны в том случае, когда речь идет о народах, еще находящихся на стадии формирования... Но я не вижу ничего хорошего в отказе от собственного характера народов, их неповторимой индивидуальности во имя идентификации с чуждой им моделью... Бездумный перенос того, что является естественным продуктом спонтанной эволюции в одном обществе, на почву другого, где оно не имеет корней ни в природе, ни в истории, равноценен... попытке... внедрить нечто мертвое в живой организм. В социальной жизни, точно так же как в литературе и в искусстве, необдуманная имитация способна лишь деформировать пропорции той изначальной модели, которая служит образцом для подражания... Быть может, в нашем коллективном характере отсутствует весь набор признаков сложившейся, четко определенной в своих характеристиках индивидуальности. И тем не менее мы, представители латинской цивилизации в Америке, обладаем наследием нашей расы, великой этнической традицией, которую необходимо поддерживать... И если когда-нибудь, в далеком будущем, будет достигнута высшая степень взаимопонимания и согласия между представителями различных рас и культур, это произойдет не посредством односторонней имитации одной расой опыта другой, но в результате их взаимного влияния друг на друга и формирования совокупности свойств, основывающихся на достоинствах обеих. Комментарии. Эссе «Ариэль», впервые увидевшее свет в 1900 г., сыграло особую роль в истории латиноамериканской мысли, став одним из главных проявлений процесса становления духовных основ новой цивилизационной общности. По «Ариэлю» можно проследить ключевую роль в этом процессе тех мыслительных конструкций, которые могут быть охарактеризованы как мыслеобразы (см. ниже). Причем в поисках материала для их создания мыслители Латинской Америки обращались, как правило, к европейской традиции. Так, весь образно-символический строй эссе Х.Э. Родо основан на интерпретации образов последней пьесы Шекспира «Буря»: духовное начало и одновременно становящуюся латиноамериканскую цивилизацию, основанную на примате этого начала, символизирует Ариэль, в то время как символическим воплощением «архетипа Севера» – англосаксонской цивилизации, базирующейся в трактовке Х.Э. Родо на принципах утилитаризма и тем самым на доминанте материальных интересов, служит Калибан. В данном случае Х.Э. Родо заложил традицию, которой суждена была долгая жизнь; очень многие мыслители Латинской Америки XX в. осмысливали проблемы ее самобытности и характер взаимоотношений с Западом в рамках мыслеобразов, почерпнутых из шекспировской «Бури» (Ариэль, Калибан, Просперо), причем интерпретация их отличалась у представителей различных направлений латиноамериканской мысли весьма существенно. Так, например, сторонники леворадикальной, в первую очередь левосоциалистической альтернативы (Р.Ф. Ретамар, Э. Сезер, Э. Бретуэйт) выдвинули в конце 60-х гг. совершенно новую интерпретацию образа Калибана, который превратился у них в символ угнетенного западным империализмом «третьего мира». Х.Э. Родо дает логическое обоснование необходимости сохранения собственной неповторимой культурно-исторической индивидуальности как обязательного условия творческого восприятия опыта иных цивилизаций, ясно формулирует идею о специфике цивилизационного статуса Латинской Америки как культурно-исторической макрообщности в процессе становления. Эти стороны содержания «Ариэля» оказали и в значительной мере продолжают оказывать по сей день существенное влияние на латиноамериканскую мысль XX в. X. Васконселос
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |