Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Об определяющих чертах цивилизационного строя Латинской Америки




Утверждая одну культуру с тем, чтобы отвергнуть другую, мы тем самым отрицаем самих себя.

Философия латиноамериканской истории появляется в результате осознания латиноамериканцами своей зависимости от колонизаторских проектов, которые Европа пыталась навязать Америке. Разнообразие этих проектов породило разнообразие латиноамериканских ответов на них... В ходе выработки этих ответов складывалось представление Латинской Америки о собственной истории... Осознание своей зависимости порождает стремление избавиться от нее, а тем самым – и от собственного прошлого, от колониальной истории. Но история эта – единственная, которая принадлежит народам Латинской Америки; им не на что больше опереться в их стремлении к обновлению своего исторического бытия. Следовательно, речь идет о том, чтобы отвергнуть собственное прошлое, свою историю как нечто неподлинное, чуждое природе человека Америки.

В философии латиноамериканской истории отрицание прошлого – это нечто совсем иное, чем в философии истории Г.В.Ф. Гегеля. В данном случае имеет место не гегелевское снятие, трактуемое как ассимиляция, «переваривание» прошлого, осуществляемое с той целью, чтобы оно больше не повторялось; речь идет о попытке (впрочем, безуспешной) полностью отринуть прошлое, целиком вычеркнуть его из памяти... Иными словами, о том, чтобы начать новый этап истории с нуля... Это означает... перечеркивание всего того опыта, который обеспечил Европе высочайший уровень развития...

Осознание латиноамериканцем своей зависимости не только не приводит к его освобождению, но, напротив, порождает новые формы зависимости. Латиноамериканец принимает их добровольно и осознанно для того, чтобы избавиться от прежних... Освобождение от одной формы отчуждения становится исходным моментом развертывания новых форм отчуждения в бесконечном ряду соположенностей. Все началось с иберийских конкистадоров, которые стремились полностью разрушить автохтонные индейские культуры, трактуемые как нечто совершенно чуждое духу христианства, как порождение Сатаны. В дальнейшем у представителей поколения «великих американских освободителей», лидеров и идеологов Войны за независимость возникло стремление стереть с лица земли культуру, навязанную Америке конкистадорами. Однако подобное стремление привело в ловушку: воспринятая взамен культура также оказалась формой зависимости. Наконец, в настоящее время осознание новой формы зависимости выливается в призыв к очередному радикальному отказу от наличной культуры, вплоть до тотального отрицания этой новейшей фазы латиноамериканской истории... Итак, продолжается ряд «соположенных», т.е. наложившихся друг на друга, сосуществующих, но изолированных, полностью отчужденных друг от друга фаз развития латиноамериканской культуры. Ситуация «соположенности» исключает какое-либо взаимопроникновение или, если выражаться языком Г.В.Ф. Гегеля, снятие, столь характерное для европейской и западной истории...

На наш взгляд, данная «соположенность» – сосуществование культурных элементов различного происхождения – может стать позитивным фактором лишь при условии их взаимопроникновения, ассимиляции... В этом случае ассимиляция – это не что иное, как систематическая метисация... Именно такой характер носила метисация, осуществленная западной культурой в отношении древней азиатской, античной и христианской культур и способствовавшая колонизации остальной части планеты европейцами. Подобную метисацию как раз и имел в виду Г.В.Ф. Гегель, введя термин «снятие».

Комментарии. Здесь приведен отрывок из одной из самых содержательных работ Л. Сеа «Философия американской истории».

Центральная идея Л. Сеа заключается в признании ключевого значения для Латинской Америки процесса метисации – и не только расово-биологической, но и (прежде всего) культурной. Культурная метисация (т.е. синтез) предстает у Л.Сеа как единственно возможная перспектива прогрессивного развития Латинской Америки, как база для осуществления «проекта самообретения» континента, альтернативного различным историческим проектам зависимости от западных центров. Осуществление «проекта самообретения» открывает в свою очередь перспективу формирования на базе Латинской Америки новой цивилизации, качественно отличной от западной.

Однако тенденция метисации пробивает себе дорогу вопреки мощным контртенденциям. Характеризуя современное состояние социокультурной системы латиноамериканского общества, Л. Сеа по существу приходит к тем же основным принципиальным выводам, что и О. Пас. Так, согласно Л. Сеа, определяющая черта цивилизационного строя Латинской Америки от конкисты до наших дней – «соположенность» – конфликтное сосуществование далеких Друг от друга цивилизационных традиций и наследия различных культурно-исторических эпох, продолжающее реально существовать в деятельности различных групп населения, осуществляющих программы воспроизводства определенных^ультурных матриц. Контакт между ними крайне затруднен или вообще отсутствует.

В соответствии с концепцией Л. Сеа главная причина возникновения ситуации «соположенности» – неспособность доминировавших до сих пор на сцене латиноамериканской истории социокультурных типов осуществить «снятие» (Aufhebung) в гегелевском значении данного термина, т.е. диалектическое (с сохранением положительного содержания отрицаемого – опыта предшествующего этапа развития либо иной культуры) отрицание отживших, ретроградных форм и, соответственно, (здесь полное совпадение с оценкой О. Паса) очень значительная роль абсолютного, нигилистического отрицания, предполагающего катастрофическое «сбрасывание» опыта прошлого. Подобное нигилистическое отрицание неизменно связано в то же время с неспособностью реально преодолеть это прошлое, «переварить» его в рамках процесса кристаллизации новых исторических форм. В результате те или иные «блоки» исторического наследия (будь то традиции доколумбовой Америки или эпохи испанского колониального господства) оказываются «сокрыты» под спудом новых историко-культурных напластований. Именно в этом смысле Л. Сеа неоднократно говорил о том, что путешествие Колумба привело не к открытию, а к «сокрытию» человеческой реальности Нового Света – доколумбовых культур.

Выход из этой ситуации возможен, согласно Л. Сеа, в случае реализации двух обязательных условий: во-первых, полного устранения всех препятствий (прежде всего внутренних, духовно-культурных) на пути процесса метисации; во-вторых, осуществления «снятия» наследия прошедших эпох и тем самым – преодоления логики тотального нигилистического отрицания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.