Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение, сущность и функции денег




Товар и его свойства. Теория трудовой стоимости о свойствах товара.

Условия возникновения и характеристика товарного хозяйства.

Товарным является хозяйство, в котором необходимые обществу блага производятся отдельными обособленными производителями, каждый из которых специализируется на создании определенного вида блага, вследствие чего происходит регулярный обмен продуктами труда как товарами на рынке. В целом товарное хозяйство характеризуется следующими чертами:

1. Наличие общественного разделения труда, предполагающего специализацию производителей на различных уровнях.

2. Экономическая самостоятельность производителей как соб-ственников имеющихся у них факторов производства, позволяющая им свободно распоряжаться произведенной продукцией. Производство продукта в этом случае предстает как частное и обособленное от производства других продуктов.

3. Произведенная продукция имеет форму товара. Это означает, что непосредственной целью производства является продажа, а не потребление произведенного.

4. Наличие рынка как связующего звена между производством и потреблением и как фактора, влияющего на поведение производителей и потребителей, определяющего их отношения друг с другом в форме купли-продажи и оказывающего регулирующее воздействие на всю экономику.

Товар продукт труда для реализации. Св-ва: Товар имеет два свойства:

Потребительская стоимость - способность товара удовлетворять потребность человека. Полезность товара дает ему свойство потребительской стоимости. Меновая стоимость - это свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях. Чтобы обменять товары, необходимо осуществить их оценку, т.е. найти единый для обмениваемых товаров критерий. Или, как говорят экономисты, определить стоимость (ценность) товара В экономической теории нет единства относительно критерия стоимости товара Классическая и марксистская политическая экономия исходят из того, что таким критерием может быть только труд, затраченный на производство товара Теория, согласно которой стоимость определяется трудом, называется теорией трудовой стоимости. Она трактована классиками политической экономии, а завершенную форму ей придал К Марк К. Маркс.

Простая или случайная форма стоимости свойственна низкой ступени развития производительных сил. При натуральном хозяйстве избыток продуктов возникает лишь периодически. Товары, поступающие на рынок, случайно меняют свою стоимость через посредство другого товара. Меновая стоимость при таком обмене резко колеблется во времени и в пространстве. При данной форме стоимости находился определенный продукт труда, который становился внешним проявлением общественного труда, т.е. эквивалентом.

Развернутая форма стоимости – связана с дальнейшим разделением труда и ростом производства. Все больше продуктов – товаров поступает на рынок. Один товар встречается при обмене с множеством других товаров – эквивалентов.

При всеобщей форме стоимости товар становится главной целью производства. Каждый товаропроизводитель за продукт своего труда стремится получить всеобщий товар, который нужен всем. В связи с такой объективной необходимостью из товарной массы стали выделятся товары, выполняющие роль всеобщего эквивалента, например: скот, меха, слоновая кость и т. д. Однако на этой роли такие товары задерживались недолго, т. к. не удовлетворяли требованиям товарного обращения и по своим свойствам не соответствовали условиям эквивалентности.

Для денежной формы стоимости характерны следующие черты:

а) один товар монополизирует на продолжительное время роль всеобщего эквивалента;

б) натуральная форма денежного товара срастается с его эквивалентной формой.

Для превращения товара в деньги необходимо: общее признание данного факта, как покупателем, так и продавцом; наличие особых физических свойств у товара – денег, пригодных для постоянной обмениваемости; длительное выполнение товаром – деньгами роли всеобщего эквивалента.

Деньги возникли стихийно из обмена, а не по соглашению сторон. В роли денег выступали разные товары, но более пригодными оказались драгоценные металлы, серебро и золото.

Сущность денег проявляется в их функциях. В развитии общества деньги выполняют 5 основных функций: мера стоимости; средство обращения; средство накопления; средство платежа; мировые деньги.

21Рынок: сущность, условия возникновения, функции

Рынок явился результатом естественно-исторического развития обмена и тех условий, которые породили товарное хозяйство, и возник 67 тыс. лет назад. Развивался и продолжает развиваться в настоящее время. С политико-экономической точки зрения рынок есть категория товарного хозяйства.

Участники рыночного обмена, преследуя свои частные интересы, удовлетворяют потребности людей. Стремление к прибыли в условиях конкурентной среды заставляет субъектов хозяйствования снижать издержки и цены; повышать качество продукции; определять неудовлетворенные потребности людей с тем, чтобы организовать производство новых товаров и услуг. В результате растет благосостояние общества в целом. Эту взаимосвязь называют принципом «невидимой руки»,который был открыт Адамом Смитом.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Для рынка безразлично, кто выступает в виде рыночных субъектов - рабовладельческие эргастерии или латифундии, феодальные поместья или крестьянские, ремесленные хозяйства, частные капиталистические предприятия или государственные, кооперативные, акционерные и другие формы хозяйств, основанные на различных формах собственности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.