Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренние функции государства




6.3

6.2

 

Классификация функций государства

 

Разнообразные по содержанию функции государства классифицированы. Нередко основаниями для классификации избираются: объекты воздействия и сферы государствен-ной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; сроки (продолжительность) осуществле-ния; правовые формы, в которые они облекаются, и др.

 

К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (право-охранительные). Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из них осуществляется, как правило, совокупностью государственных орга-нов, принадлежащих к одной из ветвей власти – законодательной, исполнительной и судеб-ной.

 

По продолжительности действия функции государства подразделяются на постоян-ные и временные. Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всего при-сущи государству на многих стадиях его существования, вторые – обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и по мере исчезновения такой специфики утрачивают значение.

 

Функции государства по значимости можно делить на главные и производные (вспо-могательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономическая, социальная, экологическая функции). Производные – это функ-ции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового кон-


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

троля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социаль-ной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

 

Вместе с тем в каждой функции можно выделить ряд подфункций, в которых идут процессы количественных и качественных накоплений по реализации важных для общества задач и целей. В отличие от самостоятельных функций, выражающих сущность и социаль-ное назначение государства, подфункции воплощают специфически особенное в рамках кон-кретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения.

 

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельно-сти: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи госу-дарства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межго-сударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга. Это дало основание некоторым ученым объявить данное деление устаревшим и утверждать, что любому государству присущи общие функции, которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами. Предлагается классификация функций государства без их деления на внутренние и внешние. При этом выделяются пять таких общих функций:

 

экономическая (обеспечение нормального функционирования и развития экономики,в том числе посредством охраны форм собственности, организации внешнеэкономических связей и пр.);

 

политическая, или функция безопасности,которая направлена на обеспечение госу-дарственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подав-ления сопротивления противоборствующих социальных сил, охрану суверенитета от внеш-него посягательства и т. п.;

 

социальная –охрана прав и свобод населения или его части,осуществление мер по удо-влетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению надлежащих условий труда, его оплаты, быта и др.;

 

идеологическая –поддержание определенной идеологии,в том числе религиозной,организация образования, поддержание науки, культуры и др.;

 

экологическая –охрана окружающей среды.

 

Однако большинство ученых различают внутренние и внешние функции, поскольку они имеют различные формы и методы реализации. При этом к внутренним функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и финансового контроля, правоохранительную (охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка), а к внешним – обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в раз-личных сферах, в том числе в решении глобальных проблем современности.

 

Характеристика каждой из названных функций позволяет раскрыть содержание дея-тельности государства на современном этапе развития.

 

 

 

Политическая функция. Характеризуя эту функцию,уместно отметить,что все функ-ции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в том числе обеспечение народовластия.

 

Это прежде всего представительные органы, избираемые народом и уполномоченные от его имени осуществлять государственную власть в стране; органы местного самоуправ-


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

ления, посредством которых население конкретного региона решает свои местные дела; формы непосредственного участия народа в осуществлении власти через референдум.

 

Помимо формирования органов государства и участия в решении государственных вопросов, население страны должно иметь возможность контролировать функционирование государственной власти и реализацию принятых решений. С учетом сказанного содержание политической функции в демократическом обществе составляет обеспечение народовла-стия. Это предполагает:

 

1) реализацию волеизъявления народа в форме законотворчества и в иных государ-ственных решениях;

 

2) обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

 

3) создание условий для самоорганизации и самоуправления народа, для формирова-ния демократического гражданского общества, где народу принадлежат основные прерога-тивы в управлении собственными делами;

 

4) официальное представительство общества, поскольку функция обеспечения наро-довластия означает наличие правовых отношений между государством и обществом, зави-симость государства от общества и ответственность перед ним;

 

5) защиту конституционного строя, реализуемую специальными органами (например, Конституционным Судом), а также непосредственно народом путем осуществления права на противодействие любой попытке насильственного изменения или устранения существу-ющего конституционного строя.

 

Функция государства в политической сфере имеет своей стратегической направленно-стью создание жизнеспособного демократического общества.

 

Однако одних демократических институтов недостаточно для осуществления подлин-ного народовластия, так как демократические институты могут быть использованы и в анти-демократических целях. Вместе с тем существует опасность установления тирании боль-шинства, возможной в любой системе демократии. И здесь велика роль государства, которое, выполняя политическую функцию, призвано выступать в роли арбитра при конфликте инте-ресов различных социальных групп и слоев в обществе, не допускать нарушения прав чело-века, интересов меньшинства во имя общего блага.

 

Деятельность государства в политической сфере сложна, многогранна и, по существу, является ключевой, так как создает условия для эффективного выполнения других функций. Эта функция позволяет установить в обществе своеобразный климат, благоприятно разви-ваться другим направлениям деятельности государства.

 

Экономическая функция государства зависит от того,осуществляется ли она в усло-

 

виях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной эконо-мики, господства государственной собственности государство монопольно регулирует эко-номические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления эко-номикой.

 

При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообра-зии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развива-ется преимущественно на основе самоуправления, дополненного целенаправленным регу-лированием со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере.

 

Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сво-дится главным образом к следующим мерам:

 

1) выработка экономической политики в масштабе общества;


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

2) управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общего-сударственное значение, например ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосу-дарственный транспорт, связь и др.;

 

3) установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулиро-вание государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспече-ние равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма), охрана прав потребителя от недобросовестного производителя;

 

4) регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством сво-его экономического суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности.

 

В период экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается.

 

Мировой опыт свидетельствует, что в рыночных отношениях недостаточно уповать лишь на элементы саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регу-лируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономиче-ских отношений в странах с развитой рыночной экономикой применяется планирование. Как показывает опыт зарубежных стран, рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически невозможен без определенных целей, механиз-мов их осуществления, без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирова-ния. Однако характер и содержание планирования в условиях рынка имеют свою специфику. Планирование при рыночных отношениях: а) не носит жесткого характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредито-вание и др.); в) имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей; г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей.

 

При характеристике экономических функций государства следует иметь в виду, что рынок – динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет эффектив-ность.

 

Социальная функция государства многообразна по содержанию и по объему деятель-

 

ности. Ее содержание определяется задачами государства в социальной сфере и провозгла-шением многих государств в качестве социальных. Главное назначение этой функции – обес-печение общественного благополучия, т. е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении такого благополучия.

 

Важную часть социальной функции составляет социальная защита тех, кто нуждается в государственной материальной поддержке: безработные, инвалиды, пожилые, многодет-ные семьи, сироты, дети в неполных семьях, а в условиях межнациональных конфликтов к этой категории добавились беженцы и вынужденные переселенцы.

 

В социальной функции наиболее ярко выражено общесоциальное начало – снятие или смягчение социальных противоречий путем использования цивилизованных средств их раз-решения; обеспечение человеку надлежащих условий жизни посредством гарантирования определенного объема благ за счет государства.

 

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) провозглашено право каждого на жиз-ненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния каждого чело-века, а также его семьи (ч. 1 ст. 25). Общепризнанным эталоном социальной защищенности личности служит гарантированный со стороны государства прожиточный минимум.


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

С переходом к рынку, ростом инфляции социальная поддержка государством мало-обеспеченных граждан приобретает особую значимость. Государство обязано принимать необходимые меры социальной защиты людей от негативных последствий инфляции.

 

Другим важным компонентом социальной функции является обеспечение права каж-дого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы, контроля за безопасно-стью условий труда и соответствием требованиям гигиены, социального страхования и обес-печения. Все эти проблемы предопределяются действием рыночных регуляторов. Рыночная экономика делает необходимыми, с одной стороны, отмену права каждого на получение рабочего места (права на труд), а с другой – формирование системы страхования от безрабо-тицы, подготовки и переподготовки кадров в связи с технологическими изменениями произ-водства, обеспечение государством занятости трудоспособного населения. Но достижение полной занятости – идеальная цель, к которой стремятся многие государства, объявившие себя социальными, однако ни одно из них этой цели не достигло. Более того, во всем мире отмечается рост безработицы. И хотя, по утверждению специалистов, не существует уни-версального плана ликвидации безработицы, государство, называющее себя социальным, должно заботиться о том, чтобы реформы и иные преобразования в стране были бы сориен-тированы на потребности людей, чтобы по возможности смягчить социальные последствия своей политики путем расширения социальных гарантий, поддержки наиболее уязвимых в социальном отношении слоев общества.

 

В реализации социальной функции большое место принадлежит государственной политике в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. В ука-занных областях социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.) образовательных, воспитательных, науч-ных учреждений, учреждений культуры.

 

Что касается управления, организации работы этих учреждений, то они автономны,

 

и вмешательство государства здесь недопустимо, в том числе посредством государствен-ной цензуры печатных – изданий, театральных постановок, кинематографической продук-ции и т. д.

 

В условиях рынка государство должно освободить указанные сферы от рыночных механизмов, взяв их на полное свое обеспечение. Здравоохранение, образование, культура должны быть общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества.

 

Вместе с тем очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функ-ции во многом зависит от материальных возможностей общества, от наличия определенной экономической базы.

Экологическая функция тесно примыкает к социальной,поскольку обусловлена

 

социальной обязанностью государства обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны.

 

В условиях ухудшения экологической обстановки во всем мире, ряда экологических катастроф это направление социальной политики государства приобретает самостоятельное значение. Интенсивная эксплуатация природной среды, нарушение экологических требова-ний, вредные последствия различного рода катастроф требуют постоянного вмешательства государства. Оно устанавливает правовой режим природопользования, определяет эколо-гические требования, условия и порядок использования природных ресурсов, сохранения, восстановления и улучшения качества природной среды, принимает меры при экстремаль-ных экологических ситуациях. Право на безопасную (благоприятную) окружающую среду

 

– одно из естественных прав человека.

 

В статье 42 Конституции РФ зафиксировано: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Это кон-ституционное право предполагает возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права.

 

Государственные гарантии права человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять: планирование и государственное нор-мирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, ката-строф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фон-дов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий; государственный контроль за соблюде-нием природоохранного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организа-ции, виновные в нарушении экологических требований.

 

Важной функцией государства является налогообложение и финансовый контроль. Рыночная экономика использует налоги в качестве инструмента экономической и соци-альной политики государства. Налоги предназначены для: 1) покрытия расходов на содер-жание государственного аппарата; б) перераспределения доходов среди различных групп и слоев населения; в) обеспечения перспективного экономического, культурного и иного развития страны; г) обеспечения обороноспособности и безопасности страны; д) успеш-ного функционирования государства на международной арене. Таким образом, налоговая функция призвана гарантировать практически все направления деятельности государства. По принципам налогообложения можно судить о природе и социальном назначении госу-

 

дарства.

 

Рыночные отношения способны эффективно развиваться только на базе устойчивой налоговой системы, поэтому рассматриваемая функция есть реализация соответствующих властных полномочий государства. В то же время рыночная экономика диктует необходи-мость рассматривать данную функцию как специфические обязательственные отношения между государством и плательщиком налогов. И хотя этот вид отношений носит ярко выра-женный «вертикальный» характер, тем не менее демократизация деятельности государства предполагает внедрение в сферу налогообложения механизмов юридической, в том числе судебной, защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

Другой частью данной функции является финансовый контроль. Он выступает одним из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием всех ресурсов финансовой системы страны и тем самым способствует успешной финансо-вой политике государства. В эту систему включаются не только государственные финансы, но и рынок ценных бумаг, валютные ценности и др.

 

Финансовый контроль имеет своими задачами проверку финансовых обязательств перед государством; проверку соблюдения правил финансовых операций; контроль за пра-вильностью использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении госу-дарственных финансовых ресурсов; предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины и др. От эффективности финансового контроля во многом зависят экономиче-ское благополучие и политическая стабильность страны.

 

Государство располагает широким кругом субъектов финансового контроля. В России это Счетная палата, Центральный банк, Министерство финансов, федеральные налоговая и таможенная службы, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнитель-ной власти и др.

 

В контроле могут участвовать и негосударственные аудиторские организации.

 

В юридической литературе функцию налогообложения и финансового контроля нередко трактуют не как самостоятельную, а в качестве вспомогательной и во многом


 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 

 

обслуживающей по отношению к другим функциям. Безусловно, нельзя отрицать такую ее природу. Но на переходных этапах развития общества, в период его реформирования, сопровождаемого становлением новых рыночных структур и механизмов, данная функция приобретает особое значение и может быть выделена в качестве самостоятельной. Она отличается от других функций не только особой сферой применения, но и формами и мето-дами осуществления: проведение ревизий, проверок, установление нормативов деятельно-сти субъектов, мерами воздействия и др.

 

Значение функции налогообложения и финансового контроля зависит от той роли, которую стремится играть государство в экономике, а также от того, принимает ли оно на себя в полном объеме социальную функцию. Государство, провозглашающее себя как пра-вовое и социальное, должно вести строгий финансовый контроль во всех сферах с целью максимальной защиты интересов общества и личности.

 

Переход к демократическому государству возводит в разряд приоритетных функцию

 

защиты прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка.

 

Обеспечение прав человека и гражданина – главный критерий демократичности госу-дарства. Права человека составляют основу политики в отношениях с другими государ-ствами и со всем мировым сообществом. В современных условиях происходят интерна-ционализация проблемы прав человека, перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики, признание международной юрисдикции по вопросам нарушения прав человека.

 

Во Всеобщей декларации прав человека (1948) закреплен принцип уважения прав человека. Это значит, что все государства должны, во-первых, рассматривать права и сво-боды человека как естественные, неотчуждаемые и неприкосновенные; во-вторых, не допус-кать дискриминации по признакам пола, языка, расы, религии; в-третьих, сотрудничать друг с другом в этой сфере.

 

Многие государства, в том числе Россия, возвели в ранг конституционного принципа уважение прав и свобод человека, а также их защиту и соблюдение. Однако обращает на себя внимание разрыв между некоторыми конституционными положениями и практикой.

 

Выполнение функции защиты прав и свобод человека, обеспечение законности и пра-вопорядка осуществляются системой правоохранительных органов, среди которых боль-шая роль принадлежит судам, органам внутренних дел, государственной безопасности и др. Поэтому эту функцию нередко называют правоохранительной.

 

В последние годы, особенно после распада СССР, обострилась проблема миграцион-ной деятельности Российской Федерации и других постсоветских государств, которые из-за большого притока мигрантов вынуждены заниматься вопросами координации миграци-онной политики. Это обусловило, в свою очередь, формирование специфической самостоя-тельной функции – миграционной. По своему содержанию она многоаспектна и охватывает разнообразные сферы общественной жизни. Она включает:


 

 


Л. А. Морозова. «Теория государства и права»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.