Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учет денежных средств




Основными задачами учета денежных средств являются: своевременное и правильное документирование операций по движению денежных средств и расчетов, контроль за сохранностью денежных средств и ценных бумаг в кассе турфирмы; контроль за целевым использованием денежных средств; своевременностью расчетов с поставщиками, покупателями (заказчиками), бюджетом, банками, служащими и др.; своевременная проверка расчетов с дебиторами и кредиторами для предупреждения просроченной задолженности.

Порядок ведения кассовых операций в организациях Российской Федерации регламентируется постановлением ЦБ РФ от 22.09.93г. №40.

Организации по туризму в связи со спецификой их деятельности проводят большой объем наличных расчетов через кассу. Кассовые операции могут осуществляться с использованием двух видов касс: операционной и главной. Операционные кассы предназначены для получения наличных денег от населения и обслуживаются кассирами - операционистами. Главная касса ведет прием денежной выручки от операционных касс, сдает и получает деньги из банка, выплачивает заработную плату и осуществляет расчеты с юридическими лицами.

Наличные денежные средства, полученные в кассу, должны расходоваться на те цели, на которые они были получены.

При наличии нескольких счетов в различных банках турфирма обращается в один из них с расчетом на установление кассового лимита. После того как лимит кассового остатка установлен, организация рассылает прочим обслуживающим ее банкам уведомление об определенном ей лимите остатка кассы. Если организация не представила расчет не в один из банков, то лимит остатка кассы считается нулевым, а денежная наличность в кассе – сверхнормативной и в обязательном порядке должна сдаваться в банк. Лимит остатка кассы при необходимости в течение года может быть пересмотрен по обоснованной просьбе организации, а также в соответствии с договором банковского счета. Налоговые органы могут проводить проверки по выявлению сверхлимитной кассовой наличности.

Сверх установленных норм наличные деньги могут храниться в кассе только в дни выплаты заработной платы, пособий, стипендий в течение трех дней, включая день получения денег в кредитном учреждении.

За сохранность денежных средств в кассе отвечает кассир, с которым заключается договор о полной материальной ответственности. Руководителем турфирмы должны быть созданы необходимые условия для обеспечения сохранности денег в кассе, иметь сейф для хранения денег и ценностей.

По окончании рабочего дня кассир должен пересчитать денежную наличность в кассе, сверить ее с книжным остатком и опечатать сейф и помещение кассы.

Инвентаризация наличия денежных средств в кассе производится согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности не менее одного раза в месяц. Ревизия кассы проводится внезапно комиссией, назначенной приказом руководителя организации, в присутствии кассира. При этом полистно проверяются наличные деньги, денежные документы, ценные бумаги и бланки строгой отчетности.

На оборотной стороне акта материально ответственное лицо пишет объяснение о причинах излишков или недостач, установленных инвентаризацией, а руководитель турфирмы - решение по результатам инвентаризации. Выявленные излишки наличных денег приходуются с последующим перечислением в доход организации:

Дебет счета 50 ”Касса”

Кредит счета 99 ”Прибыли и убытки”.

В случае выявления недостач их суммы подлежат взысканию с материально ответственного лица (кассира) и оформляются записью:

1. Дебет 84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”

Кредит 50 ”Касса”

2. Дебет 73 ”Расчеты с персоналом по прочим операциям”

Кредит 84 ”Недостачи и потери от порчи ценностей”.

По учету движения денежных средств в кассе установлены первичные документы и отчетность, которые регламентированы Порядком ведения кассовых операций в РФ.

Документом для оприходования денежных средств в кассе является приходный кассовый ордер (форма КО-1). Он состоит из приходного кассового ордера и квитанции. Подписывается ордер и квитанция главным бухгалтером и кассиром, погашается штампом оплачено и оттиском печати предприятия. Приходный кассовый ордер остается, а квитанция к нему отдается лицу, внесшему деньги в кассу.

При расчетах с физическими и юридическими лицами при продаже туристских услуг деньги в операционную кассу могут быть оприходованы только с помощью контрольно-кассовых машин (ККМ) или бланков строгой отчетности (ТУР – 1).

Выдача наличных денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером (форма КО-2). Ордер подписывается руководителем, главным бухгалтером, кассиром и лицом, получающим деньги в кассе с указанием паспортных данных получателя, а также погашается ордер в момент выдачи наличных денег из кассы штампом выдано.

Все приходные и расходные кассовые ордера при выписки должны регистрироваться в журналах регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма КО-3).

Записи в журналах производятся в хронологическом порядке, причем отдельно ведется журнал по регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Движение денег в кассе осуществляется кассиром по кассовой книги (форма КО-4), которая должна быть пронумерована, прошнурована и пропечатана сургучной или мастичной печатью.

Строение кассовой книги (ф. № КО-4) предусматривает де­ление каждого листа на две равные части. Одна из них (с гори­зонтальной линовкой) заполняется кассиром как первый экзем­пляр, не отрывается и остается в книге. Вторая часть (без гори­зонтальных линий) заполняется с лицевой и оборотной сторо­ны через копировальную бумагу. Она служит отчетом кассира и является отрывной частью листа. Причем первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаково.

Предварительно лист сгибают по линии отреза, подклады-вая отрывную часть листа под ту часть, которая остается в кни­ге. Для ведения записей после наименования строки «Перенос» отрывную часть листа накладывают на лицевую сторону неотрывной части и продолжают вести записи по горизонтальным линейкам оборотной стороны неотрывной, т. е. первой части листа. Перенос означает итог сумм, записанных на полностью законченной странице. Он указывается на последней строке этой страницы и на первой строке следующей страницы. В связи с чем обязательно указывается «на с....», «со с....».

На оборо­те последней страницы цифрами и прописью указывается коли­чество страниц (листов) за подписью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица.

Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. В конце рабочего дня подсчитываются итоги по поступлению и выдачи денег в кассе, и выводится остаток на конец дня. Затем кассир предает в бухгалтерию отрывной лист записей с приходными и расходными кассовыми ордерами под расписку в кассовой книги.

При условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом. В этом случае ее листы формируются в виде машинограммы «Вкладной лист кассовой книги». Одновременно с ней формируется машинограмма «Отчет кассира». Обе машинограммы должны составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание. В конце месяца листы кассовой книги сшиваются и скрепляются с указанием количества листов.

Организация может получить наличную иностранную валюту от уполномоченного банка на территории РФ только в случае зарубежной командировки работника. Все остальные валютные операции, связанные с получением наличной иностранной валюты от физических и юридических лиц являются незаконными.

Аванс в валюте может быть выдан способами:

Ø Снятия с текущего валютного счета наличной иностранной валюты (по разрешению банка);

Ø Купли наличной валюты у банка;

Ø Купли дорожного чека в иностранной валюте.

Покупать наличную валюту (или дорожный чек) для оплаты командировочных расходов в обменных пунктах запрещено, следовательно, работнику нельзя выдать из кассы наличные рубли в качестве аванса по зарубежной командировке. Штраф за такое нарушение составляет от 40 тыс. до 50 тыс. рублей (п. 4 ст. 15.25 КоАП).

Валюту с текущего валютного счета можно получить не раньше, чем за 10 рабочих дней до выезда работника в командировку. Одновременно с выдачей наличной валюты или дорожного чека необходимо получить на имя каждого командируемого работника или на имя старшего группы справку по форме № 0406007. она является основанием для вывоза наличной иностранной валюты.

Эту справку необходимо зарегистрировать в «Журнале учета полученных справок».

Чтобы не перевозить крупные суммы денег через границу, можно не получать валюту в российском банке, а перевести ее в иностранный банк на счет командируемого работника либо на его имя до востребования.

Для работы с наличной иностранной валютой организация должна иметь валютную кассу и соблюдать требования, установленные порядком ведения кассовых операций. Ответственность за сохранность валюты, которая находится в кассе, несет кассир.

Бухгалтер при получении в банке наличной валюты обязан:

Ø Оформит приходный кассовый ордер по форме КО-1;

Ø Отразить операцию в «Журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов» (форма КО-3) и в кассовой книге (форма КО-4);

Ø Зарегистрировать справку по форме №0406007 (обмен валюты) в «Журнале учета полученных справок».

Турфирма в течение отчетного периода ведет только одну кассовую книгу, в которой отражают наличие и движение как национальной валюты, так и иностранной валюты в размере рублевого эквивалента пересчитанного по курсу Центрального банка России на день регистрации операции. Если курс иностранной валюты изменяется, в учете возникает курсовая разница по валютной кассе. К кассовым документам подшивается справка по расчету курсовой разницы: Дебет 71 Кредит 50 – выдан аванс в валюте на командировочные расходы. Остатки кассовой наличности в инвалюте подвергаются переоценке при изменении курса рубля по отношению к имеющейся у турфирмы иностранной валюте. Результат переоценки отражается в корреспонденции субсчета 50-2 со счетом 99 ”Прибыли и убытки”.

Неиспользованные суммы наличной валюты или дорожные чеки нужно сдать в банк в течение 10 рабочих дней после того, как работник сдаст их в кассу операции.

Министерство финансов РФ Письмом «О формах документов строгой отчетности» от 16 июня 1994г.№16-30-65 и Госналогслужба РФ Письмом от 30 августа 1994г.№ НИ-6-143/320 утвердили бланки путевок как бланки строгой отчетности для организаций Российской ассоциации социального туризма. В дополнении к ним Письмом Минфина России «Об утверждении форм документов строгой отчетности» от 26 марта 1996г.№ 16-00-30-19 для организаций, осуществляющих туруслуги, была утверждена форма ТУР-1 «Туристская путевка», используемая при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин.

Туристская путевка – документ, подтверждающий факт передачи права на получение сформированного пакета (комплекса) туристских услуг. Для составления (выписывания) турпутевки необходимо полностью сформировать весь пакет туристских услуг, который будет в ней отражен. О формировании упоминается только при определении понятия «туроператорская деятельность», следовательно, турпутевки составляет (выписывает) только туроператор. Следует отметить, что в форме бланка ТУР-1 не предусмотрено место для внесения наименования посредника, которым является турагент.

Таким образом, турагент не составляет путевок, а реализует населению чужие путевки и расчет за них должен производиться с применением контрольно-кассовых машин.

Путевки, оформленные как бланки строгой отчетности, должны быть изготовлены типографским способом.

При изготовлении документов строгой отчетности допускается вносить изменения в части расширения и сужения граф с учетом значимости показателей, включения дополнительных реквизитов для записи необходимой информации.

Форма ТУР-1 регистрируется в налоговой инспекции и учитывается как бланк строгой отчетности. Порядок использования бланка определяется внутренними распорядительными документами организации. При этом их следует пронумеровывать, прошивать и ставить печать турфирмы.

Также организации туризма могут получать наличные деньги с использованием бланков:

Ø железнодорожных и авиабилетов;

Ø квитанций разных сборов.

В бухгалтерском учете приобретение путевок может отражаться на следующих счетах:

Ø счет 10 «Материалы» по наименованию, количеству и фактической стоимости с дальнейшим списанием, при выдаче под отчет на забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности» по наименованию, количеству и фактической цене приобретения или условной оценке;

Ø счет 006 «Бланки строгой отчетности» по наименованию, количеству и в условной оценке. Если туроператор передает свои бланки турагенту, то передача осуществляется на основании актов приема-передачи с указанием номеров бланков. Если бланки передаются без указания их номинальной стоимости, то они учитываются на забалансовом счете 006 и списываются по мере расхода.

Перечень используемых бланков строгой отчетности, порядок их хранения, выдачи и ответственности за них устанавливаются руководителем организации.

Порядок учета бланков строгой отчетности:

Дебет 60 Кредит 51 – оплачен счет типографии.

Дебет 10 Кредит 60 – получены бланки от типографии.

Дебет 19 Кредит 60 – учтен НДС по полученным бланкам.

Дебет 26 Кредит 10 – бланки переданы для использования.

Дебет 006 – при получении бланков делается запись в журнале регистрации бланков строгой отчетности по номерам и запись на забалансовом счете.

Кредит 006 – после отчета материально-ответственных лиц об использовании бланков, их стоимость списывается с забалансового счета.

Передача путевок и билетов представителями организаций (при их продаже юридическим лицам) производится по накладной при наличии доверенности на право получения билетов и путевок.

Туристские организации должны использовать ККМ в следующих случаях:

1. при получении авансов и предоплат от физических и юридических лиц за туры:

Ø при продажи путевок, полученных от других организаций (санаториев, домов отдыха), при перепродажи авиабилетов, бланки которых содержат реквизиты и печать другой организации

Ø при получении полной или частичной предоплаты, предусмотренной договором, заключенным между турфирмой и гражданином. Бланки приходных кассовых ордеров, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998г. № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации», не являются бланками строгой отчетности

Ø при приеме наличных денег в виде авансов и предоплат за путевки, оплаты стоимости виз и иных услуг, оплачиваемых туристами сверх стоимости путевок обязательно наличие ККМ.

2. Также ККМ применяется в случае продажи турагентамии путевок с печатью и реквизитами туроператоров, при продажи полученных от других организаций авиа и ж/д билетов, которые содержат штамп передавшей организации. В случае продажи авиабилетов организация должна иметь свой оригинальный штамп.

3. Если агент от своего имени представляет скидку покупателю за счет своего агентского вознаграждения, а, следовательно, полученная сумма оплаты отличается от суммы, указанной в бланке строгой отчетности, то в этом случае также деньги приходуются на основании чека ККМ.

На основании статьи 4 Закона о применении ККМ, при осуществлении денежных расчетов допускается применение только зарегистрированных в налоговых органах контрольно-кассовых машин. На основании Закона допускается применение только исправных ККМ с долговременным и энергонезависимым хранением информации в контрольной памяти.

Турфирмы могут иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов, по одному в каждом самостоятельно выбранном банке, и производить расчеты с любого из них. Расчетный счет открывают юридические лица имеющие самостоятельный баланс.

Движение средств на расчетном счете оформляется документами, утвержденными банком, основными из которых являются:

Ø Чек денежный и объявление на взнос наличными – при наличных расчетах;

Ø Платежное поручение, чек расчетный, платежное требование-поручение – при безналичных расчетах.

Чек денежный представляется банку для снятия с расчетного счета организации указанной в чеке суммы наличных денег. Чек выписывается от руки чернилами или шариковой ручкой, при этом фамилия, имя и отчество получателя средств и сумма пишутся с заглавной буквы, обязательно с начала строки, а свободные места в сроках прочеркиваются сплошной чертой. Чеки подписывает руководитель организации и главный бухгалтер или уполномоченные ими лица, и скрепляют печатью организации.

Организация периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) получает от банка выписку из расчетного счета, т.е. перечень произведенных им за отчетный период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других организаций, на основании которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные турфирмой.

Списание денежных средств с расчетного счета при безналичных расчетах оформляется платежным поручением, расчетным чеком. Платежи по безналичным расчетам осуществляются в соответствии с Положением о безналичных расчетах в РФ, введенным в действие с 1 июля 1992 года, данные платежи банк осуществляет только с согласия владельца расчетного счета. Порядок заполнения платежных поручений регламентирован письмом ЦБ РФ от 14 октября 1997 г. № 30, введенным в действие с 1 января 1998 г.

Зачисление денежных средств на расчетный счет при наличных расчетах оформляется объявлением на взнос наличными. Объявление на взнос наличными – это документ, который представляется банку при взносе наличных денег на расчетный счет. Объявление на взнос наличными заполняют в одном экземпляре, в нем обязательно указывают источник вносимых денег (выручка за реализацию турпродукта, оказанные услуги). В подтверждение получения денег банк выдает квитанцию, которая служит оправдательным документом и основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера и списания денежных средств в кассе. Зачисление денежных средств на расчетный счет при безналичных расчетах оформляется с помощью платежных требований-поручений, то есть распоряжений получателя денежных средств к банку плательщика перечислить указанную сумму со счета плательщика на счет получателя за оказанные услуги, выполненные работы, поставленные товарно-материальные ценности. По мере совершения операций на счете банк выдает своему клиенту выписку из его расчетного счета.

Выписка из расчетного счета является банковским документом. Сохраняя денежные средства организации, банк считает себя должником турфирмы (т.е. на счете турфирмы учитывает банковскую кредиторскую задолженность перед ней), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) - по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания - по кредиту. Выписка из расчетного счета имеет определенные показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются турфирмой. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом ”погашено”. Ошибочно зачисленные или списанные с расчетного счета суммы принимаются на счет 63 ”Расчеты по претензиям”, а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учете организации задолженность списывается. На полях проверенной выписки против сумм операций и в документах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом 51 ”Расчетный счет”, а на документах указывается еще и порядковый номер его записи в выписке.

Полученная из банка выписка в течение дня проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды).

Для учета наличия и движения валютных средств организация открывает валютный счет. Для открытия валютного счета (как и расчетного счет) представляются в банк следующие документы:

Ø заявление об открытии валютного счета (расчетного счета);

Ø заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации;

Ø карточку с образцами подписей руководителя (первая подпись), главного бухгалтера (вторая подпись) и оттиском печати (2 экземпляра, один из них должен быть заверен нотариально);

Ø справку о постановке организации на учет в налоговой инспекции;

Ø копию справки о присвоении организации статистических кодов;

Ø справку из банка, в котором открыт расчетный счет.

Банк может потребовать и другие документы (например, копии Приказов о назначении руководителя и главного бухгалтера организации).

Открытие валютного счета предполагает открытие трех счетов для учета операций с иностранной валютой:

Ø текущего валютного счета – для учета валюты, находящейся в распоряжении организации (в том числе валютной выручки, оставшейся после ее обязательной продажи);

Ø транзитного валютного счета – для учета поступившей валютной выручки (до ее обязательной продажи);

Ø специального транзитного валютного счета – для учета валюты, купленной на внутреннем валютном рынке.

Об открытии валютного счета необходимо в течении 10 дней сообщить в налоговую инспекцию. Обязанность сообщить в налоговую инспекцию об открытии и закрытии счетов согласно статьи 23 НК РФ лежит на организации, но также и на банке, который дает соответствующую справку. На практике банк делает два экземпляра справки: один – отправляет в налоговую инспекцию, второй – отдает организации. О закрытии валютного счета налоговая инспекция должна быть извещена также в течении 10 дней. Открыть валютный счет за пределами России можно только с разрешения Центрального банка РФ.

Существенным вопросом для туроператора является оплата счетов поставщиков туристских услуг. Проанализируем особенности расчетов с целью оптимизации учетного процесса.

При заключении сделки с зарубежным партнером туроператор должен согласовать условия расчетов. Основными аспектами, требующими согласования, являются форма (или способ) платежей, их сроки и основание, а также санкции за их просрочку.

Для выполнения банковских переводов за границу российской стороне необходимо иметь валютный счет в российском банке, имеющем корреспондентские связи с зарубежными банками. Расчеты осложняются, если между российским банком и иностранной компанией имеется банк-посредник, удлиняется время прохождения денег от плательщика к получателю, увеличиваются операционные расходы. В переговорах с партнером по операционным расходам необходимо четко определить, на чей счет они будут отнесены (на счет российской или иностранной фирмы). При использовании банковских переводов в расчетах с иностранной компанией российский туроператор должен уточнить банковские реквизиты принимающей стороны.

Для расчетов с иностранной фирмой (при ее согласии) могут быть использованы дорожные чеки (например «Америкэн экспресс», «Виза»). В этом случае российская фирма покупает на необходимую сумму в одном из российских банков дорожные чеки, которые передает иностранной компании через сопровождающего группы в первом пункте обслуживания.

В отдельных случаях российские турфирмы при организации индивидуальных туров договариваются об оплате за пакет услуг наличной валютой, которую вывозят сами туристы. По прибытии в первый пункт назначения туристы непосредственно оплачивают представителю иностранной компании установленную стоимость пакета услуг.

Если российский туроператор отправляет туристов за рубеж, и принимает иностранных туристов через одну и ту же иностранную компанию, то с данным партнером возможны взаиморасчеты на основе клиринга (системы безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств). По окончании всех операций подсчитывается сальдо, которое погашается одной из сторон.

В международном туристском бизнесе в подавляющем большинстве случаев применяется предварительная оплата. Поэтому можно ожидать, что иностранная принимающая компания будет настаивать на том, чтобы деньги за обслуживание российских туристов были переведены до их прибытия в первый пункт маршрута. Турфирма подает в свой банк заявление на перевод или валютное платежное поручение. Форма бланка заявления устанавливается каждым банком произвольно. При проведении международных расчетов в иностранной валюте банки используют платежно-расчетную систему «SWIFT» («Общество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций»). Эта система требует заполнения некоторых обязательных реквизитов, поэтому большинство полей у различных банков практически не отличается.

Важным вопросом переговоров является определение срока (дня) платежа. Таким сроком является день поступления денег на счет иностранной фирмы.

Целесообразно добиваться от иностранного партнера согласия на максимальное приближение срока поступления денег на счет к дню прибытия российских туристов в страну путешествия.

В соответствии с действующим законодательством для исполнения банковского перевода за границу необходимо иметь соответствующее основание, им может быть или копия контракта или счет принимающей стороны, которые предъявляются в банк вместе с платежным поручением. При ведении переговоров с иностранной компанией необходимо договориться о времени получения от нее правильно оформленных счетов на оплату обслуживания российских туристов.

Санкцией, применяемой за просрочку платежей в международном туризме, является уплата пени. Ее размер составляет 0,05 % суммы задолженности за каждый день задержки платежа.

Порядок отражения операций, связанных с покупкой валюты, зависит от целей, на которые она приобретается. В соответствии с указанием Центрального банка от 20 октября 1998 г. №383-У валюту можно покупать в следующих случаях:

Ø для оплаты зарубежного контракта;

Ø на другие цели (оплату командировочных расходов, выплату заработной платы сотрудникам зарубежного представительства, погашение кредитов, полученных в иностранной валюте).

Чтобы купить валюту, необходимо перечислить определенную сумму в рублях. Перечисление денежных средств на покупку валюты отражается проводкой:

Дебет 57 Кредит 51 – перечислены средства для покупки валюты.

Дебет 52 – 1-3 Кредит 57 –приобретенная банком валюта зачислена на специальный транзитный валютный счет.

Купленная валюта должна быть переведена иностранной организации в течение 7 дней. В противном случае она будет продана банком. За проведение операции по покупке валюты банк удерживает комиссионное вознаграждение. Удержанное вознаграждение учитывается проводкой:

Дебет 91 – 2 Кредит 51 – комиссионное вознаграждение отнесено в состав операционных расходов.

Купленная валюта должна учитываться по официальному курсу Центрального банка России, который действует на дату поступления денег. Но фактический курс иностранной валюты, по которому она покупается и продается, как правило, отличается от официального курса Центрального банка России. Возникающая разница называется финансовым результатом от покупки валюты. Если официальный курс валюты меньше, чем курс, по которому она была куплена, то сумма возникшей разницы учитывается проводкой:

Дебет 91 – 2 Кредит 57 – отражена разница между курсом покупки валюты и официальным курсом ЦБ России.

Если официальный курс валюты больше, чем курс, по которому она была куплена банком, сумма возникшей разницы отражается в составе операционных доходов:

Дебет 57 Кредит 91 – 1 – отражена разница между курсом покупки валюты и официальным курсом ЦБ России.

Пример 1. ООО «» должно оплатить размещение туристов в гостинице в сумме $ 3000 CША. Турфирма подала в банк заявку на приобретение валюты и перечислило банку для оплаты контракта 90 000 руб. банк приобрел валюту на бирже по курсу 29 руб./ USD. Курс доллара, установленный ЦБ России, - 28 руб./ USD.

В бухгалтерском учете необходимо выполнить следующие записи:

Дебет 57 Кредит 51 = 90 000 руб. – перечислены рубли для покупки валюты.

Купленная банком валюта зачислена на специальный транзитный валютный счет по курсу ЦБ России (28 руб./ USD).

Дебет 52 – 1-3 Кредит 57 = 84 000 руб. (3000 USD*28 руб./ USD) – купленная валюта зачислена на специальный транзитный валютный счет.

Так как банк приобрел валюту по курсу 29 руб./ USD, необходимо отразить разницу между курсом покупки и курсом ЦБ России.

Дебет 91 – 2 Кредит 57 = 3000 руб. (3000 USD*(29 руб./ USD - 28 руб./ USD)) – отражена разница между курсом ЦБ России и курсом, по которому банк «Коммерческий» приобрел валюту на бирже.

Удержано комиссионное вознаграждение банка 1000 руб.:

Дебет 91 – 2 Кредит 57 = 1000 руб. – комиссионное вознаграждение банку.

Дебет 51 Кредит 57 = 2 000 руб. (90 000 – (87000 + 1000)) – зачислены на расчетный счет средства, не израсходованные на покупку валюты.

Российская турфирма может получать на свой валютный счет валюту по оплате услуг въездного туризма в виде комиссионных и агентских вознаграждений при оказании услуг иностранным организациям и физическим лицам нерезидентам. Вся сумма выручки, полученная организацией, зачисляется на ее транзитный валютный счет, а банк направляет организации соответствующее извещение. В соответствии с законодательством организация в течение 7 календарных дней обязано продать 50 % поступившей иностранной валюты через уполномоченные банки на торгах межбанковских валютных бирж по сложившемуся в результате торгов курсу. За осуществление обязательной продажи валюты организация уплачивает комиссию банку и вознаграждение межбанковской валютной бирже.

Согласно Инструкции о порядке продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ, утвержденной приказом ЦБ РФ от 29.06.92 г. №02 – 104Д, до обязательной продажи части валютной выручки организация может произвести оплату с транзитного валютного счета следующих расходов, связанных с ее получением: таможенных пошлин и сборов в иностранной валюте; комиссионных сборов банку и посредническим организациям по экспортному контракту; за транспортировку, страхование. Если организация оплатила эти расходы с текущего валютного счета, то на данную сумму валюта с транзитного счета перечисляется на текущий счет без обязательной продажи ее части.

Не подлежат обязательной продаже следующие валютные поступления от нерезидентов:

Ø взносы в уставной капитал;

Ø доходы от участия в капитале; поступления от продажи фондовых ценностей (акций, облигаций);

Ø проценты по ценным бумагам;

Ø суммы, полученные в виде кредитов;

Ø суммы, поступившие в погашение предоставленных кредитов и в оплату процентов по ним;

Ø поступления в виде пожертвований на благотворительные цели;

Ø поступления в виде возврата авансовых платежей (предоплаты) по неисполненным импортным контрактам.

Обязательной продаже не подлежат поступившие от резидентов платежи в иностранной валюте, которые производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки (средства на текущих валютных счетах юридических лиц), а также средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке.

После обязательной продажи экспортной выручки оставшаяся ее часть перечисляется банком с транзитного на текущий валютный счет организации. В обязательном порядке нужно продать:

Ø 50% выручки, поступившей в иностранной валюте;

Ø валюту, приобретенную для оплаты импортируемых материальных ценностей и не перечисленную иностранному поставщику в течение 7 дней после ее зачисления на валютный счет организации.

Денежные средства (рубли), полученные от продажи валюты, банк зачисляет на расчетный счет. Поручение на обязательную продажу валюты оформляется в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером и руководителем организации.

Отражение операций по обязательной продаже валютной выручки в бухгалтерском учете можно рассмотреть на практическом примере:

Пример 2. 14 марта 2005 года на транзитный валютный счет ООО «» в банке поступила валютная выручка в сумме $10 000, курс ЦБ на дату поступления 27 руб./USD. В этот же день «» направил банку поручение на обязательную продажу 50% поступившей выручки ($5000) и на зачисление оставшейся суммы на текущий валютный счет. Банк продал валюту по курсу 28 руб./USD. Курс доллара США, установленный ЦБ России на день поступления валюты на транзитный валютный счет, а также на день ее продажи и зачисления остатков на текущий валютный счет, составил 27 руб./USD. За проведение операции банк «Коммерческий» списал с расчетного счета «» 1000 руб.

Были сделаны следующие проводки:

Дебет 52 – 1-2 Кредит 62 = 270 000 руб. (10 000 USD*27 руб./USD) – поступила валютная выручка на транзитный счет.

Дебет 57 Кредит 52 – 1-2 = 135 000 руб. (5000 USD*27 руб./USD) – часть валютной выручки направлена на продажу.

Дебет 51 Кредит 91 – 1 = 140 000 руб. (5000 USD*28руб./USD) – денежные средства от обязательной продажи валютной выручки зачислены на расчетный счет.

Дебет 57 Кредит 91 – 1 = 5000 руб. – отражена финансовая разница от продажи валюты.

Дебет 91 – 2 Кредит 51 = 1000 руб. – удержано банком комиссионное вознаграждение.

Дебет 52 – 1-1 Кредит 52 – 1-2 = 135 000 руб. ((10000 USD – 5000 USD)*27 руб./USD) – валюта, оставшаяся после обязательной продажи, зачислена на текущий валютный счет.

После зачисления на текущий валютный счет оставшейся от обязательной продажи валюта может быть продана в добровольном порядке.

Курсовые разницы возникают, если:

Ø Цена товаров (работ, услуг) в договоре выражена в валюте;

Ø Товары (работы, услуги) оплачены в валюте;

Ø Курс иностранной валюты изменился.

По счетам имущества, прибылей и убытков, уставного капитала курсовые разницы не рассчитываются, а стоимость активов и пассивов, учтенных на них, не переоцениваются в связи с изменением курса валюты.

На дату совершения операции в иностранной валюте и на дату составления отчетности нужно пересчитать стоимость иностранной валюты на счетах денежных средств и сумму дебиторской и кредиторской задолженностей по обязательствам, выраженным в валюте.

Наличную валюту и средства на счетах в банках при необходимости можно пересчитывать по мере изменения курсов иностранных валют. В учете могут возникнуть как положительные, так и отрицательные курсовые разницы.

Положительные курсовые разницы образуются:

1. При пересчете доходов денежных средств на валютном счете или валюты в кассе, если на дату осуществления операции с валютой (дату составления отчетности) ее курс вырос;

2. При пересчете кредиторской задолженности, если на дату погашения задолженности (дату составления отчетности) курс валюты оказался ниже, чем на дату возникновения;

3. При пересчете дебиторской задолженности, если на дату погашения задолженности (дату составления отчетности) курс валюты оказался выше, чем на дату ее возникновения.

Сумма положительной курсовой разницы включается в состав внереализационных доходов. Для этого необходимо сделать проводку:

Дебет 50 (52, 60, 62, 66, 76) кредит 91-1 – отражена положительная курсовая разница.

Отрицательные курсовые разницы образуются:

1. При пересчете денежных средств на валютном счете или валюты в кассе, если на дату осуществления операции с валютой (дату составления отчетности) ее курс снизился;

2. При пересчете кредиторской задолженности, если на дату погашения задолженности (дату составления отчетности) курс валюты оказался выше, чем на дату ее возникновения;

3. При пересчете дебиторской задолженности, если на дату погашения задолженности курс валюты оказался ниже, чем на дату ее возникновения.

Сумма отрицательной курсовой разницы включается в состав внереализационных расходов. Для этого бухгалтеру необходимо сделать проводку:

Дебет 91-2 Кредит 50 (52,60,62,66,76) – отражена отрицательная курсовая разница.

Существует особый порядок учета курсовых разниц по вкладам учредителей в уставный капитал:

Счет 80 «Уставной капитал» не переоценивается, а курсовые разницы учитываются на счете 75 «Расчеты с учредителями» между датой формирования уставного капитала и датой его фактической оплаты. Положительные курсовые разницы учитываются проводкой:

Дебет 75 Кредит 83 – сумма положительных курсовых разниц отнесена на добавочный капитал.

Отрицательные курсовые разницы учитываются проводкой:

Дебет 83 Кредит 75 – сумма отрицательных курсовых разниц отнесена на добавочный капитал.

Суммовая разница – это разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете (п. 6.6 ПБУ 9/99).

Величина дохода определяется (увеличивается или уменьшается) с учетом суммовой разницы, возникшей в случае, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте.

Согласно п. 3 ст. 169 НК РФ и Порядку ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 2.12.2000 г. № 914, все плательщики НДС обязаны составлять счет-фактуры при отгрузке товаров, выполнении работ и оказании услуг.

В соответствии с п. 7 ст. 169 НК РФ в том случае, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте, суммы, указываемые в счете-фактуре, могут быть выражены в иностранной валюте.

Если поставщик оформляет счета-фактуры в рублях по курсу, действующему на дату отгрузки товаров (работ, услуг), при получении оплаты в погашение задолженности, числящейся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», на сумму положительной суммовой разницы должны быть оформлены счета-фактуры, в графе 1 которых кроме наименования товаров (работ, услуг) следует указать «перерасчет по суммовой разнице по счету-фактуре №…, дата…».

Дебет 62 Кредит 90 – получена выручка;

Дебет 90 Кредит 68 – учтен НДС по выручке;

Дебет 50 или 51 Кредит 62 – получена оплата;

Дебет 62 Кредит 90 – учтена положительная суммовая разница (оплата больше продажи);

Дебет 90 Кредит 62 – учтена отрицательная суммовая разница (отгрузка больше оплаты);

Дебет 90 Кредит 68 – скорректирован НДС по положительной суммовой разнице;

Дебет 68 Кредит 90 – скорректирован НДС по отрицательной суммовой разнице.

Согласно п. 5 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной или иной форме или величине кредиторской задолженности. Размер оплаты определяется (уменьшается или увеличивается) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете (п. 6.6 ПБУ 10/99). В результате этого у организации-покупателя возникает необходимость в корректировке как счетов учета товарно-материальных ценностей, так и задолженности по ним.

Дебет 60 Кредит 51 – перечислена оплата поставщикам;

Дебет 08, 10, 41, 20 Кредит 60 – получены товары, работы, услуги;

Дебет 19 Кредит 60 – учтен НДС с полученных ценностей работ, услуг;

Дебет 60 Кредит 08, 10, 41, 20 – учтена положительная суммовая разница (оплата меньше, чем стоимость полученного);

Дебет 08, 10, 41, 20 кредит 60 – учтена отрицательная суммовая разница;

Дебет 19 Кредит 60 – доначислен НДС по отрицательной суммовой разнице;

Дебет 60 Кредит 19 – уменьшен НДС по положительной суммовой разнице.

Пример 3. осуществлена продажа туристической путевки на сумму 1200 у.е. при условии, что осуществляется предоплата в размере 50 %. Курс рубля к доллару США, установленный ЦБ РФ, составляет:

1. На дату предоплаты – 29 руб.;

2. На дату отгрузки (реализации) – 30 руб.;

3. На дату последующей оплаты – 31 руб.

Рассмотрим расчет суммовой разницы в бухгалтерском учете в случае осуществления предоплаты. В бухгалтерском учете туроператора данные операции отражаются следующим образом:

Дебет 50 Кредит 62 = 17 400 руб. (600 USD * 29 руб.) – поступила предоплата (50 %).

Дебет 62 Кредит 68 = 2900 руб. – начислен НДС с суммы предоплаты.

Дебет 62 Кредит 90 = 35 400 руб. (600 USD * 29 руб. + 600 USD * 30 руб.) – отражена выручка за проданную путевку.

Дебет 68 Кредит 62 = 2900 руб. – восстановлен НДС с суммы предоплаты.

Дебет 90 Кредит 68 = 5900 руб. – начислен НДС с оборота по реализации туристских продуктов.

Дебет 51 Кредит 62 = 18 600 руб. (600 USD * 31 руб.) – поступила последующая оплата (доплата) за продукцию (50%).

Дебет 62 Кредит 90 = 600 руб. (600 USD* (31 руб. – 30 руб.)) – отражена положительная суммовая разница у поставщика в части последующей оплаты (доплаты) на дату погашения дебиторской задолженности.

Дебет 90 Кредит 68 = 100 руб. – доначислен НДС с положительной суммовой разницы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.212 сек.