В любой версии компьютерной метафоры возникает проблема, кто явля- ется активным зрителем и мыслителем, — проблема «гомункулуса». В этой модели психическая реальность не нужна. Достаточно «жесткого вооруже- ния» (железа) — структуры нервной системы и «мягкого вооружения» (про- грамм) — когнитивного опыта субъекта.
Основные теоретические подходы в когнитивной психологии
«Метафорическому компьютеру» не хватает целостной картины мира и активной внутренней («психической») жизни, не говоря о внешней. Мож- но предположить, что «метафорический компьютер» не просто перерабаты- вает информацию, а производит нечто, что способно влиять на его работу, преобразовывать и направлять его активность по поиску и переработке ин- формации путем прямого воздействия на физические процессы, происхо- дящие в компьютере.
Я.А. Пономарев [1973] выдвинул принцип двуаспектности исследова- ния любых форм отражения (в том числе психического). Он полагал, что исследование отношения отображения к отображаемому есть задача гно- сеологии. В пределах гносеологического подхода психическое отражение идеально по отношению к внешнему материальному объекту. Но психи- ческое может быть рассмотрено и как процесс и результат взаимодействия отражающей и отражаемой материальных реальностей, т.е. стать предме- том естественнонаучного исследования. Выделение психики как объекта исследования предполагает, что психическое имеет собственную онтоло- гию. Психическое, являясь материальным, вероятно, имеет иную физи- ческую природу, нежели регистрируемые современными методами электрофизиологии физиологические процессы, и, возможно, существу- ет некоторая физическая модель, адекватно описывающая природу психи- ческой реальности.
Л.М. Веккер [2000] полагал, что физико-физиологической основой мен- тальной реальности является состояние сенсорной периферии. На этом уровне происходит «встреча» потоков возбуждения, идущих из «центра» (головного мозга) на периферию и от объекта к центру. Онтогенетически первичными являются тактильные ощущения: дистантные анализаторы заимствуют источники предметной структуры своих образов из сферы так- тильно-кинестетических ощущений. Только они непосредственно репре- зентируют не действующие на расстоянии свойства раздражителей и их пространственно-временную структуру.
Другим вариантом физического описания психической реальности яв- ляется на сегодня голографическая модель. Актуально переживаемую пси- хическую реальность можно рассматривать как «стоячую волну» — голо- грамму, возникающую в результате функционирования головного мозга как целостной системы. Поле — носитель голограммы — является электро- магнитным; это очевидное, но отнюдь не единственное решение.
Основное содержание представлений о психике как волновой структуре можно свести к следующему. Система, ответственная за отражение взаимо- действия индивида со средой и регуляцию поведения индивида в среде, по- стоянно порождает и поддерживает существование некоторой реальнос- ти, которую мы называем психикой. Субъективная реальность — часть пси- хики, переживаемая актуально «здесь» и «теперь». Функцией одной из си- стем человеческого организма (и любого другого высокоорганизованного организма) является порождение и поддержание в активном состоянии «психической реальности», которая сама является активной. В этом и со- стоит сущность феномена «субъекта психической деятельности».
Глава 1. Основания когнитивной психологии
Идея голографического описания процессов кратковременной памяти и работы головного мозга в целом принадлежит психофизиологу Карлу При- браму [Pribram, 1991]. Она восходит к предложенному в 1906 г. Д. Гольд- штейном описанию восприятия и памяти как резонансным взаимодействи- ям между волновыми фронтами, которые создаются при поступлении сен- сорных потоков в кортикальные области человеческого мозга. Затем К. Лешли в 1942 г., полемизируя с В. Келером [Kbhler, 1929], предложил го- лографическую гипотезу как альтернативу локализационизму при описа- нии соотношений между мозгом и воспринимаемым образом. К. Боринг попытался применить голографическую гипотезу для объяснения процес- сов восприятия и памяти. В пользу ее выбора говорят следующие феноме- нологические признаки психической реальности: непрерывность; процес- суальность; целостность психического процесса; общее познается раньше частей, генерализация предшествует дифференцировке; резонансные (си- мультанные) взаимодействия в психике первичны по отношению в после- довательным (сукцессивным); стабильность актуального образа мира во вре- мени при наличии «потока сознания». Другие признаки — нелокальность, экстериоризованность и прочие — являются более дискуссионными.
Свойства оптической голограммы очень похожи на феноменологию психической реальности. Оптическая голограмма отличается от обычной фотографии тем, что на пленке фиксируется не интенсивность света, а структура волнового фронта.
Свойства голографической памяти удивительны:
1) голографическая память распределена по всему объему (площади) но- сителя;
2) большой объем памяти сконцентрирован в малом пространстве;
3) уменьшение объема носителя лишь ухудшает детализированность изображения, но не уничтожает его части;
4) оптическая голограмма (реконструкция) трехмерна, изображение кон- стантно, детализировано;
5) оптическая реконструкция возникает далеко от хранилища, а не ло- кализована в том же месте, где находится носитель;
6) голограмма ассоциативна: если она сделана через отраженный свет с двух сторон объекта, то освещение носителя восстановит «прозрач- ное» изображение объекта по свету, отраженному лишь с одной сто- роны.
Математический аппарат голографии, разработанный Д. Табором в 1948 г., почти сразу же стал использоваться специалистами в области нейрофизиоло- гии для описания процессов восприятия и памяти. В настоящее время создан ряд конкретных моделей переработки человеком информации, основанных на голографической гипотезе. К их числу относится модели К. Прибра- ма, Д.Н. Спинелли, В.Д. Глезера и других исследователей [Pribram, 1991].
Сторонники голографической модели считают, что она дополняет ин- формационную метафору в исследованиях процесса человеческого позна- ния. Без приемлемой физической модели психической реальности невоз-
Основные теоретические подходы в когнитивной психологии
можно решить основные проблемы когнитивной психологии. Однако эк- спериментальное обоснование или опровержение голографической гипо- тезы является делом будущего.
На сегодняшний день ясно, что различные подходы к описанию инди- видуального познания акцентируют разные стороны целостной и много- мерной психической реальности, как это отмечал в своих работах осново- положник системного подхода в психологии Б.Ф. Ломов.
В заключение нельзя не отметить, что взаимодействие и взаимное обо- гащение двух основных направлений науке о человеческом познании — «непосредственного» (экологического) и «опосредованного» (информаци- онного) — необходимо и неизбежно. Здесь мы сталкиваемся с известным принципом дополнительности, который с легкой руки Нильса Бора рас- пространился в середине XX века на все естественные (а ныне и на гума- нитарные) науки за пределы квантовой механики.
Другое рассогласование позиций — полемика сторонников идеи единства (изоморфизма в частном случае) механизмов познавательной активности со сторонниками коренного различения «низших» и «высших» познаватель- ных процессов, «природных» и «культурно-обусловленных». Сторонники первой точки зрения — гештальтпсихологи, когнитивисты, необихевиори- сты, сторонники второй — представители культурно-исторической психо- логии (Л.С. Выготский, М. Коул и другие). Нужно ли преодолевать эти рас- хождения на философско-теоретическом уровне или следует отнестись к ним как к различным непротиворечивым и не противоречащим друг дру- гу вариантам описания одной и той же реальности? В последнем случае не- обходимо определить зоны ограничений для каждого варианта описания и объяснения человеческого индивидуального познания и создать «транс- лятор», согласующий эти описания. Вероятно, главных достижений в об- ласти когнитивной психологии можно ожидать на этом пути.
Литература
Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.
Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: На- ука, 1978.
Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.
Веккер Л.М. Мир психической реальности. М.: Логос, 2000.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976.
Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука, 1977.
Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: ИПП, 1997.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: МГУ, 1975.
Линдсей Н., Норман Д. Переработка информации человеком. М.: Мир, 1973.
Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К.Н. Планы и структуры поведения. М.: Мир, 1965.
Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.
Норман Д. Память и научение. М.: Прогресс, 1985.
Глава 1. Основания когнитивной психологии
Плаус С. Психология оценки и принятия решения. М.: Республика, 1998.
Представление и использование знаний. М: Мир, 1989.
Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1973.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.
Фодор Дж., Повалишин 3. Коннекционизм и когнитивная структура: критичес- кий обзор// Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1995. С. 230—313.
Эволюция, эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его кри- тики. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Anderson J.R. Methodologies for studying human knowledge // Behav. and Brain Sci. 1987. Vol. 10. P. 467-505.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление