Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Голографическая модель




В любой версии компьютерной метафоры возникает проблема, кто явля-
ется активным зрителем и мыслителем, — проблема «гомункулуса». В этой
модели психическая реальность не нужна. Достаточно «жесткого вооруже-
ния» (железа) — структуры нервной системы и «мягкого вооружения» (про-
грамм) — когнитивного опыта субъекта.


Основные теоретические подходы в когнитивной психологии

«Метафорическому компьютеру» не хватает целостной картины мира и
активной внутренней («психической») жизни, не говоря о внешней. Мож-
но предположить, что «метафорический компьютер» не просто перерабаты-
вает информацию, а производит нечто, что способно влиять на его работу,
преобразовывать и направлять его активность по поиску и переработке ин-
формации путем прямого воздействия на физические процессы, происхо-
дящие в компьютере.

Я.А. Пономарев [1973] выдвинул принцип двуаспектности исследова-
ния любых форм отражения (в том числе психического). Он полагал, что
исследование отношения отображения к отображаемому есть задача гно-
сеологии. В пределах гносеологического подхода психическое отражение
идеально по отношению к внешнему материальному объекту. Но психи-
ческое может быть рассмотрено и как процесс и результат взаимодействия
отражающей и отражаемой материальных реальностей, т.е. стать предме-
том естественнонаучного исследования. Выделение психики как объекта
исследования предполагает, что психическое имеет собственную онтоло-
гию. Психическое, являясь материальным, вероятно, имеет иную физи-
ческую природу, нежели регистрируемые современными методами
электрофизиологии физиологические процессы, и, возможно, существу-
ет некоторая физическая модель, адекватно описывающая природу психи-
ческой реальности.

Л.М. Веккер [2000] полагал, что физико-физиологической основой мен-
тальной реальности является состояние сенсорной периферии. На этом
уровне происходит «встреча» потоков возбуждения, идущих из «центра»
(головного мозга) на периферию и от объекта к центру. Онтогенетически
первичными являются тактильные ощущения: дистантные анализаторы
заимствуют источники предметной структуры своих образов из сферы так-
тильно-кинестетических ощущений. Только они непосредственно репре-
зентируют не действующие на расстоянии свойства раздражителей и их
пространственно-временную структуру.

Другим вариантом физического описания психической реальности яв-
ляется на сегодня голографическая модель. Актуально переживаемую пси-
хическую реальность можно рассматривать как «стоячую волну» — голо-
грамму, возникающую в результате функционирования головного мозга
как целостной системы. Поле — носитель голограммы — является электро-
магнитным; это очевидное, но отнюдь не единственное решение.

Основное содержание представлений о психике как волновой структуре
можно свести к следующему. Система, ответственная за отражение взаимо-
действия индивида со средой и регуляцию поведения индивида в среде, по-
стоянно порождает и поддерживает существование некоторой реальнос-
ти, которую мы называем психикой. Субъективная реальность — часть пси-
хики, переживаемая актуально «здесь» и «теперь». Функцией одной из си-
стем человеческого организма (и любого другого высокоорганизованного
организма) является порождение и поддержание в активном состоянии
«психической реальности», которая сама является активной. В этом и со-
стоит сущность феномена «субъекта психической деятельности».


Глава 1. Основания когнитивной психологии

Идея голографического описания процессов кратковременной памяти и
работы головного мозга в целом принадлежит психофизиологу Карлу При-
браму [Pribram, 1991]. Она восходит к предложенному в 1906 г. Д. Гольд-
штейном описанию восприятия и памяти как резонансным взаимодействи-
ям между волновыми фронтами, которые создаются при поступлении сен-
сорных потоков в кортикальные области человеческого мозга. Затем К.
Лешли в 1942 г., полемизируя с В. Келером [Kbhler, 1929], предложил го-
лографическую гипотезу как альтернативу локализационизму при описа-
нии соотношений между мозгом и воспринимаемым образом. К. Боринг
попытался применить голографическую гипотезу для объяснения процес-
сов восприятия и памяти. В пользу ее выбора говорят следующие феноме-
нологические признаки психической реальности: непрерывность; процес-
суальность; целостность психического процесса; общее познается раньше
частей, генерализация предшествует дифференцировке; резонансные (си-
мультанные) взаимодействия в психике первичны по отношению в после-
довательным (сукцессивным); стабильность актуального образа мира во вре-
мени при наличии «потока сознания». Другие признаки — нелокальность,
экстериоризованность и прочие — являются более дискуссионными.

Свойства оптической голограммы очень похожи на феноменологию
психической реальности. Оптическая голограмма отличается от обычной
фотографии тем, что на пленке фиксируется не интенсивность света, а
структура волнового фронта.

Свойства голографической памяти удивительны:

1) голографическая память распределена по всему объему (площади) но-
сителя;

2) большой объем памяти сконцентрирован в малом пространстве;

3) уменьшение объема носителя лишь ухудшает детализированность
изображения, но не уничтожает его части;

4) оптическая голограмма (реконструкция) трехмерна, изображение кон-
стантно, детализировано;

5) оптическая реконструкция возникает далеко от хранилища, а не ло-
кализована в том же месте, где находится носитель;

6) голограмма ассоциативна: если она сделана через отраженный свет с
двух сторон объекта, то освещение носителя восстановит «прозрач-
ное» изображение объекта по свету, отраженному лишь с одной сто-
роны.

Математический аппарат голографии, разработанный Д. Табором в 1948 г.,
почти сразу же стал использоваться специалистами в области нейрофизиоло-
гии для описания процессов восприятия и памяти. В настоящее время создан
ряд конкретных моделей переработки человеком информации, основанных
на голографической гипотезе. К их числу относится модели К. Прибра-
ма, Д.Н. Спинелли, В.Д. Глезера и других исследователей [Pribram, 1991].

Сторонники голографической модели считают, что она дополняет ин-
формационную метафору в исследованиях процесса человеческого позна-
ния. Без приемлемой физической модели психической реальности невоз-


Основные теоретические подходы в когнитивной психологии

можно решить основные проблемы когнитивной психологии. Однако эк-
спериментальное обоснование или опровержение голографической гипо-
тезы является делом будущего.

На сегодняшний день ясно, что различные подходы к описанию инди-
видуального познания акцентируют разные стороны целостной и много-
мерной психической реальности, как это отмечал в своих работах осново-
положник системного подхода в психологии Б.Ф. Ломов.

В заключение нельзя не отметить, что взаимодействие и взаимное обо-
гащение двух основных направлений науке о человеческом познании —
«непосредственного» (экологического) и «опосредованного» (информаци-
онного) — необходимо и неизбежно. Здесь мы сталкиваемся с известным
принципом дополнительности, который с легкой руки Нильса Бора рас-
пространился в середине XX века на все естественные (а ныне и на гума-
нитарные) науки за пределы квантовой механики.

Другое рассогласование позиций — полемика сторонников идеи единства
(изоморфизма в частном случае) механизмов познавательной активности со
сторонниками коренного различения «низших» и «высших» познаватель-
ных процессов, «природных» и «культурно-обусловленных». Сторонники
первой точки зрения — гештальтпсихологи, когнитивисты, необихевиори-
сты, сторонники второй — представители культурно-исторической психо-
логии (Л.С. Выготский, М. Коул и другие). Нужно ли преодолевать эти рас-
хождения на философско-теоретическом уровне или следует отнестись к
ним как к различным непротиворечивым и не противоречащим друг дру-
гу вариантам описания одной и той же реальности? В последнем случае не-
обходимо определить зоны ограничений для каждого варианта описания
и объяснения человеческого индивидуального познания и создать «транс-
лятор», согласующий эти описания. Вероятно, главных достижений в об-
ласти когнитивной психологии можно ожидать на этом пути.

Литература

Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: ДНК, 2000.

Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: На-
ука, 1978.

Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.

Веккер Л.М. Мир психической реальности. М.: Логос, 2000.

Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976.

Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.: Наука, 1977.

Зинченко В.П. Образ и деятельность. М.: ИПП, 1997.

Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: МГУ, 1975.

Линдсей Н., Норман Д. Переработка информации человеком. М.: Мир, 1973.

Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К.Н. Планы и структуры поведения. М.: Мир,
1965.

Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.

Норман Д. Память и научение. М.: Прогресс, 1985.


Глава 1. Основания когнитивной психологии

Плаус С. Психология оценки и принятия решения. М.: Республика, 1998.

Представление и использование знаний. М: Мир, 1989.

Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1973.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

Солсо Р. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.

Фодор Дж., Повалишин 3. Коннекционизм и когнитивная структура: критичес-
кий обзор// Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1995. С. 230—313.

Эволюция, эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его кри-
тики. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

Anderson J.R. Methodologies for studying human knowledge // Behav. and Brain Sci.
1987. Vol. 10. P. 467-505.

Gibson D.D. Ecologikal optics// Vision research, 1961. Vol. 1. P. 253-262.

Koffka K. Principles of gestalt psychology. N.Y.: Brace, 1935.

Kohler W. Geslaltpsychology. N.Y.: Liveright, 1929.

Kdhler W. Dynamics in psychology. N.Y.: Liveright, 1940.

Man D.S. Vision/ W.H.Freeman (ed), 1982.

Miller G.A. Language and Perception. Harvard Un. Press, 1976.

Miller L. Behaviorism and the science of cognition // Psychol. Record, 1988. Vol.38.
P.3-18.

Minsky M.L. A. Framework for representing knowledge // P.H.Winston (ed). The
Psychology of Computer Vision. McGraw-Hill, 1975.

Pribram K.N. Brain and Perception: Holonomy and Strukture in Figural Processing.
Erlbaum, 1991.

Werlhemer M. Experimentelle Studien iiber das Seheh von Bevegung // Zeitschrift fur
Psychology, 1912. Bd. 61. S. 161-265.


Глава 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.