Выше мы проанализировали проблему порогов чувствительности, постав- ленную еще Фехнером. Другой классической проблемой психофизики, также связанной с именем Фехнера, является проблема зависимости ве- личины ощущения от величины физического стимула или основного пси- хофизического закона. Это как функция в математике:
у =№,
где под у в данном случае имеется в виду величина ощущения, а под х — физическая величина стимула.
Это ли не интересная задача: определить, как, какой зависимостью свя- заны между собой физический и психический миры! Но для того чтобы вычислить зависимость одной величины от другой, нужно уметь измерять эти величины. Измерять параметры физического стимула мы худо-бедно научились. А как быть с ощущениями? Фехнер рассуждал следующим об- разом. Субъект не в состоянии количественно оценить величину возник- шего у него ощущения. Например, человек не может, не лукавя, ответить на вопрос: «Во сколько раз (в два, три, четыре) твои ощущения сладости от этого чая сильнее ощущений сладости от другого чая?». Он может толь- ко сказать, какое из ощущений сильнее (слабее). Что же можно использо- вать в качестве единицы измерения ощущений? Фехнер предложил для этого величину едва заметного различия, которая представляет собой ми- нимальное различие между физическими значениями стимулов, которое вызывает ощущение различия. Скажем, добавляем в «исходный» чай не- много сахара и даем пробовать человеку. Он не замечает различия по сла- дости с предыдущим, ощущение осталось прежним. Добавляем еще не- много сахара — не замечает различий; еще немного — заметил! Вот эта разница между количеством сахара в «исходном» чае и в чае, который уже кажется слаще, и называется величиной едва заметного различия, которая представляет собой не что иное, как величину дифференциального поро- га. Но что стоит за введением понятия «величина едва заметного разли- чия»? За ним стоит стремление найти минимальное различие между ощу- щениями, или минимальную градацию, минимальное расстояние между «насечками» на «линейке» ощущений.
Обратимся к рис. 2.4. До достижения стимулом определенной физиче- ской величины ощущения нет. После достижения абсолютного порога ощущение появляется. Абсолютный порог— нулевая точка на оси ощуще- ний. Но слишком малое различие между стимулами мы не замечаем. Шка- ла ощущений грубее шкалы физических величин. Нужно увеличить физи- ческую величину на несколько единиц, чтобы получить приращение ощу- щения в одну единицу. В нашем условном примере, для того чтобы увели- чить ощущение от 0 до 1, нужно увеличить стимул на 2 единицы; чтобы уве- личить ощущение от 1 до 2, нужно увеличить стимул на 3 единицы и т.д. Величина едва заметного различия в первом случае равна 2, во втором — 3. Далее, если предположить, как это и сделал Фехнер, что минимальные
I
Физический ряд
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
*
Сенсорный ряд
*
*
*
*
Рис. 2.4. Соотношение физического и сенсорного рядов.
Психофизика ощущений
различия между ощущениями (в нижней части рисунка) равны между со- бой, т.е. что приращение ощущения при возрастании стимула на одно едва заметное различие вызывает всегда одинаковое по величине увеличение ощущения, то измерять ощущения можно, считая количество едва замет- ных различий, накопленных при увеличении стимула от абсолютного по- рога. Итак, первое допущение Фехнера, использованное им при выводе формулы основного психофизического закона, состояло в том, что прира- щение ощущения при приращении величины раздражителя на одно едва заметное различие константно (всегда одно и то же).
Вторым основанием для вывода формулы зависимости ощущения от стимула было так называемое соотношение Вебера. Немецкий физиолог Вебер предположил (и это впоследствии экспериментально подтверди- лось), что отношение едва заметного различия к величине исходного сти- мула равно некоторой константной для каждой сенсорной модальности (для каждого типа ощущения) величине. В данном случае речь идет о со- отношении физических величин. Что означает константность этого отно- шения? И почему Веберу пришла такая мысль? Представьте себе, что вы взяли большую кружку чая, положив туда предварительно одну ложку са- хара. Если в эту кружку добавят еще одну ложку чая, вы почувствуете раз- ницу? Наверное, да. А если в кружке уже будет 10 ложек сахара, то после добавления еще одной заметите разницу? Вряд ли. Чем больше интенсив- ность исходного стимула, тем больше нужно увеличить его, чтобы заметить разницу, иными словами, тем больше величина едва заметного различия. В нашем условном примере этот принцип в общем соблюден:
где — величина едва заметного различия, /— величина (интенсивность) исходного стимула.
Опираясь па положения о равенстве минимальных различий между ощущениями и соотношение Вебера, Фехнер математически вывел фор- мулу основного психофизического закона:
где R— величина ощущения; С— константа, связанная с соотношением Вебера; 5— величина действующего стимула; — абсолютный порог.
Примерно через сто лет после появления книги Фехнера Стивене [ 1960] выдвинул идею о возможности непосредственной количественной оцен- ки человеком своих ощущений. Кроме того, Стивене пересмотрел основ- ной постулат Фехнера о константности минимальных различий между ощу- щениями: вместо Стивене предложил Это соотношение выглядит аналогично соотношению Вебера, но только в нем фигурируют не физические величины, а психические — ощущения. Соотношение Стивенса означает, что отношение минимального приращения ощущения к исход-
Глава 2. Ощущение
ному ощущению равно постоянной величине. Проще говоря, если мы ис- пытываем слабое ощущение, то, чтобы испытать несколько более сильное, нужно лишь незначительное изменение в ощущениях, чтобы почувство- вать разницу. Если же мы переживаем очень сильное ощущение, то толь- ко мощный всплеск в нашей душевной жизни заставит нас заметить, что что-то в наших ощущениях изменилось.
Основываясь на предложенном соотношении Стивене математически вывел формулу основного психофизического закона:
R = C(S—S0)n.
Зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет, по Сти- венсу, не логарифмический, а степенной характер. Позднее были предло- жены другие многочисленные формулы основного психофизического за- кона.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление