Экспериментальное изучение памяти началось в конце XIX столетия. В двух теоретических подходах, доминировавших в то время (ассоцианизме и пси- хологии сознания) был намечен первый вариант решения проблемы отно- сительно, основных разновидностей памяти.
Монистическая позиция, развиваемая в ассоцианизме, а чуть позже и в бихевиоризме, состояла в утверждении того, что, несмотря на видимое различие типов и видов памяти, они отличаются друга от друга не прин- ципиально, а только разной степенью прочности ассоциаций, а прочность ассоциаций — величиной отсрочки между научением (переработкой сиг- нала) и воспроизведением.
Психология сознания, используя прежде всего данные интроспекции, положила начало множественной (двойственной) трактовке памяти. Наибо- лее ярким представителем этой линии исследования был Вильям Джеймс, опубликовавший в 1890 г. работу «Принципы психологии». Он различал пер- вичную и вторичную память. Содержание первичной памяти составляют впечатления, непосредственно присутствующие в сознании. Эта память имеет преходящий характер, ее содержание быстро стирается и забывается. Вторичная память является постоянной. Ее содержание — это наши посто- янные знания, для воспроизведения которых нужно приложить усилия.
Монистическая точка зрения на природу памяти нашла свое развитие в экс- периментальных процедурах. Основным требованием к экспериментальной схеме была квантификация условий, при которых образуются и упрочива- ются ассоциации (или связи между стимулом и реакцией). Эта эксперимен- тальная процедура вызывала много возражений, так как в основе такой ме- тодологии лежит негласное допущение о том, что длительность физическо- го действия стимула тождественна продолжительности его психологическо- го воздействия и что временной интервал, отделяющий стимул от процесса его воспроизведения, является адекватной единицей для описания психоло- гического феномена памяти. При множественной трактовке памяти предпо-~ лагалось, что разные ее типы порождаются различными процессами.
Глава 5. Память
В настоящее время существуют теории, продолжающие как монистичес- кую, так и множественную традицию. К примеру, монистическая позиция получила плодотворное развитие в коннекционизме. Представление о принципиальной несводимости кратковременной памяти и долговремен- ной памяти к единым механизмам развивается в рамках информационно- го подхода; эту позицию разделяют многие нейро- и патопсихологи.
Начиная с 1980-х годов интенсивно развивается коннекционистский подход. Сторонники этого подхода исходят из того, что элемент памяти "представляет собой гомогенную единицу, а адекватным описанием струк- туры знания является сеть, в которой различные компоненты, неразличи- мые с логической точки зрения, отличаются только числом и характером связей с другими компонентами. Аргументом в пользу такого моделиро- вания, несомненно, является тот факт, что мы не знаем, что является ком- понентом, но на основе результатов запоминания и иррадиации «знаний» можем судить только о связях. Эти связи позволяют построить пропози- циональные сети с заданными заранее операциями (часть чего-то, явля- ется предикатом и т.д.). С помощью коннекционистских моделей удается показать (например, [Mangold—Allwinn, 1995]), что вклад отдельных ком- понентов при определении категории не является стабильным, он изме- няется в зависимости от того, какие еще компоненты использует испыту- емый при выполнении задач.
Аргументация сторонников двойственности памяти обычно сводит- ся к следующему: если бы КП и ДП были проявлением единой памяти, то они подчинялись бы единым законам. Следовательно, одни и те же факторы должны были бы оказывать сходное действие на мнемический результат в случае его регистрации при небольшой и длительной отсроч- ках. Выделено несколько таких «критических» факторов, среди них — число построений и продолжительность интервала между предъявлени- ем двух стимулов (так называемое распределенное и концентрирован- ное научение). Оказывается, что число повторений (одно или несколь- ко) не влияет на результат воспроизведения при отсрочке в 2 с, но уже при отсрочке в 8 с продуктивность воспроизведения оказывается зави- симой переменной от числа повторений. Сходная картина обнаружена и в отношении фактора распределенного—концентрированного науче- ния. При небольших отсрочках этот фактор не оказывает влияния на результат воспроизведения, но при отсрочках, превышающих 10 с, он становится значимым.
В пользу существования двух типов памяти говорят и данные, получен- ные в экспериментах по электрошоку (подробнее см.: [Солсо, 1996]). Этот класс испытуемых не в состоянии вспомнить отдаленные события, но об- наруживают относительную сохранность воспроизведения в том случае, если опрос производится сразу же после шокового воздействия. К обсуж- дению возможных механизмов и темпоральных границ разных видов па- мяти мы вернемся чуть позже.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление