Лексический код. Иконическая и акустическая информация объединяются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лексическим. Мортон (1970) высказал предположение, что работа этого мо- дуля обслуживается системой логогенов — структур, специализирующих- ся на переработке слов. В этом коде (или в лексической памяти) происхо- дит интеграция фонологических и орфографических характеристик слова, включая моторные компоненты артикуляции каждого слова. Поэтому узна- вание и переработка слов с помощью данного модуля не зависят от сен- сорного формата входа. Если на предыдущих этапах переработки конфа- буляции происходили в основном по акустическому типу, то при перера- ботке на уровне лексического модуля происходит перепутывание слов (или их частей), имеющих близкое звучание и написание. Последнее утвержде- ние верно только в отношении многосложных слов. Бэддли [Baddeley, 1987] провел эксперимент по следующей схеме. Испытуемым предъявлялся ви- зуально ряд цифр, который сопровождался звуковым рядом (либо правиль- но произносимыми цифрами, либо звукосочетаниями, напоминающими правильное произношение: one, two или tun woo). Испытуемые должны были воспроизвести эти цифры. Кривая ошибок воспроизведения в зави- симости от сериальной позиции каждого стимула не меняется от того, ка- кой звуковой ряд сопровождал цифры. Следовательно, если слова «скон- струированы» примерно из одних и тех же фонем, то они одинаково вос- производятся вне зависимости от того, соответствуют ли фонологический и визуальный коды слова друг другу. Автор делает вывод, что на уровне «фонологического хранилища» происходит «переработка не целых слов, а только отдельных фонем» [Baddeley, 1987, с. 91]. Работой лексического кода можно объяснить феномен «на кончике языка», когда припоминание слов, имеющих близкое звучание и совпадающих в ударении и количестве сло- гов помогает узнать звук как принадлежащий припоминаемому слову.
Однако Массаро [Massaro, 1993] показал, что влияние фонологическо- го контекста на восприятие фонем происходит не на уровне чувствитель- ности (что предсказывают модели сети), а на более высоком уровне (бета- критерии принятия решения).
Образный код. Особый раздел представляют работы, связанные с функ- ционированием образного кода и образной памяти. Несмотря на огромное число экспериментов, проведенных в этой области, до сих пор не суще- ствует приемлемого способа их обоснования в рамках одной теоретической модели. Прежде, всего результаты многих работ нельзя строго приурочить к одному из выделенных ранее уровней или модулей — к сенсорному ре- гистру, оперативной памяти, КП или ДП. Большинство авторов (несмот- ря на различие теоретических и объяснительных схем) соглашаются с тем, что образная информация имеет две формы хранения: первая связана с ДП и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая — поддерживает процесс манипулирования текущими образами и может быть отнесена к
Функциональный подход в исследованиях памяти
оперативной памяти. (Обстоятельный анализ по этому вопросу проведен в книге Н.Д.Гордеевой [Гордеева, 1995]). Однако остается открытым воп- рос о существовании специализированного образного модуля, ответствен- ного за переработку сугубо образной информации. Обсуждение этого воп- роса мы предварим изложением результатов экспериментов, в ходе кото- рых переработка визуальной информации происходила в мысленном пла- не, «по памяти».
Шепард и Метцлер (1971 г.) предъявляли испытуемым попарно изоб- ражения трехмерных сложных объектов и просили оценить, являются ли эти объекты идентичными или один из них представляет собой зеркаль- ное отображение другого. Сравниваемые объекты предъявлялись при по- вороте на разные углы по отношению друг к другу. Авторы обнаружили ли- нейную зависимость между углом поворота объектов и временем ответа. В ходе экспериментов Купера (1976 г.) было установлено, что испытуемые способны вращать образы в мысленном плане. Была вычислена скорость ментального вращения: если для фигур, повернутых относительно друг друга на 90°, требовалось 10 с для ответа, то при повороте на 45° ответ был дан через 5 с. Более того, в экспериментах Купера и Подгорны (1976 г.) было выявлено, что скорость ротации не зависит от сложности фигуры. В 1980 г. Косслин высказал предположение, что оперирование с ментальны- ми образами не отличается от оперирования с реальными объектами. Эк- сперименты по ментальному сканированию, в которых испытуемых про- сили представить собаку (добермана) и затем рассказать о ее глазах, ушах и т.д., показали, что скорость ответа испытуемых линейно возрастает вме- сте с удаленностью двух сравниваемых частей. Однако существуют и пря- мые экспериментальные свидетельства о функционировании образного кода. Бэддли [Baddeley, 1987] называет этот модуль переработки кратко- временной образной памятью и предполагает, что существует три независи- мых механизма, лежащих в ее основе: память на паттерны, память на бук- вы и память на слова.
/. Память на паттерны. В экспериментах Филипса и Бэддли (1971 г.) испытуемым предъявляли матрицу 4x4 или 5x5, в которой половина кле- ток была заштрихована. Через разные интервалы времени (от 0,3 до 9 с) испытуемым предъявляли другую матрицу и просили сказать, являются ли матрицы тождественными. По мере возрастания сложности матриц и ве- личины отсрочки снижалась продуктивность правильных опознаний. Од- нако в том случае, если матрицы предъявлялись на одном и том же месте, обнаруженная закономерная связь между сложностью и ответом исчеза- ла. Бэддли выдвинул гипотезу, что в выполнении данной задачи прини- мают участие два мнемических компонента: один «быстрый», отвечаю- щий за пространственную локализацию, и второй, более устойчивый к от- срочке, «основанный скорее на паттерне, чем на локализации» [Baddeley, 1987, р. 136]. Это объяснение согласуется с современными представлени- ями о существовании двух систем переработки информации, получивших название «ГДЕ?» и «ЧТО?». Исследования Б.М. Величковским микрогенеза
Глава 5. Память
восприятия показали, что «выделение глобального пространственного кар- каса видимой сцены предшествует операциям, специфицирующим внутрен- нюю структуру сцены и отдельных объектов» [Величковский, 1982, с. 67J. Косслин с соавторами [Kosslyn et al., 1990J предложил модель, в которой по- стулируется существование двух систем репрезентации знаний: одной — мо- дальной (названной визуальным буфером) и второй — амодальной («ассо- циативная память», где хранятся описания объектов вместе с их названия- ми). Через визуальный буфер поступает ограниченное количество инфор- мации в виде грубого описания «паттерна». Происходит независимая пере- работка информации о качестве объекта (ЧТО?) и его локализации (ГДЕ?). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где проис- ходит сличение с имеющимися образцами. Если результат сличения не по- зволяет идентифицировать объект, то посредством «окна внимания» проис- ходит регулировка поиска в блоке визуального буфера (рис. 5.10).
Рис. 5.10. Модель Косслина (1990 г.).
2. Визуальная память на буквы. Познер и Киле (1967 г.) в своих экспе- риментах сравнивали, на основании чего происходит оценка тождества букв: их визуального сходства или семантического. Испытуемым предъяв- ляли букву, а затем (через разные интервалы времени) вторую (в задаче установления тождества). В качестве стимульного материала использова- лись пары, состоящие из разных—одинаковых букв и имеющих разное- одинаковое начертание (АА или аа, Аа или аВ, АВ или АЬ). Обнаружено, что при величине отсрочки до 1,5 с, на скорость ответа влияет одинаковое начертание букв. В экспериментах Паркса в 1972 г. удалось увеличить этот интервал до 8 с, используя технику артикуляционного подавления. В под- тверждение относительной независимости памяти на начертание букв от их значения и произношения Бэддли приводит результаты наблюдений над своим пациентом P.V., у которого после травмы был нарушен блок арти- куляции, но при этом не наблюдалось уменьшения объема КП на буквы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление