Взаимодействие уровней (модулей) при переработке информации
Функциональный подход в исследованиях памяти
3. Память на слова, предъявленные визуально. Бэддли предположил, что в визуальном коде существует система, аналогичная системе логогенов (ра- ботающих главным образом в лексическом коде). Эта визуальная система отвечает за переработку визуальных фрагментов слов (слогов, буквосоче- таний) и проявляется в перепутывании слов и псевдослов, имеющих одни и те же фрагменты. Она составляет основу беглого чтения.
В работе Б.М. Величковского, В.Н. Каптелинина [Величковский, Кап- телинин, 1983] исследовался «эффект превосходства слова», который со- стоит в большей эффективности идентификации буквы в контексте сло- ва, по сравнению с идентификацией буквы в контексте псевдослова и на- бора букв. Авторы выявили, что в основе этого эффекта лежат два компо- нента: орфографическая упорядоченность (присущая словам родного язы- ка) и знакомость (лексическая) слова. При искажении шрифта избиратель- но ухудшается работа только второго компонента.
Мы видели, что модульные модели памяти не в состоянии ответить на воп- рос, почему некоторые знания актуализируются быстро и без труда, тогда как другие требуют для своей актуализации усилий, не всегда приводящих к желаемому результату (феномен «на кончике языка»). Была высказана идея, что работа памяти не может быть адекватно описана с помощью ста- тичных модулей, так как знания перерабатываются и актуализируются в соответствии с целями, стоящим перед индивидом. В частности, в преде- лах КП были разделены две функции — хранения и переработки — что по- зволило ввести понятие оперативной памяти.
Моторная память — ее моторные компоненты — участвует в работе всех выше перечисленных модулей. Моторные компоненты, или перцептивные автоматизмы, влияют на организацию восприятия. В экспериментах не только на зрительной, но и слуховой модальности выявлено много фактов так называемой предперцелтивной подготовки, основанной на построении новых моторных команд, смысл которых состоит в настройке работающе- го сенсорного органа на оптимальное восприятие.
В модели оперативной памяти Бэддли работа артикуляционной петли со- стоит в проговаривании акустической (но прежде всего лексической) инфор- мации. Она представляет собой моторные компоненты лексической памя- ти (программы артикуляции). Петля может работать автоматически и под управлением центральных механизмов. При автоматической работе петли в ней поддерживаются примерно три стимула. Этот объем, вычисленный в экспериментах Бэддли, определяется временем, в течение которого лекси- ческая информация циркулирует в петле в течение 1,5—2 с. При уменьше- нии длительности вокализации лексических единиц возрастает их число, т.е. увеличивается объем кратковременной памяти. В работе Ю. Бреденкампа
Глава 5. Память
[Бреденкамп, 1995], например, механизмом вокализации в артикуляцион- ной петле (т.е. моторными компонентами) объясняются данные о том, что «китайцы имеют лучшую кратковременную память на цифры по сравнению с американцами и объем кратковременной памяти англичан больше, чем у жителей Уэльса» [Бреденкамп, 1995, с. 74].На участие моторных инвариант в понимании речи указывает Либерман. Согласно его гипотезе опознание звуков речи происходит на основе знания артикуляции. Подтверждением этой гипотезы могут служить результаты, полученные Радо (цит. по: [Bonnet, 1995)). Испытуемым предъявляли два ряда стимулов: фонемы и движения губ. В том случае, если между акустической и моторной информацией не было соответствия, то испытуемый «слышал» фонемы, которые соответство- вали движению губ.
В экспериментах Нильсона [Nilsson et al., 1989] сравнивалась роль мо- торных компонентов в понимании текста инструкций. Автор строит кри- вую забывания для инструкций только прочитанных и для инструкций, прочитанных и исполненных. Несмотря на то, что продуктивность припо- минания для первых ниже, чем для вторых, кривые имеют сходный харак- тер. По мнению автора, это можно объяснить действием единых моторных механизмов, обеспечивающих не только исполнение, но и понимание вер- бальных инструкций, описывающих моторные действия.
Моторные компоненты можно также рассматривать в качестве единиц моторной памяти, в частности при построении движений. Для исполне- ния любого действия необходимо предварительное программирование по- следовательности и темпоральной упорядоченности отдельных его компо- нентов. Н.А. Бернштейн [Бернштейн, 1990] при анализе построения про- граммы действия указывал на необходимость существования в долговре- менной памяти моторных, или двигательных, энграмм, которые представ- ляют собой формулы движения. Эти энграммы извлекаются из памяти в том случае, когда возникает необходимость реализации соответствующей им программы. В цикле экспериментов, направленных на анализ органи- зации движения, автор показал, что никакое действие не повторяется, а всегда заново строится. В нем всегда присутствуют консервативные (за- фиксированные в мнемических схемах) и динамические компоненты, ко- торые определяются текущей ситуаций. Поэтому выбор той или иной мо- торной программы зависит от антиципации результата движения.
С помощью микроструктурного анализа действия Н.Д. Гордеева [Горде- ева, 1995] выявила структуру моторного образа движения, состоящего из волны, направленной на выполнение моторной задачи, и квантов действия, обеспечивающих реализацию волны на операциональном уровне.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление