Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Моторная память




Взаимодействие уровней (модулей) при переработке информации

Функциональный подход в исследованиях памяти

3. Память на слова, предъявленные визуально. Бэддли предположил, что в
визуальном коде существует система, аналогичная системе логогенов (ра-
ботающих главным образом в лексическом коде). Эта визуальная система
отвечает за переработку визуальных фрагментов слов (слогов, буквосоче-
таний) и проявляется в перепутывании слов и псевдослов, имеющих одни
и те же фрагменты. Она составляет основу беглого чтения.

В работе Б.М. Величковского, В.Н. Каптелинина [Величковский, Кап-
телинин, 1983] исследовался «эффект превосходства слова», который со-
стоит в большей эффективности идентификации буквы в контексте сло-
ва, по сравнению с идентификацией буквы в контексте псевдослова и на-
бора букв. Авторы выявили, что в основе этого эффекта лежат два компо-
нента: орфографическая упорядоченность (присущая словам родного язы-
ка) и знакомость (лексическая) слова. При искажении шрифта избиратель-
но ухудшается работа только второго компонента.

Мы видели, что модульные модели памяти не в состоянии ответить на воп-
рос, почему некоторые знания актуализируются быстро и без труда, тогда
как другие требуют для своей актуализации усилий, не всегда приводящих
к желаемому результату (феномен «на кончике языка»). Была высказана
идея, что работа памяти не может быть адекватно описана с помощью ста-
тичных модулей, так как знания перерабатываются и актуализируются в
соответствии с целями, стоящим перед индивидом. В частности, в преде-
лах КП были разделены две функции — хранения и переработки — что по-
зволило ввести понятие оперативной памяти.

Моторная память — ее моторные компоненты — участвует в работе всех
выше перечисленных модулей. Моторные компоненты, или перцептивные
автоматизмы, влияют на организацию восприятия. В экспериментах не
только на зрительной, но и слуховой модальности выявлено много фактов
так называемой предперцелтивной подготовки, основанной на построении
новых моторных команд, смысл которых состоит в настройке работающе-
го сенсорного органа на оптимальное восприятие.

В модели оперативной памяти Бэддли работа артикуляционной петли со-
стоит в проговаривании акустической (но прежде всего лексической) инфор-
мации. Она представляет собой моторные компоненты лексической памя-
ти (программы артикуляции). Петля может работать автоматически и под
управлением центральных механизмов. При автоматической работе петли
в ней поддерживаются примерно три стимула. Этот объем, вычисленный в
экспериментах Бэддли, определяется временем, в течение которого лекси-
ческая информация циркулирует в петле в течение 1,5—2 с. При уменьше-
нии длительности вокализации лексических единиц возрастает их число, т.е.
увеличивается объем кратковременной памяти. В работе Ю. Бреденкампа


Глава 5. Память

[Бреденкамп, 1995], например, механизмом вокализации в артикуляцион-
ной петле (т.е. моторными компонентами) объясняются данные о том, что
«китайцы имеют лучшую кратковременную память на цифры по сравнению
с американцами и объем кратковременной памяти англичан больше, чем у
жителей Уэльса» [Бреденкамп, 1995, с. 74].На участие моторных инвариант
в понимании речи указывает Либерман. Согласно его гипотезе опознание
звуков речи происходит на основе знания артикуляции. Подтверждением
этой гипотезы могут служить результаты, полученные Радо (цит. по: [Bonnet,
1995)). Испытуемым предъявляли два ряда стимулов: фонемы и движения
губ. В том случае, если между акустической и моторной информацией не
было соответствия, то испытуемый «слышал» фонемы, которые соответство-
вали движению губ.

В экспериментах Нильсона [Nilsson et al., 1989] сравнивалась роль мо-
торных компонентов в понимании текста инструкций. Автор строит кри-
вую забывания для инструкций только прочитанных и для инструкций,
прочитанных и исполненных. Несмотря на то, что продуктивность припо-
минания для первых ниже, чем для вторых, кривые имеют сходный харак-
тер. По мнению автора, это можно объяснить действием единых моторных
механизмов, обеспечивающих не только исполнение, но и понимание вер-
бальных инструкций, описывающих моторные действия.

Моторные компоненты можно также рассматривать в качестве единиц
моторной памяти, в частности при построении движений. Для исполне-
ния любого действия необходимо предварительное программирование по-
следовательности и темпоральной упорядоченности отдельных его компо-
нентов. Н.А. Бернштейн [Бернштейн, 1990] при анализе построения про-
граммы действия указывал на необходимость существования в долговре-
менной памяти моторных, или двигательных, энграмм, которые представ-
ляют собой формулы движения. Эти энграммы извлекаются из памяти в
том случае, когда возникает необходимость реализации соответствующей
им программы. В цикле экспериментов, направленных на анализ органи-
зации движения, автор показал, что никакое действие не повторяется, а
всегда заново строится. В нем всегда присутствуют консервативные (за-
фиксированные в мнемических схемах) и динамические компоненты, ко-
торые определяются текущей ситуаций. Поэтому выбор той или иной мо-
торной программы зависит от антиципации результата движения.

С помощью микроструктурного анализа действия Н.Д. Гордеева [Горде-
ева, 1995] выявила структуру моторного образа движения, состоящего из
волны, направленной на выполнение моторной задачи, и квантов действия,
обеспечивающих реализацию волны на операциональном уровне.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.