Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неокогнитивитский подход




Ментальная репрезентация и когнитивный подход

Начиная с 70-х годов XX века в психологии начинает разрабатываться ког-
нитивный подход, вносящий ограничения в содержание отражаемой ин-
формации. Согласно Икегами, «фундаментальное допущение когнитивной
психологии состоит в том, что воспринимающий активирует личностно
связанные структуры знания <...>, в терминах которой информация при-
нимается, кодируется и сохраняется» [Ikegami, 1986].

Когнитивисты впервые экплицитно указали на то, что знания, храня-
щиеся в памяти, влияют и на сам процесс когнитивной переработки. Та-
ким образом, предполагалось, что «вход» в систему переработки зависит не
только от стимуляции, но и от опыта (в широком смысле) отражающего
субъекта. Логическим следствием такого допущения стала констатация (как
теоретическая, так и экспериментальная) неизоморфности между парамет-
рами стимула и элементами субъективного образа.


Репрезентация как содержание психического отражения

С данной трактовкой переработки информации хорошо согласуется
понятие репрезентации, предлагаемое М. Айзенком. Согласно автору,
«репрезентация сводится к знаку или набору символов, которые "ре-пре-
зентируют" нам что-то» [Eysenk, Kean, 1997, р. 204]. Айзенк подразделя-
ет репрезентации на внешние (рисунки, карты, письменную речь и др.)
и внутренние. Внутренние (ментальные) репрезентации отражают толь-
ко некоторые аспекты среды. Фактически, при таком подходе содержа-
ние понятия репрезентация отождествляется с содержанием субъективно
отраженного.

Зарождение неокогнитивистского подхода связывается с появлением но-
вых объяснительных схем в психологической науке. Центральной являет-
ся идея о том, что при исследовании содержания психического отражения
следует принимать во внимание не только имеющиеся предварительные
знания (схемы и пр.), но и ту цель, на выполнение которой направлен про-
цесс познания. Исследования раннего Ж. Пиаже и введенные им понятия
ассимиляции и аккомодации были призваны объединить теорию восприятия
и действия: отражается только то, что необходимо для реализации целе-
направленного (адаптивного) поведения.

Сходная идеологическая позиция в отношении связи между содержа-
нием отражаемого и поведением разрабатывается на ином эксперимен-
тальном материале и с использованием иных теоретических схем Й. Хоф-
фманом в его модели антиципирующего поведения [Hoffman, 1993, р. 246].
Автор прямо указывает на то, что нельзя рассматривать проблему выбора
сообщения без учета антиципирующей схемы результата деятельности и
начальных условий (рис. 6.2).

Зависимость содержания репрезентаций от условий и целей деятельно-
сти выражена в противопоставлении знания и репрезентации, предложен-
ного Ж.-Ф. Ришаром: «Репрезентации, с точки зрения их природы, необ-
ходимо отделить от знаний и верований... Репрезентации учитывают всю
совокупность элементов ситуации или задачи... Репрезентации имеют пе-
реходный характер: когда задача выполнена, они заменяются другими ре-
презентациями, связанными уже с другими задачами. Знания — это тоже
конструкции, но обладающие постоянством и существенно не зависящие
от выполняемой задачи» [Ришар, 1998, с. 5].


Глава 6. Ментальная репрезентация

Рис. 6.2. Иерархическое структурирование антиципации планирования, исполнения и конт-
роля за результатом поведенческого акта. Обозначения: SZ — антиципация начальных усло-
вий и цели; VA — поведенческий акт; RW — оценка результатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.