Итак, накопленные экспериментальные данные не позволяли интерпре- тировать результаты работы мнемической системы исходя только из харак- теристик сигнала (его модальности и длительности переработки). В мето- дологии психологической науки произошел коренной перелом после того,
Функциональный подход в исследованиях памяти
как Крэйк и Локхарт в 1972 г. разработали новый подход в понимании сущ- ности процесса переработки информации. Они предложили выделить уровни обработки информации. Каждый стимул может обрабатываться на разных уровнях: начиная с перцептивного и заканчивая более глубоким аб- страктным. Оказалось, что некоторые виды памяти могут соответствовать разным уровнями обработки. На каждом из уровней может использовать- ся тот или иной код (визуальный, слуховой), однако характер переработ- ки информации определяется не только кодом поступающей информации, но и сочетанием кода с уровнем переработки [Величковский, 1982; Сол- со, 1996; Ментальная репрезентация, 1997].
Коды памяти
Введение понятия код памяти помогло объяснить некоторые феномены. Например, было показано, что некоторые коды имеют преимущество при переработке информации на одном и том же уровне. В частности, удалось снять некоторые противоречия, неизбежно возникающие при подразделе- нии кратковременной памяти на виды (образная, вербальная, моторная, эмоциональная), основанном только на преобладающей модальности на первом этапе переработки информации.
Коды сенсорной памяти и кратковременной памяти. Предполагается, что акустический код является предпочтительным для хранения информации в сверхкратковременной памяти. В ходе экспериментов (проведенных на английской выборке) визуально предъявлялись буквы для опознания. Вы- яснилось, что ошибки происходят из-за акустического перепутывания, а не визуального. Например, буква £ перепутывается с буквой С, а не /"из- за сходства их произношения (цит. по: [Richard J., Richard Ar., 1992]). В ви- зуальной КП информация подвержена более всего пространственной ин- терференции, на основании чего некоторые авторы [Massaro, 1993] дела- ют вывод о том, что доминирующим кодом КП является пространствен- ный. В доказательство приводятся результаты экспериментов Брукса (цит. по: [Солсо, 1996]), в которых испытуемые должны были ментально скани- ровать букву F, отмечая точки изгибов либо вербально (если угол фигуры прилегает к основанию или к верхней горизонтали — ответ «да», в против- ном случае — ответ «нет»), либо мануально (делая пометки в простран- ственно-организованном протоколе). Был получен важный результат: ви- зуальная задача выполнялась точнее в случае вербального ответа. Бэддли и Либерман (цит. по: [Baddeley, 1982, с. 112]) провели уточняющие экспе- рименты, в которых сравнили интерферирующее воздействие визуально- пространственного и чисто пространственного кода при выполнении за- дачи ментального сканирования. Экспериментальным материалом служила задача Брукса. Испытуемые должны были сканировать цифры, разбросан- ные в случайном порядке в матрице 4x4. В качестве невизуальной про- странственной интерферирующей задачи использовалась задача слежения за маятником, издающим звук в темной комнате. Оказалось, что интерфе-
Глава 5. Память
рирующее действие визуально-пространственной задачи может быть объяснено тем, что она включает пространственный компонент.
Коды ДП. При переходе в ДП происходит перекодирование информа- ции в вербально-символический код. Однако до настоящего времени нет определенности относительно того, как происходит перекодирование (континуально или дискретно) и что из себя представляет семантический код. Одни авторы отождестляют семантический код с вербально-символи- ческим, другие описывают семантический код как амодальный.
Модули переработки
Начиная с 1970-х годов в когнитивной психологии разрабатывается пред- ставление о модулях переработки информации. Модуль представляет со- бой специализированную подсистему памяти, относительно замкнутую и гомогенную, которая характеризуется продолжительностью переработки и доминирующим кодом. Модули имеют иерархическое соподчинение и не- пересекающиеся критические факторы, необходимые для успешного фун- кционирования того или иного модуля на заданном уровне переработки.
Ниже показано расположение модулей на трех уровнях, соответствую- щих: сенсорному кодированию; образному и вербальному; концептуаль- ному, семантическому (рис. 5.6).
Рис 5.6. Модульная репрезентация уровней переработки памяти человека (сокращенный вариант). Цит. по: [Lieury, 1995].
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление