Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детерминанты когнитивного развития




Предыдущие главы были посвящены такому описанию когнитивного раз-
вития, где делается акцент на срезы развивающейся системы, а не на дви-
жущие силы и механизмы развития. Такое описание правомочно и плодо-
творно, если удается обнаружить строгую упорядоченность срезов, а в пре-
деле — стадиальность развития. Тогда вопрос о механизмах развития, куль-
турных, природных, деятельностиых и других влияниях на него оказыва-
ется вторичным. Действительно, если развитие интеллекта проходит ряд
неизбежных стадий, то все эти влияния и факторы оказываются не более,
чем катализаторами, способными ускорить или замедлить реакцию, но не
изменить ее существа.

Вопрос о движущих силах становится значительно более существенным,
если мы откажемся от идеи об инвариантном пути развития интеллекта и
допустим, что не только скорость, но и сам этот путь зависит от внешних
влияний. На сегодняшний день, по-видимому, трудно предпочесть один из
способов описания. Срезовый способ (вероятно, в значительной мере бла-
годаря огромным достижениям Ж. Пиаже) вдохновил авторов наибольше-
го числа работ и привел к накоплению основных знаний, которыми мы рас-
полагаем на сегодняшний день. Однако, как следует из предыдущих глав,
этот способ сталкивается со значительными проблемами. Исследования са-
мого процесса развития в свете этого выглядят особенно привлекательны-
ми, однако в этой области в настоящее время мы располагаем, как будет вид-
но в дальнейшем, менее развитыми исследовательскими методами.

Существенный теоретический вопрос заключается в том, в какой сте-
пени движущие силы развития интеллекта могут быть предметом психо-
логического исследования. Ведь развитие интеллекта, происходящее в пер-
вые 15 лет жизни человека, идет на фоне созревания мозговых структур.
Можно предположить, что биологическое созревание мозга и является его
движущей силой. В пользу этой точки зрения можно привести ряд фактов
о параллелях между развитием мозговых структур и интеллекта. Известно,
например, что созревание первичных проекционных зон коры головного
мозга в основном завершается к трем годам жизни ребенка, а вторичных
и третичных ассоциативных зон — к семи годам. Позже всего созревают
фронтальные зоны коры — в подростковом возрасте. Эти и подобные им


Глава 15. Детерминанты когнитивного развития

данные дали основания С. Моргану провести параллель между морфофи-
зиологическим созреванием и пиажеанскими стадиями развития интеллек-
та. Развитие проекционных зон связывается им с сенсомоторным интел-
лектом. Вторичные ассоциативные зоны ответственны за развитие в пре-
делах дооперационального интеллекта. Созревание третичных обеспечи-
вает переход на стадию конкретных операций. Формальные операции свя-
зываются С. Морганом сдобными зонами [Т.М. Марютина, 1996].

Собственно психологический аспект исследования механизмов когни-
тивного развития образует взаимодействие внешней ситуации с когнитив-
ными структурами индивида. Как психологи мы можем проследить, каким
образом внешние факторы (естественное окружение человека — семья,
культурная среда, работа или созданная экспериментатором ситуация)
приводят к появлению тех или иных когнитивных структур. Некоторые из
внешних факторов оказывают физиологическое воздействие, косвенно
влияющее на поведение. Например, улучшение питания, вероятно, ведет
к лучшему развитию мозга, что в свою очередь влияет на показатели ин-
теллектуального развития. Влияние таких факторов психолог может лишь
констатировать.

Вместе с тем, другие внешние факторы влияют на когнитивное развитие
непосредственно и составляют предмет изучения психолога. Например, эмо-
циональная поддержка, даваемая человеку при решении задачи, как будет вид-
но дальше, стимулирует его на поиски решения и приводит к повышению
продуктивности. Здесь само воздействие имеет психологический характер,
поскольку влияет на восприятие ситуации человеком. Если вернуться к при-
меру с влиянием питания на психическое развитие, то очевидно, что лучшее
или худшее питание имеет две стороны: во-первых, физиологическое влия-
ние на организм ребенка или взрослого; во-вторых, психологический аспект,
связанный с тем, как субъект относится к ситуации питания. Так, одна и та
же тарелка гречневой каши в одних случаях может оказаться для человека сча-
стьем, а в других — оскорблением. Можно предположить, что в некоторых
случаях плохое питание ребенка ведет к снижению его интеллектуальных спо-
собностей не только в силу физиологических причин, но и потому, что сви-
детельствует о пренебрежительном отношении к этому ребенку.

При психологическом исследовании мы всегда имеем дело с целостной
ситуацией, в которой еще нужно понять, какой именно аспект влияет на
когнитивное развитие. Например, обнаружив, что общение с интеллекту-
ально развитым взрослым ведет к повышению интеллекта ребенка, мы еще
не знаем, за счет каких особенностей поведения взрослого происходит это
влияние. Может быть, это происходит по причине того, что ребенок ко-
пирует поведение взрослого. Может быть, взрослый стимулирует возник-
новение у ребенка вопросов, способствующих проявлению самостоятель-
ности. А может быть, дело просто в том, что от умного человека можно по-
лучить больше информации. Учитывая это обстоятельство, психологиче-
ские исследования идут от констатации влияния какого-либо средового
фактора к установлению пути, по которому происходит это влияние, ас-
пекта ситуации, в котором заключается суть дела.


Наследственность и среда

В 60-х годах XX века Ж. Пиаже, кроме биологического созревания и
уравновешивания (о котором речь пойдет дальше), выделял две внешние
детерминанты когнитивного развития ребенка — действия с предметами
и взаимодействие с другими людьми. В наши дни после проведения мно-
гочисленных исследований становится очевидным, что каждая из этих де-
терминант неоднородна и включает много компонентов. Так, во взаимо-
действии людей важную роль играет не только распределение функций и
позиций, но и эмоциональная поддержка, контроль, постановка задач и
многое другое.

Влияние среды на когнитивные структуры не является непосредствен-
ным. С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма, который
важен и в отношении когнитивного развития: «Внешние причины действу-
ют через внутренние условия» [Рубинштейн, 1989]. Когнитивное разви-
тие — длительный процесс, который не реагирует прямо и непосредствен-
но на внешние воздействия. Опыт предметного действия или социально-
го взаимодействия включается в механизмы саморазвития психики. Имен-
но для этих механизмов саморазвития Пиаже предложил термин уравно-
вешивания.
Пиаже предполагал, что новый опыт нарушает равновесие ког-
нитивных структур. Нарушение равновесия означает, что новый опыт не
вписывается в ранее образовавшиеся структуры, вступает в противоречие
с ними. Нарушение равновесия вызывает к жизни процесс уравновеши-
вания, который может привести к образованию уравновешенной, непро-
тиворечивой структуры, способной включить и вновь приобретенный
опыт. Внешние влияния, а также биологическое созревание, согласно Пи-
аже, ведут к когнитивному развитию не сами по себе, а лишь через про-
цессы нарушения равновесия когнитивных структур с последующим урав-
новешиванием. В отечественной психологии процессы саморазвития ког-
нитивной системы исследовались Н.Н. Поддьяковым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.