Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав семьи и интеллектуальное развитие детей




Й. Лангмейер и 3. Матсйчик (1984) проанализировали популярные книги
о воспитании детей за 100 лет — с 1850 по 1950 г. Они хотели установить
сдвиги в тех ценностях, которые должны проповедовать родители детям.
Был обнаружен устойчивый сдвиг в значимости этих ценностей: пониже-
ние оценки характера ребенка и повышение возрастных значений интел-
лектуальной и деятельностной продуктивности, успехов в учебе и жизнен-
ной выносливости. Повысилось также значение эмоциональных связей
между людьми (особенно в 30—50-е годы XX века) (рис. 15.1).

Не отражает ли этот график падение морали и отцовского авторитета в
семье и в обществе и выход на первый план первичных эмоциональных че-
ловеческих связей, которые остались единственной опорой для человека
в трагические 10—50-е годы XX века?


Рис. 15.1. Изменение в общественных взглядах на ценности, которые должны прививаться де- тям (по [Лангмейер, Матсйчик, 1984]). 1 — хороший характер; 2 — продуктивность и успех в учебе; 3 — эмоциональные отношения между людьми.

 

В настоящее время роль родителей — источника любви и эмоциональ-
ной защиты — значительно возросла. Причем заботу о ребенке сегодня
вместе с матерью несет и отец.


Глава 15. Детерминанты когнитивного развития

Можно предполагать, что еще больше возросли требования к индиви-
дуальной продуктивности и успешности. Чаще всего отец в семье высту-
пает образцом интеллектуальной и профессиональной успешности. И по-
этому возрастают его влияние как идеала социально-адаптированной лич-
ности на детей и значение его в интеллектуальном развитии детей.

Какой вклад вносит семейное общение в нормальной полной семье в
интеллектуальное развитие детей?

Многочисленные исследования касаются прежде всего влияния семьи
на различия в интеллектуальном развитии мальчиков и девочек. В частно-
сти, констатируется, что с рождения к мальчикам и девочкам предъявля-
ются разные требования и создаются различные условия для их интеллек-
туального развития. Игрушки и игры, предназначенные для мальчиков,
стимулируют развитие независимости. Они поощряют исследовательский
подход при решении задач и понимание пространственных отношений.
Мальчики эмоционально более отдалены от родителей, им предоставля-
ется большая автономия, они сталкиваются с более широким кругом яв-
лений окружающего мира. От девочек же требуют большего послушания
и дисциплинированности, чаще по отношению к ним практикуют гиперо-
пеку, что препятствует развитию их познавательной активности. Но мате-
ри чаще разговаривают с дочерьми, чем с сыновьями.

Гипотеза «интеллектуального климата»

Большое значение для общего интеллектуального развития детей имеет так
называемый «интеллектуальный климат» семьи. Впервые к этому понятию
обратился известный психолог Р. Зайонц [Zajonc, Marcus H., Marcus G.,
1979] после анализа фактов, касающихся различий в уровне интеллекта де-
тей из больших и малых семей. Дети из многодетных семей показывают бо-
лее низкие результаты почти по всем интеллектуальным тестам, по срав-
нению с детьми из семей, где было 1—2 ребенка. Наблюдается и другой эф-
фект: зависимость уровня интеллекта ребенка от порядка рождения. У де-
тей, родившихся позже, уровень интеллекта ниже, чем у старших братьев
и сестер. Причем существует высокая положительная и значимая корре-
ляция (статистическая связь) между порядком рождения ребенка в семье
(независимо от его пола) и уровнем его интеллекта. До Зайонца было вы-
двинуто множество объяснений этой зависимости. Ряд исследователей
предложили физиологические гипотезы. Популярность приобрела гипотеза
«маточной усталости». С возрастом, а также после ряда родов у матери
ухудшается «качество матки». Плод не может усваивать необходимые для
развития питательные вещества. Это приводит к тому, что позднорожден-
ные дети становятся менее интеллектуальными. Согласно этой гипотезе,
чем в более позднем возрасте рождается ребенок, тем хуже он должен вы-
полнять тесты интеллекта. Если интервал между рождением ребенка и его
старших братьев и сестер велик, то матка «успевает отдохнуть» и различий
быть не должно. Однако экспериментальные данные свидетельствуют о





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.