В основе этой модели лежат представления о ребенке как о существе, отождествляющем себя, уподобляющемся близким для него людям. Пред- полагается, что ребенок активно осваивает новые способы поведения, при- сущие своему полу, психологически отождествляя («идентифицируя») себя с родителем того же пола.
Идентификация ребенка с родителем (сына с отцом, дочери с матерью) действительно предопределяет сходство между ними по некоторым лич- ностным чертам, но прогнозы этой модели по отношению к развитию спо- собностей не оправдываются. Следовало бы ожидать более высоких кор- реляций уровней интеллекта отца и сына, матери и дочери, нежели отца и дочери, сына и матери. Данные тестирования этого не подтвердили.
Трудно спорить с тем, что продолжительность общения со взрослым влияет на развитие ребенка. Давно доказано, что родители являются пер- вым образцом для подражания. Проблема в том, о каком общении идет речь и кто является объектом идентификации и подражания?
Согласно этой модели, решающее значение для развития интеллекта де- тей имеет продолжительность их общения друг с другом. Ребенок чаще и дольше общается с матерью. Поэтому предполагается, что уровень интел- лектуального развития детей будет больше коррелировать с уровнем интел- лекта матерей, чем отцов. И действительно, данные многочисленных пси- хологических исследований свидетельствуют о наличии «материнского эф-
Семья и интеллект
фекта»: величина корреляции интеллектов ребенка и матери обычно выше, чем интеллектов ребенка и отца. Этот феномен был обнаружен, например, в гавайском исследовании приемных детей. Исследователи сопоставляли братьев и сестер, детей и родителей, а также родителей между собой. Тес- тировались американцы японского и европейского происхождения. Иссле- дователей интересовали общий, вербальный, пространственный интел- лект, скорость восприятия, зрительная память. Корреляции матерей и де- тей (как сыновей, так и дочерей) получились выше, чем отцов и детей.
Аналогично в миннесотском исследовании 176 приемных детей, анали- зировались 100 семей, которые включали и кровных детей. И при этом ис- следовании «материнский эффект» оказался значительнее, чем «отцовс- кий».
Р. Роузу удалось выявить «материнский эффект» лишь для двух субтес- тов шкалы Д. Векслера*.
Существуют и другие данные. В некоторых исследованиях выявлен и противоположный «отцовский эффект»: интеллект отца теснее коррели- рует с интеллектом ребенка.
Модель «эмоциональной близости»
Чаще всего инициаторами общения в семье являются дети, а не взрос- лые. Разумеется, ребенок тянется к более эмоционально близкому взрос- лому. Именно эмоционально близкий взрослый служит ему главным партнером при общении. Следовательно, и сходство детей и родителей между собой по уровню интеллекта должно определяться их эмоциональ- ными отношениями. Ребенок будет более интеллектуально похож на того родителя, с которым он более эмоционально близок, с которым он ин- тенсивнее общается, которому подражает. В постсоветской семье эмоци- онально ближе к ребенку мать, она же чаще несет ответственность за се- мью. Практически все отечественные авторы отмечают большую эмоци- ональную близость между ребенком и матерью. Иногда доминирует отец, иногда — мать.
Но все ли решает эмоциональная близость? Столь же важную роль мо- жет играть властный авторитет родителя или значение родителя как носи- теля ответственности. Значимый взрослый может быть и образцом подра- жания, и объектом общения. Образец подражания и объект общения не всегда совпадают в одном лице.
Эти вопросы были рассмотрены в исследовании О.Н. Скоблик, выпол- ненном под руководством В.Н. Дружинина. Для тестирования уровня об- щего интеллекта был выбран тест Р. Кеттелла («Тест, свободный от куль- туры»). С помощью методик «Рисунок семьи» в иллюстрации Г.Н. Хамен- таускаса, теста семейных отношений (FRT), теста родительского отноше- ния А.Я. Варги и В.В. Столина и специальной анкеты для родителей были
' Более подробно см.: Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Вита, 1995.
Глава 15. Детерминанты когнитивного развития
Рис. 15.2. Предпочтение даьми родителем
определены эмоциональные отно- шения между членами семьи. Глав- ная трудность этого исследования состояла в том, что нужно было из- бавиться от массы внешних, допол- нительных факторов, которые могли бы повлиять на результаты. Группа семей была отобрана таким образом, чтобы они не отличались по возрас- ту детей, социально-экономическо- му статусу, региону проживания. В исследование не были включены се- мьи с различными типами дезорга- низации. В частности, исследова- лись только полные семьи, не рассматривались семьи с асоциальным по- ведением одного или нескольких родителей и т.д.
Сопоставление данных, полученных с помощью опросника Варги и Столина, показало, что отношение ребенка к родителям часто совпадает с отношением родителя к ребенку. Так, более позитивное отношение к ре- бенку проявлял тот родитель, который был для ребенка менее эмоциональ- но значим.
Стиль родительского воспитания и тип отношения к ребенку может не соответствовать отношению ребенка к родителю. Поскольку именно ре- бенок является инициатором общения, он может не получать от родителя эмоциональный отклик, адекватный своему отношению.
Кто же более эмоционально значим для наших детей?
В исследовании Скоблик девочки в 75% случаев предпочитают мать, а в 24% случаях отца. Мальчики в 65% случаев выбирают отца, а в 35% слу- чаев — мать (рис. 15.2).
В целом же 50% детей выбрали мать, а 44% — отца. Но чаще всего в предпочтениях «работает» механизм полоролевой идентификации: дети «выбирают» родителя того же пола.
Возможно и другое объяснение. Подобного рода исследования, прово- димые в 60—70-е годы, давали иные результаты: и девочки, и мальчики предпочитали мать. Кнут Пиппинг, исследователь из ГДР, еще в 1954 г. вы- явил, что большинство детей молодых родителей (от 18 до 22 лет), незави- симо от пола, считали, что им эмоционально ближе мать. Но в этом слу- чае следует учесть трагедию Второй мировой войны.
В результатах Дружинина четко проявилась смена предпочтений, по крайней мере, у мальчиков, воспитанных в постсоветской семье, по срав- нению с детьми советской эпохи — возрастает эмоциональная близость сы- новей с отцами и значимость отцов для детей.
Если такие исследователи, как К.Н. Волкова (1972 г.), подчеркивали ос- лабление эмоциональной связи между отцами и детьми, связи с интенсивной утратой отцами их реальных функций в семье и контактов (бытовых, нрав- ственных, эстетических) с детьми, то ныне процесс пошел в иную сторону.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление