Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние социоэкономических факторов




Семья и интеллект

обусловливают рассогласование между уровнем интеллекта и структурой мо-
тивации достижений у детей: гипопротекция и доминирующая гиперпротек-
ция приводят к разным типам рассогласования. Результаты исследования
позволят предположить, что для российских детей главным фактором про-
явления и развития интеллектуальных способностей является умеренная
эмоциональная поддержка со стороны родителей: не просто любовь и обо-
жание, но эмоциональное поощрение успехов и активности ребенка. Как это
ни банально звучит, бездумная гиперпротекция, так же, как безразличие к
детям приводят хотя и к разным, но аномальным вариантам развития.

Как это ни парадоксально, но и низкий, и очень высокий социально-эко-
номический статус семьи равно являются «факторами риска» (или социа-
лизации) при воспитании ребенка.

Нужда, как правило, сопряжена с многодетностью. Фактор многодет-
ности сам по себе влияет на социализацию. Детям недостает элементар-
ного внимания со стороны родителей. И отец, и мать настолько поглоще-
ны заботами о хлебе насущном, что им не до воспитания. И дети «мал мала
меньше» бегают по дому и дворам и решают свои Проблемы сами.

Практически все исследователи утверждают, что большое число детей
в семье негативно влияет на их развитие. Недостаток материнской заботы
и отсутствие дисциплинирующего влияния отца крайне отрицательно ска-
зывается на формировании личности.

Нехватка жилплощади, беспорядок в помещении из-за скученности ве-
дут к постоянным конфликтам. Дети из таких семей отстают в психическом
развитии. Но стоит их поместить в нормальные условия, как они быстро
нагоняют своих сверстников. Если же дети продолжают длительно жить в
условиях скученности, нищеты и культурной депривации, их интеллект
неуклонно снижается по сравнению с врожденным уровнем. Об этом сви-
детельствуют результаты многочисленных исследований, проводимых в
Западной Европе и Северной Америке. Г. Гетцер еще в 1937 г. установи-
ла, что школьники из семей с плохими условиями жизни на 1—2 года от-
стают в своем интеллектуальном развитии от школьников из нормальных
семей. Она характеризует детей из семей бедноты как менее социально
адаптированных, отличающихся неустойчивым эмоциональным отноше-
нием к братьям, сестрам и родителям.

Если семья занимает очень высокое положение в обществе, обладает
собственностью и богатством, то дети попадают в весьма специфическую
психологическую ситуацию. Как правило, в таких семьях мать и отец мало
уделяют внимания детям: время уходит на выполнение профессиональных
и общественных обязанностей, а также на светские развлечения. Дети так-
же лишаются материнской заботы и отцовского авторитета, как и дети из
неполных семей. Заботу о детях передоверяют многочисленным нянькам,
гувернанткам и воспитателям, которые этим зарабатывают себе на жизнь,
но мало вникают в психический мир ребенка. Хотя формально образова-


Глава 15. Детерминанты когнитивного развития

ние начинается рано, внимание — в избытке, очень многое зависит от лич-
ностных отношений воспитателя и ребенка. Эгоцентризм, истеричность,
эмоциональная холодность взрослеющего принца — следствие подобной
системы отношений.

Если отец слишком занят общественной, научной или творческой ра-
ботой и у него нет времени на ребенка, то следствия аналогичны. Дело, тре-
бующее «всего человека», не является ли оправданием равнодушия к сво-
ей семье и своим детям?

Угрозой разрушения семьи является сверхбогатство. Подобные деструк-
тивные признаки можно найти во многих семьях «новых русских». Судьба
«маленьких принцев» и «принцесс» описана в многочисленных романах,
мемуарах и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.