бальных, поисковых структур обгонял рост и развитие дифференцирован- ных устойчивых структур. Для нормального психического развития необ- ходимо, чтобы тенденция к неопределенности и глобализации непрерыв- но возобновлялась и воспроизводилась на все более широкой основе.
На основе этих положений Н.Н. Поддьяков разработал систему прин- ципов воспитания и обучения детей, в которой первое место занимает принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития. Про- цессы развития ребенка, организуемые взрослым, должны быть построе- ны таким образом, чтобы они одновременно стимулировали и ход само- развития. Этот принцип позволяет установить гармоничные соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взросло- го, и процессами саморазвития, обусловленными собственной активнос- тью ребенка. Нарушение сбалансированности этих процессов может про- исходить при слишком энергичном влиянии взрослого, которое, как пра- вило, снижает собственную активность дошкольников и в конечном ито- ге отрицательно сказывается не только на саморазвитии, по и на развитии детей. При другом варианте, когда влияние взрослого оказывается мало- эффективным, собственная активность детей может проявляться столь ин- тенсивно, что наблюдается дальнейшее ослабление их контактов со взрос- лым, а это опять-таки отрицательно сказывается на дошкольниках.
Работы Пиаже послужили основой для дальнейших крупных исследований роли культуры в когнитивном развитии. В начале своей научной деятельно- сти Пиаже отстаивал существование важнейших культурных различий в мыс- лительных процессах. Он цитировал работы Леви-Брюля и Дюркгейма и раз- личал два вида обществ, которые Леви-Брюль обозначал как «примитивные» и «цивилизованные». Сегодня эти общества предпочитают называть «тради- ционными» и «современными». Пиаже полагал, что каждому обществу при- суща своя ментальность: примитивная и рациональная. Однако он не согла- шался с Леви—Брюлем в том, что между этими типами ментальности не су- ществует преемственности. Пиаже полагал, что примитивное мышление предшествует рациональному, цивилизованному также, как детское дологи- ческое мышление— взрослому логическому. В ранних работах Пиаже ука- зывал на подобие детского мышления мышлению примитивных взрослых. Сам Пиаже не разрабатывал эту проблему, однако исследования М. Мид не подтвердили его представлений об анимизме детского мышления.
Многочисленные кросс-культурные исследования 1960—70-х годов дали противоречивые результаты. С одной стороны, были получены данные об универсальности стадий развития мышления в разных культурах [Price- Willams, 1961; Коул, 1997]. С другой стороны, Дасен показал, как в тради- ционных обществах дети достигают стадии конкретных операций на 1—2 года позже, чем в западных обществах; некоторые дети не имели концеп- ции сохранения в 12—13 лет.
Глава 15. Детерминанты когнитивного развития
Пиаже выдвинул три возможные причины наблюдаемых различий:
• Одни культуры более сильно стимулируют развитие интеллекта, чем другие.
• Уровня формальных операций могут достигать не все индивиды. Фор- мальные операции возникают только на определенном уровне интел- лектуального развития.
• Все индивиды достигают стадии формальных операций. Однако фор- мальные операции достигаются прежде всего в областях деятельности взрослых. Эта возможность была предпочтительной для Пиаже и пред- ставляет собой линию согласования данных о культурных различиях, обозначенную как «локальный конструктивизм» (цит. по: [Коул, 1997]).
Дасен представил результаты цикла исследований, подтверждающих идею «локального конструктивизма». Основная идея заключалась в том, что когни- тивные задачи в разных культурах обладают различной ценностью в зависи- мости от традиций и образа жизни. Дасен сравнивал выполнение заданий на сохранение количества жидкости в племени бауоле (Берег Слоновой кости) и инуит (Канада). Бауоле выращивают овощи, занимаются их хранением и обменом на другие товары, и количественные представления являются осно- вой их жизненных ценностей. Инуиты — охотники, для которых простран- ственные представления значительно важнее, чем количественные сравнения. Если идея «локального конструктивизма» верна, тогда культура бауоле долж- на способствовать развитию количественных представлений, а культура ину- итов— пространственных. Эксперименты Дасена подтвердили данное пред- положение. В дальнейших исследованиях Дасен показал, что стадия конкрет- ных операций универсальна при условии соответствия когнитивных задач ценностным локальным установкам данной культуры («локальный конструк- тивизм»). Однако исследования, проведенные в 1980—90-х годах, показали, что стадия конкретных операций у современных американских и европейс- ких детей наступает раньше, чем предполагал Пиаже [Siegal, 1991].
Процесс категоризации и запоминания был исследован М. Коулом в пле- мени кпелле (Либерия, Западная Африка). Удивительным является факт, из- вестный из литературы и полевых наблюдений, что американцы и европей- цы, приезжающие в Африку, не могут научиться различать растения, хорошо известные не только местному населению, но и детям. Даже этнографы, про- являющие специальный интерес к изучению лекарственных растений, не мог- ли преодолеть неспособности определять их. Дети племени кпелле играют в местную игру, которая способствует классификации растений и запоминанию названий. Листья разных растений разбрасываются вдоль веревки, и дети дол- жны бежать вдоль нее и называть все листья. Возможность категоризации ли- стьев стала предметом одного из исследований. В исследовании участвовали две группы испытуемых: студенты американских и канадских колледжей, ра- ботавших в экспедиции, и либерийцы. Каждая группа была поделена на три подгруппы, условия эксперимента в которых отличались. Испытуемым пер- вой подгруппы сообщалось, к какой категории (деревья или кустарники) от-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление