Таблица 15.11 Быстрота категоризации листьев в различных экспериментальных условиях
Испытуемые
I подгруппа
II подгруппа
III подгруппа
Либерийцы
1,1
7,3
6,8
Американцы и канадцы
8,9
9,8
9,0
носятся предъявляемые листья, затем в контрольной серии их просили опре- делить категории, к которым относились листья. Испытуемым второй под- группы предъявлялся такой же набор листьев, по тем же категориям, но со- общалось, что эти листья принадлежат двум вымышленным людям Сумо и Тогба (местные имена). В контрольной серии они должны были классифи- цировать листья по принадлежности этим двум людям. Испытуемым третьей подгруппы также сообщалось, что листья принадлежат Сумо и Тогба, но ли- стья были распределены на две категории случайным образом, так что мест- ная классификация листьев не могла помочь отнести их к тому или иному пер- сонажу. Число попыток, необходимых для правильной идентификации всех листьев, различалось по группам и условиям эксперимента и распределилось следующим образом (табл. 15.11).
В среднем американцам и канадцам требовалось 9 попыток для правиль- ной идентификации всех листьев независимо от условий научения. Кпелле научались быстрее, но при определенном условии. Когда их просили иден- тифицировать листья деревьев и кустарников, они быстро справлялись с за- данием. Когда же листья надо было разбить на категории по принадлежнос- ти Сумо и Тогба, даже в случае, если все листья деревьев принадлежали Сумо, а кустарников — Тогба, они были не более успешны, чем в случае распреде- ления листьев по этим двум категориям в произвольном порядке. Они не ис- пользовали хорошо известную им классификацию листьев. Местные жители легко узнавали листья и могли их отнести к категориям, но когда вводилось вымышленное и произвольное основание для классификации, известная им классификация никак не влияла на успешность выполнения задания. (Поче- му все-таки у Сумо должны быть все листья деревьев, когда Тогба владеет ли- стьями кустарников?) Образованные иностранцы медленно научались иден- тифицировать листья, не могли использовать категориальные различия. Коул с сотрудниками пришли к выводу, что «культурные различия в когнитивных процессах скорее коренятся в обстоятельствах применения каких-то конкрет- ных когнитивных приемов, чем в наличии соответствующих психических про- цессов водной группе и их отсутствии в другой» (цит. по: [Коул, 1997, с. 100]).
При обучении математике местные дети кпелле научались складывать простые числа. Если им показывали пример: 2+6=?, а затем давали конт- рольный вопрос: 3+5=?, дети протестовали, считая, что это несправедли- во и требовали знакомого примера. Однако те же дети и взрослые кпелле отлично торговали и даже обманывали туристов.
Глава 15. Детерминанты когнитивного развития
Аналогичные примеры спонтанного освоения математики приводит Т. Кар- рахер с соавторами (цит. по: [Баттерворт, Харрис, 2000]). Они провели ис- следование бразильских детей, зарабатывающих на жизнь уличной торгов- лей: продажей фруктов, напитков, орехов. Эта деятельность требовала от детей умения производить в уме достаточно сложные операции сложения, вычитания, умножения для расчетов с покупателями. Дети посещали шко- лу, где обучались тем же математическим операциям, используя формаль- ные математические обозначения. При уличной торговле они быстро и точ- но вычисляли ответ. Например, если надо было вычислить общую сто- имость двух кокосовых орехов по 40 крузейро каждый и определить сдачу с 500 крузейро, ребенок бойко отвечал: «80, 90, 100, 420». Правильный от- вет получался путем последовательного прибавления к 80 до тех пор, пока не получится 500. Однако этот же ребенок был не в состоянии решить сход- ную задачу в ее формальном выражении. Если его спрашивали: «Сколько будет 420 + 80=?», он отвечал: «130». Ответ получался следующим образом: складывая 0+0, он получал ноль, складывая 2+8, получал единицу; держа ее «в уме», он прибавлял единицу к 4, получал 5; наконец, складывая 8+5, получал 13 десятков! Обсуждая полученные результаты, авторы пришли к выводу, что дети рассматривают полученные в школе навыки вычисления лишь как отвлеченные правила, которым надо следовать, не понимая их сути и возможностей применения в жизни.
Сравнивая когнитивные возможности представителей разных культур, можно проследить влияние культуры и социального контекста на разви- тие мышления. Пиаже делал акцент на развитии логического мышления к подростковому возрасту и преобладании этой новой логической формы у взрослых людей. Кросс-культурные исследования показывают, что уклад жизни может обуславливать развитие разных по степени сложности форм мышления. Существуют культурные различия, определяющие необходи- мость развития формальных операций; в обыденной жизни будет достаточ- но решать задачи на уровне конкретных операций. Приведенные приме- ры отчетливо обозначают проблему существования серьезных различий между способом мышления, ориентированным на решение житейских за- дач, и приемами, используемыми при решении формальных задач. Шире эта проблема о соотношении житейских и научных знаний, житейской и научной психологии. Приведем еще один наглядный пример.
Способность к формальному мышлению у людей, почти не имеющих школьного образования, была продемонстрирована в исследованиях Шли- мана и Нуньеса (цит. по: [Баттерворт, Харрис, 2000]). Рыбаки из Бразилии должны представлять соотношение выловленных свежих креветок и вы- сушенных, за которые они получают деньги. Шлиман и Нуньес предлага- ли рыбакам решить задачу на пропорциональное соотношение. Сколько креветок надо поймать для получения 2 кг готовой продукции, если из 18 кг получается 3 кг готовой продукции? Без бумаги и карандаша, не исполь- зуя арифметических методов составления пропорции, рыбаки так решали данную задачу: 1,5 кг высушенных креветок получается из 9 кг свежих, 0,5 кг — из 3 кг, значит 9 плюс 3 будет 12 кг креветок.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление