Распростерши святое тело (соответственно) концам света, Он собрал воедино со всех концов Всех смертных, соединил их в единого человека И положил в недрах единого Божества, Очистив кровью Агнца всякую нечистоту, Преграждавшую смертным путь от земли к небу.24
Искупительный подвиг Спасителя имеет прямое отношение к каждому человеку. Христос умирает не за абстрактные массы, не за отвлеченного и собирательного "Адама", но за всякого человека, за каждого конкретного Адама начиная с самого Григория. Христос,- говорит он,- "принял образ раба, вкусил смерть и вторично встретил жизнь, будучи Богом, чтобы избавить меня от рабства и от уз смерти".25 Григорий рассматривает все события, связанные со страданиями и смертью Христа, как имеющие непосредственное отношение к его собственному спасению: "Привожу тебе (на память) Христа и Христово истощание ради нас, страдания Бесстрастного, крест и гвозди, которыми я разрешен от греха, и вознесение... и образы моего спасения..."26 Боговоплощение для Григория - величайшее таинство, неподвластный человеческому разуму парадокс, чудо соединения несоединимого - Бога и человека. Спасение Адама, происходящее в результате Боговоплощения, есть тоже таинство:
Обновляются природы, и Бог делается человеком. Восшедший на небо небес на востоке собственной славы и светлости27 прославляется на западе нашей бедности и нашего смирения, и Сын Божий принимает то, чтобы быть и называться сыном человеческим, не изменяя того, чем Он был,- ибо это неизменяемо,- но восприняв то, чем не был,- ибо Он человеколюбив... Ради этого несмешиваемое смешивается - не только Бог с рождением, ум с плотью, вневременное с временем и неограничиваемое с мерой, но и рождение с девством, бесчестие с тем, что превыше всякой чести, бесстрастное со страданием, бессмертное с тленным. Ибо поскольку умудрившийся во зле (tēs kakias ho sophistēs)28 надеялся быть непобедимым, обманув нас надеждой на обожение, то сам обманывается препятствием плоти (sarkos problēmati), чтобы, приступив к Адаму, встретить Бога. И таким образом новый Адам спас ветхого, и разрешено осуждение плоти, когда смерть была умерщвлена плотью.29
В этом тексте нельзя не узнать отголоска теории искупления Григория Нисского, согласно которому диавол попался на "приманку" плоти, под которой не сумел увидеть Бога. Григорий Богослов использует похожий образ,30 однако, в отличие от Григория Нисского, не развивает на его основе сотериологическую теорию, которая пыталась бы объяснить тайну искупления. Выкуп действительно был принесен, диавол действительно обманулся, человек действительно спасен воплотившимся Богом; но дальше этих утверждений Григорий Богослов идти не хочет: "большее пусть почтено будет молчанием".31 Мы опять убеждаемся в том, насколько осторожным богословом был Григорий, с каким благоговением подбирал он каждое слово, когда речь шла о догматических истинах, о "таинствах" христианской веры, выходящих за пределы разума и слова. Пространным рассуждениям и теологуменам Григорий Богослов предпочитал прославление чудес Божиих языком хвалебного гимна, предельно лаконичным и предельно ярким, максимально сдержанным и в то же время вдохновенным и восторженным. Не случайно его проза нередко звучит, как высокая поэзия, и многие его выражения целиком вошли в богослужебную гимнографию Православной Церкви. Таинство Боговоплощения - не объект для построения богословских теорий: оно больше подходит для молитвенного созерцания. Искупление человечества умершим на кресте и воскресшим Христом есть величайшее чудо, которое следует не столько обсуждать, сколько воспевать:
Нам, чтобы ожить, необходим был Бог воплотившийся и умерщвленный. Мы умерли с Ним, чтобы очиститься, с Ним воскресли, потому что с Ним умерли, с Ним прославились, потому что с Ним воскресли. Много было в то время чудес - Бог распинаемый, солнце помрачающееся и снова возгорающееся.., завеса разрываемая, кровь и вода, излившиеся из ребра.., земля колеблющаяся, камни разрушающиеся ради Камня, мертвецы восставшие.., знамения при погребении и после погребения, которые воспоет ли кто по достоинству? Но ничто из этого не сравнимо с таинством моего спасения! Немногие капли крови воссозидают весь мир.., собирая и связывая нас воедино.32
1 Ср. Пс.73:2; Мих.6:4 и др. ^
2 Ср. Ис.41:14; 43:14; 47:4; 48:17; 49:26; 59:29; 63:16 (все ссылки относятся к тексту так называемого "Второисаии"). ^
3 Ср. Мф.20:28; Мр.10:45; Рим.3:24; Гал.3:13; 4:5; Еф.1:7; 1 Тим.2:6; Евр.9:12,15; Откр.5:9 и др. ^
4 Лк.23,46. ^
5 На Мф. 16,8 (GCS 40,498). ^
6 Большое Огласительное Слово 22-24. ^
7 Беседы на Пс.7,2 и 48,3. О выкупе, принесенном Богу, см. также Беседу на Пс.28,5. ^
8 Огласительное слово 13,2. ^
9 Сл.45,22; PG 36,653 = 1.675-676. ^
10 Изложенная теория сатисфакции принадлежит Ансельму Кентерберийскому. ^
11 Соборы 1156-57 гг. были созваны в связи с ересью Сотириха Пантевгена, излагавшего теорию искупления в терминологии, близкой к учению Ансельма. Отцы Собора, в частности св. Николай Мефонский, в своем учении об искуплении основывались на молитве из Литургий свв. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, обращенной ко Христу: "Ты бо еси Приносяй и Приносимый". См. об этом Павел (Черемухин). Собор; Angelou. Nicholas; Meyendorff. Christ, 197-200. ^
12 PG 37,470 = 2.1313-132. ^
13 Сл.30,20,44-46=1.442. ^
14 Сл.45,22; PG 36,653 = 1.676. ^
15 Ин.3:16. ^
16 Сл.38,13,28-40; SC 358,134 = 1.529. ^
17 Против ересей 5,16,3. ^
18 Ср. Еф.1:10. ^
19 Против ересей 3,22,3-4. ^
20 Т.е. вместо руки Адама, дерзко простершейся к запретному плоду, р у ки Христа, распростертые на Кресте. ^
30 Ср. PG 37,460 = 2.36: Христос явился, "прикрывшись отовсюду завесой.., ибо нужно было, чтобы змий, почитающий себя мудрым, приблизившись к Адаму, неожиданно вместо него встретил Бога и о крепость Его сокрушил свою злобу..." ^
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление