Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТВОРЕНИЕ 4 страница




  Поскольку недостаточно было для благости (Божией) того, чтобы двигаться лишь в созерцании себя самой, но надлежало благу разливаться и идти далее.., (Бог) во-первых замышляет ангельские и небесные силы... Поскольку же эти первые были хороши (в глазах Бога),6 то замышляет и второй мир - материальный и видимый: это и есть стройный состав неба и земли и того, что между ними, достойный хвалы по прекрасному расположению каждого элемента, а еще более удивительный по гармоничности и согласованности (euarmostias kai symphōnias) всего в целом... Этим Бог показал, что Он в силах сотворить не только родственную Самому Себе, но и совершенно чуждую природу. Ибо родственны Божеству природы умственные и постигаемые одним умом, совершенно же чужды те, что подвластны чувствам, а из этих чувственных еще дальше (от Бога находятся) вовсе неодушевленные и неподвижные (природы).7  

Несмотря на большую или меньшую иноприродность тварных существ по отношению к Богу, все тварное бытие, будучи созданием Божиим, неразрывно связано со своим Создателем. Бог присутствует на обоих уровнях тварного бытия - и в мире духовном, и в мире материальном: ангелы, люди, все живые существа и даже неодушевленные предметы способны приобщаться к Божественному свету и становиться его носителями. Григорий представляет все тварное бытие как иерархию светов, восходящую к первому и верховному Свету-Богу; вторым светом является ангел - "некая струя или причастие первого света"; третий свет есть человек.8 Иерархическая структура тварного бытия обеспечивает присутствие Бога на всех его уровнях: Божественный свет более ощутим на высших уровнях, в мире ангелов, однако и в материальном мире есть своя иерархия светов, отображающая Божественный свет.9
Для Григория ангелы - носители Божественного света преимущественно перед всеми другими тварями. Он говорит об ангелах как светоносных духовных существах, которые "первыми пьют от первого Света, и просветляются словом истины, и сами суть свет и суть отблески совершенного Света".10 По Григорию, существуют различные чины ангелов, озаряемых Божественным Светом и поставленных Богом на служение людям:

  ...Есть некие ангелы, архангелы, престолы, господства, начала, власти, светлости, восхождения, умные силы или умы, природы чистые, ни с чем не смешиваемые, неподвижные или неудобоподвижные на зло, всегда ликующие (choreuousas)11 вокруг Первой Причины... Они или от Нее озаряются чистейшим осиянием, или иным образом получают иное озарение, в соответствии с природой и чином. Они настолько носят на себе образ и отпечаток Блага, что сделались вторыми светами, способными просвещать других излияниями и раздаяниями Первого Света. Служители Божией воли, они сильны как по природной своей силе, так и по приобретенной; они все обходят, всем везде охотно себя предоставляют благодаря готовности к служению и природной легкости. Каждый из них принял какую-либо часть вселенной, или приставлен к чему-нибудь одному из всего...12 Они все ведут к Единому.., воспевая Божие величие, созерцая вечную славу...13  

На рубеже V-VI вв. автор Ареопагитского корпуса создаст учение о девятичинной ангельской иерархии, состоящей из трех триад: 1) престолы, серафимы, херувимы; 2) господства, силы, власти; 3) начала, архангелы и ангелы.14 Хотя Григорий Богослов не делает попытки систематизировать ангельские чины, в его представлении, несомненно, существует некая иерархия ангелов, в соответствии с которой одни получают свет непосредственно от Первой Причины, другие - "иным образом".15 Характерно, что Григорий упоминает именно девять имен, причем семь идентичны ареопагитским; что же касается имен Херувимов и Серафимов, то в списке Григория вместо них стоят "светлости" и "восхождения": он, очевидно, предпочел греческие термины еврейским.16
Что касается материального мира, то в нем Григорий видит прежде всего отражение Божественной красоты: не случайно в греческой традиции мир назван космосом (kosmos, "красота", "порядок"). Космос, по Григорию, есть отображение величия Божия; Бог управляет космосом по законам порядка, мира (eirēnē) и любви:

  ...Небо, земля, море и весь этот мир, великая и знаменитая Божия стихия, в которой открывается Бог, проповедуемый молчанием, пока стоит твердо и в мире с самим собой, оставаясь в пределах своей природы, пока ни одно (существо) не восстает против другого и не разрывает тех уз благоразумия, которыми все связал Художник-Логос, до тех пор он является и называется космосом и недоступной красотой (kallos aprositon), и ничего нельзя представить себе ярче и великолепнее его.17  

Восхищение и удивление перед благообразием вселенной и перед мудростью Творца, выразившейся в ее устройстве, было характерно для многих христианских авторов: достаточно вспомнить "Беседы на Шестоднев" св. Василия Великого и "Огласительные Слова" св. Кирилла Иерусалимского. В Слове 28-м (2-м О богословии), главной темой которого является непостижимость Божия, Григорий, после опровержения ряда арианских силлогизмов, переходит к описанию вселенной и населяющих ее живых существ. Это описание, в котором чувствуется влияние упомянутых сочинений Василия и Кирилла, а также сильная зависимость от библейской Книги Иова, перерастает в гимн творению и его премудрому Создателю. Животные, рыбы, птицы, пчелы, пауки и муравьи - все они красотой и разумностью своей природы свидетельствует о величии Творца:

  Почему одни животные живут стадами, другие в-одиночку, одни травоядны, другие питаются мясом, одни свирепы, другие кротки, одни любят человека и питаются от него, другие неукротимы и свободолюбивы, одни как бы близки к разуму и способности учиться, другие же совершенно лишены разума и неспособны к научению?.. Исследуй также природу водоплавающих, скользящих по водам и словно летающих по влажной стихии... Исследуй их повадки и страсти, смешения и рождения, величину и красоту, привязанность к одному месту и миграцию с места на место, схождения и разлучения... Исследуй и стада птиц, разнообразие внешнего вида и окраски у птиц бесгласных и певчих. Какая причина мелодичности последних, и от кого это? Кто повесил кузнечику арфу на грудь? Кто дал птицам эти песни и щебетанье на ветвях, когда, движимые солнцем, они музицируют в полдень, оглашают леса и сопровождают звуками путников? Кто сочиняет песню для лебедя, когда он расправляет на ветру крылья и, взмахивая ими, задает ритм?.. Откуда у пчел и пауков такая любовь к труду и к искусству, так что у одних соты сложены из шестиугольных чашечек, поставленных одна напротив другой.., а другие из тонких и почти воздушных нитей, растянутых в разных направлениях, ткут замысловатые паутины?.. Умолчу об кладовых и кладовщиках у муравьев, об их запасе пищи, соответствующем времени года, и о прочем, что узнаем мы из рассказов об их путешествиях, предводителях и строгом порядке в делах.18  

Продолжая описание видимого мира, Григорий говорит о искусном устройстве древесных листьев, богатстве и красоте плодов, о силе корней, соков, цветов, запахов, о драгоценности и прозрачности камней: все это, как некий пир, на который всем открыт доступ, предложила природа человеку, чтобы он познал Бога. Григорий описывает землю, морские заливы, леса, реки, источники питьевой воды, а также горячие источники, на которых человек получает "бесплатное лекарство" - горячие ванны.19 Откуда все это? Разум не находит другого причины для существования этого, кроме воли Божией.20 Море поражает Григория своей величиной и вместе с тем, кротостью, благодаря которой оно не выступает из своих пределов. Реки впадают в море, но оно не переполняется. А кто создал воздух - это обильное и неиссякаемое богатство, которым все в равной мере пользуются? Где хранилища ветров? Где сокровищницы снега?21 Какова причина громов и молний?22
Восхищение тварным миром приводит Григория к утверждению о необходимости при рассмотрении вселенной руководствоваться больше верой, чем разумом. Ограниченность человеческого разума, на которой Григорий настаивал в своей полемике с гносеологическими воззрениями Евномия, становится особенно явной, когда человек пытается проникнуть в "небесные сферы" и познать природу солнца, луны и звезд:

  Если ты мыслью прошел воздух и все, что в воздухе, прикоснись уже вместе со мной к небу и к небесному. Но здесь уже пусть ведет нас скорее вера, чем разум, если ты понял свою немощь в (познании того), что ближе к тебе, и если признал разумным познавать то, что превыше разума, чтобы не оставаться всецело земным и привязанным к земле, не сознающим даже собственного незнания. Кто округлил небо, расставил звезды? Но, прежде всего, что такое небо и звезды? Можешь ли ответить, высокоумный, не знающий того, что у тебя под ногами?.. Пусть даже ты постиг эти циклы и периоды, приближения и удаления, заходы и восходы, какие-то знаки зодиака и странные измерения, и все то, за что так почитаешь ты свою ч у дную науку. Но ведь это еще не познание сущего, а только лишь наблюдение за каким-то движением, подтвержденное долговременным наблюдением, собирающее воедино выводы многих, а потом изобретающее закон и провозглашающее его научным (открытием). Так фазы луны стали известными для многих, а основой этого знания является наблюдение. Но если ты такой знаток этих вещей и хочешь, чтобы удивлялись тебе по праву, скажи, какова причина такого устройства и движения?.. Но что изначально привело солнце в движение?.. Что значит это прибавление и убавление дней и ночей?.. Познал ли ты природу луны, ее фазы, меры ее света, ее движения, и то, как солнце господствует над днем, а она начальствует над ночью?..23  

Рассуждения Григория могут показаться наивными в свете того развития, которое произошло в человеческой науке с IV в. Многие астрономические законы, неизвестные во времена Григория, известны сейчас каждому школьнику. Многое их того, что в структуре космоса представлялось таинственным и непостижимым, получило свое научное объяснение. Означает ли это, что слова Григория о недостаточности науки для объяснения всех природных феноменов и о превосходстве веры над разумом потеряли всякое значение? Нам думается, что нет. Несмотря на научный прогресс, приведший уже во времена Галилея и Коперника к пересмотру всех античных утверждений относительно структуры мироздания, наука до сих пор не пришла к единому взгляду на происхождение вселенной. И в наши дни, как и в IV в., существуют различные теории происхождения вселенной, различные взгляды на роль Бога в сотворении мира и управлении им. Вопросы Григория - "какова причина?", "кто создатель?", "что изначально привело в движение вселенную?" - до сих пор не получили однозначного и исчерпывающего "научного" ответа. "Познание сущего", то есть знание о причинах возникновения и бытия всего существующего, до сих пор неподвластно науке и остается достоянием религиозного опыта. Диалог между религией и наукой и сейчас, как во времена Григория, далек от завершения.
То, о чем говорит Григорий, всегда сохраняет свою актуальность: как далеко ни продвинется наука, в мире всегда будет оставаться много неизведанного и таинственного, неподвластного человеческому разуму. Удивление перед совершенством и красотой космоса, перед гармонией, царящей во вселенной, не исчезает оттого, что человек узнает о мире все больше и больше. Скорее наоборот, научный прогресс только увеличивает наше благоговение перед тайной Бога, создавшего мир столь величественным и прекрасным. "Человек, который потерял способность удивляться и благоговеть - мертв,- говорит один из великих ученых XX в.24- Знать, что существует сокровенная Реальность, которая открывается нам как высшая красота, знать и ощущать это - вот ядро истинной религиозности". Удивление перед красотой космоса, "благоговение перед жизнью",25 свойственное человеку веры, не исключает уважительного отношения к разуму. Но, как не уставал подчеркивать Григорий Богослов, у разума есть свои пределы, за которые можно выйти лишь при помощи веры.


1 Ср. Meyendorff. Byzantine Theology, 129-131. ^
2 Против ариан 1,20 (PG 26,53) = рус. пер. т.2, с.202. ^
3 Сл.42,17,8-10; SC 384,86 = 1.596. Отголосок арианской фразы "Было, когда не было (Сына)". ^
4 Сл.34,8,1-7; SC 318,212 = 1.495. ^
5 Сл.34,8,16-17; 212 = 1.496. ^
6 Ср. Быт.1:4; 1:10; 1:12 и т.д. ^
7 Сл.38,9,1-10,14 (9,1-5; 10,3-14); SC 358,120-124 = 1.526. ^
8 Сл.40,5,1-15; SC 358,204-206 = 1.545-546. Мы будем подробно рассматривать тему Божественного света в главе IV. ^
9 Сл.40,5,15-21; 206 = 1.546. ^
10 Сл.6,12,22-24; SC 405,152-154 = 1.153. ^
11 Вариант перевода "составляющие хор", "танцующие в хороводе". ^
12 В этих словах отражена вера в то, что одни ангелы приставлены к каждому конкретному человеку ("ангелы-хранители"), тогда как другие покровительствуют целым городам и странам. ^
13 Сл.28,31,16-33; SC 250,172-174 = 1.412-413. ^
14 См. Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. ^
15 В системе Дионисия только высший чин получает озарение непосредственно от Бога; низшие чины получают его через посредство высших. ^
16 "Серафим" по-еврейски означает "огненный", "горящий". Имя "херувим", по Клименту Александрийскому и Оригену, указывает на "обильное знание": см. Климент. Строматы 5,6; Ориген. На Рим.3,8 (PG 14,948 B). ^
17 Сл.6,14,8-17; SC 405,158 = 1.154. ^
18 Сл.28,23,4-25,28; SC 250,148-156 = 1.406-408. Ссылка на "рассказы" из жизни муравьев показывает, что Григорий мог быть знаком с произведениями грекоязычной естественнонаучной литературы, такими как "Об истории животных" и "О рождении животных" Стагирита, которые он, по-видимому, имеет в виду в Слове 31-м, когда говорит об "истории животных" и природе "рождения животных". См. Сл.31,10,14-17; SC 250,294 = 1.449. Ср. Norris. Faith, 124. ^
19 Как мы упоминали выше (см. главу I), Григорий сам лечился на водах. ^
20 Сл.28,26,1-31; 156-158 = 1.408. ^
21 Ср. Иов 38:22. ^
22 Сл.28,27,1-28,39; 158-164 = 1.408-410. ^
23 Сл.28,28,39-30,22; 164-170 = 1.410-412. ^
24 Альберт Эйнштейн. ^
25 Выражение Альберта Швейцера. ^


 

ЧЕЛОВЕК

Антропология Григория представляет собой синтез библейского учения о человеке и античной философской антропологии.1 В его учении о человеке можно выделить несколько главных тем, основанных на библейском откровении: сотворение человека из материального и духовного начал, образ и подобие Божии в человеке, человек как царь видимого мира, как храм Божий, как посредник между материальным и духовным миром. Среди антропологических тем, унаследованных от античности - человек как "разумное животное" и как "микрокосмос", тело как "темница души", и другие.
Античное изречение "Познай себя"2 становится отправным пунктом для антропологических рассуждений Григория. Это изречение наводит его на мысль, о таинственности и непостижимости природы человека, который представляет собой загадку для самого себя:

  Прежде всего познай самого себя, пойми то, что у тебя в руках, пойми, кто ты и как создан, как составлен, будучи одновременно и образом Божиим и связанным с худшим, и что привело тебя в движение, и в чем твоя мудрость, и в чем тайна твоей природы. Познай, как ограничен ты местом, а ум, не отделяясь, но оставаясь на месте, все обходит; как глаз мал, а видит на дальнем расстоянии... Познай, как ум воспринимает образы и что такое сохранение воспринятого - память, и что такое возобновление утраченного - припоминание. Познай, как слово есть порождение ума и как оно порождает слово в другом уме и как мысль передается посредством слова.3  

Григорий определяет человека как "животное разумное" (zōon logikon),4 в котором персть таинственно и неизъяснимо связана умом, и ум с духом.5 Чаще всего Григорий говорит о человеке как двусоставном существе, подчеркивая, что, будучи посредником между материальным и нематериальным мирами, человек носит в себе характерные черты обоих: своим умом, или духом, он связан с нематериальным, божественным и невидимым, тело же его принадлежит к области материального, земного и видимого.6 Интерпретируя изначальную дихотомию человеческого естества, Григорий пользуется античной идеей "микрокосмоса".7 Однако если античные философы говорили о человеке как "малом мире", то для Григория именно материальный мир является "малым" по сравнению с макро космосом-человеком, поскольку человек заключает в себе обе реальности - материальную и духовную, в то время как мир обладает лишь одним материальным бытием:

  ...Художник-Логос создает живое существо, единое из двух - я имею в виду видимую и невидимую природы; созидает, говорю, человека, и из преждесотворенной материи взяв тело, от Себя же вложив дыхание (жизни) - то, что слово (Божие) называет разумной душой и образом Божиим,-8 творит как бы некий второй мир, в малом великий; поставляет его на земле как другого ангела, поклонника, составленного (из разных природ) надзирателя за видимой тварью, посвященного в таинства (mystēn) твари умосозерцаемой, царя над тем, что на земле, подчиненного царству, которое свыше, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого, посредника между величием и смирением,9 который в одно и то же время есть дух и плоть...10  

Будучи одновременно духовным и телесным, человек представляет собой нечто парадоксальное, невместимое для ума. Он есть творение "славное и бесчестное", в котором есть закон, ум и надежда, но которое обречено на сосуществование с неразумными животными.11 "Что это за новое обо мне таинство?- восклицает Григорий.- Я мал и велик, смирен и высок, смертен и бессмертен, я земной и небесный - первое во мне от дольнего мира, второе от Бога; одно - от плоти, другое - от духа".12
Григорий развивает традиционную для христианства тему образа Божия в человеке. "Человек есть тварь и образ великого Бога",- читаем в одном из его стихотворений.13 В другом стихотворении он говорит о человеке как "прекрасном и нетленном образе небесного Слова",14 подчеркивая родство между Христом, Который Сам является "образом" Бога невидимого,15 и человеком, созданным по образу и подобию Божию.16
К теме образа и подобия Божиих в человеке, одной из центральных в христианской антропологии, Отцы ранней Церкви подходили по-разному. Образ Божий усматривали в разумной (духовной) природе человека, в его свободной воле, бессмертии, господственном положении как царя видимого мира, склонности к нравственному совершенствованию, творческой способности.17 Наиболее распространенным, однако, был взгляд, согласно которому образ Божий заключается именно в человеческой душе, в частности, в ее высшей части - уме (nous), разуме (dianoia), или духе (pneuma). Такого взгляда придерживался и Григорий.18 В одном из своих "Мистических песнопений" он так говорит об образе Божием в человеке:

  Было, когда высокий Логос Ума, следуя великому Уму Отца, Основал мир, который до того не существовал. Он сказал - и совершилось все, что Он хотел. Но когда все это - Земля, небо и море - составило космос, Понадобился и созерцатель Премудрости, матери всего, Благоговейный царь всего земного. Тогда Логос,.. Взяв часть новосозданной земли, Бессмертными руками составил мой образ, Которому дал нечто от Своей жизни, потому что послал в него Духа, Который есть струя невидимого Божества. Так из персти и дыхания создан человек, образ Бессмертного, Так как в обоих царствует природа ума. Поэтому, из-за своего земного (происхождения) я привязан к здешней жизни, Но из-за частицы Божества ношу в груди любовь (к божественному).19  

Итак, душа есть "частица Божества" в человеке;20 однако, будучи "Божиим дыханием", она претерпевает "смешение с перстью".21 Душа в теле - это "свет, скрытый в пещере (phaos spēlyngi kalyphthen), однако же божественный и неугасимый".22 В этих словах Григория можно услышать отголосок античного представления о жизни как темнице и теле (sōma) как могиле (sēma) души: такое представление нашло своего защитника в лице Платона.23
Учение Платона о теле как гробе было знакомо Григорию.24 Последний, однако, не разделял платоновской веры в метемпсихоз - переход души из одного тела в другое.25 Не разделял он ни учения Платона о "мировой душе", ни материалистического представления о душе, свойственного некоторым греческим философам:

  Душа не есть природа ни истребляющего огня,.. ни воздуха... Она не есть ни поток крови, текущий через тело, Ни гармония частей тела, приводимых в единство... Знаю и другое учение, которого никогда не приму, Ибо у меня не какая-нибудь общая и разделенная на всех Душа, блуждающая по воздуху... И то басня немудрых людей, пустая книжная забава, Что душа якобы постоянно меняет многие тела, Соответствующие ее прежним жизням, добрым или дурным, (Получая тело) в награду за добродетель или в некое возмездие за провинности... Они вертят колесо нечестивейшего Иксиона,26 Делая (кого-либо) то зверем, то растением, то человеком, то птицей, то змеей, то собакой, то рыбой - Нередко каждым из этого по два раза, если так повернется колесо. До каких же пор? Ведь я никогда не видел зверя, мудрого в слове, Или говорящий куст. Всегда болтлива ворона, Всегда безгласная рыба плавает в соленой влаге... Но самое удивительное - это то, каким образом, После того, как ты соединил меня с многими телами и эта связь сделала меня знающим многое, Одно только убежало от моего разумения: какую кожу Носил я раньше, какую потом, во скольких умирал?.. Или следствием долгого скитания было и то, Что я забыл прежнюю жизнь?27  

Античному представлению о душе, кочующей из одного тела в другое, противопоставляется христианская концепция человека, в котором душа неразрывно соединена с телом. Григорий не разделяет такого отношения к телу, при котором последнее воспринимается как нечто чуждое душе, низменное и злое по природе. Хотя Григорий нередко говорит о теле как препятствии на пути к Богу, все подобные высказывания, как мы вскоре увидим, относятся к человеческому телу после грехопадения; когда же речь идет о первозданном человеке, подчеркивается красота и гармоничность тела, сотворенного Богом как достойное вместилище бессмертной души.
Премудрость Творца, проявившаяся в как в душе, так и в теле созданного им человека, вызывает благоговейное удивление у Григория:

  Оставив все остальное,.. взгляну на самого себя, рассмотрю всю природу и состав человека. Что это за смешение в нас? Что за движение? Как бессмертное смешано со смертным? Как вращается душа? Как она и оживляет, и участвует в страстях? Как ум и ограничен, и безграничен, и остается в нас, и все обходит благодаря быстроте своего стремления и течения?.. Как тело питается пищей, а душа словом?.. Много еще можно философствовать о членах и частях тела, гармонично расположенных по отношению друг к другу, сближенных и отдаленных с учетом необходимости и красоты... Много о звуках и слухе... Много о зрении... Много об остальных чувствах... Много об успокоении во сне, о сновидениях, о памяти и воспоминаниях, о рассудке, гневе, вожделении, короче сказать - обо всем, что населяет этот малый мир - человека.28  

Вообще Григорий чрезвычайно возвышенно говорит о человеке. В одной из его стихотворных молитв мы читаем: "Твоя слава (kleos) - человек, которого Ты поставил здесь ангелом, певцом Твоего сияния!"29 В другом месте Григорий говорит о человеке как храме Божием и "сотворенном боге":

  Если будешь низко о себе думать, (то напомню), что ты - Христово творение И дыхание, досточтимая частица (Его), а потому и небесный, И земной; ты - сотворенный бог, незабываемое произведение (Творца), Через страдания Христа идущий к нетленной славе... Ибо человек есть храм великого Бога; и тот делает себя таким (храмом), Кто отрешается от земли и непрестанно идет к небу. Этот храм я повелеваю тебе сохранять благоухающим От твоих дел и слов, всегда имеющим внутри себя Бога...30  

Итак, главное назначение и призвание человека - восходить от земного к небесному, от человеческого к божественному. Бог, согласно Григорию, создал человека для того, чтобы он достигал большей славы и, "заменяя в себе земное (на небесное),.. как бог, шел отсюда к Богу".31 Будучи богом по своему потенциалу, человек должен достичь такой степени богоуподобления, при которой он станет всецело обоженным. Цель жизни человека - "сделаться богом и духом,.. стать в чине светозарного ангельского лика, получив за великие труды еще большую награду".32 В этом утверждении Григорий верен всей восточно-христианской традиции.33

1 Об антропологии Григория см. Ellverson. Nature. Ср. Szymusiak. Destinée; Szymusiak. Homme. ^
2 Изречение, которое было написано на храме Аполлона в Дельфах. ^
3 Сл.32,27,5-18; SC 318,142 = 1.477. Ср. Сл.28,22,1-40; SC 250,144-148 = 1.405. ^
4 Выражение, заимствованное из античнойфилософии (оно встречается у Пифагора, Секста Эмпирика и Аристотеля), нередко цитируется Отцами Церкви: ср. Иустин Философ. Фрагменты (PG 6,1585 B); (Псевдо-) Афанасий Александрийский. Определения (PG 28,533 C) и др. ^
5 Сл.32,9,13-16; SC 318,104 = 1.467. ^
6 Ср. Сл.40,8,1-2; SC 358,212 = 1.547: "...мы являемся двойными по естеству, т.е. (состоящими) из души и тела, из естества видимого и невидимого..." Дихотомизм человеческой природы является традиционной христианской темой (ср. Мф.26:41; Ин.6:63; Гал.5:17 и др.). О дихотомизме Григория см. Ellverson. Nature, 17ff. ^
7 Эта идея встречается у Демокрита, Галена, Филона Александрийского и др. ^
8 Ср. Быт.1:27; 2:7. ^
9 О человеке как посреднике между Богом и тварным миром см. Филон Александрийский. О добродетелях 9. ^
10 Сл.38,11,8-19; SC 358,124-126 = 1.527. Тот же текст в Сл.45,7; PG 36,632 = 1.665. Ср. также PG 37,688-689 = 2.179. ^
11 Сл.7,22,22-27; SC 405,238 = 1.174. ^
12 Сл.7,23,6-10; 238-240 = 1.174. ^
13 PG 37,1354 = 2.67. ^
14 PG 37,1555 = 2.260. ^
15 Ср. 2 Кор.4:4; Кол.1:15; 1 Кор.11:7; Фил.2:6 и др. ^
16 Ср. Быт.1:27. ^
17 Подробнее об этом см. Керн. Антропология, 354-355. ^
18 О душе как образе Божием см. PG 37,688 = 2.179; PG 37,447 = 2.31. ^
19 PG 37,451-452 = 2.33. Тот же текст в PG 37,528-539 = 2.135. ^
20 PG 37,690 = 2.179. ^
21 PG 37,446 = 2.31. ^
22 PG 37,447 = 2.31. ^
23 См. Платон. Федон 62b; Кратил 400c; Горгий 493a. ^
24 Ср. его Письмо 33; ed.Gallay, 28 = 2.523: "...в мысль о смерти, как говорит Платон, обращая здешнюю жизнь, и, насколько возможно, отрешая душу от тела (sōmatos), или, говоря по-платоновски, от гроба (sēmatos)". ^
25 Критика пифагорейского учения о метемпсихозе, заимствованного Платоном, содержится, в частности, у Иринея Лионского (Против ересей 2,33-34). ^
26 Иксион - герой греческой мифологии, который в наказание за нечестие был в тартаре привязан к вечно вращающемуся колесу. ^
27 PG 37,447-450 = 2.31-33. ^
28 Сл.28,22,1-40; SC 250,144-148 = 1.405-406. ^
29 PG 37,1327 = 2.97. Ср. Ириней Лионский. Против ересей 4,20,7: "Слава Божия есть человек живущий". ^
30 PG 37,678 = 2.40-41. ^
31 PG 37,454 = 2.34. ^
32 PG 37,1355 = 2.67. ^
33 В главе IV нашей книги специальный раздел будет посвящен учению Григория об обожении. ^





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.