Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТВОРЕНИЕ 3 страница




 

 

ЕДИНСТВО В ТРОИЦЕ

Троица в понимании Григория Богослова - союз трех Ипостасей, равных и единосущных одна другой, скрепленных между собою союзом любви. Троичность в Боге не есть лишь отвлеченная идея: это истина, раскрывающаяся через подражание Богу. Тайна единства в троичности открывается людям в том числе и для того, чтобы научить их жить в единстве мира и любви. Сам Иисус Христос молился о том, чтобы пример единства между Ним и Отцом вдохновлял Его учеников на заботу о сохранение единства: "Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино".1 Итак, в единстве Троицы содержится нравственный урок: Она подает людям пример любви и согласия, которые должны царствовать между ними. "...(Троица) является и исповедуется единым Богом не менее по единодушию, как и по тождеству сущности; поэтому и близки к Богу и божественным духам все те, кто любит благо мира.., к противоположной же стороне принадлежат те, что воинственны нравом..."2
Григорий жил в эпоху, когда христианская Церковь была расколота на части. Епископы, принадлежавшие к разным богословским партиям, отлучали друг друга от Церкви, разрывали между собой евхаристическое общение. Нередко внутри одной богословской партии возникали распри, расколы и раздоры. Примирение враждующих партий было одной из главных задач, которую ставил перед собой Василий Великий: он готов был идти на уступки даже в вероучительных вопросах3 ради сохранения или восстановления церковного единства. "Искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные",- говорил он.4
Однако и Василий не уберегся от церковного раскола, одной из жертв которого стал Григорий. Лишившийся своей кафедры прежде, чем успел ее получить, Григорий с первых шагов на епископском поприще узнал на собственном горьком опыте, каковы плоды церковных разделений. Будучи затем помощником своего отца в Назианзе, Григорий воссоединял с Церковью монахов, отделившихся от престарелого епископа, когда тот поставил подпись под омиусианским символом. В Константинополе Григорий тоже не раз предпринимал попытки примирять враждующие партии, в том числе на II Вселенском Соборе, где его увещания, как мы помним, не были услышаны, но только вызвали всеобщее раздражение. Призывая к церковному единству, Григорий напоминал слушателям о согласии, гармонии, мире, единомыслии и любви, которые царствуют внутри Троицы. В Слове 23-м, говоря о необходимости примирения между враждующими партиями внутри одной Церкви5 перед лицом общего врага - арианства, Григорий приводит в пример Святую Троицу:

  Троица поистине есть Троица, братья... Природа Божества... всегда согласна Сама с Собой.., всегда совершенна... Она есть жизни и жизнь, светы и свет, блага и благо, славы и слава, Истинное и Истина и Дух истины, святые и святое само в себе: каждое из них есть Бог.., но и три вместе суть Бог... Так вкратце (излагаю наше учение).., чтобы вы, выступающие против нас публично.., познали, что мы одно мыслим, одним духом воодушевлены, одним духом дышим... Вот на ваших глазах подаем мы друг другу руки! Вот дела Троицы, Которую мы одинаково славим и Которой одинаково поклоняемся.6  

Согласно Григорию, существует тесная связь между единством верующих, собранных в одно тело Церкви, и единством Троицы. Догматические нововведения опасны не только сами по себе, но еще и потому, что они нарушают церковное единство. Говоря об этом в Слове 22-м, Григорий, однако, подчеркивает, что он требует не полной унификации догматического языка, а скорее единомыслия в основных вероучительных вопросах: "Установим себе не тот один предел благочестия, чтобы поклоняться Отцу, Сыну и Святому Духу, единому в трех Божеству и единой Силе... Но, определив это, будем единомысленны и в остальном как держащиеся одной Троицы, почти одного и того же догмата (tou autou schedon dogmatos) и одного тела".7 Выражение "почти одного и того же догмата" указывает на то, что внутри единого тела Церкви возможны небольшие разногласия по тем или иным догматическим формулировкам при сохранении вероучительного единства в целом. Именно так представлял себе церковное единство Василий Великий, который считал, что разногласия в формулировках не должны препятствовать воссоединению с Церковью отделившихся от нее групп:

  Мы... предлагаем только желающим соединения с нами братьям никейскую веру, а если соглашаются на нее, то требуем еще не называть тварью Духа Святого. Кроме же этого согласен я ничего не требовать.8 Ибо уверен, что по долговременном общении их с нами и по беспрекословном упражнении в догматах веры, если бы и потребовалось что присовокупить для большей ясности, даст сие Господь.9  

Таким образом, и Василий, и Григорий придерживались мнения о том, что для восстановления единства между враждующими партиями достаточного некоего "минимума", то есть такой общей формулы, которая не предполагает полное тождество всех догматических формулировок: различные подходы к тайне единства Троицы могут уживаться в рамках "почти одного и того же догмата".
Тема единства в троичности является лейтмотивом всего корпуса "Слов о богословии". Однако здесь Григорий озабочен не церковным единством, а борьбой с арианскими искажениями православной доктрины. Одним из таких искажений было утверждение о том, что православные верят в трех Богов:

  "Если,- говорят,- Бог, Бог и Бог, то как же не три Бога?"... Один у нас Бог, потому что Божество одно. И к Единому возводятся Те, Которые от Единого, хотя и веруем в Трех. Ибо как Один не больше, так и Другой не меньше есть Бог, и Один не раньше, и Другой не позже; Они не рассечены волей и не разделены силой... Напротив, Божество неразделимо в разделенных.., как в трех солнцах, заключенных одно в другое, одно растворение света. Итак, когда взираем на Божество и Первую Причину и монархию, тогда представляемое нами одно; а когда на Тех, в Ком Божество, на Тех, Которые от Первой Причины существуют вневременно и равночестно, тогда поклоняемся трем.10  

Единство в Троице, таким образом, обусловлено единством Отца, с Личностью Которого в каппадокийском богословии связано понятие Первой Причины и идея монархии.11 Св. Василий Великий высказывался по этому поводу вполне однозначно: "Бог един потому, что Отец един".12 Признание Сына и Духа равными и единосущными Отцу ни в коей мере не умаляет значения Отца как первой и единой Причины, а следовательно и как главного источника единства внутри Троицы.
Единство трех Ипостасей является тайной, выходящей за пределы человеческого восприятия; поэтому никакие сравнения, никакие подобия из жизни тварного мира не способны изобразить это единство. Отцы Церкви, говоря о единстве Троицы, прибегали к сравнениям, но лишь для того, чтобы сделать это учение более наглядным, более доступным для простого верующего: они всегда оговаривались, что подобные сравнения условны и не исчерпывают тайну Троицы. Григорий Богослов, например, говорит о человеческой семье как образе Святой Троицы: как Сиф рожден от Адама, а Ева взята из ребра Адама, так и Сын рожден от Отца, а Святой Дух исходит от Отца.13 Этот образ вполне традиционен для каппадокийского богословия и встречается, в частности, у Григория Нисского.14
В Слове 31-м Григорий Богослов приводит три других образа: первый и наиболее традиционный - родник, ключ и река;15 второй - солнце, солнечный луч и солнечный свет; третий - солнечный зайчик, который движется по стене столь быстро, что бывает видим одновременно в нескольких местах. Однако у всех трех образов есть существенные недостатки: первый наводит на мысль о движении в Божестве и сводит Божественное единство к единству арифметическому; второй представляет Божество сложным и, приписав сущность Отцу, делает два другие Лица несамостоятельными; в третьем слишком очевидно наличие приводящего в движение, тогда как первоначальнее Бога нет ничего, да и вообще движение и колебание не свойственны Божеству.16 Поэтому, заключает Григорий, "я рассудил, что лучше мне отставить в сторону все образы и тени как обманчивые и весьма удаленные от истины, самому же придерживаться более благочестивого образа мыслей, остановившись на немногих терминах.., и других по мере сил убеждать поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу - единому Божеству и силе".17
Григорий говорит о едином в трех Лицах Боге-Троице как о самом сокровенном таинстве христианской веры: Он - "Святое Святых, сокрываемое от самих серафимов и прославляемое тремя возгласами "Свят", восходящими к единому Господству и Божеству".18 Непостижимое и сверхъестественное таинство единства Святой Троицы вызывает восхищение Григория. В Слове 40-м, посвященном празднику Богоявления, Григорий говорит о единстве Троицы в контексте крещальной практики Церкви и собственного христианского опыта:

  Больше всего и прежде всего храни добрый залог,19 для которого я живу и жительствую, который хотел бы я иметь при исходе (из жизни), с которым я и все скорби переношу и все приятное презираю - а именно исповедание Отца, Сына и Святого Духа. Этот залог вверяю тебе ныне, с ним погружу тебя в купель и изведу из купели. Его даю тебе на всю жизнь помощником и заступником - единое Божество и единую Силу, Которая... не возрастает и не уменьшается.., Которая повсюду равна, посвюду одна и та же, как единая красота и единое величие неба. Она есть бесконечная соприродность трех бесконечных, так что Каждый, рассматриваемый в отдельности, есть Бог.., но и три, рассматриваемые вместе, суть также Бог: первое по причине единосущия, второе по причине единоначалия. Не успею помыслить о едином, как бываю озаряем тремя; не успею разделить трех, как возношусь к единому. Когда представится мне нечто единое из трех, я думаю, что это и есть Все: Оно наполняет мое зрение.., я не могу объять Его величия... Когда соединяю в созерцании трех, тогда вижу один светильник, будучи не в силах разделить или измерить единый свет.20  

Для Григория единство Троицы было не просто предметом богословского спора: оно было в первую очередь объектом благоговейного молитвенного созерцания. Его отношение к Троице характеризовалось абсолютной преданностью и пламенной любовью, почти влюбленностью. "Моя Троица": так любил называть Ее Григорий. Борьба за единосущие еще более укрепила привязанность Григория к Троице, Которая стала как бы частью его собственной биографии. Не случайно он заканчивает монументальную поэму "О своей жизни" восторженными словами, посвященными Троице:

  Что принесем в дар Церквам? Слезы. Ибо к этому привел меня Бог, Подвергнув жизнь мою многим превратностям. А куда она приведет меня? Скажи мне, Слово Божие! Молюсь, чтобы привела в непоколебимое жилище, Где моя Троица и Ее соединенное сияние - Троица, Чьи неясные тени и ныне приводят меня в восторг.21  

 

1 Ин.17:21. ^
2 Сл.6,13,9-15; SC 405,154-156 = 1.153-154. ^
3 В частности, в вопросе о Божестве Святого Духа. ^
4 Письмо 113 (Пресвитерам в Тарсе); ed. Courtonne, 17 = рус.пер. с.138 (Письмо 109). ^
5 Имеются в виду, вероятно, "мелетиане" и "павлиниане". ^
6 Сл.23,10,11-13,3; SC 270,300-306 = 1.333-335. ^
7 Сл.22,12,1-9; SC 270,242-244 = 1.342-343. ^
8 Т.е. не требовать, например, открытого признания Духа Богом. ^
9 Письмо 113, ed.Courtonne, 17 = рус. пер. с.138. ^
10 Сл.31,13,5-14,13; SC 250,300-304 = 1.451. ^
11 См. Василий Великий. О Святом Духе 21 и 38. Ср. Григорий Богослов. Сл.29,15,1-18; 208 = 1.423-424. ^
12 Беседа 24,3 (PG 31,605A). ^
13 PG 37,411 = 2.23. ^
14 О том, что значит "по образу"; PG 44,1329C. ^
15 Ср. Афанасий Александрийский. О Святом Духе 1,19; Василий Великий. Против Евномия 5. ^
16 Сл.31,31,1-33,7; 338-340 = 1.461-462. ^
17 Сл.31,33,10-19; 340-342 = 1.462. ^
18 Сл.45,4; PG 36,628-629 = 1.664. ^
19 Ср. 2 Тим.1:14. ^
20 Сл.40,41,1-24; SC 358,292-294 = 1.571. ^
21 PG 37,1165-1166 = 2.391-392. ^


 


Логическим продолжением анализа тринитарной доктрины Григория должно было бы стать рассмотрение его христологии. Однако ввиду того, что христология Григория тесным образом связана с его учением о спасении человека, представляется целесообразным сначала рассмотреть его взгляд на творение, тварное бытие и человека в его первозданном и падшем состоянии.1 Этот анализ будет предварен рассмотрением учения Григория о Боге как Творце "всего видимого и невидимого".

1 О космологии Григория и двух других Каппадокийцев в связи с античной философией см. Callahan. Philosophy. О сотериологии Григория см. Stephan. Sotériologie. ^


 

 

БОГ ТВОРЕЦ

Христианская традиция говорит о едином Боге-Творце мира, однако подчеркивает, что в сотворении мира участвовали все три Лица Святой Троицы. Тварный мир был задуман Отцом, однако сотворен при помощи Слова и Духа: св. Ириней Лионский называет Слово и Дух двумя "руками" Отца, действовавшими при сотворении мира.1 Библейское откровение свидетельствует о том, что все получило бытие через Слово,2 и о присутствии при сотворении мира Духа Святого.3 Григорий Богослов так говорит о творческой роли Слова Божия: Бог "Словом рассеял тьму, Словом произвел свет, основал землю, округлил небо, распределил звезды, разлил воздух, установил границы моря, протянул реки, одушевил животных, сотворил человека по Своему подобию, привел все в порядок (kosmon)."4 Говоря об участии Святого Духа в творении, Григорий цитирует библейские выражения, которые в христианской традиции воспринимались как указание на это участие: "Этот Дух созидает с Сыном в творении и в воскресении. В этом пусть убедят тебя (слова): Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его - все воинство их;5 а также: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь;6 и еще: Пошлешь Дух Твой - и созидаются, и Ты обновляешь лице земли ".7
Итак, "мысль стала делом, которое исполнено Словом и довершено Духом",- говорит Григорий,8 почти повторяя слова Василия Великого, согласно которому Отец сотворил мир через Сына и довершил творение Святым Духом.9 Будучи сотворен при участии трех Лиц Святой Троицы, объединенных между Собой в гармоничное и неразрывное единство, тварный мир носит на себе отпечаток этой Божественной гармонии и свидетельствует о своем Создателе.
Одним из традиционных для раннехристианской апологетической литературы аргументов в пользу существования единого Бога-Творца являлось гармоничное и целесообразное строение видимого мира. Унаследовав от древнегреческих философов, в частности от стоиков, восхищение гармонией, царящей в мироздании, раннехристианские авторы подчеркивали, что за всем благообразием космоса стоит единый Бог Творец:

  Кто дал тебе видеть красоту неба, путь солнца, лунный цикл, множество звезд, и во всем этом, словно в лире, всегда одинаковую прекрасную гармонию (euarmostian) и порядок; преемственность часов, смену времен года, круговращение лет, соразмерность дня и ночи, произведения земли, растворение воздуха, широту бурного и спокойного моря, глубины рек, стремления ветров? Кто (дал тебе) дожди, земледелие, пищу, искусства, жилища, законы, государства, спокойную жизнь, семейные связи? Откуда то, что некоторые животные укрощены и покорены тебе, а другие даны тебе в пищу? Кто поставил тебя господином и царем над всем, что есть на земле?10  

Говоря о Творце и творении, Григорий пользуется библейским образом горшечника и глины11 и подчеркивает отличие христианского Бога-Творца от платоновского Демиурга. Последний, подобно художнику, созидает мир как подобие некоего предсуществовавшего образа, тогда как первый созидает мир из ничего:

  Един Бог; необоснованным же мифом является представление эллинских умников О собезначальности (Богу) материи и идей (eidea). Все эти почитаемые ими формы, которе они сделали богами, Не существовали (от начала), но произошли по воле великого Бога. Кто же когда-либо видел безвидную материю (hylēn... aneideon) или нематериальную форму (aylon morphēn)?.. Ибо я не нашел ни тела, лишенного цвета (achroon... demas), ни цвета без тела (asōmon chroiēn). Кто отделил то, что не отделила, но свела воедино природа? Но все-таки отделим (материю от формы). Итак, рассуди: если они вовсе несоединимы, То как бы сошлись вместе, или как бы образовался космос, Если они абсолютно раздельны? Если же они соединимы, То как соединились? Кто, кроме Бога, смешал их? Если же соединивший - Бог, тогда Его же признай Творцом всего. И горшечник на своем колесе придает форму (eidos) глине, И золоту - плавильщик золота, и скульптор - камням... Помыслил Божий ум (theia noēsis) - и произошла (материя), имеющая форму... Ибо Он не подобен живописцу, в котором видимый перед глазами образ Возбудил нечто подобное (этому образу) - то, чего (иным способом) не мог бы начертать ум.12  

Для иллюстрации той же мысли Григорий пользуется платоновским образом лиры и мастера-музыканта:

  Ибо тот, кто видит прекрасно сделанную лиру, гармонично настроенную, или кто слышит игру на лире, тот не представит ничего другого, кроме мастера, создавшего лиру, и музыканта, и к нему востекает мыслью, даже если не знает, как он выглядит. Так и для нас явно начало творческое, движущее и сохраняющее всю тварь, хотя и не объемлется оно мыслью. И весьма неразумен тот, кто не приходит к этому добровольно и не следует природным указаниям.13  

В античной традиции существовало представление о "самопроизвольности" (to automaton) и "случае" (hē tychē) как движущей силе мироздания. По Аристотелю, есть философы, "которые причиной и нашего неба, и всех миров считают самопроизвольность: ведь (они считают, что) сами собой возникают вихрь и движение, разделяющее и приводящее в данный порядок вселенную".14 Платон упоминает о философах, которые считали, что огонь, вода, земля и воздух существуют "благодаря природе и случаю"; все тела произошли из четырех первоначал как результат того, каждое из них "носилось по воле присущей ему случайной силы, и там, где они сталкивались, они прилаживались друг к другу благодаря некоему сродству: теплое к холодному, сухое к влажному, мягкое к твердому".15
Опровергая эти представления, Григорий говорит о том, что разум-логос, рассматривая видимый мир, ведет человека к отрицанию идеи самопроизвольности и признанию единого Художника и Правителя вселенной. В основе рассуждений Григория лежит стоическая идея врожденного логоса как внутреннего закона, который управляет каждым человеком в отдельности и всем мирозданием в целом:16

  Нас же, влекущихся к Богу и не допускающих, (что вселенная) никем не ведома и не управляема, взял (под свою опеку) логос; затем он, обратив внимание на видимое и рассмотрев все, что существовало изначально, на этом не остановился - ибо не было резона присваивать владычество равному нам по своей чувственной природе - и через видимое ведет он нас к тому, что выше этого и благодаря чему все это приведено в бытие. Ибо чем упорядочено небесное и земное, то, что в воздухе и что под водой, и более того - то, что прежде этого, то есть небо, землю, воздух и природу воды? Кто смешал и разделил это? Кто причина этого взаимообщения, родства и единодушия?17 Ибо хвалю сказавшего это, хотя он и не наш.18 Кто приведший это в движение и ведущий в непрерывном и беспрепятственном движении? Не Тот ли, Кто является художником всего, Кто вложил во все разум, согласно которому все движется и управляется? Но Кто художник этого? Не Тот ли, Кто сотворил это и привел в бытие? Ибо не следует приписывать такую силу самопроизвольности. Пусть бытие будет от самопроизвольности. От кого тогда порядок? Если угодно, предположим, что и порядок от самопроизвольности. Кто же соблюдает и сохраняет законы, по которым все произошло в начале? Не другой ли это, чем самопроизвольность? Конечно, другой, а не самопроизвольность. Кто же этот другой, если не Бог? Так логос, который от Бога, всем врожден и является первым в нас законом, возвел нас от видимого к Богу.19  

Идее самопроизвольности Григорий противопоставляет учение о Промысле Божием (pronoia), который все в мире держит и все связывает. Если бы мир был носим случаем, как корабль бурным ветром, он должен был бы разрушиться по причине беспорядочного движения.20 Мир не продержался бы так долго, если бы в нем царила анархия.21
Григорий также решительно отвергает идею о том, что миром управляют звезды, презрительно отзывается о "гороскопах и зодиакальных кругах".22 Под одной звездой рождаются царь и подданные, среди которые есть добрые и злые, писатели, торговцы и бродяги. Родившихся под разными звездами постигает одна участь на море и на войне, а кого не связали между собой звезды, связала одинаковая кончина.23 Судьбы Промысла Божия непостижимы для человека, и далеко не все законы, управляющие миром, нам известны:

  Но если ты не знаешь законов, Разум-Логос знает; Ведь если ты не знаешь живописи, это не значит, что и художник не знает, Если не умеешь чертить линии - не значит, что и геометр не умеет. Что-то сам ты постиг, с чем-то мудро согласись. Разум заключается уже в том, чтобы покоряться Разуму. Ведь если все ясно, то в чем, скажи мне, вера?24  

Григорий называет Бога великим Оком, видящим все, что происходит на земле, в морских глубинах и в человеческом уме.25 Всеведение и всевидение Бога, Его Промысл и благая забота простираются на весь мир, на каждое живое существо. Не только дары природы, но и дары веры доступны всем:

  Он повелевает солнцу восходить над всеми равно, посылает дождь для богатых и бедных, для всех - смена дня и ночи, общий дар - здоровье, общий у всех предел жизни, общая мера и красота тела, сила чувств; может быть, бедный обладает даже б о льшим, так как о том, что имеет, больше благодарит и больше наслаждается общими благами, чем могущественные - благами чрезмерными. Итак, все это является общим и равночестным и свидетельствует о Божией справедливости (dikaiosynē)... То же замечаю я в отношении веры. Общий для всех закон, общие пророки, слова Заветов, благодать, педагогика, совершенство,26 страдания Христа, новая тварь,27 апостолы, Евангелия, раздаяние Духа, вера, надежда, любовь наша к Богу и Бога к нам...28  

В своем учении о Боге как Творце и Правителе мира, о Промысле Божием и о благих дарах Божиих тварному миру Григорий вдохновлялся как христианскими источниками, в частности Священным Писанием и сочинениями ранних Отцов, так и некоторыми концепциями, заимствованными из античной философии, главным образом из стоиков и Платона. Григорий любил поражать своих оппонентов их же оружием - в данном случае при помощи одних античных концепций, хотя и христианизированных, он опровергал другие. Он подчеркивал, что у каждого человека, будь то язычник или христианин, есть врожденный логос-разум, следуя которому, он может прийти к познанию единого Бога - непостижимого по природе, но раскрывающегося через посредство тварного мира.

1 См. Против ересей 4,20,1. ^
2 Ср. Ин.1:3. ^
3 Ср. Быт.1:2. ^
4 Сл.5,31,11-14; SC 309,356 = 1.139. ^
5 Пс.32:6. ^
6 Иов 33:4. ^
7 Сл.41,14,1-8; SC 358,344 = 1.583. Ср. Пс.103:30 (по LXX). ^
8 Сл.38,9,5-6; SC 358,120 = 1.526. ^
9 Св. Василий Великий. О Святом Духе 38. ^
10 Сл.14,23; PG 35,888 = 1.219. ^
11 Ср. Ис.45:9; Рим.9:21. ^
12 PG 37,416-417 = 2.24-25. ^
13 Сл.28,6,8-16; 110-112 = 1.394-395. Ср. Платон. Федон 73d: "(Влюбленные) узна ю т лиру, и тут же в уме у них возникает образ юноши, которому эта лира принадлежит". ^
14 Физика 2,4,196a. Имеются в виду, очевидно, философы-атомисты, учившие о самопроизвольном зарождении вихрей, из которых образуются миры. ^
15 Законы 10,889b. ^
16 Стоики говорили о "сперматическом логосе" (logos spermatikos), семена которого рассеяны по всему миру. В раннехристианской литературе (у Иустина, Климента Александрийского и др.) этот "логос" был отождествелен с Христом - Божественным Логосом, Который еще до Своего Воплощения действовал не только в израильском народе, но и в языческой среде. Иустин-философ говорил о причастности Логосу всего рода человеческого, в котором посеяно семя Его. Античные философы (Сократ, Гераклит и др.), а также некоторые поэты жили в согласии с Логосом и творили под Его воздействием. В этом смысле они были христианами до Христа. Такое представление примиряло всю дохристианскую историю человечества с христианством. См. Иустин. Апология I,46; Апология II,8. ^
17 Идея "единодушия" (sympnoia) четырех элементов имеет стоическое происхождение. ^
18 Имеются в виду рассуждения Платона о душе: ср. Платон. Законы 10,896a-897c. В тексте Григория нет буквальной цитаты из Платона и остается неясным, к чему относятся слова "хвалю сказавшего это" - к тому ли, что следовало до, или что следует после этой похвалы. ^
19 Сл.28,16,1-25; 132-134 = 1.401-402. Сходные рассуждения содержатся в 6-м Огласительном слове св. Кирилла Иерусалимского. ^
20 Сл.14,33; PG 35,901-904. ^
21 PG 37,425 = 2.27. ^
22 PG 37,427 = 2.28. ^
23 PG 37,425 = 2.27-28. ^
24 PG 37,432 = 2.128. ^
25 PG 37,1008 = 2.64. ^
26 Под "педагогикой" ("детоводительством"), очевидно, понимается Ветхий Завет (ср. Гал.3:24), под "совершенством" - Новый. ^
27 Ср. 2 Кор.5:17; Гал.6:15. ^
28 Сл.32,22,14-23,5; 132-134 = 1.475. ^


 

 

ТВАРНОЕ БЫТИЕ

Существует отнологическое различие между Богом и тварным бытием: на этом особенно настаивали Отцы IV в. в полемике с арианством.1 Все тварное, по словам св. Афанасия Александрийского, "никоим образом не подобно своему Творцу по сущности, но находится вне Его".2 Григорий Богослов прямо говорит: "Если Бог, то не тварь... Если же тварь, то не Бог, ибо получила начало во времени. А если получила начало, то было, когда ее не было".3 По образному сравнению Григория, онтологическая пропасть между Божеством и тварным миром, подобна пропасти, существующей в византийском государстве между господством и рабством. Речь идет не о том социальном различии, которое противоестественно, подчеркивает Григорий, не о том, "что у нас или насилием рассечено, или бедностью разъединено", но о том, что "разделила природа", т.е. что онтологически иноприродно - Бог и тварь. В Божестве есть "что-то творческое, начальственное и неподвижное", а в тварном мире - "что-то сотворенное, подчиненное и разрушаемое"; Божество выше времени, а тварь подвластна времени.4
Однако Григорий не столь последователен в утверждении инаковости тварного бытия по отношению к Богу. Согласно его учению, в иерархии тварных существ возможны различные степени близости к Богу, так что одна тварь превосходит в этом отношении другую.5 Среди тварных существ есть некоторые, весьма близкие Богу и даже "родственные" Ему, а есть совершенно далекие от Бога и чуждые Ему. К первым относятся ангелы, к последним - чувственные живые существа и в еще большей степени неодушевленные предметы. Все возможные степени родства с Богом или инородности Ему располагаются между этими полюсами:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.