Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть первая 3 страница. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором




В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников (_ 2).

Представителями работников являются профессиональные союзы и их объединения. Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю (ст. 29-31 ТК).

2. Трудовой кодекс предусматривает, что работодатель принимает различные локальные нормативные акты, как правило, с учетом мнения представительного органа работников. В таком порядке принимаются, например, графики сменности (ст. 103 ТК), системы оплаты и стимулирования труда (ст. 135 ТК), правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК), инструкции по охране труда (ст. 212 ТК).

Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, изложен в ст. 372 ТК.

Она гласит, что работодатель в предусмотренных настоящим Кодексом случаях перед принятием решения направляет проект акта организации со всеми необходимыми документами выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников данной организации.

Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного акта направляет работодателю по нему мотивированное мнение в письменном виде.

В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом, либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников с целью достижения взаимоприемлемого решения.

При не достижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять акт, который может быть обжалован в государственную инспекцию труда или в суд, а выборный орган работников вправе начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (см. гл. 61 ТК "Рассмотрение коллективных трудовых споров").

Вместе с тем, согласно ст. 8 ТК, коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, не с учетом мнения, а по согласованию с представительным органом работников.

3. В ст. 8 ТК сказано, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таким случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

По нашему мнению, в подобных случаях недействительными являются не локальные нормативные акты в целом, а лишь их отдельные условия, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством (ср. ст. 9 ТК).

 

Статья 9. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке

 

Договорное регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется путем заключения коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров. Важно подчеркнуть, что коллективные договоры, соглашения, а также трудовые договоры не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они согласно ст. 9 ТК не могут применяться.

Таким образом, в данном случае речь идет о неприменении не акта, а лишь его отдельных положений, снижающих уровень прав и гарантий работников.

Подробнее о коллективном и индивидуальном договорном регулировании см. соответственно комментарии к статьям разд. II "Социальное партнерство" и разд. III "Трудовой договор".

 

Статья 10. Законы, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права

 

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) настоящий Кодекс предусматривает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и имеют приоритет в применении. Это полностью соответствует Декларации, принятой Генеральной конференцией МОТ в 1998 г. Она гласит, что все государства-члены, даже если они не ратифицировали Конвенции МОТ, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в данной Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих Конвенций, а именно:

свободу объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;

упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;

действенное запрещение детского труда;

недопущение дискриминации в области труда и занятости.

Статья 10 ТК признает указанные принципы и нормы международного права составной частью правовой системы РФ и одновременно предусматривает, что если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров РФ определен Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2756). Согласно ст. 3 этого Закона международные договоры РФ заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

В силу ст. 5 указанного Закона, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 2). Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты (п. 3).

В связи с этим большое значение приобретает использование международных трудовых норм в практической деятельности. Речь идет прежде всего о Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., ст. 23 которой гласит: каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы (п. 1). Каждый человек без какойлибо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд (п. 2). Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения (п. 3). Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов (п. 4). Согласно ст. 24 Всеобщей декларации каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск. См. также акты Генеральной Ассамблеи ООН: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, принятые 16 декабря 1966 г. и ратифицированные Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. (Ведомости ВС РФ. 1994. N 12).

МОТ приняты более 175 конвенций и свыше 180 рекомендаций. Они охватывают практически все аспекты трудового права и права в области социального обеспечения. 50 конвенций были ратифицированы СССР и из них 43 продолжают действовать в РФ. Полный текст всех конвенций и рекомендаций МОТ опубликован в сборниках: Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1990 гг. Женева. МБТ, 1991. Т. 1, 2; Конвенции и Рекомендации. 1991-1997 годы. М., 1997. См. также: Иванов С. А. Применение конвенций Международной организации труда (МОТ) в России в переходный период. Некоторые проблемы//Государство и право. 1994. N 8-9; Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право. М., 1999; Основные права человека в сфере труда и их защита. Основополагающие международные правовые документы-стандарты. Комментарии специалистов. М., 1999. Многие положения конвенций и рекомендаций МОТ могут быть конкретизированы и реализованы в соглашениях, коллективных договорах и других актах локального регулирования трудовых отношений.

Федеральными законами от 21 февраля 1996 г. (23 февраля 1996 г.) N 19-ФЗ и 20-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 774, 775) РФ присоединилась к Уставу Совета Европы и протоколам к нему (см.: Социальные права человека. Документы и материалы Совета Европы. Ч. 1. М., 1996).

В связи с этим, в частности, следует сказать о принятой 20 октября 1980 г. Советом Европейского сообщества Директиве N 80/987 "О сближении законодательства государств-членов, касающемся защиты наемных работников в случае несостоятельности работодателя". Директива предусматривает образование для этой цели гарантийных фондов за счет средств работодателя.

Особую группу образуют акты государств-участников Содружества Независимых Государств. Речь идет прежде всего о Конвенции стран Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1489). Кроме того, имеются акты Межпарламентской Ассамблеи стран Содружества Независимых Государств. Они носят рекомендательный характер, используются при разработке национального законодательства.

Таков, например, рекомендательный законодательный акт от 13 мая 1995 г. "Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ" (Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. - Информационный бюллетень. 1995. N 8). Он содержит базовые принципы согласованной законодательной политики в области миграции трудовых ресурсов в СНГ. Цель акта - урегулировать (узаконить) процесс трудовой миграции в рамках СНГ; обеспечить гарантии прав трудящихся-мигрантов независимо от того, на чьей территории они находились, находятся или будут находиться; способствовать разработке и сближению национального законодательства в странах СНГ, заключению межгосударственных соглашений в области трудовой миграции и на этой основе взаимодействию государств по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Договор между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан, подписанный в Москве 26 декабря 1998 г., предусматривает, что Договаривающиеся Стороны обеспечивают гражданам России и Беларуси равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях России и Беларуси. Граждане России и Беларуси имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан (ст. 7).

В связи с этим Договаривающиеся Стороны обязались привести действующее законодательство в соответствие с настоящим Договором (ст. 9).

Согласно ст. 12 Договора его отдельные положения, не противоречащие законодательству Договаривающихся Сторон и их международным обязательствам, применяются временно с 1 января 1999 г. Договор подлежит ратификации и вступает в силу с момента обмена ратификационными грамотами.

В случае необходимости РФ заключает со странами ближнего и дальнего зарубежья соответствующие соглашения по вопросам внешней трудовой миграции. Таково, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов, вступившее в силу 15 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5858).

Официальным источником публикации указанных договоров является Бюллетень международных договоров, издаваемый издательством "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

 

Статья 11. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

1. В соответствии со ст. 11 ТК нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем.

Трудовым договором называется соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК).

2. Согласно ст. 11 ТК в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства.

Это правило имеет большое практическое значение, так как в условиях перехода к рыночным отношениям вместо трудовых договоров стали заключаться гражданско-правовые соглашения (договоры подряда, поручения и т.д.). Широкое применение получили и так называемые трудовые соглашения, за которыми скрывались трудовые отношения.

При определении правовой принадлежности спорных отношений следует руководствоваться признаками, содержащимися в приведенном определении трудового договора: 1) работник лично выполняет обусловленную этим договором трудовую функцию; 2) при выполнении трудовой функции работник соблюдает правила внутреннего трудового распорядка (см. _ 1).

3. Статья 11 ТК предусматривает, что нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории РФ для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

4. Из сказанного (см. _ 1, 3) следует, что в ст. 11 ТК сформулирован прежде всего принцип единства правового регулирования труда, согласно которому общие нормы трудового законодательства (см. разделы III - "Трудовой договор", IV - "Рабочее время", V - "Время отдыха", VI - "Оплата и нормирование труда", VII - "Гарантии и компенсации", VIII - "Трудовой распорядок. Дисциплина труда", Х - "Охрана труда", XI - "Материальная ответственность сторон трудового договора") распространяются на всех работников и всех руководителей (юридических или физических лиц) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности последних.

Единство правового регулирования труда означает также, что на территории РФ правила, установленные настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц.

Исключения могут предусматриваться федеральным законом или международным договором РФ.

5. Общность правового регулирования труда всех работников сочетается с особенностями правового регулирования труда их отдельных категорий. В ст. 11 сказано, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и др.) устанавливаются настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Указанные и иные особенности предусмотрены прежде всего в разд. XII настоящего Кодекса. Кроме того, весьма существенные особенности имеются у лиц, заключивших ученический договор (см. разд. IX "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников"), и у работников, совмещающих работу с обучением (см. гл. 26 ТК).

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников должны основываться на объективных факторах.

К ним относятся:

субъектный состав;

характер и условия труда;

характер трудовой связи работника и работодателя;

местность, где осуществляется трудовая деятельность.

1. Субъектный состав. Правовая норма, регулируя отношения между определенными субъектами, сама должна учитывать особенности этих субъектов.

Нормы трудового права регулируют отношения между работником и работодателем.

Применительно к работнику дифференциация основывается на следующих факторах: пол, возраст, состояние здоровья, обучение и, наконец, гражданство.

Указанные факторы влекут за собой особенности правового регулирования труда женщин (гл. 41 ТК); несовершеннолетних (гл. 42 ТК); инвалидов (ст. 224 ТК), лиц, совмещающих работу с обучением или обучавшихся за счет средств работодателя (гл. 26, 32 ТК), иностранных граждан.

Так, федеральным государственным служащим может быть лишь гражданин РФ (ст. 3 Федерального закона от 5 июля 1995 г. (31 июля 1995 г.) N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990). В целях проведения государственной политики РФ по привлечению иностранной рабочей силы и обеспечения приоритетного права граждан России на занятие вакантных рабочих мест Президент РФ Указом от 16 декабря 1993 г. N 2146 утвердил Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (САПП РФ. 1993. N 51. Ст. 4934).

Большое влияние на особенности правового регулирования труда оказывает и специфика работодателя.

Для работников негосударственных организаций в централизованном порядке устанавливаются лишь государственные гарантии (минимальный размер заработной платы, основания и порядок увольнения и т.д.), которые могут быть повышены работодателем за счет собственных средств. Однако по отношению к таким организациям государство не обладает хозяйской властью. Следовательно, оно не может устанавливать конкретные должностные оклады, показатели и размеры премирования, обязывать руководителя организации предъявлять иски к работникам, причинившим ущерб организации, и т.д.

Коммерческие организации вправе использовать часть прибыли для выплаты дивидендов (в том числе своим работникам). Некоммерческие организации могут заниматься коммерческой деятельностью, но полученную от этой деятельности прибыль не должны расходовать на выплату дивидендов.

В качестве работодателя может выступать организация с правами юридического лица, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, и не обладающая таковыми (ст. 20 ТК).

Практика выдвигает сегодня вопросы об особенностях правового регулирования труда в филиалах и представительствах, т.е. обособленных структурных подразделениях организаций - юридических лиц (в особенности иностранных), а также в акционерных обществах и транснациональных компаниях.

Одним из факторов, предопределяющих особенности правового регулирования труда работников, является величина организации. В организациях с небольшой штатной численностью это регулирование должно быть максимально гибким (ст. 59 ТК).

Следует сказать и об особенностях правового регулирования труда у работодателей - физических лиц, которое по своей сути однородно с регулированием в малых организациях (гл. 48 ТК).

Однако необходимо различать работодателей: а) заключающих трудовые договоры с домашними работниками для удовлетворения своих личных потребностей; б) занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и в связи с этим заключающих трудовые договоры с целью получения прибыли.

Наконец, существует и такой фактор, как банкротство - особое состояние работодателя, которое характеризуется применением к нему специальных процедур в связи с невозможностью выполнить свои обязательства перед кредиторами. Это влечет за собой необходимость повышенной защиты трудовых прав работников, которая хотя и предусмотрена в законодательстве о банкротстве (см. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. - СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 222), но явно недостаточна.

2. Характер и условия труда. Характер труда отвечает на вопрос о цели деятельности, а условия труда - в каких условиях (в смысле внешней обстановки) осуществляется эта деятельность.

Характер и условия труда могут быть межотраслевыми и отраслевыми.

Так, межотраслевой характер труда предопределяет специфику правового регулирования труда руководителей организаций (см. гл. 43 ТК), лиц, непосредственно обслуживающих денежные и товарные ценности (см., например, п. 7 ст. 81 ТК), а также рабочих, т.е. работников, занятых преимущественно физическим трудом, и служащих, т.е. работников, занятых преимущественно умственным трудом (см., например, ст. 143 ТК).

Исходя из межотраслевых условий труда, законодательство выделяет занятых на тяжелых работах, на работах с вредными условиями и т.д. (см., например, ст. 147, 221, 222, 223, 224 ТК).

Отраслевой характер труда присущ работникам основных профессий соответствующих отраслей экономики: промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д. Так, цель деятельности работников транспорта: физическое перемещение людей и материальных ценностей (груза, багажа и т.д.). Деятельность работников этой отрасли экономики связана с использованием транспортных средств, т.е. с источником повышенной опасности, а также обслуживанием людей и материальных ценностей (см. гл. 51 ТК).

По признаку характера труда в настоящем Кодексе предусмотрены также особенности регулирования труда педагогических работников (гл. 52 ТК), работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (гл. 53 ТК), работников религиозных организаций (гл. 54 ТК) и некоторых иных категорий работников (гл. 55 ТК).

Однако характер труда работников подотраслей экономики может существенно различаться. Например, у работников транспорта он предопределяется видом транспорта: железнодорожный, автомобильный, речной, морской, воздушный. Внешняя обстановка (условия труда), в которой осуществляется трудовая деятельность работников названных подотраслей транспорта, весьма различна, что влечет за собой особенности правового регулирования их труда.

3. Характер трудовой связи работника и работодателя предопределяет особенности правового регулирования труда. В свою очередь, характер этой связи зависит от вида трудового договора. С учетом названного фактора Трудовой кодекс предусматривает особенности регулирования труда совместителей (гл. 44); работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (гл. 45); занятых на сезонных работах (гл. 46); работающих вахтовым методом (гл. 47); надомников (гл. 49).

На всех названных лиц распространяются правила внутреннего трудового распорядка организации, но степень подчинения отдельных категорий работников этим правилам различна.

4. Местность, где осуществляется трудовая деятельность работников, также является важным фактором, влекущим за собой особенности правового регулирования их труда. Речь идет прежде всего о природно-климатических условиях. В связи с этим специальная глава Трудового кодекса (50) предусматривает особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а ст. 148 ТК посвящена оплате труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Специфика в регулировании труда имеется и в местностях с особыми правовыми режимами. Она предусмотрена специальными актами.

Таков, например, Федеральный конституционный закон от 26 апреля 2001 г. (30 мая 2001 г.) N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277).

См. также ст. 252 ТК и комментарий к ней.

6. Указанные объективные факторы влекут за собой возможность и необходимость:

а) установления для отдельных категорий работников дополнительных гарантий, компенсаций и льгот;

б) усиления ответственности и ограничения прав некоторых лиц;

в) приспособления общих норм к специфике труда работников, занятых в отдельных отраслях (подотраслях) экономики.

Дополнительные гарантии, компенсации и льготы предусматриваются в настоящем Кодексе, иных федеральных законах и принятых на их основе подзаконных нормативных актах, а также в коллективных договорах и соглашениях.

Нормы, усиливающие ответственность работника или ограничивающие его трудовые права, должны быть как правило в настоящем Кодексе или конституционных законах. Они могут содержаться в иных федеральных законах, если это предусмотрено Кодексом (см. ст. 5 ТК).

Особенности правового регулирования труда работников соответствующей отрасли (подотрасли) экономики могут быть в настоящем Кодексе лишь в порядке исключения. Как правило, они должны предусматриваться в отдельных федеральных законах. См. также ст. 251 ТК и комментарий к ней.

7. Статья 11 ТК предусматривает круг лиц, на которых настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются.

Таковыми названы: военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций; лица, работающие по договорам гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом.

Однако необходимо иметь ввиду, что в самой ст. 11 ТК из этого правила сделано исключение. Нормы трудового права распространяются на всех указанных лиц, если они выступают в качестве работодателей или их представителей, а на членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций - если они заключили с данной организацией трудовой договор. Кроме того, судебная практика исходит из того, что если правоотношения в сфере труда регулируются специальными актами (например, прохождение службы сотрудниками органов внутренних дел), то нормы трудового права применяются к указанным правоотношениям в случаях, предусмотренных этими актами, или тогда, когда возникшие правоотношения не урегулированы специальными нормативными актами и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии (БВС РФ. 2000. N 8).

Для правильного применения указанных положений следует прежде всего учитывать, что согласно ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Из приведенных конституционных положений вытекает, в частности, следующее:

1) нельзя уволить работника после 1 февраля 2002 г. за совершенное до этой даты деяние, если КЗоТ не предусматривал для работодателя такой возможности. Например, за разглашение охраняемой законом коммерческой тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (подп. "в" п. 6 ст. 81 ТК);

2) работника, поступившего на работу до 1 февраля 2002 г., можно уволить по указанному основанию, если разглашение коммерческой тайны было после 1 февраля 2002 г.

Другой пример. Трудовой кодекс (п. 6 ст. 243) впервые предусматривает полную материальную ответственность работника за ущерб, причиненный в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом. Ясно, что эта ответственность может наступить лишь за административный проступок, совершенный работником после 1 февраля 2002 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.