Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ими государственных или общественных обязанностей




 

Статья 170. Гарантии и компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей

 

1. Работники, которым в соответствии со ст. 170-172 ТК, входящими в гл. 25, предоставляются гарантии и компенсации при выполнении государственных и общественных обязанностей, разделены на четыре группы:

работники, освобожденные от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления;

работники, выбранные в профсоюзные органы без освобождения от исполнения трудовых обязанностей;

работники, ставшие членами комиссий по трудовым спорам;

работники, освобождаемые от работы в соответствии с действующим законодательством для выполнения государственных и общественных обязанностей.

Такая классификация работников предопределена сложившейся системой правового регулирования гарантий и компенсаций в зависимости от причин освобождения от выполнения трудовых обязанностей.

2. Статья 170 ТК значительно отличается от аналогичной ст. 111 КЗоТ. Во-первых, в Трудовом кодексе нет перечня тех случаев выполнения государственных или общественных обязанностей, когда работающие в соответствии с федеральными законами выполняют эти обязанности в рабочее время (такой перечень был в ст. 111 КЗоТ). Во-вторых, ст. 170 ТК называет только одну гарантию для работников, на законных основаниях привлекаемых к выполнению государственных и общественных обязанностей, - сохранение места работы (должности); о сохранении среднего заработка, о чем шла речь в ст. 111 КЗоТ, упоминания уже нет. Иными словами, нет единого размера компенсационной выплаты для случаев, которые относятся к выполнению государственных и общественных обязанностей. В-третьих, широк круг нормативных правовых актов, которые следует иметь в виду, выясняя законность привлечения работника к выполнению государственных и общественных обязанностей и суммы полагающихся ему выплат. В _ 3-10 назван ряд законов, действующих в настоящее время.

3. В соответствии со ст. 24 (п. 12) Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда ему может производиться за счет средств, выделенных на проведение выборов, референдума, в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией, комиссией референдума, на которую Законом возложено руководство деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума по подготовке и проведению соответствующих выборов, референдума.

4. Материальное обеспечение народных заседателей за время участия в осуществлении правосудия предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 17 ноября 1999 г. (2 января 2000 г.) N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 ноября 2001 г. (18 декабря 2001 г.) N 177-ФЗ (СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 158; 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4924).

За народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством (п. 2 ст. 11).

Суд возмещает народному заседателю командировочные расходы в порядке и размерах, предусмотренных для судей (п. 3 ст. 11).

Дополнительно суд выплачивает народному заседателю за счет федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/4 части должностного оклада судьи данного суда. Это вознаграждение не облагается подоходным налогом (п. 1 ст. 11).

Время исполнения народным заседателем своих обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (п. 4 ст. 11).

5. Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается вознаграждение в размере 1/4 должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ (ст. 6 Федерального закона от 11 апреля 2001 г. (30 мая 2001 г.) N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" - СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2288).

О гарантиях и компенсациях присяжным заседателям см. ст. 86 Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. N 976 "О судоустройстве РСФСР" с изменениями и дополнениями - Ведомости РСФСР. 1981. N 28. Ст. 976.

6. Гарантийные и компенсационные выплаты, полагающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым в связи с явкой в налоговый орган или работой по его поручению, перечислены в ст. 131 Налогового кодекса.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, определены в Положении, утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298 (СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1601). В нем, в частности, говорится, что за лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы (п. 5).

Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утв. Минтрудом России по согласованию с Минфином России. Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе (п. 4).

Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам, понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные (п. 1).

О порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру и суд см. Инструкцию, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июля 1990 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в нее постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 2 марта 1993 г. (СП РСФСР. 1990. N 18. Ст. 132; САПП РФ. 1993. N 10. Ст. 847).

7. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с изменениями и дополнениями) граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 руб., им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы (п. 1 ст. 6).

Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы в размере не более 1000 руб. Им выплачивается также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути (п. 2 ст. 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Положением о проведении военных сборов (п. 2 ст. 56 Федерального закона от 28 марта 1998 г.).

О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", см. постановление Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 157 (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1031).

8. B соответствии со ст. 9 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" лица, участвующие в переговорах в качестве представителей сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссии, на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени участия в переговорах в трудовой стаж. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением. См. также ст. 39 ТК.

Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и хозяйственного управления, работодателями (их объединениями).

9. Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (ст. 13, 29) предусмотрено, что в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, могут быть произведены мобилизация трудоспособного населения и привлечены транспортные средства граждан для проведения указанных работ с обязательным соблюдением требований охраны труда. Таким лицам гарантируется оплата труда в соответствии с законодательством РФ.

10. Добровольным пожарным (гражданам, непосредственно участвующим в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров) за время несения службы в указанных подразделениях сохраняется среднемесячная заработная плата по месту работы. Расходы организаций на этот счет возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления (см. ст. 13 Федерального закона от 18 ноября 1994 г. (21 декабря 1994 г.) N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3649).

11. Коллективным договором может быть предусмотрено освобождение от работы тех лиц, которые по поручению трудового коллектива защищают его интересы перед работодателем, в судах и иных государственных органах. В подобных случаях в коллективном договоре оговариваются период освобождения от работы, размер и источник гарантийной выплаты.

 

Статья 171. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам

 

1. Для выборных профсоюзных работников гарантии, обеспечивающие им возможность наиболее полно осуществлять общественную деятельность, были представлены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Те две статьи, что имелись в КЗоТ (ст. 110 и ст. 235) применялись в ред. 1992 г. Естественно, что к Закону от 12 января 1996 г. обращались чаще, чем к указанным статьям КЗоТ.

Статья 171 ТК лишь кратко информирует читателя о существовании гарантий выборным профсоюзным работникам, не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей. Эти гарантии перечислены в ст. 374-376 разд. XIII "Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства" и в ст. 39 разд. II "Социальное партнерство в сфере труда" (см. комментарии к указанным разделам).

2. Применительно к членам комиссий по трудовым спорам (КТС) в ст. 171 ТК названа лишь одна гарантия - предоставление свободного от работы времени для участия в работе КТС с сохранением среднего заработка. Об этом же ранее говорилось в ст. 235 КЗоТ. Об исчислении среднего заработка см. ст. 139 ТК.

Как следует из ч. 3 ст. 171, увольнение членов КТС по инициативе работодателя производится с учетом мнения выборного профсоюзного органа. В ст. 373 ТК представлен порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

 

Статья 172. Гарантии работникам, избранным на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления

 

1. Гарантии выборным работникам, занятым в государственных органах и в органах местного самоуправления, в Трудовом кодексе не называются. Их можно найти в первую очередь в федеральных законах, определяющих статус депутатов государственных органов различных уровней. Так, в Федеральном законе "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (он действует в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ) есть ст. 25 "Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы", ст. 26 "Права депутата Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы", ст. 27 "Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий", ст. 35 "Возмещение расходов, связанных с материальным обеспечением деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы", ст. 40 "Условия и порядок оплаты труда помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, работающего по трудовому договору (контракту)" и др., в которых подробно освещены гарантии и компенсации, полагающиеся членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и их помощникам (СЗ РФ. 1994. N 2. Ст. 74; 1999. N 28. Ст. 3466; 2001. N 7. Ст. 614; РГ. 2001. 9 авг.).

2. Условия осуществления лицом, избранным в законодательный (представительный) орган государственной власти субъектов РФ, депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, на профессиональной основе в определенный период, без отрыва от основной деятельности), в том числе полагающиеся им гарантии и компенсации, устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ (ст. 11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (исполнительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" - СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2000. N 31. Ст. 3205; 2001. N 7. Ст. 608).

3. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1995. N 36. Ст. 3506; 1996. N 17. Ст. 1917; 1997. N 12. Ст. 1378; 2000. N 32. Ст. 3330) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий, гарантии прав должностных лиц местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

К выборным должностным лицам местного самоуправления относятся должностные лица, избранные населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенные согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.

4. Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" определены основы правового положения муниципальных служащих (СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 224). Муниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", названным выше Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ, другими федеральными законами.

На муниципальных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ. Гарантии для муниципального служащего перечислены в ст. 15 этого Закона. В ч. 3 ст. 15 указано, что законами субъекта РФ и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего. Муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством РФ о государственной службе (ст. 19 Федерального закона от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ).

 

Глава 26. Гарантии и компенсации работникам,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.