Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Квалификации работников 1 страница




 

Глава 31. Общие положения

 

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров

 

1. В Рекомендации МОТ 1975 г. о развитии людских ресурсов (N 150) государствам предписано постепенно расширять, приспосабливать и гармонизировать системы профессиональной подготовки с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности.

Как следует из раздела IV Рекомендаций N 150, программы профессиональной подготовки (переподготовки) должны разрабатываться таким образом, чтобы были возможности для:

начальной подготовки молодых людей и взрослых, имеющих небольшой трудовой опыт или вовсе не имеющих его;

дальнейшего повышения компетентности в работе, расширения круга выполняемых операций, продвижения по работе;

пополнения своих знаний о новых достижениях в профессиональной сфере;

получения новой профессии (специальности) с учетом кадровых потребностей;

пополнения знаний в области охраны труда и т.д. (см. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990. Том II. Международное Бюро Труда. Женева. 1991. С. 1755).

2. Трудовой кодекс в числе основных прав работника предусмотрел право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации (ст. 21).

Согласно ст. 197 ТК работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

3. Содержание ст.ст. 196-208 ТК, посвященных профессиональной подготовке (переподготовке) кадров, значительно отличается от содержания ст.ст. 184-188 КЗоТ, содержащихся в гл. XIII КЗоТ "Льготы для работников, совмещающих работу с обучением". По Трудовому кодексу (ч. 1 ст. 196 ТК) работодатель сам определяет необходимость организации профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (а они практически те же, что были ранее - см., например, ст. 184 КЗоТ и ст. 202 ТК) определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ч. 3 ст. 196).

Положение о том, что обучение должно проводиться в пределах рабочего времени, установленного для работников соответствующих возрастов, профессий, производств (ст. 185 КЗоТ), в Трудовом кодексе отдельно не выделено, но оно вытекает из ч. 1 ст. 203 и ст. 205.

В гл. 31 ТК ничего не говорится о продвижении по работе тех, кто прошел соответствующее обучение, как это было зафиксировано в ст. 188 КЗоТ. Представляется, что подобную запись можно вносить в ученический договор, которому посвящены ст.ст. 198-208 ТК.

4. Перечень необходимых профессий и специальностей, по которым в организации должно быть подготовлено то или иное количество рабочих, специалистов, служащих, определяется работодателем с учетом потребностей производства, необходимости освоения новой техники, необходимой реструктуризации предприятия и других производственных целей. В данном случае работодателю особенно необходимо прислушаться к мнению представительного органа работников.

Заслуживает одобрения практика включения планов профессиональной подготовки (переподготовки) работников, повышения квалификации в коллективные договоры: они дают полную картину того, сколько человек, на каких условиях, в каких производствах, в каких целях будут повышать свой профессиональный уровень.

В трудовой договор, полагаем, есть смысл вносить соответствующую запись о профессиональной подготовке (переподготовке), если за ней будет стоять обязательство работодателя о предоставлении работнику впоследствии другой должности или продвижения по службе.

5. Большую роль в деле профессиональной подготовки кадров сыграл ряд российских нормативных актов, принятых в последние десять лет.

В 1993 г. Правительством РФ были одобрены Основные направления подготовки кадров для рыночной экономики (см. постановление Совета Министров - Правительства РФ от 4 ноября 1993 г. N 1137 - САПП РФ. 1993. N 46. Ст. 4456). Особый акцент в них был сделан на непрерывность повышения профессионального уровня специалистов и руководителей организаций.

Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 утв. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 213) (СЗ РФ. 1995. N 27. Ст. 2580; 2000. N 12. Ст. 1291).

Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. N 983 (СЗ РФ. 1997. N 36. Ст. 4131; 2001. N 17. Ст. 1640) предусмотрены дополнительные меры по подготовке государственных служащих. С изменениями от 8 августа 2001 г. (СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 2). Ст. 3438) Указ действует и сегодня.

Правительство РФ постановлением от 28 июля 2000 г. N 576 утвердило Положение о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота РФ, цель которого - обеспечить уровень подготовки персонала, необходимый для безопасности судов рыбопромыслового флота (СЗ РФ. 2000. N 33. Ст. 3396).

21 сентября 2000 г. принято постановление Правительства РФ N 701 "О порядке возмещения расходов, связанных с проведением профессиональной переподготовки военнослужащих по одной из гражданских специальностей" (СЗ РФ. 2000. N 39. Ст. 3875).

13 января 2000 г. постановлением Минтруда России и Минобразования России утв. Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (БМТ. 2000. N 3).

28 марта 2000 г. состоялось заседание коллегии Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ, которая одобрила проект Договора о сотрудничестве между указанными министерствами на 2000-2005 годы. Целью договора является решение задач повышения эффективности деятельности профессионального образования по формированию кадрового потенциала РФ, повышения качества рабочей силы, обеспечения продуктивной, свободно избранной занятости населения.

К Договору о сотрудничестве между Минобразования России и Минтруда России приложен Перечень базовых образовательных и научно-исследовательских (научно-методических) учреждений, осуществляющих научное и научно-методическое обеспечение совместных направлений деятельности министерств (БМТ. 2000. N 6).

6. В соответствии с ч. 5 ст. 196 ТК работодатель должен предоставлять гарантии, установленные для работников, проходящих профессиональную подготовку, Трудовым кодексом, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, трудовым договором. Это означает: обучающиеся должны иметь все те льготы, что предусмотрены ст.ст. 173-177, 187 ТК; по мере возможности работодателю следует удовлетворять их просьбы об установлении таких графиков работы, которые не ограничивали бы посещение занятий; подбирать формы индивидуального и коллективного обучения, которые отвечали бы интересам и работников, и работодателя; предусматривать в коллективных договорах оснащение помещений, где проходит обучение, необходимым оборудованием и т.д.

В случаях когда профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку проходят по направлению службы занятости высвобожденные работники, которые, работая в течение двух лет, предшествующих высвобождению, не имели возможности повысить свою квалификацию или получить смежную профессию на предприятиях, с которых произошло высвобождение, все затраты на обучение этих лиц производятся за счет средств данных предприятий. Указанные средства возмещаются предприятиями органам службы занятости по фактическим затратам на обучение высвобожденных работников (п. 4 постановления Правительства РФ от 14 мая 1992 г. N 315 с изменениями - Экономика и жизнь. 1992. N 27; БВС. 2001. N 6).

 

Статья 197. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

 

1. Для реализации права работника, сформулированного в ст. 21 и повторенного в ст. 197 ТК (с уточнением, что оно включает право на обучение новым профессиям и специальностям), профессиональное обучение на производстве целесообразно подразделять на:

ученичество молодых работников, не имеющих профессии;

систему повышения квалификации на рабочем месте (систему развития профессиональных способностей работника);

переобучение (получение новой профессии, специальности в связи с реорганизацией производства);

получение смежной (второй, третьей и т.д.) профессии;

обучение по обязательным программам (например, в соответствии со ст. 212 ТК, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда).

Организация такого обучения в итоге даст возможность работодателю располагать трудовыми ресурсами с учетом интересов производства, использовать персонал в соответствии с уровнем квалификации каждого, снизить затраты на привлечение нового персонала за счет замещения вакантных должностей собственными работниками.

У работника, прошедшего обучение, уменьшается риск остаться без работы в случае сокращения штата или численности работающих, появляется шанс увеличить свой заработок, получить новую должность (если это не оговорено заранее), стать конкурентоспособным на рынке труда.

О приеме молодого безработного гражданина на конкретное ученическое место в рамках договора, заключенного между органом службы занятости и работодателем, см. _ 6 комментария к ст. 272 ТК.

2. Право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации может быть реализовано лишь в том случае, если ему будут соответствовать следующие обязанности работодателя, зафиксированные в коллективном договоре, соглашении, трудовом договоре:

а) обеспечивать наиболее эффективные условия для обучения персонала на производстве (в процессе работы, на обычном рабочем месте, но не в процессе работы, в отдельных мастерских, вне рабочих мест и мастерских, посредством сочетания этих методов). Предприятия, которые сами не в состоянии обеспечивать для своих обучающихся все теоретические и практические знания, требуемые для какой-либо профессии, должны принимать меры для восполнения этого пробела в учебных заведениях путем: освобождения от работы на один или несколько дней; ежегодного освобождения от работы на несколько недель подряд; чередования значительных периодов обучения на предприятии со значительными периодами занятий в учебном заведении; разработки и осуществления совместных программ обучения, используя возможности какого-либо предприятия или создания общего центра обучения;

б) заключать ученические договоры на профессиональное обучение молодых людей и взрослых, имеющих небольшой трудовой опыт или вовсе не имеющих его;

в) предоставлять работникам возможности для сдачи государственных квалификационных экзаменов;

г) выделять ежегодно в сметах расходов предприятий средства на организацию профессионального обучения работников;

д) сохранять рабочие места за работниками, обучающимися с отрывом от производства;

е) предоставлять освобождение от работы в период сдачи квалификационных экзаменов (проб);

ж) создавать специализированное подразделение или выделять работников, ответственных в организации за профессиональное обучение персонала.

3. Рекомендация МОТ N 150 (см. _ 1 комментария к ст. 196 ТК) обращает внимание работодателей на следующее: работники, проводящие профессиональную подготовку, должны обладать всесторонними теоретическими и практическими знаниями и иметь значительный опыт работы в технической области или по соответствующим функциям, а также иметь техническую и педагогическую подготовку, полученную в системе образования и подготовки.

Рекомендацией МОТ N 57 (Разд. VIII) определены следующие требования к преподавательскому составу профессионального обучения на производстве:

а) преподавательский персонал, обучающий учеников на теоретических курсах, должен комплектоваться из лиц с высшим образованием и должен обладать практическими знаниями в той отрасли деятельности, к которой он должен подготавливать своих учеников, или приобрести эти знания.

Преподавательский персонал, обучающий учеников на практических курсах, должен комплектоваться из лиц, квалифицированных в силу своего практического опыта, обладающих широким опытом преподаваемого предмета, и полностью квалифицированных с точки зрения как теоретических знаний в данной области, так и общего культурного уровня;

б) квалификация преподавателей должна постоянно соответствовать новейшим достижениям в области преподаваемых им знаний;

в) работодатели и органы исполнительной власти, ведающие обучением, должны совместно принимать меры для назначения лиц, работающих в промышленности или торговли, в качестве преподавателей-совместителей по специальным предметам;

г) следует установить единообразную степень квалификации, требуемой для прохождения экзамена, завершающего курс теоретической или практической подготовки к любой профессии. Выдаваемые в результате этих экзаменов документы должны быть обязательно признаны во всей стране.

Желательно, чтобы в устройстве этих экзаменов профессиональные организации предпринимателей и трудящихся сотрудничали с соответствующим органом исполнительной власти;

д) необходимо установить порядок, согласно которому присвоение квалификации с выдачей квалификационного документа осуществлялось бы государственной комиссией, утверждаемой компетентным органом исполнительной власти (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990. Международное Бюро Труда. Женева. 1991. Т. 1. С. 531).

 

Глава 32. Ученический договор

 

Статья 198. Ученический договор

 

1. Среди основных прав и обязанностей работника (ст. 21 ТК) Кодекс предусматривает права работника на подготовку, переподготовку и повышение квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Общепринятой формой реализации этого права является ученический договор.

Работодатель имеет право заключить с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на переобучение без отрыва от работы.

2. Ученический договор с лицом, ищущим работу, как сказано в ч. 2 ст. 198 ТК, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными актами, содержащими нормы гражданского права. Это понятно, так как в данном случае лицо не вступает в трудовые отношения с организацией, проводящей обучение, и нормы трудового права на него распространяться не могут. Другое дело, если обучение по договору проходят работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем: их взаимоотношения регулируются нормами трудового права и на них распространяется настоящий Кодекс.

 

Статья 199. Содержание ученического договора

 

1. Кодекс предусматривает общие требования к содержанию любого ученического договора как к заключенному с лицом, ищущим работу, так и с работником данной организации.

2. В ученическом договоре стороны могут предусмотреть и иные, дополнительные условия, помимо тех, которые перечислены в ст. 199 ТК. Можно, например, предусмотреть, с согласия сторон, обязанность работника, прошедшего обучение, компенсировать работодателю затраченные на его обучение средства, если работник без уважительных причин уволится с работы до истечения срока, установленного в ученическом договоре. Ученический договор может содержать и такие дополнительные условия, как срок сдачи квалификационных экзаменов, расписание теоретических занятий и график практической работы и др.

 

Статья 200. Срок и форма ученического договора

 

1. Сроки обучения при подготовке или переподготовке профессиям, по общему правилу, не превышает 6 месяцев, а в отдельных случаях - 12 месяцев.

2. Письменная форма договора является обязательной. Форма ученического договора является произвольной, она определяется сторонами самостоятельно. Такая форма может быть приложена к коллективному договору.

Заключение ученического договора с работником данной организации оформляется распоряжением работодателя.

 

Статья 201. Действие ученического договора

 

1. В срок действия ученического договора не включается период временной нетрудоспособности ученика, подтвержденной листком временной нетрудоспособности, а также время исполнения государственных и общественных обязанностей в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. В этих случаях действие ученического договора продлевается. Какого-либо распоряжения работодателя в данном случае не требуется.

2. Содержание ученического договора определяется соглашением сторон - работодателя и лицом, поступившим на работу. Изменить содержание договора стороны могут только по договоренности, по взаимному соглашению, а не односторонне.

 

Статья 202. Организационные формы ученичества

 

1. Основными формами обучения новых работников на производстве являются индивидуальная, бригадная и курсовая подготовка кадров.

При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в бригаду, где с ним занимается бригадир или рабочий высокой квалификации - член бригады. Необходимый теоретический курс ученик изучает самостоятельно, консультируясь с соответствующими специалистами предприятия.

Бригадная форма обучения работников предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации.

Курсовая форма подготовки применяется при обучении работников сложным профессиям и осуществляется в два этапа: а) в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе предприятия или учебного комбината (пункта); б) на рабочих местах предприятия в учебной группе под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника - инструктора производственного обучения.

2. Теоретическое обучение работников при курсовой и групповой подготовке осуществляется в учебных группах, в учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и на иных курсах, создаваемых министерствами и ведомствами.

 

Статья 203. Время ученичества

 

1. Нормы рабочего времени и времени отдыха, установленные настоящим Кодексом, полностью распространяются и на время ученичества (ст.ст. 91 и 106 ТК). Продолжительность времени ученичества в течение недели не может превышать нормальной продолжительности рабочего времени - 40 часов в неделю.

2. Трудовой кодекс предусматривает, что работники, проходящие обучение в организации, по соглашению с работодателем могут полностью освобождаться от работы по трудовому договору либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени.

В период действия ученического договора работники не могут привлекаться к сверхурочным работам, направляться в служебные командировки. Видимо, следует признать, что в данном случае работники не могут привлекаться к работе в выходные дни и нерабочие праздничные дни (ст. 113).

3. Вопрос об освобождении от работы по трудовому договору либо выполнение этой работы в режиме неполного рабочего времени решается по соглашению между сторонами ученического договора. Приведенное правило применяется только по отношению к работникам организации, заключившим со своим работодателем договор на переобучение.

 

Статья 204. Оплата ученичества

 

1. Поскольку размер стипендии зависит от получаемой учеником профессии, специальности и квалификации, она должна соответствовать условиям обучения. Так, она должна быть повышена при обучении профессии, связанной с выполнением тяжелых работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

Стипендия не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (с 1 мая 2002 г. - 450 руб. в месяц).

2. Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам, сверх установленной стипендии.

 

Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства

 

1. Статья 205 ТК не предусматривает различия между лицами, заключившими ученический договор, - будь это работники организации или лица, ищущие работу (ст. 198 ТК). При выполнении ими каких-либо работ, например во время практики, на тех и других распространяется трудовое законодательство.

2. Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается (ст. 207 ТК).

 

Статья 206. Недействительность условий ученического договора

 

1. При заключении ученического договора работодатель может устанавливать дополнительные условия, улучшающие положение ученика по сравнению с Кодексом, коллективным договором, соглашением.

2. Противоречащими Кодексу, коллективному договору, соглашениям считаются те условия ученического договора, которые ухудшают правовое положение ученика по сравнению с установленным трудовым законодательством.

 

Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества

 

1. Работодатель заинтересован в подготовке своих работников и поэтому справедливо его желание, чтобы работник после обучения не оставил работу, чтобы средства, затраченные на профессиональную подготовку, были оправданы. Поэтому, заключая ученический договор, работник берет на себя обязательство отработать у данного работодателя определенный срок. Такое обязательство могут брать на себя лишь работники, которые состоят с обучающим в трудовых отношениях.

2. Взаимоотношения организации и лица, ищущего работу, определяются, как говорилось ранее, нормами гражданского права, которые не предусматривают возможность отработки и последствия отказа от нее.

 

Статья 208. Основания расторжения ученического договора

 

1. Сказанное имеет, на наш взгляд, отношение лишь к случаям заключения ученических договоров с работниками обучающей организации. Однако и с лицом, ищущим работу, ученический договор может быть расторгнут применительно к требованиям настоящего Кодекса.

2. Если ученический договор расторгнут с работником обучающей организации, то это не является основанием для расторжения трудового договора, заключенного с тем же работодателем.

 

Раздел X. Охрана труда

 

Глава 33. Общие положения

 

Статья 209. Основные понятия

 

1. Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. На практике под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Охрана труда - это система мероприятий, где техника безопасности и гигиена труда являются ее составляющими.

Конституция РФ в главе "Основы конституционного строя" провозглашает, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечиваются государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты.

2. Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" был принят 17 июля 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3702; 2002. N 21. Ст. 1916). Все принципиальные его положения воспроизведены в тексте нового Трудового кодекса, в связи с чем в данном разделе комментируются как статьи Кодекса, так и основные положения названного Федерального закона.

Законодательство РФ об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 17 июля 1999 г., других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Федеральный закон от 23 июня 1999 г. (17 июля 1999 г.) N 181-ФЗ устанавливает гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Действие Федерального закона распространяется на:

работодателей;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

военнослужащих, направляемых на работу в организации;

граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.

На граждан РФ, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией РФ, распространяется законодательство об охране труда РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

3. Трудовой кодекс (ст. 211) устанавливает основные понятия института охраны труда. К их числу относятся:

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

Производственная деятельность - совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

Закрепление приведенных понятий в Трудовом кодексе играет большую роль для правильного понимания и применения законодательства об охране труда, а также для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию условий охраны труда.

 

Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

 

1. В Трудовом кодексе и в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. изложены основные направления государственной политики в области охраны труда, имеющие своей целью обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.