Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Квалификации работников 5 страница




5. Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в порядке и в сроки, которые установлены для определенных видов работ и профессий.

Типовое положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций утв. постановлением Минтруда России от 12 октября 1994 г. Оно действует в ред. от 9 апреля 1996 г. (БМТ. 1994. N 11; 1996. N 4).

Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, гарантируется законами. В гл. 36 данного раздела Кодекса подробно регламентировано, как обеспечивается право работника на охрану труда.

Каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. В случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда он может отказаться от выполнения работ. Работодатель обязан предоставить работнику достоверную информацию об условиях и охране труда на рабочем месте.

 

Статья 226. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

 

1. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. предусматривает (ст. 19), что финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством РФ;

добровольных взносов организаций и физических лиц.

2. Средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства РФ о труде и охране труда и используемые на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, распределяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и охране труда" (СЗ РФ. 2000. N 29. Ст. 3095), в следующем порядке:

30% - органу исполнительной власти субъекта РФ, ведающему вопросами охраны труда;

40% - на текущий счет Минтруда России;

30% - Государственной инспекции труда.

Правила учета средств от штрафов, направления использования этих средств и отчетность об их использовании определены Порядком, утв. постановлением Минтруда России от 14 февраля 2001 г. N 19 (БМТ. 2001. N 3).

3. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах РФ, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

4. Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Организации ежегодно выделяют на охрану труда необходимые средства в объемах, определяемых коллективными договорами или соглашениями.

Могут создаваться и общественные фонды охраны труда.

Средства, направляемые в фонды охраны труда предприятий, расходуются исключительно на оздоровление работников и улучшение условий их труда.

Как правило, в коллективных договорах имеются специальные разделы об охране труда. Перечень мероприятий по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии уточняется в соглашениях по охране труда применительно к особенностям производства, прилагаемых к коллективному договору.

5. 20 декабря 2001 г. подписано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 годы (РГ. 2002. N 11).

Завершился важный этап в развитии социального диалога, который позволил представителям профсоюзов, работодателей и федеральных органов исполнительной власти, участвовавшим в подготовке соглашения, выработать согласованные позиции по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в 2002-2004 годах.

В числе основных направлений трехстороннего сотрудничества по-прежнему остаются защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность. В соответствии с Генеральным соглашением стороны обязуются предусмотреть разработку мер экономического стимулирования работодателей для обеспечения безопасных условий труда, финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организации независимо от формы собственности, целевое выделение средств на профилактику несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Намечено выделение необходимых финансовых средств бюджетным организациям федерального подчинения на приобретение для работников спецодежды и других средств индивидуальной защиты.

 

Статья 227. Несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию и учету

 

1. КЗоТ содержал одну статью (ст. 141) об обязанностях администрации расследовать несчастные случаи на производстве. Порядок расследования и учета несчастных случаев регламентировался положениями и инструкциями, которые в зависимости от различных обстоятельств периодически уточнялись и изменялись, поскольку решали они, в основном, технические вопросы, вопросы частного порядка. Цель включения этого документа в ранг Закона объяснить невозможно. Действовавшие в СССР положения, регулирующие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, утверждались профсоюзами в лице ВЦСПС. Последнее Положение было принято 17 августа 1989 г. Оно утверждено постановлением ВЦСПС и Госпроматомнадзора СССР. Ранее действовавший порядок объясним, поскольку в бывшем СССР профсоюзы были наделены рядом властных государственных функций - они управляли государственным социальным страхованием, осуществляли надзор за соблюдением трудового законодательства.

2. Согласно Федеральному закону от 17 июня 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации" за профсоюзами сохранено лишь право принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование (ст. 22). С 1995 г. положения о порядке расследования и учете несчастных случаев утверждались Правительством РФ.

Такое Положение было утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. N 558 и введено в действие с 1 августа 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 24. Ст. 2285).

Постановлением от 11 марта 1999 г. N 279 Правительство РФ утвердило новое Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. Это Положение, сохраняя основные, принципиальные нормы Положения 1995 г., сняло ряд вопросов, возникших на практике, уточнило формулировки, упростило порядок оформления результатов расследования, расширило сферу его применения. Положение от 11 марта 1999 г. было введено в силу с 1 января 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 13. Ст. 1595).

3. В связи с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. в Положение от 11 марта 1999 г. постановлением Правительства РФ были внесены изменения, обусловленные новым Положением о федеральной инспекции труда, утв. постановлением Правительства РФ от 29 января 2000 г. Поскольку ранее действовавшая Государственная инспекция труда (Рострудинспекция) была преобразована, то ее функции в расследовании несчастных случаев на производстве были переданы федеральной инспекции труда (в соответствующую государственную инспекцию труда - Государственную инспекцию труда в субъекте РФ, межрегиональную инспекцию труда).

В связи с необходимостью привести Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве в соответствие с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Правительство РФ приняло постановление от 24 мая 2000 г. N 406, которым были внесены изменения и дополнения в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2320).

4. Положение о расследовании и учете несчастных случаев от 11 марта 1999 г. целиком с некоторыми редакционными уточнениями включено в новый Трудовой кодекс (ст. 227-231). Если по Положению от 11 марта 1999 г. результаты расследования подлежали оформлению актами по форме Н-1, то теперь они называются "акты о несчастных случаях на производстве" (ст. 227 ТК). В отличие от Положения образцы актов расследования к Трудовому кодексу не приложены. Трудовой кодекс регулирует число членов комиссии по расследованию несчастного случая, кто включается в ее состав, порядок работы этой комиссии, предоставляет ей право опрашивать очевидцев происшествия, фотографировать место происшествия и т.п. Кодекс предусматривает, что акт о несчастном случае на производстве подписывается членами комиссии, утверждается руководителем (уполномоченным или представителем) и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве и т.д.

5. Расследованию и учету в соответствии с гл. 36 ТК подлежат несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя (работодателя - физического лица).

К указанным лицам относятся: работники, выполняющие работу по трудовому договору, и другие лица, перечисленные в ст. 227 ТК, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

 

Статья 228. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве

 

1. Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве в ст. 228 ТК сформулированы с учетом различных обстоятельств, вызвавших конкретный несчастный случай.

При несчастном случае на производстве, в том числе при групповом несчастном случае на производстве (два человека и более), тяжелом несчастном случае на производстве, несчастном случае на производстве со смертельным исходом, работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастного случая, организовать помощь пострадавшим, а также направить сообщение в органы и организации, определенные Кодексом и Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

2. Учитывая специфику отдельных отраслей и организаций, Кодекс особо оговаривает обязанности работодателя при несчастном случае на судне морского транспорта и судне рыбопромыслового флота.

Поскольку признание несчастного случая страховым предопределяет право застрахованного на получение страхового возмещения, Кодекс обязывает работодателя о несчастном случае, где бы он ни произошел (в организации, у работодателя - физического лица, на судне морского транспорта или рыбопромыслового флота), направлять сообщение страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

О случаях острого отравления работодатель (его представитель) сообщает также в соответствующий орган санитарно-эпидемиологического надзора.

 

Статья 229. Порядок расследования несчастных случаев на производстве

 

1. Последствия и условия, при которых произошел несчастный случай на производстве, неодинаковы. Трудовой кодекс особо регулирует порядок расследования групповых несчастных случаев (2 и более человек), тяжелых несчастных случаев, а также несчастных случаев со смертельным исходом. Здесь необходимо обратить внимание, что в подобных случаях и Положение от 3 июня 1995 г. также предусматривало особый порядок расследования.

В число несчастных случаев, подлежащих специальному расследованию, входили и несчастные случаи "с возможным инвалидным исходом". Формулировка эта была крайне неудачной. Кто решает вопрос, будет или нет такой исход? Когда он наступит и наступит ли? В Положении от 11 марта 1999 г., как теперь в Трудовом кодексе, содержится более точная формулировка - "тяжелые несчастные случаи".

Схема определения тяжести несчастного случая на производстве утв. приказом Минздрава России от 17 августа 1999 г. N 322 ("Охрана труда и социальное страхование". 1999. N 12).

Квалифицирующими признаками тяжести несчастного случая на производстве являются:

характер полученных повреждений и осложнения, связанные с этими повреждениями, а также усугубление имеющихся и развитие хронических заболеваний;

длительность расстройства здоровья (временная утрата трудоспособности);

последствия полученных повреждений (стойкая утрата трудоспособности, степень утраты профессиональной трудоспособности).

Наличие одного из квалифицирующих признаков является достаточным для установления категории тяжести несчастного случая на производстве.

Заключения о степени тяжести производственной травмы дают по запросу работодателя или председателя комиссии по расследованию несчастного случая на производстве клинико-экспертные комиссии (КЭК) лечебнопрофилактического учреждения, где осуществляется лечение пострадавшего, в срок до 3 суток с момента поступления запроса.

Подробно в Кодексе регламентируются порядок и сроки расследования несчастных случаев на производстве.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая на производстве (который не является групповым и не относится к категории тяжелых или со смертельным исходом) проводится комиссией в течение 3 дней.

Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено работодателю или в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего лица или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления указанного заявления.

2. Тщательное расследование каждого несчастного случая, выяснение обстоятельств и причин, по которым он произошел, позволяет верно его квалифицировать, т.е. определить, связан ли он с производством или относится к так называемым бытовым несчастным случаям.

На основании собранных данных и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью организации или индивидуального предпринимателя и объяснялось ли его нахождение в месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей (работы), и квалифицирует несчастный случай, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законодательных и иных нормативных правовых актов, и меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

Результаты расследования каждого несчастного случая рассматриваются работодателем с участием профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа для принятия соответствующих решений, направленных на профилактику и предупреждение несчастных случаев на производстве.

3. Учитывая, что в Трудовом кодексе регламентирован лишь порядок расследования несчастных случаев на производстве, а профессиональные заболевания в этой связи вообще не упомянуты, остановимся на этом подробнее.

Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Профессиональное заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем.

4. Приказом Минздрава России N 405 от 10 декабря 1996 г. утв. Инструкция по применению Списка профессиональных заболеваний (БМТ. 1997. N 2). Инструкция, в частности, предусматривает, что Список профессиональных заболеваний в соответствии с приказом Минздравмедпрома России N 90 от 14 марта 1996 г. является основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой или профессией, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья.

5. Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний утв. постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 467 (СЗ РФ. 2000. N 52. Ст. 5149). Оно предусматривает порядок как установления наличия профессионального заболевания, так и расследования обстоятельств и причин возникновения профессионального заболевания. В первом случае, при установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за объектом, на котором возникло профессиональное заболевание, и сообщение работодателю по форме, установленной Министерством здравоохранения РФ.

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, получивший извещение, в течение суток со дня его получения приступает к выяснению обстоятельств и причин возникновения заболевания, по выяснении которых составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения.

Учреждение здравоохранения на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно-гигиенической характеристики условий его труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение.

6. При установлении предварительного диагноза - хроническое профессиональное заболевание (отравление) извещение о профессиональном заболевании работника в 3-дневный срок направляется в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, который в 2-недельный срок со дня получения извещения представляет в учреждения здравоохранения санитарно-гигиеническую характеристику условий труда работника.

Учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (отравление), в месячный срок обязано направить больного на амбулаторное или стационарное обследование в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение.

Центр профессиональной патологии на основании клинических данных состояния здоровья работника и представленных документов устанавливает заключительный диагноз - хроническое профессиональное заболевание (в том числе, возникшее спустя длительный срок после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, работодателю, страховщику и в учреждение здравоохранения, направившее больного.

Установленный диагноз - острое или хроническое профессиональное заболевание (отравление) может быть изменен или отменен центром профессиональной патологии на основании результатов дополнительно проведенных исследований и экспертизы. Рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний возлагается на Центр профессиональной патологии Минздрава России.

 

Статья 230. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет

 

1. Расследованию подлежит любой несчастный случай, но не каждый из них будет взят на учет и оформлен в установленном порядке. Так, расследованию подлежат, но по решению комиссии не считаются несчастными случаями на производстве, не учитываются и оформляются актом произвольной формы:

а) смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке учреждением здравоохранения и следственными органами;

б) смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось (по заключению учреждения здравоохранения) алкогольное или наркотическое опьянение (отравление) работника, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие аналогичные вещества. В данном случае алкогольное опьянение рассматривается не как причина несчастного случая на производстве, а как причина отравления организма, приведшая к смерти;

в) несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим проступка, содержащего по заключению представителей правоохранительных органов признаки уголовно наказуемого деяния.

Акт произвольной формы по несчастному случаю, не связанному с производством, хранится вместе с материалами расследования.

Важное значение имеют документальное оформление и учет несчастных случаев на производстве.

По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке соответствующего субъекта РФ.

При групповом несчастном случае на производстве акт составляется на каждого пострадавшего отдельно (ст. 230 ТК).

При несчастном случае с застрахованным составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве (для страховщика).

2. Факт установления профессионального заболевания у работника обязывает страхователя расследовать обстоятельства и причины заболевания.

По результатам расследования комиссия, образованная работодателем (страхователем), составляет акт о случае профессионального заболевания по утвержденной форме.

Акт о случае профессионального заболевания составляется в 3-дневный срок по истечении срока расследования в пяти экземплярах, предназначенных для работника, работодателя, центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центра профессиональной патологии (учреждения здравоохранения) и страховщика. Акт подписывается членами комиссии, утверждается главным врачом центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и заверяется печатью центра.

Профессиональное заболевание учитывается центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, проводившим расследование в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения РФ.

3. Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.44 КоАП, рассматриваются федеральной инспекцией труда и подведомственными ей инспекциями труда (ст. 23.12 КоАП).

 

Статья 231. Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве

 

1. Разногласия по вопросам установления диагноза профессионального заболевания и его расследования рассматриваются органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, Центром профессиональной патологии Министерства здравоохранения РФ, федеральной инспекцией труда, страховщиком или судом. Лица, виновные в нарушении положений настоящего Положения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. N 967 "Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний" Минздраву России разрешено давать разъяснения по применению указанного Положения. В связи с изложенным 28 мая 2001 г. Минздрав России издал приказ N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации" (БМТ. 2001. N 8). Этим приказом утверждены формы ряда документов, которые даны в качестве приложений к приказу.

В частности, приказом утв. Инструкция о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний.

2. Инструкция обязательна для всех лечебно-профилактических учреждений независимо от ведомственной подчиненности, организационно-правовой формы и формы собственности.

Инструкция предусматривает, что расследование каждого случая острого или хронического профессионального заболевания (отравления) проводится комиссией на основании приказа, издаваемого работодателем, с момента получения извещения об установлении заключительного диагноза:

незамедлительно (группового, со смертельным исходом, особо опасными инфекциями);

в течение 24 часов - предварительного диагноза острого профессионального заболевания (отравления);

в течение 10 суток - хронического профессионального заболевания (отравления).

В ходе расследования комиссией выявляются обстоятельства и причины возникновения случая профессионального заболевания (отравления), по результатам расследования специалистом (специалистами) центра Госсанэпиднадзора составляется санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работника.

По результатам расследования случая профессионального заболевания (отравления) комиссией в 3-дневный срок по истечении срока расследования составляется акт.

В случае несогласия работодателя (его представителя, пострадавшего работника) с содержанием акта о случае профессионального заболевания (отравления) и отказа от подписи он (они) вправе, письменно изложив свои возражения, приложить их к акту, а также направить апелляцию в вышестоящее по подчиненности учреждение госсанэпидслужбы.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. представитель страховщика имеет право принимать участие в расследовании страховых случаев (п. 2 ст. 18). К сожалению, эта норма не нашла отражения ни в Положении о расследовании и учете профзаболеваний, ни в Инструкции о порядке применения этого Положения. Необходимо учитывать, что Федеральный закон от 24 июля 1999 г. есть акт прямого действия и его нормы обязательны для Правительства РФ, определяющего условия и порядок расследования несчастных случаев на производстве.

И поэтому, вне зависимости от того, предусмотрено ли в Положении от 15 декабря 2000 г. право представителей Фонда социального страхования участвовать в расследовании страховых несчастных случаев или не предусмотрено, требования Фонда о включении его представителя в комиссию по расследованию для работодателя является безусловным и должно быть исполнено.

Помимо этого следует учитывать, что страховщик имеет и иные возможности защитить свои интересы при расследовании любого страхового случая. Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ предусматривает (см. также письмо Фонда социального страхования РФ от 29 января 2001 г. N 02-18/07-659), что страховщик имеет право при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая. Целью проведения страховщиком экспертизы страхового случая является установление обоснованности и правомерности признания несчастного случая на производстве или профессионального заболевания при их расследовании в установленном порядке страховым случаем, влекущим возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

3. Вопрос о проведении представителями страховщика экспертизы несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в установленном порядке решается в каждом конкретном случае исполнительным органом Фонда социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ. Руководитель исполнительного органа Фонда, получивший сообщение о несчастном случае на производстве или о профессиональном заболевании, по установленной Фондом форме принимает решение о направлении своего представителя на предприятие, где произошли несчастный случай или профессиональное заболевание, с целью выяснения обстоятельств случившегося и участия в расследовании по согласованию с председателем комиссии по расследованию несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.