Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное положение и роль в группе




24.

23.

22.

20.

17.

5.

1.

NB

Мобильность мобильность мобильность

Восходящая нисходящая индивидуальная

Мобильность мобильность мобильность

Внутрипоколенная вертикальная горизонтальная

Мобильность мобильность мобильность

Социальная миграция межпоколенная

 

групповая структурная «челночная

мобильность мобильность миграция»

 

Социальная структура анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.

Социальный статус— определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

— Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

— Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т. е. люди.

— В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.

— Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей — носителей статусов.

Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя индентифицирует.

• Различают также социальный и личный статусы:

Социальный статус положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой.

Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах:

— когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;

— когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Ролевой набор описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом.

Социальная стратификация — центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.

Социальная стратификация любого общества включает четыре шкалы — доход, образование, власть, престиж

Закрытое общество — общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство, кастовый и сословный строй.

Открытое общество общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество).

Классы — самый молодой и самый открытый тип стратификации.

Стратификационный профиль это графическое выражение положения индивидуальных статусов на четырех шкалах стратификации.

• От стратификационного профиля необходимо отличать другое понятие — профиль стратификации. Иначе его именуют профилем экономического неравенства.

• Стратификация постсоветского общества характеризуется учеными двумя терминами — социальная поляризация и «бразилификация».

• Понятие «правящий класс», которым пользовались и пользуются сегодня многие социологи, соединяет две несоединимые вещи: слово «правящий» относится к политической стратификации, а слово «класс» — к экономической.

Политический класс — это, по существу, часть правящего класса, отвечающая за текущее управление страной.

Элита общества — узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и не меньшими деньгами, обитает на вершине социальной пирамиды.

К олигархам в России относят тех, кто финансировал ключевые институты власти, прикармливал сотни чиновников, оплачивал голоса депутатов при прохождении важных законов, кто ставил своих министров; кто, владея средствами массовой информации, формировал общественное сознание.

• Бизнес-слой можно определить как совокупность объектов производительной, коммерческой или финансовой деятельности, осуществляемой с целью получения прибыли, автономно принимающих экономические решения и несущих за них личную ответственность. Распадается на ряд групп:

— собственно предприниматели (11%),

— самозанятые (11%),

— бизнесмены-менеджеры (7%),

— менеджеры-совладельцы (7%),

— «классические менеджеры» (18%),

— полупредприниматели (46%).

Предприниматели это собственники капитала, лично руководящие предприятиями или бизнесом.

Менеджер — это человек, вникающий во все детали, он изменяет окружение и делает его лучше таким образом, что не выходит за рамки установленных организацией норм и правил.

К среднему классу принято относить врачей, преподавателей и учителей, инженерно-техническую интеллигенцию (включая всех служащих), среднюю и мелкую буржуазию (предпринимателей), высококвалифицированных рабочих, руководителей (менеджеров).

• В группу новых бедных вошли те слои населения, которые по своему образованию и квалификации, социальному статусу и демографическому положению никогда ранее не относились к низшим слоям.

• Социологи под «маргинальностью» понимают промежуточность положения индивида или группы, занимающих крайнее пограничное положение в слое, группе, классе, обществе, а потому не полностью включенных в данное социальное образование.

• «Социальное дно» включает: нищих, просящих подаяния, бомжей, лишившихся жилья, беспризорных детей, потерявших родителей либо убежавших из дома, алкоголиков, наркоманов и проституток (включая детей), ведущих антисоциальный образ жизни.

Неравенство и бедность понятия, тесно связанные с социальной стратификацией. Неравенство характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества — денег, власти, образования и престижа — между различными стратами или слоями населения. Бедность это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам.

Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у официальной черты, или порога бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также термины «уровень бедности», «границы бедности» и «коэффициент бедности».

Порог бедности это сумма денег, официально установленная в качестве минимального дохода, благодаря которому индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду и жилье.

Приличествующий уровень жизни это количество материальных благ, позволяющее человеку вести достаточно комфортный уровень жизни, не чувствовать себя ущемленным, вести достойный образ жизни, удовлетворяя все разумные потребности.

• Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью.

• Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

• Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне.

 

Приложение. Социологический практикум

 

В этом разделе вам придется не просто читать материал, но работать самостоятельно, подбирая и анализируя дополнительную литературу, опрашивая респондентов, изучая статистику. Вопросы и задания подобраны с таким расчетом, чтобы охватить все основные темы учебника. Пройдя это испытание, вы почувствуете себя более уверенными в социологии, способными применять теоретические знания к практическим ситуациям. Даются типы текста для самостоятельной работы и вопросы к ним

 

 

К некоторым понятиям в учебнике даются четкие определения, а другие их не имеют, хотя играют важную роль в познании. Часто они даже выделяются специальным шрифтом. Хотя четкими дефинициями они не обеспечены, смысл их ясен из содержания параграфа. Такой способ называется контекстуальным определением.

Сейчас мы с вами поупражняемся в том, как переводить последние в первые. Итак, в таблице слева даны понятия, для которых необходимо сформулировать четкое определение и записать его в левый столбец. Что надо делать? На листочек выпишите все ключевые фразы, относящиеся к данному понятию. Они могут быть разбросаны по учебнику. Соберите их. Затем выделите главное и отбросьте второстепенное. В главных фразах наведите логический порядок — от общих свойств переходите к более конкретным. Определение не должно быть чрезмерно большим. Примеров предостаточно в главе о личности и обществе. Итак, приступайте к делу:

Таблица 1

2. Согласны ли вы с этими рассуждениями?

Свою позицию обоснуйте.

• Кроме среднего класса Аристотель выделял также еще два — богатую плутократию и лишенный собственности пролетариат.

• Т. Гоббс утверждал, что главное естественное право людей — право на собственность — должно быть закреплено с помощью разумных законов, дабы исключить возникновение конфликтов.

• Ш.-Л. Монтескье разработал своеобразную географическую карту культурной жизни человечества.

• Общество людей является прямым продолжением биологического сообщества зверей.

 

3. Прочтите следующую фразу:

«Ясно, что если социологи будут смотреть на мир с позиций своего личного уникального опыта, они вряд ли придут к единому мнению относительно предмета исследования, основных понятий и измерений, техники сбора данных, процедуры анализа» (Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для вузов. М., 1995. С, 27)

Вам надо доказать или опровергнуть правильность данного положения.

 

4. Почему?

• Высшей формой теоретического познания выступает философское постижение мира.

• Именно в рамках философии достигли своего совершенства приемы анализа и синтеза знаний, дедукции и индукции, движения от простого к сложному и от явлений к сущности.

• В античности общество и государство не различали.

• Высший класс у Платона был наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью.

• К управлению государством, согласно Платону, следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых.

Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.

 

 

Объясните, почему социолог обязан владеть техническим языком для общения с коллегами и обыденным языком — для общения с другими людьми (заказчиком, общественностью)?

 

6.

Некоторые философские и социологические понятия используются в обыденной речи в качестве всего лишь технических терминов. Скажем, «материя» обозначает не пространственную субстанцию, а кусок ткани. Это относится и к понятию «общество», например, «Общество любителей словесности». Приведите еще 5—6 случаев похожего употребления слова «общество».

 

7. Объясните, почему?

• В сложных обществах неравенство очень сильное.

• После 6 лет совместной жизни муж отстраняется от семьи, жена важна ему в качестве хозяйки и друга.

• Приличествующий уровень жизни точных величин не имеет.

• Развод не отрицает института брака.

• Относительная бедность является сравнительной характеристикой.

 

8. Социологический практикум

Составьте простенькую анкету на несколько вопросов, посвященных какой-либо одной понятной вам теме, например проведению свободного времени, подготовке к семинарам, отношениям между студентами. В качестве респондентов могут выступить ваши сокурсники. Они же явятся и вашими критиками, когда результаты исследования вы обсудите коллективно.

 

9.

Чем различается общество в узком и широком значениях? Дайте свой анализ. Можно ли считать первое социологическим, а второе — философским подходами к обществу?

 

10.

Познакомьтесь с фрагментом из произведения П. Сорокина и ответьте на помещенные после него вопросы.

Сорокин П. «Выскочки» и монархи

Общества различаются по той легкости, с которой в них осуществляется вертикальная мобильность. В классовом обществе перегородки между слоями очень тонкие, в нем больше отверстий и «лифтов» для спуска и подъема. В кастовом обществе все устроено наоборот. В США большинство населения меняет свою профессию по крайней мере один раз в течение жизни. В Индии подавляющее большинство занятого населения наследует и сохраняет в течение жизни профессиональный статус своих отцов.

По данным 1925 г., в США среди заправил промышленности и финансов 38% в прошлом и 19% в настоящем поколении начинали бедняками. Около трети мультимиллионеров начинали свою карьеру, будучи людьми среднего достатка. Среди 29 президентов США 14, или 48% вышли из бедных или средних семей.

Различие мобильности можно проследить не только по странам, но и по эпохам. Ниже показан процент «выскочек» среди монархов и высших администраторов, поднявшихся из социальных низов.

Западная Римская империя — 45,6

Россия — 5,5

Восточная Римская империя — 27,7

Франция — 3,9

Соединенные Штаты Америки — 48,3

Англия — 5,0

Президенты Франции и Германии — 23,1

Рим в период с последнего века республики до 3 века до н. э. был обществом интенсивной мобильности. Вертикальные течения поднимались с самого дна (от рабов) и до вершин (включая императора) общественного конуса.

При помощи денег, грабежа, насилия, обмана, любовных интриг, военного героизма и службы человек без родословной поднимался до командных высот. В течение одного-двух поколений рабы становились представителями знати. Среди богатейших людей эпохи Цицерона мы зачастую встречаем имена рабов и вольноотпущенников (Тримальхион, Палладий, Деметрий). Но уже в раннеимператорский период создаются значительные препятствия для свободной вертикальной мобильности.

В Европе, за исключением России, процент выдвинувшихся из нищих слоев до позиции монарха в прошлом был выше, чем сейчас. Удельный вес римских католических пап, выдвинувшихся из беднейших классов, составил 19,4%, из средних — 18,8%, а из богатых— 61,8%

Источник: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М„ 1991. С. 377—390

Вопросы к тексту:

1. Почему П. Сорокин в последнем абзаце оговаривается: «за исключением России»?

2. Сравните мобильность в Риме, описанную П. Сорокиным, с описанием характерных черт рабства как общества закрытого типа, помещенным в главе о стратификации. Есть ли между ними противоречие?

 

11. Ответьте на эти вопросы и выполните указанные задания

1. Попытайтесь рассмотреть с позиций психологии, экономики и социологии следующие факты:

• супруги обсуждают покупку дивана,

• юноша уступает место старушке,

• контролер проверяет билеты в пригородной электричке,

• кандидат в депутаты проводит предвыборную агитацию.

2. Познание представляет собой процесс приобретения новых знаний, прибавление чего-то к уже имеющемуся. Но если сохранять все, что уже накоплено человечеством, то, быть может, не понадобится приобретать новое? Ведь сколько открытого когда-то человеком потом забывается. Его переоткрывают спустя столетия и тысячелетия. Отсюда и поговорка: «новое — это хорошо забытое старое». А можете ли вы привести примеры «хорошо забытого старого»?

3. Существует такое выражение: познание — путь ученого незнания, т. е. постижение человеком меры собственного невежества. Как Вы его понимаете? Раскройте смысл сказанного.

4. Как соотносятся между собой чувственное и рациональное познание? Почему они вступают в конфликт? А какое начало — чувственное или рациональное — преобладает в Вашем способе познания?

5. В параграфе описаны этапы научного исследования. Воспользуйтесь ими и попробуйте провести свое собственное исследование на тему девиантного поведения среди студентов.

6. Какую роль в развитии социального познания в целом и социологии в частности сыграла философия?

7. Как проверяется истинность научных утверждений?

8. Как вы поняли суть методологии выборочного обследования? Раскройте ее на конкретных примерах.

9. В XIX веке О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину знаний — выше математики, физики и биологии. А на какое место поставили бы сегодня ее вы? Почему именно таков ваш ответ? Обоснуйте его.

10. По каким параметрам и признакам различаются между собой социальные и гуманитарные дисциплины?

11. Заимствование понятий из одной науки и перенесение их в другую — естественное явление. Оно существует во всех сферах знания. Примеры приведены в тексте. Вам надо придумать свои примеры. Проведите небольшое исследование по самым разным наукам, необязательно социальным, и укажите, какие понятия пришли в данную науки «из-за рубежа».

 

12. Прочтите следующую фразу:

«По мнению ряда экспертов, совокупный экономический вес среднего и малого бизнеса, составляющего "ядро" среднего класса, до осеннего (1998 г.) кризиса был сопоставим с экономическим потенциалом "олигархов", не говоря уже об огромном преимуществе первых перед вторыми в виде "человеческого капитала". Несмотря на это, малый и средний бизнес не имел никакого политического веса и влияния в стране, поскольку и не пытался выйти за рамки лоббистской деятельности на местном уровне, не стремился проявить политическую волю по отстаиванию общих интересов». (Источник: Есть ли в России средний класс? Аналит. доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем, 1999. С. 36.)

Попытайтесь дать объяснение особенностям взаимоотношений политики и экономики в России на примере среднего класса и олигархов. Почему у первого экономический вес больше, но политического влияния не хватает?

 

13. Как вы понимаете эти выражения?

Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этих суждений?

• Богатства желают, бедности избегают.

• Богатыми люди становятся по желанию, а бедными — по принуждению.

• К «новым бедным» относят самую образованную часть общества — российскую интеллигенцию, которая в развитом обществе всегда входит в средний и высший класс.

• Бедность — это экономическое и социальное состояние людей, имеющих минимальное количество денег, образования, власти и престижа.

 

14. Согласны ли вы с этими рассуждениями?

Свою позицию обоснуйте.

• Для философского мышления характерны не только всеобщность, но и целостность, системность постижения социальной жизни.

• Т. Гоббс трактовал «естественное состояние» общества как «войну всех против всех».

• Дж. Локк пытался вывести из географических условий характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй.

• А. Смит полагал, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества.

 

15. Философский практикум «Как ученые изучают людей»

Студенты-психологи нередко думают, что лабораторный эксперимент, в ходе которого устанавливаются причинно-следственные связи между различными сторонами поведения животных или людей, исчерпывают все возможности социального исследования.

Многие из тех, кто занимается конкретной экономикой, до сих пор убеждены, что только статистический анализ, позволяющий дать объективную картину колебания цен и товарной массой, является самым надежным мерилом экономического поведения.

В отличие от них некоторые антропологи продолжают верить в то, что самым надежным способом познания остается включенное наблюдение, в результате которого мы изучаем повседневное взаимодействие людей, творящих тот социальный мир, в котором мы с вами живем.

В то же время психоаналитики убеждены в непогрешимости вживания или вчуствования во внутренний мир своего пациента как единственно достоверного метода изучения человеческого поведения, его интимных структур и мотивов.

А специалисты по маркетингу не признают иных средств, кроме изучения того, каким образом устремления конкретного индивида связаны с его социальными характеристиками и потребительским поведением.

Так пишет Юлиан Саймон в своей книге «Базисные методы исследования в социальной науке» (Нью-Йорк, 1969).

Действительно, в каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен соответствующий эмпирический опыт. И каждаяиз них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется. Хотя и не только таким образом. Науки различаются также кругом изучаемых проблем.

А теперь ответьте на вопросы:

• Каковы основные методы изучения людей?

• Что можно узнать с помощью наблюдения?

• Что такое эксперимент?

• Какие измерения проводят при изучении поведения людей и их мнений?

Какие методы исследования потребуются для того, чтобы определить:

а) численность населения данной страны;

б) готовность людей голосовать на предстоящих парламентских выборах;

в) способы взаимодействия шахтеров во время забастовки;

г) скорость распространения слухов.

 

16. Ответьте на следующие вопросы:

• От каких условий зависит возможность активного участия граждан в политической жизни общества?

• При каком способе производства возникли первые признаки оседлого образа жизни?

• Когда скорость смены поколений орудий труда отставала от скорости смены поколений людей.

• Сколько поколений телевизоров и компьютеров сменилось на вашем веку?

Ниже приведены некоторые суждения (в скобках указан характер связи). Превратите их в гипотезы и придумайте новые. Найдите способ, как их проверить. Пусть это будет самый простой метод, например, опрос своих товарищей. В качестве начального шага в познании этого достаточно.

1. Чем хуже одет человек, тем (ниже, выше) его социальное положение.

2. Чем комфортабельнее квартира, тем (дороже, дешевле) она стоит на рынке недвижимости.

3. Чем строже законы и нормы, тем (больше, меньше) порядка в обществе.

4.

5.

6.

Обратите внимание на то, что некоторые гипотезы вовсе не гипотезы: между двумя явлениями не существует указанной связи. Надо обнаружить их, для этого тоже нужна смекалка.

 

18. Определите! Кто есть кто

Ниже приведены суждения, которые могли бы принадлежать: 1) психологу (П), 2) экономисту (Э), 3) социальному психологу (СП), 4) социологу (С). Вам надо решить, кому именно принадлежит конкретное высказывание (напротив каждого из них необходимо поставить соответствующую букву: П, Э, СП или С).

Для того чтобы справиться с заданием, вам надо вспомнить или выяснить, каков предмет соответствующей науки, что именно она изучает. Ведь представители каждой науки рассуждают и видят мир в терминах своей дисциплины, т. е. предметно. (Подсказка: одна из этих наук описывает реальность в терминах больших социальных групп и макропроцессов, вторая — в терминах индивидуального сознания, третья — в терминах малых групп, а как представляет себе суть явлений последняя наука, вы догадаетесь самостоятельно.)

1. В малой группе выделился явный лидер.

2. Цены на продукты питания за год повысились в несколько раз.

3. Любое общество больше всего озабочено внутренним порядком.

4. В течение одного дня в обществе происходит до миллиарда коллективных действий — социальных актов.

5. Уменьшение занятости «голубых воротничков» было сбалансировано увеличением числа рабочих мест в сфере услуг.

6. Загипнотизированный человек способен пройти через всю комнату, ни на что не наткнувшись.

7. Взаимоотношения между родителями и детьми — ключевой момент социализации.

8. Коммуникация — способ деятельности, облегчающий взаимное приспособление поведения людей.

9. Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают устойчивые ориентации.

10. Женщины получают заработную плату на 30— 40% меньше, чем мужчины.

11. Первую попытку оценить интеллект с помощью тестов предпринял в начале века Бине.

12. Долгое время считалось, что умственные способности человека определяются наследственностью.

13. Люди, входящие в группу, не могут находиться там в одинаковых позициях по отношению друг к другу и к тому, чем занята группа.

14. Векселя к оплате — краткосрочные обязательства, имеющиеся у акционерного общества.

15. Многие представители молодого поколения живут сейчас лучше, чем жили в таком же возрасте их отцы и деды.

16. Продавец френчайса уделяет много внимания контролю за своими покупателями.

17. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях опасности, обиды, стыда, угрозы и т. д.

18. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии — коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

19. Смешанный статус обладает чертами достигаемого и приписываемого статуса.

20. Групповое давление часто ведет к возникновению конформизма.

21. То, сколько люди тратят ежегодно, зависит в основном от того, сколько они зарабатывают.

22. Услуга по предоставлению кредита должна быть оплачена.

23. Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди слишком большого количества сигналов.

24. То, что может заслужить похвалу в одной первичной группе, вызовет лишь насмешки или даже строгое наказание в другой.

25. Каждый нормальный взрослый человек способен предвидеть реакции окружающих и контролировать свои собственные действия в соответствии с экспектациями, которые он им приписывает.

26. Социальное положение — обобщенная характеристика, включающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

27. Индивид, находящийся в условиях сенсорной изоляции, оказывается лицом к лицу со своим внутренним миром и представляющими его образами.

28. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои затраты на производство товаров.

29. Уровень вертикальной мобильности среди молодежи превышает аналогичный показатель людей в пожилом возрасте.

30. Социальный статус определяет образ и стиль жизни людей.

 

19. Поупражняемся в здравом смысле

(Между прочим, им широко пользуются и профессиональные социологи: на 50—70% их умозаключения основаны на житейской интуиции.)

Ниже приведены статистические данные и суждения, которые вам предстоит проверить на истинность и ложность. Как это сделать, не пользуясь справочной литературой? Очень просто. Некоторые из них абсурдны, противоречат здравому смыслу и общепринятому житейскому опыту. Будьте уверены, что они не годятся и для науки. Но их надо обязательно «вычислить». Постарайтесь это сделать, я на вас очень надеюсь. Полуправдивые-полуложные суждения оставьте в покое, отбраковывайте вначале явную неправду.

1. Чем выше уровень миграции, тем выше производительность труда.

2. 75% людей ковыряют в носу.

3. Высокорослых призывников не берут в танковые войска.

4. Призывники из Сибири труднее акклиматизируются в условиях войны в Афганистане и Чечне.

5. В крупных городах ниже численность бомжей и проституток.

6. Жены чаще изменяют мужьям, чем мужья женам.

7. В общественном производстве занято 40% мужчин и 80% женщин.

Ниже приведены суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие — психологии. А что именно? В колонках таблицы обозначьте крестиком суждения, относящиеся к первой и второй дисциплинам.

Таблица 2

 

 

21. Что такое социальная проблема?

1. Если дотации из госбюджета убыточным предприятиям привели к росту темпов инфляции, то это экономическая проблема.

Объяснение: обе составляющие в суждении — дотации и инфляция — относятся к сфере экономики.

2. Если рост темпов инфляции привел к падению жизненного уровня населения, то это социально - экономическая проблема.

Объяснение: в суждении разные составляющие — инфляция относится к экономике, а жизненный уровень населения — к социальной сфере (предмет изучения социологии).

3. Если падение жизненного уровня населения усилило социальную дифференциацию в обществе, то это социальная проблема.

Объяснение: обе составляющие в суждении — жизненный уровень и социальная дифференциация, относятся к социальной сфере (предмет изучения социологии).

4. Если усиление президентской власти привело к ослаблению парламентской власти, то это политическая проблема.

Объяснение: обе составляющие в суждении — президентская власть и парламентская власть — относятся к сфере политики.

5. Если конфликт между двумя ветвями власти (президентом и парламентом) усилил нежелание населения участвовать в избирательной кампании, то это социально-политическая проблема.

Объяснение: в суждении разные составляющие — конфликт между ветвями власти относится к политике, а нежелание населения участвовать в голосовании — к социальной сфере.

А теперь задание.

Составьте списки следующих проблем:

А. Психологических

Б. Социально-психологических

В. Культурологических

Г. Социокультурных

Проведите их разбор, т. е. для каждой проблемы дайте объяснение.

У представителей каких профессий должны быть в наибольшей степени развиты социологическое мышление и социологическое видение мира? Иначе говоря, кто больше всего нуждается в социологических знаниях? Ответ аргументируйте:

1. Шофер. 2. Парламентарий. 3. Учитель. 4. Продавец. 5. Шахтер. 6. Менеджер. 7. Летчик. 8. Фермер. 9. Вахтер. 10. Официант. 11. Банкир. 12. Фокусник. 13. Журналист. 14. Пограничник. 15. Ревизор. 16. Сантехник. 17. Повар. 18. Инженер.

Проранжируйте профессии по двум критериям:

а) насколько часто их представителям приходится общаться с людьми по долгу службы;

б) у кого профессиональный или деловой успех в наибольшей мере зависит от знания психологии людей и умения решать социальные проблемы.

Для удобства разбейте профессии на три группы с сильной, средней и слабой выраженностью данных признаков.

Ключевых понятий в социологии немного, как в геометрии. Но они играют принципиальную роль. С их помощью высвечивается все остальное — вся жизнь общества. Из них выводятся следствия, сплетающиеся между собой в логически стройные теоретические знания, объясняющие функционирование общества.

К ключевым понятиям относятся общество, личность, статус, роль, стратификация, разделение труда, социальное взаимодействие, экономика, политика...

Вам надо закончить список.

На уровне здравого смысла мы делим факты на а) биологические (сон, еда, дыхание), б) психологические (любовь, ненависть, наслаждение) и в) социологические (бедность, насилие, конфликт).

Приведите 4—5 примеров:

• политологических фактов

• экономических фактов

• культурологических фактов

• антропологических фактов

 

25.

Определите титул следующих известных в России политических фигур:

Сперанский ____________

Лев Толстой _____________

Суворов _________________

Александр Невский _________

Александр I ______________

Кутузов ________________

Иван Грозный ___________

Столыпин

 

26. Стимульный материал

Моска Г. Правящий класс

Если легко осознать, что индивид не может руководить группой, не найдя в ней поддерживающего меньшинства, то трудно доказывать как непреложный и очевидный факт, что меньшинство управляет большинством, а не наоборот. Но в этом и заключается один из пунктов, столь многочисленных во всех других науках, что первое впечатление о чем-либо противоположно тому, что есть на самом деле.

В действительности суверенная власть организованного меньшинства над неорганизованным большинством неизбежна. Власть всякого меньшинства непреодолима для любого представителя большинства, который противостоит тотальности организационного меньшинства. В то же время меньшинство организовано именно потому, что оно меньшинство. Сто человек, действуя согласованно, с общим пониманием дела, победят тысячу несогласных друг с другом людей, которые общаются только один на один. Между тем, для первых легче будет действовать согласованно и с взаимопониманием просто потому, что их сто, а не тысяча. Отсюда следует, что чем больше политическое сообщество, тем пропорционально меньше правящее меньшинство по сравнению с управляющим большинством и тем труднее будет для большинства организовать отпор меньшинству.

(Источник: Социал. исслед. 1994. №10. С. 206)

Вопросы к тексту:

1. Почему меньшинство в обществе всегда более организовано, чем большинство?

2. Почему хорошо организованное меньшинство может господствовать над неорганизованным большинством?

 

27. Чем различаются следующие статусы?

1. Наложница

2. Содержанка

3. Заложница

4. Гулящая

5. Распутница

 

28. Согласны вы с этими суждениями или нет?

Свою позицию обоснуйте.

Социально однородное общество — общество, в котором люди не различаются по имущественному и социальному положению.

В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала.

Многие семьи имеют только начало (заключение брака) и не имеют конца.

Принадлежность к определенному классу — самое яркое проявление социального статуса. Среднегодовая смертность детей неквалифицированных рабочих в 3 раза выше, чем у профессионалов.

 

29.

Приведите в соответствие названия наук об обществе и сферы общественной жизни, которые они изучают:

1) экономическая сфера а) социология

2) социальная сфера б) политология

3) политическая сфера в) правоведение

4) духовная сфера г) экономика

д)этика

е) культурология

ж)антропология

 

30. Стимульный материал

В сообществах больших животных существует иерархия, позволяющая каждому члену группы знать свой социальный ранг. У кур ранг особи определяется числом сородичей, которых она может клевать. Если доминантная курица может клевать всех остальных кур, то особь находящаяся в самом низу этого иерархического ряда. (Англоязычные авторы назвали эту социальную организацию «порядком клевания»), которой клевать некого, напротив получает клевки от всех остальных птиц, имеет право есть в самую последнюю очередь и испытывает значительные трудности в спаривании.

Представители низших млекопитающих узнают социальный ранг благодаря зрительным сигналам. Например, корова, сменившая стадо, похоже, сразу же определяет, выше или ниже она рангом, чем ее соседка. У большинства млекопитающих доминирует самое старое или самое сильное животное или же особь, имеющая наиболее многочисленное потомство. Похоже, однако, что у горилл и шимпанзе такой тип социальных отношений далеко не является общим правилом. Как показала Джейн Гудолл, у шимпанзе борьба за доминирование ведется больше между группами, чем между отдельными особями.

Люди, как правило входят в состав разных социальных групп. Человек, скажем, одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще выполнять при этом обязанности матери или отца семейства. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения. Таких ожидания будут различными в зависимости от того, идет ли речь о враче, студентке, футболисте, руководительнице предприятия или правительственном чиновнике.

Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно. Обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями или характером образования. В тонком процессе социализации ребенок приобретает качества, нужные для ролей, предполагающих власть или, наоборот, требующих подчинения. Сказанное в равной, а может быть, и в еще большей степени относится к половым ролям, которые девочкам и мальчикам лишь на основании их физических различий приписываются при рождении.

Сексуальные роли слишком рано начинают внушаться мальчикам и девочкам, лишь на основании тех физических признаков, которые родители обнаруживают у них при рождении. Идентификация ребенка с родителем одного с ним пола еще больше увеличивает эту тенденцию.

(Источник: Гоффруа Ш. Что такое психология. т. 2. М., 1992. С. 74— 75).

Вопросы и задания к тексту:

1. Что такое социальный ранг и как он приобретается?

2. Кто такая доминантная курица? Найдите ей аналог в человеческой группе.

3. Почему автор употребляет понятия «право» и «социальные отношения» не только к сообществу людей, но и к различным видам животных?

4. Как иначе можно назвать социальное положение?

5. Почему люди входят в состав разных социальных групп?

6. А могут ли люди входить в состав разных групп в одно и то же время? Если да, то каких именно? Сколько их может быть? Составьте список и опишите их.

7. Почему человек редко берет на себя роль добровольно?

8. Автор употребляет два понятия: «половые роли» и «сексуальные роли». Есть ли между ними различие?

9. Что такое идентификация ребенка с родителем одного с ним пола?

 

31. Кто такие?

Негоциант _

Меценат __

Филантроп _

Спонсор __

Аристократ _

Патрон

Покровитель

Лорд ___

Лендлорд

Феодал_

Мандарин_

Бигмен

 

32.

Познакомьтесь с приведенным ниже фрагментом:

 

Основными социальными институтами или сферами российского общества выступают семья, производство (экономика), государство, образование, культура, наука и религия. Занятое в этих институтах население (граждане или члены общества) делится на три основных класса: высший, средний и низший. В нашем обществе уже нет, как прежде, сословий. Элита, стоящая наверху социальной пирамиды, концентрирует в своих руках большую часть национального богатства и принимает большинство важных для страны решений. Она не превышает 1% населения, а высший класс— 5%. Средний класс невелик и составляет не более 15— 20% населения. Большинство людей по уровняю жизни сегодня находится у границ бедности. Экономическую основу составляют рыночные отношения. Богатое культурное наследие России позволяет ей считаться одной из самых развитых стран мира, а наличие ядерного оружия и сильной армии — входить в число ведущих держав, определяющих политику в современном мире. По уровню жизни, состоянию здравоохранения, продолжительности жизни и другим показателям Россия в 90-е годы вышла из состава развитых стран и опустилась на уровень развивающихся стран.

 

Описание какой сферы общества — политической, экономической, социальной, духовной — здесь дается? Или затрагиваются все они вместе? Какая из сфер общества получила наиболее полное освещение? Что вы могли бы добавить к описанию тех сфер общества, которые даны вскользь?

 

33. Социологический практикум




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2010; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.293 сек.