КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стариков Е. Маргиналы
135. Почему ученые так считают: «Сопоставление с тем, как живет большинство соседей, рождает ощущение относительной бедности гораздо чаще, чем трудно вообразимое сравнение собственного существования с жизнью верхушки богачей»? Что такое? крайние формы социальной обделенности _____ «общественный пирог» ___________________ чрезмерное неравенство
136. В чем заключается цель или окончательная задача борьбы с: относительной бедностью ________________ абсолютной бедностью __________________
137. Расскажите об этих явлениях подробнее • В основе экономического конфликта лежит неустранимое противоречие между собственником и наемным рабочим. • Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. • Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном его основой выступают писанные нормы. • Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.
138. Ниже приведены суждения. Одни из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то в графе «да» поставьте галочку. Если вы считаете, что суждение неправильное, то поставьте галочку в графе «нет». Таблица 8
133. Как вы внимаете эти выражения? Какие аргументы вы могли бы привести в защиту этого суждения? • Бедность — это еще и культурное явление. • Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми. • До революции в России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян.
140. Писатель и публицист народнического толка С.Я. Елпатьевский, близко знавший нижегородское купечество, писал: «На начинавшие пустеть дворянские кресла садился купец. Его сыновья учились не только в гимназиях, но и в дворянском институте (та же гимназия), дочери поступали в институт благородных девиц, и рядом с не очень грамотными отцами стали появляться и занимать места в жизни их сыновья — доктора, адвокаты, инженеры... Как в былые недавние времена, в 40—50-х годах слово "купец", "купчишка" звучало презрительно в дворянских усадьбах, так теперь с высоты своего капитала, с высоты своего растущего значения презрительно смотрел на барина, на опускавшееся все ниже и ниже дворянство». Докажите, что и в конце XX века в российском обществе можно было наблюдать похожие процессы. Объясните причины такого сходства.
141. Что такое • военно-промышленный комплекс • патронат • совместное хозяйство • домашнее хозяйство
142. Стимульный материал Познакомьтесь с помещенным ниже материалом и ответьте на вопросы. Маргинал, просто говоря — «промежуточный» человек. Классическая фигура маргинала — человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны, городская субкультура еще не усвоена. У нас в стране нет безработицы, но есть деклассированные представители рабочих, колхозников, интеллигенции, управленческого аппарата. В чем выделяющий их признак? Прежде всего — в отсутствии своего рода профессионального кодекса чести. Физическая невозможность халтурить отличает кадрового рабочего-профессионала (так же как и крестьянина, и интеллигента) от деклассированного бракодела и летуна. Только при устойчивых условиях — постоянное место жительства и работы, нормальная среда обитания, крепкая семья, сложившаяся система социальных связей, одним словом, «укорененность» личности позволяет выработать четкую иерархию ценностей, осознанные групповые нормы и интересы. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком». Рвать их — значит расчеловечивать человека, разрушать общество. Надо избегать всего, что ослабляет человеческие связи,— ненужных запретов, массовых миграций, принудительных распределений, насильственных выселений, колючих заграждений — всего, чем мы по сей день так обременены.
Лишенное корней человеческое «я» расплывается: мотивы поведения начинают формироваться в отрыве от ценностей устойчивой группы, т. е. в значительной мере лишаются смысла. Мораль перестает править поступками, уступая место пользе, удобству, а иногда — физиологической потребности (в этом объяснение «немотивированной» жестокости, «бессмысленных» преступлений). Обрыв общественных связей ведет к постепенному снижению интересов личности до уровня примитивных потребностей, описание которых — задача не столько социологии, сколько этологйи — науки о поведении животных. К явлениям «этологического» порядка относится дедовщина, распространившая уголовно-лагерные нравы на армию, техникумы и ПТУ. Вульгарное «бытовое» хамство, грабежи потерпевших аварию поездов, мародерство в местах захоронений жертв нацистского террора — все это признаки люмпенизации общества. На учете органов здравоохранения и милиции состоит свыше 4,5 миллионов алкоголиков, но по оценкам врачей-наркологов, общая их численность достигает 18—22 миллионов. Дикие орды все чаще бесчинствуют на улицах — то после массового действа на стадионе, то после бессмысленной драки в общежитии, то после базарной ссоры. В недрах общества идут два разнонаправленных процесса. Часть маргиналов быстро превращается в люмпенов. Посмотрите, кто торгует квасом, пирожками, автобусными билетами; поинтересуйтесь, кто стремится в мясники, бармены, приемщики бутылок; не говорю уже о беззаконных ордах спекулянтов, фарцовщиков, проституток. Это в основном молодые люди. Путь на социальное дно, как правило, безвозвратен. Другой процесс — процесс укоренения в городах недавних сельских жителей — сам по себе в принципе даже прогрессивен, если, переселяясь в город, человек может рассчитывать на достойную квалифицированную работу, то из маргинала он превращается в полноценного городского жителя.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |