![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы и методологические основы творчества
Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематические линии реализуются в журналистике при участии всех типов творчества, выработанных человечеством, - научного, художественного, публицистического. Без обращения к ним невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания. И хотя разные издания (и программы) в качестве основных используют либо научные, либо художественные, либо публицистические формы творчества, в каждом из них может быть найдено место для любой из форм. К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго (хотя и популярно) излагаемые сведения, важные для формирования научной картины мира. Это - мировоззренческие концепции, исторические характеристики, политические, дипломатические, экономические и другие документы, разнообразные сведения из различных областей науки (от философии до экологии, от литературоведения до психологии). Ведь аудитории необходимо получить знания о закономерностях происходящих процессов и тенденциях социального развития, о характере современной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономической, политической, социальной и других областях жизни. Поэтому значительную долю пропагандистских акций призваны обеспечивать именно научно-теоретические, научно-исторические, научно-идеологические, научно-популярные произведения. Вот почему все большее значение приобретает привлечение к участию в журналистике ученых разных профилей, которые могут составить авторский актив издания (программы) или работать «на журналистику» по спорадическим заказам. Вместе с тем среди сотрудников СМИ становится все больше журналистов, имеющих ученые степени и звания в области экономики и юриспруденции, международных отношений и истории, биологии и медицины, экологии и т.д. Это и пришедшие в журналистику ученые, и журналисты, ставшие учеными - кандидатами и докторами наук. Однако задачи, решаемые журналистикой с помощью ученых, столь обширны и столь значимы, что и от «рядовых» журналистов требуется овладение навыками работы с научной литературой, банками данных, оперативной научной информацией. Проникновение в язык науки, строгость обращения с научными понятиями, данными, концепциями, повседневное деловое общение с учеными - все это важные качества журналистов, необходимые в повседневной работе. Но при этом журналист должен непременно оставаться журналистом, «обслуживающим» массовую аудиторию, умеющим видеть и показывать связь научного знания с актуальными вопросами современности. Художественный тип творчества также широко представлен в журналистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в «толстых» журналах и некоторых других СМИ художественные произведения занимают иногда преобладающее место. Роль и место художественного типа творчества в журналистской деятельности (как самих журналистов, так и привлекаемых деятелей литературы и искусства) определяются способностью художественных произведений активно участвовать в формировании миросозерцания, в создании художественной картины настоящего, прошлого и будущего. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории в жизни общества. Поэтому так важно, чтобы в журналистике работали художественно образованные и одаренные сотрудники. Ведь отбирать и тем более специально заказывать произведения этого типа творчества можно лишь обладая знаниями и художественным вкусом, совмещенными с журналистским видением проблем современности. Кроме организации «трансляции» произведений искусства перед журналистом стоит задача подготовки комментариев, вводящих читателя (зрителя) в тему, связывающих публикацию рассказов, повестей, романов, стихотворений, передачу спектаклей, фильмов и концертов, репортажей с выставок, музеев и частных собраний коллекционеров с актуальными вопросами дня. Органическое введение в структуру номера или программы художественных произведений - непростая задача, требующая соединения журналистских качеств и художественного вкуса. Тем более это необходимо, когда на основе художественных произведений создаются специальные передачи (музыкально-поэтические композиции, радиофильмы о творчестве и жизни композиторов, музыкантов, телесериалы о художниках, скульпторах, архитекторах, «путешествия» по музеям, архитектурным ансамблям и т.д.). В связи с этим в журналистике (особенно на телевидении и радио) формируется особый отряд творческих кадров - это люди, приобретшие «вторую специальность» искусствоведов, деятелей искусств, а также профессиональные журналисты, приобщившиеся к миру искусства. Однако при всей значимости научных и художественных произведений ведущее место в журналистике занимают произведения публицистического типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творчества сформировалась для «обслуживания» общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. Если также учесть, что публицистика в той или иной мере и форме несет информацию, связанную с мировоззрением, миросозерцанием и историческим сознанием, то ее роль для журналистики оказывается тем более значимой. Публицистика (лат. publkus «общественный, народный, публичный») как тип творчества «сопровождает» всю историю человечества (беря начало в синкретизме мышления и форм словесного общения в первобытном обществе), хотя само слово «публицистика» вошло в употребление в первой половине XIX века в России. При этом понятие «публицистика» до сих пор разными учеными трактуется по-разному. Одни публицистикой считают все произведения общественно-политической тематики; другие - массово-политические тексты; третьи - полемически острые произведения; четвертые - статейные жанры журналистики, исключая очерковые и репортажные произведения. Имеются и другие мнения. Если же рассматривать публицистику как творческую форму, возникшую для «обслуживания» общественного мнения как особого компонента массового сознания, можно (в соответствии с нуждами и особенностями общественного мнения) выделить ряд характерных черт публицистики как типа творчества. Прежде всего публицистика совокупностью своих произведений при нормальном функционировании СМИ воссоздает целостную панораму современности как «момента» перехода из прошлого в будущее. Текущая история может быть дана во всей полноте, если публицистика отображает действительность через посредство множества отдельных, наиболее характерных конкретных ситуаций, типических фрагментов настоящего, поэтому панорама современности в публицистике складывается из множества произведений. Каждое из них имеет самостоятельную ценность, но подлинное свое значение оно обретает лишь будучи на газетной странице или в программе ТВ состыкованным с другими. Только отобразив (через множество конкретных ситуаций) все богатство тематических пластов жизни в ее характерных проявлениях, публицистика может выполнить свой долг перед общественным мнением. Разумеется, объективная панорама текущих событий в публицистике носит осмысленный субъективно-личностный характер, т.е. содержит не только факты, но и мнения о них. В соответствии с направлением каждого издания (программы) создается картина жизни и даются свои оценки. Поэтому в разных СМИ публицистические панорамы могут приобретать разные черты, отличаясь друг от друга как в нюансах, так и по существу. Поэтому важно, чтобы каждое СМИ отмечало, чем отличается представленная им картина от остальных. В противном случае читателю придется либо обращаться также и к другим СМИ, либо доверять единственному. Передавая мгновения текущей истории, рассматривая развивающиеся, незавершенные события, чрезвычайно сложно вскрыть их глубинные причины (часто не лежащие на поверхности), показать существенные связи одних событий с другими и определить возможные последствия происходящего. Но эта трудность не должна быть причиной отказа от отображения и оценки горячих событий, наоборот, она должна повышать ответственность за суждения, вести к осторожности и осмотрительности (выражаемых в ряде случаев оговорками типа «можно предположить», «кажется», «по-видимому» и т.д.). Вспомним, что даже историки по прошествии десятилетий спорят о сущности и значении многих событий, явлений, лиц. Возможные ошибки в отражении незавершенных фрагментов жизни требуют поправок, дополнений и уточнений в следующих выпусках, чтобы представляемая изменяющаяся картина действительности оставалась максимально адекватной. В силу того что общественное мнение всегда судит о жизни целостно, публицистика также призвана целостно рассматривать явления действительности, т.е. давать их характеристики на пересечении политического, экономического, правового, этического, эстетического, философского подходов к ситуациям жизни. В тех случаях, когда какой-либо из данных подходов к осмыслению тех или иных явлений становится ведущим, возникают произведения публицистики особых видов (политическая, философская, правовая и т.д.). Важной чертой публицистики является также ее синкретизм, т.е. использование одновременно как научных, рационально-понятийных, так и художественных, эмоционально-образных средств. Это также связано с характером отражения действительности в общественном мнении. Конечно, в разных ситуациях и у разных публицистов «пропорции» понятийного и образного могут существенно меняться, но сочетание того и другого неизбежно. В силу того что публицистические произведения возникают как отображение разнохарактерных фрагментов действительности, фиксируемых разными способами, публицистическая картина жизни состоит из произведений разных жанровых форм. Эти жанровые формы очень многообразны и составляют несколько групп. Группа репортажных произведений (заметки, отчеты, интервью, репортажи) дает преимущественно событийный срез текущих явлений, фиксируя события и мнения о них участников и свидетелей. Эта группа жанров требует широкого обращения к фактам и максимальной оперативности в сообщении о них при минимуме комментария «от публициста». Группа статейных жанров (корреспонденции, комментарии, статьи, обозрения) занята главным образом публицистическим осмыслением явлений жизни, раскрытием их сущности, разработкой проблем и путей их решения. Очерковые жанры (очерки, фельетоны, памфлеты) обращены к обрисовке крупных типических персонажей современной истории, представляют панораму жизни в ее личностном проявлении. Конечно, в репортаже также так или иначе будут представлены лица и даны начатки анализа событий, а в статье публицист обратится и к характеристике участников, и к сообщению фактов. Но в центре внимания каждой группы жанров находятся соответственно события, явления, характеры. Наконец, следует иметь в виду, что глубокая публицистика таким образом представляет текущую действительность, что содержащиеся в ней обобщения способны формировать мировоззрение читателей, оставляя след в историческом сознании общества. Будучи центральным типом творчества в журналистике, публицистика неизбежно оказывает влияние на произведения других его типов. Это проявляется в них как публицистичность, т.е. обогащение научных и художественных произведений чертами публицистики - прежде всего постановкой современных вопросов и ответами на запросы современной аудитории в связи с проблемами текущей действительности. Чтобы стать публицистом, мало иметь склонности и способности к этой сфере деятельности, недостаточно и желания активно служить общественному мнению (хотя все это безусловно необходимо). Важно обладать также и методологической культурой, на базе которой склонности, способности и стремления смогут реализоваться наилучшим способом. Методология (греч. methodos «путь, способ изучения; logos «понятие, учение») - совокупность знаний о сущности, системе и способах деятельности в данной сфере, обеспечивающих эффективное решение творческих задач. Методологическая культура журналиста складывается по меньшей мере из четырех областей знаний и умений, которые находятся в органической связи между собой. Это - общая методология социального познания, общая журналистская методология, методология получения эмпирических данных и методологические основы интерпретации полученных данных. Схематически эту систему можно представить следующим образом:
Журналист не может обойтись без ориентации в области теории познания, логики, социологии и социальной психологии, истории, литературы и искусства. Специализируясь в какой-то конкретной области, ему необходимо обратиться к соответствующим научным дисциплинам, «описывающим» эту область (теория государства или знания в области спорта, сельскохозяйственная наука или рекламоведение, теория культуры или основы жизнедеятельности семьи и т.д. и т.п.). Иначе говоря, в силу специфики журналистики работникам СМИ приходится быть универсальными социальными мыслителями и знатоками какой-то конкретной сферы жизни. Отсутствие необходимых знаний или неумение ими пользоваться в творчески-познавательной деятельности лишает творчество журналиста фундаментальных ориентиров, ведет к поверхностному подходу к явлениям жизни, чреватому ошибочными суждениями, вводящими в заблуждение аудиторию. Вторая составляющая методологической культуры журналиста - общая журналистская методология. Сюда относится вся совокупность знаний о журналистике как области массово-информационной деятельности, используемых в процессе творчества, любые знания о журналистике - от сущности массовой информации и ее функций до законов творческой деятельности. Использование этих знаний задает специфические журналистские рамки и акценты творческому поиску и потому не просто составляет дополнение к общей методологии социального познания, но придает ее использованию специфицирующий характер, свойственный именно журналистике. В частности, знание специфики публицистики определяют особенности использования законов исторического и логического, художественного и научного познания, принципов конкретности, системности, практичности познания и т.д. Третья область методологической культуры - методы получения эмпирических данных, сбора фактов. В совокупность этих методов входят знания и умения в сфере организации наблюдения, проведения опросов (интервьюирование, анкетирование), изучения документов (официальных, личных и др.), проведения в случае необходимости эксперимента (реального, модельного, мысленного). В рамках владения методами сбора информации находятся также умение работать в архивах и библиотеках, вести досье и записные книжки, документировать полученные данные, чтобы иметь достаточную уверенность при публикации фактов. Фактом являются не любые сведения, полученные журналистом. Фактом можно назвать, во-первых, такие сведения, которые отражают действительно свершившееся и допускают проверку (верификацию). При этом важно различать документально подтвержденные сведения (завизированный текст интервью, должным образом сделанная копия документа, точная отсылка на книгу или статью и т.д.) и факты типа «как стало известно из заслуживающих доверия источников» или (крайний случай) - слухи. Оперирование такими сведениями (как и данными, полученными в реально состоявшихся беседах, но не зафиксированными документально) требует специальных оговорок. Во-вторых, фактом обычно называют существенные, значимые, играющие важную роль события, заявления, поступки, тогда как мелкие, незначимые, нехарактерные явления действительности называют фактиками, годными только для упоминания «между прочим». Вопрос о характерности факта прямо связан с социальной позицией и методологическими подходами журналиста: неверная методологическая база ведет к неверным подходам к сбору и оценке полученных сведений, неверное мышление - к фабрикации ложных фактов. Наконец, четвертая сфера методологической культуры журналиста - методы интерпретации, оценки и объяснения полученных фактов, выработки выводов и рекомендаций, формирования общей концепции и реального содержания будущего произведения. Методы интерпретации позволяют «собрать» полученные факты в целостную картину явления, установить взаимоотношения между отдельными ситуациями и охарактеризовать роль и значение каждой из них, аргументированно высказать свою оценку и сделать выводы в соответствии с действительной природой того или иного события, его динамикой, истинным значением для жизни. Объективность рассмотрения и оценки текущей жизни обеспечивается верными исходными методологическими предпосылками, глубоким пониманием действующих закономерностей функционирования и развития общества. Именно это знание обеспечивает способы и характер интерпретации данных. Ведь каждая ситуация должна быть показана в широких исторических связях с учетом факторов, порождающих ее черты и свойства, что опять-таки определяется социальной позицией журналиста, умением приложить к конкретной ситуации адекватные «мерки». Этим же обусловливается мера точности характеристик и оценок. Теоретические знания в области методологии журналистско-публицистической деятельности находят практическое применение в процессе создания публицистических произведений. Побудительным мотивом, начальным стимулом творческой деятельности по созданию конкретного произведения могут быть разные факторы - и задание редакции, и взволновавший журналиста вопрос, и попавший в его поле зрения необычный факт, и «заказ» в письме, и случайно услышанный разговор и т.д. Этот начальный стимул часто называют «запускающим механизмом», потому что благодаря ему активизируются и вступают в действие все «запасы» знаний журналиста, накопленный им опыт, умения и навыки творческого труда. Иначе говоря, «запускается», приводится в рабочее состояние методологическая культура журналиста. В силу ее развитости и аутентичности творческой ситуации первичное осмысление материала приводит к начальному формированию замысла - еще неясному, со множеством вариантов (иногда даже исключающих друг друга) представлению о будущем произведении. В замысле прежде всего определяется возможное будущее содержание произведения - его тема (греч. thema «положенное в основу»), совокупность явлений жизни, о которых пойдет речь; проблема (греч. problema «выдвигаемое вперед, задача») - вопрос, рассматриваемый на данном жизненном материале; идея (греч. idea «мысль, знание») - выводы, суждения, мнения, предложения, которые будут обосновываться и доказываться при решении поставленных вопросов на материале рассматриваемых явлений действительности. Наряду с этим, пусть неотчетливо, в различных вариантах формируется представление о форме произведения - наметки жанрового, композиционного, стилевого решения. В первоначальном замысле слагаемые содержания и формы находятся преимущественно в состоянии гипотез (греч. hipothesis «предположение, вероятное основание») - возможных, предполагаемых вариантов решения. Их множественность не вредит, а, наоборот, помогает работе публициста, дальнейшая деятельность которого состоит в «расположении» имеющегося и вновь собранного материала определенным образом, так, чтобы подтвердить, опровергнуть или видоизменить гипотезы. Работу над гипотезами при развитии, видоизменении, уточнении замысла и превращением его в завершенную концепцию будущего произведения публицист ведет на базе своей методологической культуры, которая и на этом этапе определяет характер его творческой деятельности. Подготовленность к решению творческих задач может оказаться недостаточной, и тогда возникает необходимость в дополнительной подготовке, а иногда и в значительных изменениях в принятых подходах. «Открытость» публициста жизни должна быть очень высокой, чтобы догмы не сковывали его мысль и не порождали стереотипных решений. Только в этом случае возможен сложный, требующий напряжения творческих сил поиск относящихся к теме фактов, создание целостной картины рассматриваемой ситуации, разработка проблематики и формирование идейного наполнения произведения и его «оформления». Завершающая фаза творческого акта - создание текста произведения - также направляется различными составляющими методологической культуры журналиста. Специфичность процессов и результатов создания текста зависит от его индивидуальных творческих качеств, личного опыта и склонностей, интуиции, характера фантазии, стиля мышления и чувствования и т.д. Овладение методологической культурой, развитие творческих качеств, умений и навыков требуют неустанного труда, изучения законов творчества, знания произведений мастеров журналистики, проникновения в их творческую лабораторию, накопления и осмысления своего личного опыта, и работа должна продолжаться непрестанно. На первой стадии творческой жизни формируются первичные знания, умения и навыки журналиста, технологические начала в сфере редакторской, организаторской, авторской работы в различных СМИ. На этой базе - в зависимости от способностей и образованности, проверенных опытом, - возникает возможность подняться на следующую ступень профессиональной творческой деятельности - овладеть искусством журналистского творчества. Искусство предполагает искусное владение профессией, доступное тем, кто оказался более искушенным в творчестве, сформировал свой личный вкус и внутренне утвердился в профессии (прошел искус). Искусство предполагает своеобразие творческого облика. Если технологическим приемам (при наличии способностей и склонностей) можно научиться, а искусством - овладеть в процессе труда, то мастерство - высшая ступень творческой деятельности, достигается талантливым человеком с помощью напряженного труда, при максимальной реализации его внутренних потенций. В характере и уровне мастерства находят интегрированное выражение социальная позиция, профессиональная подготовленность и методологическая культура творчески одаренной личности.
Глава 9.
Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |