Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы реализации информационной политики




Определенное редакцией направление и основанная на нем инфор­мационная политика реализуется через формирование лица издания – системы «внешних» признаков, «внутреннего» содержания, творческих форм выражения его типологических характеристик.

Типологические характеристики издания (программы) свое «внеш­нее» проявление находят прежде всего в регулярном проведении прин­ципиально важных, выявляющих основы направления, проблемно-тема­тических линий, разрабатываемых с принятых редакцией социальных позиций, ее идейных основ. Тематическое и проблемное поле жизни не­объятно широко. Поэтому первая задача при определении проблемно-те­матических линий состоит в выборе: либо быть универсальным (издани­ем или программой), т.е. стремиться отображать все разнообразие явлений жизни, хотя бы в существенных проявлениях представить все по­ле действительности, либо специализироваться на нескольких «избран­ных» пластах жизни, либо сосредоточиться на одной проблемно-темати­ческой линии. К первой группе относятся, например, «Известия» и «Правда», ко второй - «Культура» и «Коммерсант», к третьей - «Совер­шенно секретно» и «Ваши шесть соток».

Разумеется, универсальные издания (программы) неравномерно уделя­ют внимание различным сторонам жизни, главное для них - основные по­литические, экономические, социальные проблемы современности. Поэто­му универсальные издания часто называют общеполитическими СМИ. Вместе с тем сосредоточенность на каком-то одном участке жизни вовсе не свидетельство узости проблемного горизонта - и на «малом» тематическом пространстве можно рассматривать общесоциальные проблемы. И в газете «Кот и пес» можно ставить проблемы гуманизма, экологии, культуры быта и т.д., касаться экономических, социальных, даже политических вопросов.

Конкретно эти проблемно-тематические направления воплощаются в постоянно ведущихся рубриковых передачах и материалах. Яркая по форме и точно выражающая особенности издания или программы рубри­ка - крупная творческая находка журналиста, а регулярное и системное ведение ее с применением разнообразных форм в единстве постоянства и динамики - мерило творческого уровня целого коллектива.

Материалы могут объединяться в рубрики по разным признакам. Преж­де всего это рубрики, дающие тематический срез жизни («Панорама», «Горячие новости», «XX век в лицах», «Взгляд сквозь годы»). Затем - это рубрики проблемного типа («Мнения», «Ищем решение», «На перекрестке взглядов»). Необходимо выделить также рубрики по жанровому признаку («Актуальный репортаж», «Воскресный фельетон») и по типу ситуаций («Лицом к городу», «Чрезвычайная ситуация», «Следим за событием» «Расследование»).

Многие рубриковые образования, расширяясь, вбирая в себя ряд других материалов и обособляясь на газетной странице или в канале ТВ/РВ, перерастают в своеобразную «газету в газете», «программу в программе» («Клуб кинопутешественников», «Радио «Мир», «Зазеркалье»).

Комплекс рубрик - небольшой по количеству, но характерный для из­дания (программы) - как бы создает систему ориентиров и для журнали­стов, и для аудитории, определяя основные направления деятельности, области повышенного интереса редакции и своеобразные способы их разработки.

Важной формой реализации проблемно-тематических линий, составля­ющих суть направления издания или программы, является организация кампаний. В отличие от рубриковых материалов кампания - это требующее особого планирования интенсивное, относительно краткосрочное ведение актуальной темы, определяемой теми или иными важными событиями дан­ного отрезка текущей жизни (например, политическая кампания, связанная с выборами или обсуждением законодательного акта, с крупным междуна­родным событием или исторической датой). Ее тематической основой мо­гут быть важные события и хозяйственной, и культурной, и спортивной, и любой другой сферы жизни. Цель кампании обычно связана с достижени­ем четко определяемых редакцией пропагандистской, агитационной, орга­низационной задач, поэтому она имеет некий «сюжет», определяющий ди­намический характер композиции, систему используемых форм и т.д.

Ведение проблемно-тематических линий обязательно включает пла­нирование, подготовку и публикацию имеющих принципиальный харак­тер для данного издания (программы) крупных отдельных материалов, являющихся своего рода «вехами», расставляемыми по ходу ведения проблемно-тематической линии.

По мере возрастания личностно-авторского начала в журналистике большое значение приобретают регулярные (часто выделяемые рубри­кой или особо оформляемые на полосе или в программе) выступления ведущих журналистов-публицистов (так называемых «колумнистов» - ведущих свои колонки), подаваемых например под титулом «Мнение по­литического обозревателя» или «Авторская программа».

Повседневное же ведение проблемно-тематических линий обеспечи­вается множеством частных выступлений (планируемых и спонтанных)) журналистов и авторского актива, а также большим количеством писем, поступающих в редакцию, откликов на выступления, ответов, реплик и т.д.

Информационная политика как реализация направления издания (программы) в соответствии с типологическими особенностями СМИ про­является при ведении проблемно-тематических линий через совокуп­ность произведений, с помощью которых, с одной стороны, создается своеобразная, в соответствии с направлением, идейно осмысленная кар­тина действительности, а с другой - формируется идейно обусловленное отношение данного СМИ к другим СМИ и стоящими за ним силами. В со­ответствии с особенностями идейного (греч. idea «понимание, соединен­ное с отношением; знание + хотение») характера осмысления явлений действительности в каждом СМИ публикуются произведения различной направленности.

Позитивно-утверждающая направленность характерна для тех про­изведений журналистов, в которых по отношению к тому или иному явле­нию складывается в целом положительная оценка, хотя отдельные сторо­ны его могут подвергаться критике. Если деятельность нормально ориентированного журналиста направлена на позитивные перемены в жизни, то, естественно, ему присущ острый интерес к тем явлениям, кото­рые эти позитивные перемены демонстрируют. Поэтому СМИ свойственно отмечать даже малые шаги в направлении «желаемого будущего». Но при этом принципиально важны трезвость оценок, отсутствие иллюзий и пре­увеличений, умение видеть каждое явление в соотношении с другими и в перспективе развития и нетерпимы пустое славословие и шумиха. Требу­ется именно изучение нового, «расследование» сути явления, анализ того, действительно ли сделан шаг вперед и каково его реальное значение.

Критическая направленность журналистского творчества предпола­гает открытое неприятие всего того, что в соответствии с социальной по­зицией СМИ негативно сказывается на движении общества вперед, что оказывает сопротивление на пути к «желаемому будущему». При этом критика не должна быть бездоказательной, оскорбительной, крикливо-скандальной. Остроту или даже резкость высказываний важно соотно­сить с действительной мерой «отрицательности» критикуемого явления, поступка, человека. И чрезвычайно высоко ценится конструктивное на­полнение критики - деловые предложения, указания на возможные пути выхода из сложившейся ситуации, выдвижение и обсуждение различных вариантов преодоления критикуемого положения вещей. Вопросы: «Что предложить вместо негодного?», «На каком пути искать выход?» должны быть постоянным фоном критики, поскольку голое отрицание - свиде­тельство отсутствия положительной программы у СМИ.

Особой разновидностью критических выступлений являются материалы, имеющие сатирическую направленность. Такие материалы предполагают создание с помощью средств, вызывающих комический эффект, ироничес­кое отношение, гневный смех или негодование, картин и портретов отжив­шего, исторически бессильного, но претендующего на представительство «истины, добра и справедливости». Сатира - важное оружие в борьбе с тем, что мешает прогрессу, она способствует развенчанию проводников ложных идей и проповедников негодных решений, избавлению от представлений о могуществе сил прошлого. Однако, пользуясь оружием сме­ха, крайне важно не допустить ошибки в отношении адресата. Как и в других случаях, точность использования средств сатиры определяется верностью социальной позиции журналиста, степенью справедливости в его оценках явлений современности.

Особой формой критики (часто использующей и сатирические средст­ва) являются произведения полемической направленности. Полемика - частичное или полное отвержение ошибочных позиций оппонента, его неверных утверждений и аргументации на основе критического анализа публичных выступлений, материалов СМИ, обнародованных документов. При этом тональность полемики во многом зависит от того, какая сила стоит за оспариваемыми позициями и суждениями, - «непримиримая оп­позиция» или «честно заблуждающиеся». Если в первом случае допусти­мы резкие, даже сражающие наповал выпады или уничижительная иро­ния по отношению к противнику (в зависимости от характера оспариваемых положений), то во втором важно сохранять товарищескую тональность критики при подчеркнутом стремлении найти точки сопри­косновения в расчете на сближение позиций, взглядов, оценок. И в том и другом случае надо стремиться к выходу на позитивные утверждения, к поиску решения обсуждаемых проблем, имея в виду, что новые идеи обычно развиваются именно в ходе полемики со старыми, отжившими и переставшими «работать» в изменившихся условиях. Таким образом, по­лемика, как и критика, сильна своим конструктивным началом.

Однако не всегда при обсуждении сложных вопросов эти конструк­тивные идеи и предложения легко обнаруживаются. Поэтому очень важ­но точно поставить проблему. Так, при постановке сложных вопросов, от­веты на которые еще предстоит найти, возникают произведения проблемной направленности. Общественное развитие, жизнедеятель­ность сложных социальных объектов, отношения человека с природой и т.д. неизбежно порождают проблемы, требующие решения теоретичес­кие и практические вопросы. Столкнувшись с назревшей проблемой, важ­но правильно ее поставить, определить суть и породившие ее факторы. Часто проблему определяют как «знание о незнании». Усилия журналис­тов (а иногда и совместные усилия журналистов и специалистов) в таких ситуациях направлены на «снятие» этого незнания, т.е. на решение про­блемы, отыскание условий, направлений и возможных путей ответа на по­ставленные вопросы, составляющие ее суть.

Крупные проблемы, имеющие сложную природу, затрагивающие ин­тересы различных социальных сил и общественных групп, вызывают к себе неоднозначное отношение и различающиеся предложения для их решения в условиях политического плюрализма. Выявление природы проблем и путей их решения в этих условиях требуют материалов дискус­сионной направленности.

Дискуссия - это форма совместного поиска истины, решения пробле­мы путем обсуждения различных ее сторон и решений, предлагаемых разными участниками. В ходе плодотворной дискуссии (а бывают и «пу­стые» дискуссии, когда участники не ищут и не находят приемлемого ис­хода и остаются на прежних позициях) каждый из участников, пытаясь решить проблему на основе своих вариантов, вносит свой частный вклад в общее дело. Причем участники дискуссии обычно используют и формы критики, и формы полемики, и формы позитивного развития идей. В про­цессе дискуссии значительно активизируется внимание общественности к обсуждаемой проблеме и возникает активный отклик на высказывае­мые мнения и предложения. Расширение числа участников дискуссии позволяет выявить максимально широкий круг подходов и предложений. При четкой организации и заинтересованности «сторон» поиск опти­мального решения бывает успешным, устраивающим если не всех, то мно­гих, т.е. основные социальные силы и группы общества.

Произведения любой направленности (прежде всего полемической, проблемной, дискуссионной) следует рассматривать в прочной связи с постоянно ведущимся в плюралистической журналистике обществен­ным диалогом как формой взаимоотношений в системе СМИ, заведомо направленной на поиск согласия, достижимого в ходе обмена мнениями. И даже тогда, когда диалог в журналистике носит драматический харак­тер, идет трудно, в постоянных столкновениях противоборствующих взглядов, устремленность к согласию, в том числе и компромиссу, лежит в основе журналистского творчества. (Этот путь, конечно, чужд экстремис­там, абсолютно уверенным только в своей правоте, но ведь экстремизму нет места в «нормальной» журналистике и «законы для него не писаны»).

Конструктивно настроенные силы, верно осознающие требования со­временной эпохи, при всех трудностях занять позицию участника добро­совестного диалога активно стремятся к совместному поиску ответов на вопросы, выдвигаемые жизнью. Поиск баланса интересов не случайно именно в наше время становится зачастую единственной возможностью решения трудных социальных проблем. Если диалог различных по своим политическим убеждениям социальных сил ведется конструктивно, в конце концов появляется возможность решения сложных проблем на ос­нове уважительного отношения ко всем позициям и подходам. Таков путь к консенсусу, без которого невозможно решить крупные современные проблемы.

Журналистское творчество - коллективное в рамках издания или программы - все более приобретает качество диалогичности в рамках всей у системы СМИ страны и даже мира.

Как участники общественного диалога журналисты СМИ разных на­правлений в своей деятельности руководствуются рядом общепрофесси­ональных требований, определяющих качества массовой информации, в их системе определяющую роль имеют следующие.

Актуальность (лат. actualis «действительный», «настоящий») - обра­щение к действительно значимым, злободневным вопросам и явлениям текущей истории, важным для ориентации в жизни, к острым теоретичес­ким проблемам, историческим событиям прошлого и прогнозам на буду­щее. Поэтому сталкиваясь с каждым фактом, событием, поступком, заяв­лением и т.д. и т.п., журналист должен принять решение, следует ли на этом материале готовить выступление для СМИ, т.е. прежде всего оценить этот материал «на актуальность» возможной публикации.

При этом важно различать объективную актуальность (подразумеваю­щую действительное значение, высокую характерность факта, события, проблемы для жизни общества), мера понимания которой зависит от вер­ности социальной позиции и творческого чутья журналиста, и субъектив­ную актуальность (значимость информации об этих фактах, событиях, проблемах для аудитории). Для творческой деятельности имеет важное значение степень совпадения объективной и субъективной актуальности. Дополнительные трудности перед журналистом возникают тогда, когда объективно важное не осознается таковым в аудитории, и тогда, когда субъективно актуальное на самом деле малозначимо. В первом случае творческой задачей оказывается донесение до аудитории значимости действительно актуального; во втором - наполнение малозначимого су­щественным. Иначе говоря, результатом творчества должно оказываться единство в произведении объективно и субъективно актуального.

Оперативность (лат. operatio «действие») - умение журналиста дейст­вовать так, чтобы информация была получена, обработана и опубликована своевременно. В одних случаях своевременность - это как можно более быстрая передача информации, умение готовить и распространять ее в максимально сжатые сроки; в других - способность точно уловить момент, когда созданная заранее, находящаяся «в загоне» информация должна быть опубликована, чтобы оказаться нужной именно в данный момент и тем самым произвести наибольшее воздействие, принести максимальные результаты. Быть оперативным для журналиста - значит остро ощущать би­ение пульса жизни и общественную потребность в информации, отвечаю­щей нуждам ситуации. Умение работать «с колес» и способность выждать нужный момент для публикации - одинаково важные качества оператив­ности в силу специфики журналистики, периодичность, «повременность» которой требуют выступления «ко времени», требуют оказаться «кстати» именно в определенный момент, не раньше и не позже.

Для журналистики, воссоздающей картину жизни в ее целостности, чрезвычайно важным качеством является комплексность (лат. complexus «сочетание») публикаций. И для универсальных, и для специализирован­ных изданий и программ комплексность - это основанное на сознании не­обходимости для номера или программы такой совокупности материалов, благодаря которой создается целостное представление об обхватываемой предметной области действительности. Не случайный подбор материалов, а именно такое его разнообразие, из которого складывается единая кар­тина. Качество комплексности обязывает журналистов видеть любое свое произведение в системе материалов номера или программы, готовить его как относительно самостоятельный фрагмент целого, уметь представить полную картину через разнообразие (тематическое, проблемное, жанро­вое, по масштабу, «географии», стилю, направленности и т.д.).

С комплексностью связаны такие качества журналистики, как посто­янство и последовательность ведения проблемно-тематической линии, необходимость развертывания, развития и углубления принятого издани­ем или программой направления на материале своей предметной облас­ти с учетом характера аудитории.

С характером аудитории связан особый ряд качеств информационно­го материала - дифференцированность, доступность, убедительность, увлекательность и т.д. (см. главу «Действенность и эффективность жур­налистики»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.