Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура системы средств массовой информации




Формирование структуры системы журналистики осуществлялось разными путями. Исторически сначала возникли отдельные, широко ориентированные издания, а затем в процессе развития СМИ стали появляться новые газеты, журналы, программы радио и телевидения разных тематических, программных, аудиторных ориентации. Так постепенно возникают разнообразные СМИ, обнаруживая и «обживая» те «информационные ни­щи» которые возникли в связи с состоянием и нуждами различных слоев потенциальной аудитории, внимание которых хотели бы завоевать те или иные социальные силы.

В условиях, когда такой естественный процесс искусственно подав­лялся (например, во время господства тоталитаризма и моноидеологии), ликвидация сдерживающих сил приводила к «взрывному» возникнове­нию множества изданий, выбрасываемых на «рынок» одновременно.

Если в первом случае учредители и журналисты имеют возможность «осмотреться» и более или менее четко определить свою информацион­ную «нишу», то во втором торопливость приводит к тому, что в одних об­ластях образуются неоправданно большие «сгущения», а в других - ваку­ум. Но в конце концов при обоих вариантах развития происходят процессы оптимизации, особенно тогда, когда журналисты действуют ак­тивно и с пониманием закономерностей функционирования журналисти­ки как системы СМИ. Возникают одни издания (программы), сходят со сцены другие, объединяются третьи, меняют профиль четвертые, борются за существование и влияние пятые и т.д. Выживают и становятся серьез­ной общественной силой (политической в масштабах страны и мира или «хоббитской» среди любителей садоводства или домашних животных - вопрос другой) только те из них, которые обнаружили свою информаци­онную «нишу» и хорошо «обжились» в ней, заявив себя как ясно опреде­ленный тип издания (программы).

Тип (греч. typos «отпечаток, форма, образец») изданий и программ определяется устойчивой совокупностью комплекса характерных черт, появляющихся под действием типообразующих факторов.

При рассмотрении проблемы журналистика как социальный институт уже приходилось обращаться к типологическому анализу СМИ. Оказалось необходимым применить два типологических подхода.

В соответствии с одним были выделены исторические типы журнали­стики - феодально-монархический, религиозно-клерикальный, буржуаз­ный, социалистический, - формирование и функционирование которых связано с идеологическими и социально-экономическими силами разных эпох в истории человечества. При этом все эти исторические типы в силу Ряда причин живут в разных странах и обществах и в наше время. Тенден­ция же - формирование единой по типологическому облику (при множестве внутренних различий, определяемых конкретными обстоятельства­ми разных стран и обществ) журналистики новой цивилизации.

В соответствии с другим определяются социальные типы журналисти­ки - СМИ гражданского общества (в совокупности трех секторов), государ­ственные СМИ и государственно-общественные СМИ. Для современного общества все три необходимы, чтобы на основе взаимодополнительности этих типов было достигнуто информационное обеспечение демократии через установление оптимального информационного порядка в обществе.

При формировании конкретных изданий и программ «внутри» каждого из типов журналистики действуют конкретизирующие типообразующие факторы, определяющие специфику изданий и программ. К ним относятся прежде всего социально-политическая направленность, совокупность про­блемно-тематических линий, аудиторная ориентированность, периодич­ность, регион распространения, творческий облик и др.

При формировании системы средств массовой информации основных социальных типов движущими силами выступает несколько факторов.

Первый фактор, способствующий формированию оптимальной струк­туры системы СМИ, заключается в том, что в журналистике должны быть представлены все возможные на данном этапе развития общества соци­альные позиции. Все и всякие государственные и общественные органи­зации, партии, ассоциации, объединения, отдельные граждане вправе за­являть и отстаивать свою точку зрения, оценки настоящего и представления о путях в будущее (разумеется, в рамках закона). Только при таком условии общество получит возможность выслушать «все сторо­ны» и на основании «прений сторон» принять наилучшее из возможных решений. Поэтому учредителями (или соучредителями, или субучредите­лями) не только могут, но и должны выступать самые различные силы. Плюрализм и обеспечивает как возможность представления обществу каждой из существующих позиций, так и выбор сообществом наиболее вер­ной. Конечно, консенсус может быть и не найден, но стремление к нему должно быть заложено в основе формирования и действия системы средств массовой информации. А структура системы и действия ее эле­ментов должны быть таковыми, чтобы каждое мнение (даже если это мне­ние меньшинства или просто небольшой группы) было донесено до адре­сата и обсуждено. В противном случае нарушается требование демократизма информационного порядка и возникает угроза потери под­ходов и идей, существенных для выработки верного решения.

Второй - совокупность изданий и программ должна стать такой, что­бы создаваемая картина действительности была максимально полной, объемной, всесторонней и завершенной. Поэтому в журналистике возни­кает множество изданий и программ, а внутри них - рубрик, страниц, рубриковых передач, которые обращены к различным сферам действительности. Их диапазон чрезвычайно широк («Лесная промышленность» и «Культура», «Сад и огород» и «Журнал мод», «В мире животных» и «Музы­кальные новости», «Крестьянский вопрос» и «В мире бизнеса» и т.д.). Причем эти издания и программы могут быть рассчитаны как на огромные регионы (страны, континенты, весь мир - «Бизнес Уик» или «Ридерз дайд­жест» выходят на нескольких языках), так и на локализованное распространение в малых регионах (экологическая страница для небольшого района или спортивное издание для города). При этом к одному тематическому пласту часто обращаются разные издания и программы - конкурирую­щие или (и) взаимодополняющие друг друга.

Третий фактор включает нужды и особенности аудитории в соответ­ствии с ее социальным положением, идейно-политическими ориентация-ми потребностями и интересами в сфере информации, запросами и пред­почтениями, уровнем и характером образования, другими демографическими признаками (возраст, пол, профессия и т.д.), среди которых для информационной политики изданий и программ в опреде­ленных ситуациях очень важны национальные, религиозные, региональ­ные и т.д. Это разнообразие особенностей и соответственно нужд ауди­тории порождает огромное количество строго ориентированных изданий и программ, специально обращенных к конкретной аудиторной группе. «Крестьянка» и «Работница», «Ветеран» и «Рабочая трибуна» - уже на­звания этих изданий указывают на их аудиторную направленность, как и названия рубрик в общих СМИ - «Уголок коллекционера», «Советы домо­хозяйкам», «Христианская программа», «Оппозиция».

Важное значение имеет расчетный масштаб региона распростране­ния. В современных условиях возникает все больше «всемирных», гло­бально распространяемых изданий и программ, а также СМИ, действую­щих в рамках континентов (например, общеевропейское ТВ или газета «European»). Разумеется, сохраняют свое значение, порой растущее, об­щенациональные СМИ, составляющие костяк «информационного прост­ранства» каждой страны. Все более активно проявляются тенденции, приводящие к росту значения местных СМИ (например, региональное те­ле- и радиовещание, областные газеты, районное радио).

Характер СМИ серьезно зависит также от периодичности. В соответст­вии с естественными циклами жизни формируются ежедневные издания и программы ТВ и РВ или выпускаемые несколько раз в неделю (например, через день). Особое место занимают, обладая специфическими чертами, еженедельники или еженедельные программы РВ и ТВ (в частности, «Ито­ги»), а также журналы и рубрики, появляющиеся раз в две недели, три ра­за в месяц и т.д. Наконец, следует отметить издания и программы, выпуска­емые помесячно (журналы-ежемесячники, теле- и радиообозрения и т.п.).

Соответствующим образом формируется и творческое лицо издания и программы. Типологические черты в этой сфере связаны с жанровыми предпочтениями (например, «Аргументы и факты» преимущественно прибегают к интервью, беседе, ответам на вопросы, а дайджестные изда­ния и программы - к обзору, реферату, пересказу, т.е. к формам на осно­ве компрессии информации), с предпочтениями стиля изложения (одни издания и программы широко используют формы диалога, дискуссии, по­лемики, представляющие и сопоставляющие разные мнения и взгляды; другие - делают упор на однонаправленное монологическое изложение своих позиций), определенного типа авторов, а также особенностей верстки, оформления и т.д.

В связи с огромными различиями и постоянными изменениями в объек­тивном положении и социальных ориентациях, информационных предпочтениях и областях интересов различных слоев аудитории перед журнали­стами постоянно стоит трудная и в организационном, и в творческом плане задача создания и пересоздания такой совокупности изданий и программ, направленных на различные аудиторные группы рубрик, страниц, передач, которая в любой данный момент оказалась бы «необходимой и достаточ­ной» прежде всего с точки зрения удовлетворения нужд (потребностей, ин­тересов, запросов) аудитории, сумела бы создать широкую и разнообраз­ную картину действительности и доступно для каждого слоя аудитории показать отношение к ней разнопозиционных общественных сил.

Оптимальной структуру системы можно назвать тогда, когда будет сформирована такая совокупность изданий и программ, из которой каж­дый представитель аудитории сможет выбрать необходимую информа­цию, удовлетворяющую все его интересы, стремления, предпочтения в массово-информационной сфере и способствующую достижению макси­мальной информированности. И журналисту важно понимать, что только опираясь на удовлетворенный интерес и запрос аудитории, можно реали­зовать свои задачи по созданию картины жизни и убеждению в правоте своих подходов и оценок, суждений и предложений.

Таким образом, все факторы формирования структуры системы СМИ действуют как единое целое. Эти дифференцирующие факторы действуют постоянно и определяют процессы видоизменения системы СМИ в зависи­мости от характера содержания каждого из факторов. Возникновение или выделение нового слоя аудитории (например, предпринимателей) привело к формированию целой группы изданий «деловых» СМИ; консолидирова­ние ряда областей, расположенных в Сибири, ведет к созданию, допустим, «Сибирской газеты»; развертывание деятельности нового политического объединения способствует основанию издания, выражающего его точку зрения. Так на «перекрестке» разных типообразующих факторов (область жизни - социальная позиция - особенности аудитории - регион распрост­ранения - периодичность - творческий «почерк» и др.) формируется типо­логический облик СМИ (газеты, журнала, программы ТВ или РВ).

При этом общенациональные издания и программы по своему типо­логическому облику очень своеобразны. Объединяющими началами у них оказывается только регион распространения и - отчасти - тематиче­ское поле. А позиция, аудиторные ориентиры, творческий облик очень разнятся, что ведет к формированию уникальных типов изданий и про­грамм. Таковы, например, «Коммерсант-daily» или «Сегодня», «Извес­тия» или «Правда».

Однако общенациональные издания образуют некоторые подсистемы в структуре СМ И.

По характеру обращения к тематическим пластам следует выделить универсальные издания и каналы ТВ и РВ, в поле зрения которых (с уче­том технической специфики прессы, радио и телевидения) находятся практически все сферы жизни общества (порой эти СМИ называют обще­политическими, что не очень удачно, поскольку в них затрагиваются не только политические вопросы). Обращаясь к широкому кругу тем, эти из­дания и программы (такие, например, как газета «Известия», журнал «Огонек», программа «Вести») могут лишь касаться вопросов «второго» и «третьего» плана, притом в своего рода конспективной разработке. По­этому возникает необходимость в средствах массовой информации, где в принципе те же тематические пласты смогли бы получить более полное и глубокое освещение.

Наряду с универсальными существуют издания и программы много­профильные, охватывающие ряд проблемно-тематических линий, связан­ных между собой определенным центрирующим направлением и характе­ром информации. Так, зарубежной проблематикой занимаются еженедельники «За рубежом» и «Новое время», но один из них строит свою работу, базируясь преимущественно на публикациях зарубежной прессы, а другой - на материалах отечественных авторов-аналитиков международных отношений. И если эти издания рассчитаны на самую массовую аудиторию, то журнал «Международная жизнь» ориентируется в основном на специалистов. Есть и журналы, специализирующиеся по регионам (Африке и Азии, США и Канаде и т.д.). По-своему многопро­фильны также «Литературная газета» и «Культура», которые концентри­руют свою информацию вокруг широко понимаемых проблем литератур­ной и культурной жизни, привлекая авторов преимущественно из кругов творческой интеллигенции.

Такие издания, как «Литературная газета» и «Культура», являются как бы переходными от многопрофильных к специализированным, обращаю­щимся к одной проблемно-тематической линии. Таковы, в частности, «Спорт-экспресс», «Футбол», «Хоккей» и другие спортивные издания. Легко вместе с тем заметить, что, освещая спортивную тему в полном объеме или выбирая одну или несколько спортивных «дисциплин» (на­пример, журнал «Спортивные игры»), эти средства массовой информа­ции ведут спортивную тематику широко, рассматривая социальные, эти­ческие, правовые, эстетические и многие другие аспекты спортивной Жизни, обращаясь при этом именно к массовой аудитории, а не к специ­алистам в данной области (хотя эти СМИ должны быть интересными и Для специалистов).

«Рядом» с общенациональными и в дополнение к ним складывается система региональных (республиканских, областных, районных) СМИ.

Если многие газеты широкого распространения («Медицинская газе­та», «Гудок», «Труд», «Комсомольская правда» и др.) часто уникальны в своих типологических характеристиках и не имеют аналогов, то област­ные газеты как тип издания характеризуются сходными чертами, даже ес­ли выходят не только в разных регионах, но и в разных странах СНГ и пуб­ликуются на разных языках.

Типологическая специфика областных газет определяется тем, что свои задачи они выполняют применительно к аудитории, социально-политическим институтам региона и на материале жизни этого регио­на. И даже если в области издается несколько газет, любая из них об­ращается в основном ко всем слоям жителей области (только у молодежи обычно есть своя газета), хотя и с разных политико-идеоло­гических позиций.

Отсюда особенности областных СМИ: совокупность рубрик «закрыва­ет» все тематическое пространство при обращении к различным аудитор­ным группам (профессиональным, возрастным, национальным, образова­тельным, группам сознания и позиций и т.д.). При этом чаще, чем в других, в областных изданиях и программах возможно (и даже необходи­мо) учредительское участие разных общественных сил. Разные со- и суб­учредители могут вести в одном издании свои рубрики и даже страницы, организовывать и поддерживать конструктивный диалог между собой, дискуссии и острую полемику. Полная реализация таких свойств област­ных изданий особенно важна там, где выходит только одна газета (а при финансовых и организационных трудностях эта ситуация будет встре­чаться все чаще).

Другая типологическая особенность областных СМИ заключается в том, что в условиях, когда областная газета для очень многих жителей то­го или иного края является единственным печатным источником инфор­мации (лишь часть аудитории обращается к изданиям, распространяемым по всей стране), значительная часть ее площади отдается информации «по стране и миру». Эта информация поступает чаще всего от агентств и различных пресс-бюро, распространяющих пресс-релизы; становятся все более значимыми обзоры и дайджестирование материалов СМИ страны и других государств, информация из Интернета, а также эксклюзивные (специально заказанные для газеты) и синдицированные (распространя­емые по подписке ряда газет) материалы СМИ страны. При этом очень важным является такое ведение соответствующей тематики «по стране и миру», когда предпочтение отдается тому, что связывает область с други­ми регионами страны и мира. Ведь общую информацию читатели могут получить из других газет, по радио и телевидению.

Типологические характеристики областного радио и телевидения близки характеристикам особенностей областных газет (за исключе­нием тематики «по стране и миру»). Остается в силе необходимость освещения межрегиональных и международных связей областей. При этом общезначимые радио- и телематериалы о жизни страны и мира аудитория ползает по другим каналам. (О взаимодействии печати, ра­дио и телевидения в области специально см. в следующем разделе).

Типологические черты районной прессы сходны с особенностями об­ластных изданий. Районные газеты - наиболее близкие издания для жи­телей сел и районного центра, поскольку в них пишут о том, что в целом им хорошо знакомо, к тому же часто о людях, поддерживающих контакты между собой, а порой и находящихся в родственных отношениях.

Особенно важно, что кроме пятнадцати-, двадцатиминутных радиопе­редач, которые выходят в эфир два-три раза в неделю, у районной газе­ты нет «соратников» и конкурентов (издавать другие газеты просто нет средств, ведь и единственное издание чаще всего бывает убыточным и нуждается в дотациях). Поэтому перспективен переход на еженедельный выход газет при ежедневной работе районного радио с оперативной ин­формацией. Тогда весь спектр тем, интересы всех слоев аудитории, пози­ции всех действующих в районе общественно-политических и других ор­ганизаций смогут быть представлены.

Итак, в нашей стране выходит множество изданий и программ, отлича­ющихся самыми разными типологическими особенностями. Если при этом учесть возникающие совместные с иностранными газетно-журнальными компании и теле- и радиоорганизациями издания и программы, студии кабельного телевидения, а также распространение иностранных изданий и программ, то можно уже сейчас говорить о намечающейся тен­денции к высокой насыщенности информационных потоков. Однако «ин­формационное пространство» России обустроено в силу ряда причин (политических, экономических, организационных) еще плохо. И требуют­ся большие усилия по совершенствованию системы журналистики, чтобы информированность граждан (а это главная забота журналистов) была обеспечена достаточно надежно.

Совершенствование системы СМИ в значимой мере зависит от пони­мания реального и необходимого характера взаимодействия СМИ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 2677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.