Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Куликовская битва 13 страница




называются по месту, где они происходили: например, битва в

капусте. Потому что сражались просто на монастырских огородах.

Читать это очень интересно.

И вот осада снята. Скопин входит в Москву, тушинцы бегут,

они отброшены, Тушино разорено, сожжено самими тушинцами, и

Шуйский может вздохнуть спокойно. Наконец-то какое-то регуляр-

ное войско, полководец, который не проиграл ни одной битвы.

Страшное позади.

Но в апреле скоропостижно умирает Скопин-Шуйский, ему 24

года, и все говорят о том, что он попросту отравлен. Но здесь

Василия Шуйского не надо винить - он обожал своего племянника

и рассчитывал, что оставит ему царство. Говорили о том, что

отравил его Дмитрий, брат Василия Шуйского, человек очень ску-

доумный и очень гордый. Может быть. А может быть, его жена -

дама, которая была на многое способна. Трудно сказать.

В это время к Москве уже движется польское войско. Оно

под Вязьмой. Навстречу выходит русское войско, но во главе его

не Скопин-Шуйский, а Дмитрий Шуйский. В битве при селе Клушино

русское войско разбито наголову, и поляки подходят к Москве.

Тут.............. создается ополчение, и вот летом 1610

года брат Прокопия Захар Ляпунов в Кремле просто сводит с

царства царя Василия. Он вынужден уехать на свой собственный

боярский двор, а потом его на всякий случай постригают насиль-

но в монахи. Он сам молчал во время пострига, за него произ-

носили все положенные слова, и хотя патриарх Гермоген не приз-

нал этого пострижения, т.к. оно было насильственным, тем не

менее Василий Шуйский сходит с политической сцены.

А кто пришел - ополченцы, Ляпунов? Они пришли не одни - с

казаками. И вот они сразу пытаются облюбовать нечто вроде вре-

менного собрания. Это не земский собор, но все-таки как бы

собрание представителей служилого сословия, где определяют,

что надо делать. Если прочитать договор, который был написан в

1609 г., то совершенно очевидно, что дворянство не желает ни-

каких казаков, никаких поляков, оно хочет одного - порядка. А

ведь нужен человек, который все возглавит.

Патриарх Гермоген уже тогда говорил о Михаиле Романове -

сыне митрополита Ростовского Филарета (это тот самый Федор Ни-

китич Романов, который во времена Бориса Годунова был сослан и

пострижен в монахи с именем Филарет). Но в Кремль входят поля-

ки, их приветствует боярство. Начинается самый отвратительный

период управления страной, который называется "периодом семи

бояр". Несколько бояр и близких к ним людей воображают, что

они могут править страной, и при этом хорошо понимают, что бо-

ярам никто не собирается подчиняться.

Тогда срочно вырабатывается план подыскать подходящего

монарха, который бы царствовал, но не правил. И вот в эти

высокоодаренные головы влезает мысль о том, что надо приг-

ласить на московский престол сына польского короля Сигизмунда

Владислава. Сигизмунд был не поляк, он был швед. Его самого

когда-то выгнали из Швеции, но он сумел устроить так, чтобы

его избрали на польский престол. Для того чтобы понравиться

полякам, он поощрял изо всех сил и униатов, и иезуитов, и фа-

натиков, но, видимо, не всё одинаково хорошо понимал. Так вот

его сына Владислава прочат в московские цари. Конечно, прежде

он должен был принять православие - это очевидно. Конечно, он

не должен никого казнить, наказывать, возвышать - все будут

делать они.

Здесь решает деталь, которая показывает, до какой глу-

пости доходят те, кто решает удержать власть любой ценой. По-

ляки сидят в центре Москвы, в Кремле, вместе с боярами; Смо-

ленск с 1609 г. осажден поляками, которые нарушили всякие пе-

ремирия. Там постоянно находится русское посольство, между

прочим, с митрополитом Филаретом, которое пытается что-то де-

лать. А здесь анархия. Казаки и ляпуновское ополчение пытаются

казаков выкурить из Москвы, но поляки сжигают всю Москву, кро-

ме Кремля, с тем чтобы легче обороняться. В боях в Китай-горо-

де был тяжело ранен участник ополчения Дмитрий Пожарский.

Прокопий Ляпунов вскоре будет убит казаками - они не

простят ему желания навестит порядок в стране, казакипорядка

не желают. Он будет вызван на казачий круг и зверски убит. И

всё - конкурентов уже нет, нет инициативных людей. Но оказыва-

ется, что в этот момент наступает час патриарха Гермогена.Он

находится сначала на положении полуарестованного: не может

выйти из Кремля, но ему еще дают служить в Успенском соборе.

Потом режим его содержания все ужесточается, и наконец его

просто заточают в подвалах Чудового монастыря. Но и в то вре-

мя, когда он еще мог свободно служить, и в то время, когда он

уже заточен, он находит способы рассылать грамоты по русским

городам, где формулирует следующее: казаки - изменники, ника-

ких поляков на московском престоле, не предлагать избирать сы-

на Марины Мнишек от "тушинского вора". Она ведь его признала

чудесно спасшимся и вышла за него замуж: не один самозванец,

так другой - какая разница? Такая была романтическая дама. Сын

этот, младенец...., как его называют, вне закона фактически и

еще раз подтверждает, что.... Михаила Романова. И вот факти-

чески он один, кто противостоит и семи боярам, которые хотят

заставить его, чтобы он признал Владислава, и тем, кто прися-

гал Владиславу, и тем, кто просто жаждет усиления анархии. И

вот именно его голос, его мнение играют совершенно особую

роль. После его грамот действительно начинается волна нацио-

нального подъема по стране, города начинают пересылаться друг

с другом, и вот тогда змский староста Козьма Минин в соборе

Нижегородском обращается к тем, кто там собрался после службы,

с предложением собирать деньги на освобождение страны, Москвы

от захватчиков, насильников, воров и т.д.

Отчасти всему этому помог сам Сигизмунд. Он был удиви-

тельным человеком. Казалось бы, дело сделано: Владиславу уже

кое-кто даже присягает. Но ему в этот момент захотелось, чтобы

не Владислава избрали на московский престол, а его, Сигизмун-

да. Но, как выяснилось, кусок был уже не по его возможностям.

И даже такой умный, серьезный и одаренный человек, как гетман

Жолтовский, победитель при Клушино, который сделал все, чтобы

утвердить поляков в России, организовать избрание Владислава,

как только получает соответствующую инструкцию своего короля,

тут же слагает с себя все обязанности и уезжает в Польшу. То

есть он прекрасно понимает, что теперь, когда Сигизмунд требу-

ет таких вещей, сделать уже ничего не удастся.

Продолжается осада Смоленска, и он будет взят поляками,

когда уже фактически не останется в живых ни одного защитника

и некому будет стоять на стенах, в проломах стен. И когда вое-

вода Шеин попадет в плен, то поляки его начнут пытать, чтобы

он объяснил, как это удалось так долго оборонять город.

Начинается второе ополчение, во главе которого встает

Козьма Минин как организатор и Дмитрий Пожарский, которого

уговорили возглавить ополчение как человека военного. Оно дви-

жется чрезвычайно медленно - мало денег. Ополченцы к тому же -

не регулярная армия, и когда они осенью 1612 г. подходят к

Москве, то патриарха Гермогена уже нет в живых, он умер в ян-

варе 1612 г. от голода в заточении в Чудовом монастыре.

Но уже для всех очевидна и тщетность попыток и Владисла-

ва, и Сигизмунда; для всех уже очевидна предательская деятель-

ность бояр. И вот ополчение у стен Москвы, но в это время к

Москве подходит обоз и небольшой отряд поляков гетмана Хатке-

вича (?). Дело в том, что первое ополчение держало поляков в

осаде, и они там сильно голодали. Начинается битва, она идет

на территории современного Замоскворечья; ополчение не может

удалить поляков, профессионалов; казаки, которые были вместе с

ополчением, в бою не принимают участия, они пьянствуют в своем

таборе. И вот тогда там появляется Авраамий Палицын, келарь

Троице-Сергиевого монастыря. Что он говорил, сказать трудно -

сулил ли он им златые горы, или обещал отпустить их немалые

грехи, или взывал к их национальным чувствам, или, наоборот,

объяснял, что в польском обозе очень много добра (может быть,

как раз последнее сыграло решающую роль), - короче говоря, ка-

заки неожиданно бросаются в битву, и поляки разбиты.

После этого уже все остальное - дело времени и техники.

Очень быстро взят Китай-город, а дальше поляки вынуждены капи-

тулировать в Кремле. Они двумя полками выходят из разных во-

рот. Один полк, вышедший на ту сторону, где его принимали ка-

заки, пострадал больше: казаки разделали своих оппонентов не-

вероятно, поляки в прямом смысле слова были раздеты догола.

Те, которые вышли к ополченцам, не пострадали, над ними сми-

лостивились, потому что они были сильно голодными. Это стало

ясно, когда ополченцы вошли в Кремль: они увидели еще кипевшие

котлы, где варилась человечина. Поляки занимались уже не пер-

вый день каннибализмом в Кремле, так они поиздержались. Кремль

был превращен в гигантскую помойку, была расхищена вся казна,

которая там находилась, все было расплавлено, изгажено, прода-

но, пропито, проедено, были осквернены соборы, иконы, закопче-

ны и загажены терема, дворцы, валялись непохороненные тела.

Вообще это был ужас. Вот так просвещенная Европа себя обычно и

вела. И если в 1612 году европейцы поляки занимаются канниба-

лизмом и всякими гнусностями, то впоследствии, в 1812 г., неч-

то подобное проделали в Москве французы, когда в соборах ста-

вили лошадей, когда в алтарях наполеоновские просвещенные мар-

шалы устраивали свои штабы, а в Успенском соборе стояла пла-

вильная печь, где переплавлялось все, что было похоже на золо-

то.

Так вот, поляков выгнали, и тут же сразу руководство

ополчения рассылает по всем городам грамоты с требованием при-

быть в Москву на собор, который должен подвести всему итоги.

Этот собор действительно собирается в начале 1613 года, и всем

очевидно, что собор этот должен не мешкая решить вопрос о но-

вом московском царе и начать новый отсчет времени. Причем сра-

зу становится ясно, что нельзя даже обсуждать вопрос о монар-

хах, приглашенных со стороны, о...., сыне Марии Мнишек (у не-

го была ужасная судьба, его казнили, несмотря на то, что он

был младенцем, так же, как казнили, естественно, и мать и

всех, кто был причастен к этой истории). Тогда уже сужается

круг кандидатов, и тогда какой-то донской казачий атаман и ка-

кой-то дворянин предлагают кандидатуру Михаила Романова, и

скоро становится ясно, что его кандидатура устраивает всех.

Во-первых, на Михаила Романова неоднократно указывал еще

патриарх Гермоген. Во-вторых, он ближайший родственник Ивана

Грозного по линии его жены (царица Анастасия была Романова).

В-третьих, он в сво 13-14 лет не участвовал ни в каких

гнусностях Смутного времени и вообще ничем не запятнан, у него

нет прошлого. В-четвертых, его отец, митрополит Ростовский Фи-

ларет хотя и находится в плену, но ведь не вечно же ему там

находиться, - первый и единственный кандидат на патриарший

престол. И действительно, все эти факторы делают свое дело, и

Михаил Романов избран царем, но когда делегация собора прибы-

вает в Кострому, то мать Михаила, инокиня Марфа, отказывается

напутствовать сына на царство, и ее материнские чувства понять

можно. Надо полагать, она объяснила боярам, что хорошо знает,

как в Москве поступают с царями. Но тем не менее ей пришлось

согласиться.

Остается добавить несколько слов о событии,о котором все

у нас тоже наслышаны, - о истории, связанной с Иваном Сусани-

ным. У нас долгое время считали, что это красивая легенда,

Костомаров даже написал целую работу, доказывая, что это миф.

На самом деле мифа никакого не было. Под Костромой были вотчи-

ны Романовых. Когда в Москве стало известно, что избран новый

царь, причем избран собором, стало очевидно, что будет поря-

док, а раз так, значит придет конец всем этим бандам насильни-

ков и грабителей. У нас умели наводить порядок в те времена.

И тогда какая-то подобная банда отправляется под Кострому

убивать кандидата в цари. Понятно почему: чем больше беспоряд-

ка, тем больше разгульной свободы. Состояла ил эта банда из

поляков, судить не берусь. Вероятнее всего, как раз поляков

там было мало или не было совсем. Там была голытьба самого

темного происхождения. И вот тогда они, не найдя там Михаила,

напоролись на Сусанина, который вызвался проводить их куда на-

до. И отвел. И погиб. И память об Иване Сусанине сохранилась в

нашем народе. И опера Глинки называлась не "Иван Сусанин", а

"Жизнь за царя". Сейчас это название ей вернули. Вот что я хо-

тел вам сегодня рассказать.

 

 

Л Е К Ц И Я 18

 

На сегодняшнем занятии я постараюсь ориентировать вас на

те темы по 17 веку, которые вам надо будет особенно тщательно

проработать по Платонову; постараюсь дать какой-то их обзор и

отвечу на вопросы о том, что будет на экзамене.

Итак, 17 век. Мы с вами прошли Смуту, и если формально

подойти к истории 17 века, то нам надо разобрать два царство-

вания - царя Михаила Федоровича и его сына царя Алексея Михай-

ловича. Проблем здесь особенных как будто не предвидится, но

вот эта поверхностная ясность и очевидность на самом деле

скрывают колоссальные сложности, которые открываются перед

всеми, кто серьезно хочет исследовать это время.

Дело в том, что 17 век чрезвычайно обилен не только собы-

тиями, как любое время, но и, естественно, источниками, кото-

рые все рассмотреть не просто, а установить взаимосвязи, соз-

дать мозаику событий, попытаться воссоздать ход исторического

процесса - задача чрезвычайно сложная. Поэтому обычно, когда

речь идет о событиях 17 века, вычленяют основные темы.

Первая такая тема - деятельность правительства в период

до возвращения митр.Филарета из плена (1613-1619 гг.) Всего 6

лет, номы увидим, что здесь практически не расходится Земский

собор, происходит ротация его депутатов в 1615 году. Предста-

вители земщины играют здесь чрезвычайно большую роль, но все

это время посвящено в прямом смысле слова латанию дыр, и осо-

бых результатов нет.

Это время чрезвычайно тяжелое для России, и показателем

этого являются довольно частые случаи, когда дворяне созна-

тельно и добровольно переходят в холопство, т.к. будучи холо-

пами какого-то боярина, они будут накормлены и с пасут свою

жизнь. Оставаясь просто дворянином и не имея средств к сущест-

вованию, потому что казна пуста, мужики разбежались, а имение

пропало, разорено, отнято, у него нет никаких перспектив. Поэ-

тому здесь мы можем говорить о разрухе в стране, о попытках

наведения какого-то порядка, и только с возвращение митр.Фила-

рета, который сразу по возвращении возводится на патриарший

престол, начинается какая-то более или менее продуманная рабо-

та по организации государственного управления, налоговой

системы, по восстановлению каких-то норм суда. Поэтому говорят

о правлении митр.Филарета.

Очевидно, что с 1613 по 1619 год, когда умер патриарх,

его сын Михаил Федорович был в тени. И хотя, естественно, его

имя на... всегда стояло на первом месте, отец, выдающийся ад-

министратор, играл первостепенную роль.

Здесь надо сказать, что новогоничего не изобретали,

восстанавливали хорошо забытое старое - приказную систему. Но

надо помнить, что Приказы никогда не были какой-то омертвелой

формой. Количество их могло увеличиться, могло сократиться в

зависимости от потребностей. Затем было восстановлено местное

самоуправление в виде... старост. Этот акт был направлен на

пресечение всяких несправедливостей, лихоимств, которые твори-

ли воеводы. Но если в Смутное время грабили все и, строго го-

воря, жизнь зависела оттого, сумеешь ли ты что-нибудь награ-

бить, то это продолжалось и потом, поэтому воеводы прктически

самовластно распоряжались в тех городах и местностях, куда бы-

ли назначены, и творили всякое бесчинство. Попытка навести по-

рядок и выражается в том, что появляется самоуправление в виде

... старост, которые сосредоточивали в своих руках и суд.

Бесспорной новацией является создание полков иноземного

строя. У нас войско состояло из так называемых дворянских кон-

ниц и ополчения. Дворянская конница была более организованной,

а ополчение созывалось в зависимости от обстоятельств, но дво-

рянская конница в то время не представляла собой серьезной бо-

евой силы. Учитывая положение дворянства, совершенно очевидно,

что она и не могла быть боевой силой, поскольку даже на смот-

рах, куда полагалось приходить с людьми, с конями и оружием,

они не могли представить ни того, ни другого, ни третьего. А

те, кто был в состоянии это сделать, старались избегать этих

смотров под предлогом общего разорения. Именно тогда в среде

блистательного российского дворянства и родилось это выраже-

ние: "Дай Бог великому государю служить, а сабли из ножен не

вынимать". Традиционный русский здравый смысл и некоторая

российская хитрость.

Стало очевидно, что столкновение с шведами, поляками дво-

рянская конница проигрывала вследствие своей неорганизован-

ности, невыученности, и те способные люди, которые все-таки

были в ее рядах, не могли повести за собой всю массу такого

спонтанно собранного люда. И вот заводят войско иноземного

строя, и это постепенно приносит плоды.

Затем приглашают из-за границы людей, которые обещают

найти руды - золотые, железные, медные; ищут их, правда, в та-

ких экзотических местах, как Тверская губерния, и, естествен-

но, ничего не находят, но иногда и делают дело серьезно. Так,

Виниус становится владельцем Тульского завода, и именно Тула

становится фактически основой будущего военно-промышленного

комплекса нашей страны. Потомки Виниувса уже всегда жили в

России.

Здесь мы видим какие-то новации, очень практические, без

особы широких замахов. Смерть патриарха Филарета способствует

перестановке интересов, расстановке определенных приоритетов,

усилению типичной придворной интриги. В это время Шеин осаждал

Смоленск - тот самый легендарный воевода, защитник Смоленска,

который попал в плен к полякам только потому, что уже не оста-

лось в живых защитников города. Он вместе с патриархом выдер-

жал плен, вернулся в Россию и вновь как воевода Смоленска был

отьправлен добывать город у поляков обратно.

Осада русским войском Смоленска продолжалась 8 месяцев,

но взять его не удалось. В это время подошла рать с польской

стороны, русские войска были окружены в собственном лагере,

и тогда Шеин, вынужденный думать и о людях, вступил в перего-

воры с поляками. Он сдал обоз и пушки, но сохранил людей и

вернулся в Москву. Патр.Филарета уже не было в живых, он был

тут же обвинен в государственной измене и казнен. Эта история

достаточно ярко характеризует нравы, в общем-то, любого двора,

интриги, когда люди, которые не стремятся взваливать на себя

ответственность, пытаются всегда быть судьями и выносить наи-

более жестокие приговоры. Конечно, изменником Шеин не был.

Эта история показывает, как непрочна была в это время

царская власть, потому что, естественно, ни о каком расследо-

вании речи идти просто не могло.

Итак, умирает Михаил Федорович, и на московский трон

вступает его 16-летний сын, знаменитый, тишайший русский царь

Алексей Михайлович. Не буду пересказывать Платонова, может

быть страницы, посвященные Алексею Михайловичу, одни из лучших

во всем курсе лекций, скажу только, что этот действительно за-

мечательный русский монарх столкнулся с колоссальными пробле-

мами.

Во-первых, московские и провинциальные бунты, направлен-

ные против представителей администрации, начавшиеся практи-

чески сразу после его воцарения, - бунты посадского населения.

В результате был сослан всесильный временщик Морозов, и в 1648

году начал работу земский собор по составлению "Соборного уло-

жения". Это, может быть, было одним из первых важнейших собы-

тий царствования царя Алексея Михайловича. Не успели разоб-

раться с новым российским законодательством, не успели ввести

его в обиход, как на повестку дня встает вопрос о воссоедине-

нии Украины с Россией. Строго говоря, вся первая половина 17

века - это непрерывные контакты неофициальные православного

населения Украины с Москвой, поскольку там испытывают жесто-

чайшие притеснения со стороны поляков - не только национальные

и социальные, но и религиозные. И вот в середине 17 века, как

мы знаем, фактически начинается война казаков и украинского

населения против Польши, и Россия вынуждена решать вопрос:если

мы соединяемся с Украиной, то это означает войну с Польшей,

т.к. иначе этот вопрос разрешен не будет. И вот до середины 17

века мы всячески стараемся уклониться от воссоединения Украины

с Россией, потому что выдержать войну с Польшей было, вероят-

но, невозможно. Но Россия, видимо, уже накопила какие-то воз-

можности и материальные ресурсы и, в общем-то, было отлажено

государственное управление. И начинается победоносная война с

Польшей, результат которой известен: возвращаются исконно

русские земли, совершенно иным становится положение населения,

которое хотя бы частично остается на польской территории.

Тема воссоединения Украины с Россией обнимает и то, что

происходило на Украине, и непосредственно земский собор, и Пе-

реяславскую раду, и походы Хмельницкого, и, наконец,

русско-польскую войну, которая последовала автоматически после

земского собора середины 17 века. Уже этого - "Соборного уло-

жения" и украинско-польской проблемы - хватило бы на любое

царствование. Но именно царю Алексею Михайловичу, царю чрезвы-

чайно набожному в самом лучшем смысле этого слова, пришлось

столкнуться еще с одной проблемой - расколом.

Вполне допускаю: то, что я скажу, понравится не всем, но

тем не менее позволю себе высказать свое мнение хотя бы для

того, чтобы вы могли задуматься. У нас, к сожалению, достаточ-

но широко распространена точка зрения, что патриарх Никон в

своей деятельности, руководствуясь исключительно благими целя-

ми, был не понят, оклеветан, сослан - следовательно, почти му-

ченик, если не просто мученик, а за этим его личным подвигом

все остальное куда-то исчезает. Но это точка зрения совершенно

не историчная. Я вовсе не собираюсь разбирать здесь патриарх

Никона как личность - он был истовый, честный человек, настоя-

щий монах, и в этом отношении просто никаких вопросов не может

быть. Но он был патриарх - если хотите, второе лицо в госу-

дарстве, и его деятельность должна оцениваться именно с этих

позиций.

И вот представьте себе: только-только Россия обрела ка-

кой-то покой, только-только восстановлена система управления и

заработали администрация, приказная система, суд, было создано

новое законодательство, обнимающее практически все стороны

жизни, достигнуто единство страны уже не формально, а по су-

ществу. И в этот момент население совершенно бессмысленно

раскалывается пополам - на две партии, причем в вопросе, кото-

рый вообще лучше не трогать, - вопросе религиозном, церковном,

а следовательно затрагивающем каждого русского человека.

И вот здесь приходится говорить о том, чо раскол, который

был создан совершенно искусственно, во многом, как это ни пе-

чально, "заслуга" патриарха Никона. Тема его совершенно

бессмысленна: какая разница, как креститься - двумя или тремя

перстами? Разве это относится к области канона? Ничего подоб-

ного. Два раза петь "аллилуаи" или три? Ходить по солнцу или

против солнца? Все это к канонам вообще не имеет отношения. И

вот это возводится в принцип.

Вы скажете: да, это возведено в принцип сторонниками ста-

рого обряда. Но ведь патриарх Никон, лично знавший многих бу-

дущих деятелей старообрядчества, друживший со многими из них,

не мог не знать, какое значение придается именно этим вещам. И

если он так резко настаивал на всех этих изменениях, значит, и

сам относился к этому чрезвычайно серьезно. На этих-то воп-

росах он сумел расколоть общество, которое только-только приш-

ло в себя от Смуты, которому надо было воевать с Польшей. И

если мы поставим вопрос так, то выходит, что деятельность пат-

риарха Никона, если хотите, порочна, если оценивать ее как де-

ятельность человека государственного, который правит Церковью,

потому что он расколол и Церковь, и общество и чуть-чуть не

погубил госудрство. Поэтому личная его судьба - это один воп-

рос, и ему, как говорится, как аукнулось, так и откликнулось:

его судили незаконно. Все эти истории с греческими иерархами,

которые приехали его судить, абсолютно беззаконны. Но ведь он

фактически так же бессмысленно относился и к вопросу об обря-

дах.

Здесь вам надо знать следующие вещи.

И сторонники, и противники старообрядчества всегда апел-

лируют к знаменитому Стоглаву. Это Собор, бывший при Иване

Грозном, получил свое название потому, что текст постановлений

при редактировании был совершенно искусственно разделен на 100

глав.Отсюда сборник, где содержится этот текст, получил соот-

ветствующее название, и сам Собор стал называться именно так.

Там давались вопросы царям, на которые давались ответы. И там,

действительно, формулируется двуперстие, двугубая "аллилуиа",

ряд других таких же чисто обрядовых проблем.

Почему они возникли? Может быть, потому, что были ка-

кие-то иные обычаи. Во-вторых, может быть, те, кто приезжал из

Греции, говорили о том, что там есть какие-то новации именно в

форме обрядов. Но, как показали исследования Стоглава, прове-

денные в 19 веке, и вообще истории Русской церкви в отношении

обрядов, Стоглав был прав в своем утверждении двуперстия:

именно двуперстие мы получили в 10 веке, когда крестились. А

то, что греки в 16-17 веке перешли на трехперстие, - этогре-

ческая проблема, от этого Греция не перестала быть православ-

ной. И нам не надо было заимтсовать это, если мы хотели оста-

ваться при порядках, которые когда-то были заведены. И Стоглав

в этом отношении был чрезвычайно точен. Но Никон этого не знал

и не понимал. Победила довольно распространенная русская черта

- чуть что смотреть: как "у них", "там", и, не думая, переса-

дить это на нашу почву.

В Стоглаве были, конечно, странные вещи. В частности, со

ссылкой на пророка Моисея утверждалось, что мужчинам нельзя

стричь бороду. И это, пожалуй, не единственная ерунда, которая

там встречается. Как же мог глава Русской церкви, человек с

государственным, казалось бы, мышлением, свести все к вопросу:

как писать имя "Иисус" - с одним "и" или с двумя? Как

креститься - двумя перстами или тремя? На такой малозначащей

теме расколоть страну!

Тут была еще одна подоплека. В "Соборном уложении" 1649

года была специальная глава о монастырском приказе. Мо-

настырский приказ создавался для того, чтобы управлять церков-

ными землями. Вопрос о церковном землевладении вставал еще в

16 веке. Уже к тому времени Церковь обладала такими невероят-

ными земельными владениями, что практически госудрство как бы

делилось на две части. Вся земля, которая находится в обороте,

которая распределяется между разными владельцами, казенные,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.