КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины умственной отсталости
Адаптивное поведение определялось как эффективность, с которой индивид приспосабливается к естественным и социальным требованиям окружающего мира, что проявляется в степени его самостоятельности и соответствия требованиям личной и социальной ответственности. Выделяется 4 основных уровня адаптации, которые варьируют от легкой степени дезадаптации до полного ее отсутствия. Основой для сравнения выступают показатели возрастной нормы. Вводится четкая возрастная периодизация: дошкольный возраст (0-5 лет), школьный возраст (6 - 18 лет), взрослое состояние (с 21 года). Для каждой возрастной группы определялись ведущие критерии адаптации: в дошкольном возрасте - созревание и развитие (в частности, сенсомоторное развитие), в школьном возрасте - учебные навыки (обучение и образование), во взрослом состоянии - профессиональная адекватность (социальная и профессиональная адаптация). Данные об уровнях адаптации приведены в табл. 1. Адаптивное поведение рассматривается не только в возрастном контексте, но также в контексте культурного окружения индивидов; для каждой возрастной группы конкретизируется 8 областей, в которых может проявляться дефицит адаптации: в дошкольном возрасте это сенсомоторное развитие, навыки коммуникации (язык и речь), навыки самообслуживания, социализации (которая определяется как развитие способности взаимодействия с окружающими); в период детства и раннего отрочества это способности применять учебные навыки в повседневной жизни, умение рассуждать и делать умозаключения в познании окружающей действительности, социальные навыки для данной возрастной группы определяются как способность участвовать в групповых мероприятиях и возможность устанавливать межличностные отношения; в период зрелого отрочества и взрослого состояния это профессиональная ответственность и возможность выполнять определенные виды работы. Кроме того, возрастает значимость компонента адаптивного поведения в диагностике: индивиды с достаточно высоким показателем IQ (75) могут быть диагностированы как умственно отсталые легкой степени, если они проявляют нарушения адаптивного поведения; индивиды с достаточно низким IQ (67-70) могут быть отнесены к категории нормы, если они не проявляют признаков нарушения адаптации. Компонент адаптивного поведения, таким образом, позволят решать вопрос о наличии или отсутствии умственной отсталости более дифференцированно. Таблица 1.
Не менее важным компонентом при диагностике является понятие " период развития". Одним из обязательных условий наличия умственной отсталости выступает необходимость ее возникновения в промежутках от рождения до совершеннолетия. Данное понятие трактуется по-разному. По мнению большинства авторов, периодом развития считается промежуток времени от момента зачатия до восемнадцатилетия индивида, и только в 18 лет индивид получает статус взрослого человека. Основной задачей считается стремление отразить изменения в понимании умственной отсталости произошедшие за последние несколько лет. Это связано с накоплением новых фактов об умственной отсталости, а также с социально-экономическими переменами, происходящими в обществе, в частности с изменением отношения общества к своим умственно отсталым гражданам. Несмотря на то, что неизменным остается положение о том, что умственная отсталость обусловлена нарушением интеллектуального функционирования, в настоящий момент времени, отмечается, что она является не чертой, а состоянием, при котором функционирование нарушено определенным специфическим образом. Уточняется, что умственная отсталость проявляется как основная трудность в обучении и осуществлении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией основных способностей личности - концептуального, практического и социального интеллекта. Концептуальный интеллект относится к внутренним способностям личности и включает в себя познание и обучение. Практический интеллект является основополагающим в адаптивных способностях сенсомоторной сферы, самообслуживании, навыках безопасности, важным компонентом успеваемости, работы, направленности личности, возможности жить в микросреде и взаимодействовать с микросообществом. Социальный интеллект относится к способностям осознавать уровень требований, предъявляемых обществом, поведение окружающих. Включает умения адекватно оценивать свое поведение в различных социальных ситуациях. Основными компонентами социального интеллекта выступают социальная осведомленность и социальные навыки. Более специфическими проявлениями являются социальное самосознание, интуиция, умение делать умозаключения, коммуникация. Практический и социальный интеллект являются основными способностями человека, тесно взаимосвязаны, взаимодействуют и составляют основу адаптивных навыков. Оказываются преимущественно нарушенными при умственной отсталости. Существенно новым является положение о том, что при определении умственной отсталости необходимо учитывать культурно-лингвистические особенности личности, а также состояния, внешне по проявлению схожие, но не являющиеся умственной отсталостью (нарушения слуха, речи). Оговаривается, что неумение принять во внимание такие факторы, как индивидуальная культура, язык, особенности поведения и коммуникации, может привести к неправильной оценке состояния. Выделяются и конкретизируются 10 основных областей адаптивных навыков, в которых может проявляться дефицит: коммуникация (понимание и выражение информации посредством символического поведения), устная, письменная речь, орфография, графические символы, язык жестов, печатный язык по Брайлю или несимволического поведения (выражение лица, телодвижения, прикосновения); самообслуживание (туалет, умение правильно есть, одеться/раздеться, соблюдение личной гигиены, опрятность); возможность жить в домашних условиях (умение одеться/раздеться, вести хозяйство, бережно относиться к собственности; умение готовить, планировать и вести бюджет, соблюдать правила безопасности в доме, планировать распорядок дня. Сопутствующие навыки - возможность ориентироваться в доме, в ближайших окрестностях; правильно вести себя дома и вне дома; возможность обосновать свой выбор, вступать в социальное взаимодействие, применять знания в домашних условиях); социальные: навыки социального взаимодействия с окружающими предполагают умения: вступить в беседу, провести и закончить ее, адекватно реагировать на замечания в контексте ситуации, чувствовать настроение собеседника, осуществлять позитивную и негативную обратную связь, регулировать свое поведение, уметь выделять сверстников и общаться с ними; регулировать меру и тип взаимоотношений с окружающими; искать и находить помощь, а также оказывать помощь окружающим; развивать в себе чувство дружбы и любви; справляться с требованиями окружающих, уметь делать выбор; иметь понятие о честности и справедливости, уметь владеть собой, вести себя законопослушно, соблюдать правила и законы, демонстрировать адекватное социальное и сексуальное поведение; умение жить в микросреде, т. е. использовать надлежащим образом ресурсы микросообщества: умение передвигаться, делать покупки, пользоваться услугами различных служб (газ, ремонт обуви, обращение за помощью к врачу), пользоваться общественным транспортом и местами общественного назначения (школы, библиотеки, парки, зоны отдыха, улицы); посещать театры и другие культурные места и мероприятия; самонаправленность личности. Суть умения - делать выбор, учиться планировать свои действия, следовать плану; инициировать виды деятельности, адекватные месту, условиям, расписанию, личным интересам; завершать необходимые или требуемые задания, искать и находить в случае необходимости помощь, решать проблемы, возникающие в знакомой и новой ситуациях, демонстрировать надлежащие навыки осторожности и самозащиты; здоровье и безопасность, включающие умения, связанные с их охраной: правильно питаться, своевременно распознать наступление болезни, грамотно принимать лекарства и проводить элементарную профилактику заболеваний; знать основы оказания первой помощи, знать и соблюдать правила безопасности (пользоваться ремнем безопасности в машине, соблюдать правила при переходе улицы, вступать в диалог с незнакомыми людьми); искать и находить помощь, проходить регулярные медицинские осмотры; воспитывать положительные привычки; функциональная успеваемость, т.е. интеллектуальные способности и навыки, связанные с обучением, имеющие отношение к жизни: письмо, чтение, базовые математические понятия, естествоведческие знания об окружающем мире, здоровье и сексуальности; география, общественные науки. Важно отметить, что цель данного аспекта адаптивных навыков неуспеваемость от класса к классу, а приобретение академических навыков, необходимых для обеспечения независимой и самостоятельной жизни в дальнейшем; проведение досуга предполагает умения разнообразить досуг (самостоятельно и совместно), отражающий личные предпочтения; если мероприятие является публичным, выбирать досуг по возрасту и соблюдать культурные нормы; выбор и самоинициирование интересов, умения проводить досуг дома и в обществе (самостоятельно и совместно); вступать в социальное взаимодействие с окружающими во время игры, соблюдать очередность, заканчивать или отказываться от различных видов досуга, продлевать свое участие и расширять спектр интересов, их осознание. Сопутствующие навыки: адекватное поведение в местах проведения досуга, коммуникативный выбор и потребности участия в социальном вмвзаимодействии, применение академических навыков и демонстрация навыков мобильности; работа - навыки связанные с возможностью работать полный / неполный день в микросообществе, применять специфические рабочие навыки; демонстрировать адекватное социальное поведение и соответствующие сопутствующие навыки: последовательно выполнять и завершать работу, совершенствовать рабочие навыки, применять их на практике, готовить к работе рабочее место, общаться и взаимодействовать с коллегами, владеть собой на работе, адекватио реагировать на критику; распоряжаться деньгами и уметь их распределять. Принципиально новым является также и то, что для диагностики умственной отсталости (помимо низкого IQ) должно соблюдаться обязательное условие наличия ограничений в двух или более областях адаптивных навыков: наличие дефицита в 2 (и более) адаптивных областях наиболее полно демонстрирует общее ограничение индивида и тем самым сокращает возможность диагностической ошибки. Чрезвычайно важным является положение о том, что специфические нарушения в одних областях адаптивных навыков часто сосуществуют с сильными сторонами индивида в других. Например, индивид может иметь сохранные физические или социальные способности независимо от умственной отсталости. Вместе с тем у индивида одни области адаптивных навыков могут быть сохранными (социальные), а другие нарушены (коммуникативные). Кроме того, индивид может иметь и сильные и слабые стороны в одной области адаптивных навыков (чтение и письмо). Оговаривается необходимость четкой дифференциации умственной отсталости, проявленной в период развития, от состояний нарушения интеллектуального функционирования травматического происхождения. Вместе с тем указывается, что дегенеративные процессы, приводящие к нарушению интеллектуального функционирования в возрасте до 18 лет, следует считать умственной отсталостью. Впервые в определение умственной отсталости введено понятие "длительность течения". В частности, уточняется, что умственная отсталость проявляется в возрасте до 18 лет, но необязательно сопровождает индивида всю жизнь. Несмотря на то, что интеллектуальное функционирование (в данном случае низкий показатель IQ) является относительно стабильным в течение всей жизни и ограничения интеллектуального функционирования практически не меняются, может измениться воздействие данных ограничений на личность умственно отсталого индивида. В результате личного роста или изменений требований окружения (например, окончание школы) ограничения в адаптивных навыках перестают существовать и диагноз "умственная отсталость" не является более актуальном. Вместе с тем уточняется, что умственная отсталость превалирует в тех случаях, когда продолжают существовать ограничения в адаптивных навыках и индивиду необходима любая форма помощи и поддержки. В этой связи большое значение приобретает концепция положительного окружения и оказания помощи и поддержки. Ее суть заключается в том, что соответственное окружение и своевременный объем помощи могут значительно улучшить жизненное функционирование умственно отсталого индивида. Создание положительного окружения ускоряет рост, развитие и благосостояние умственно отсталого индивида. Положительным считается окружение, типичное возрасту (сверстники) и соответствующее социокультурному происхождению. Положительное окружение должно включать в себя следующие характеристики: - предоставлять возможности для удовлетворения потребностей умственно отсталых индивидов; - способствовать развитию физического; интеллектуального, социального, материального благополучия; - развивать ощущение стабильности, навыки предсказуемости и самоконтроля. Считается, что только в данном окружении умственно отсталый индивид достигнет максимальной взаимозависимости с обществом, продуктивности и сможет максимально включиться в жизнь окружающего сообщества.
Схема 7
Схема 8
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |