Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование познавательной деятельности




Данные медицинского обследования

Формальные данные о ребенке

Психолого-медико-педагогической консультации.

Дата обследования

1- Фамилия, имя ______________________________________________________________________

2. Дата рождения_______________________________________________________________________.

3.Где находился до поступления в школу _________________________________________________

(из семьи, детдома, детсада, вспомогательной школы, сколько лет учился)

4. Домашний адрес, № телефона ________________________________________________________

1. Физическое развитие___________________________

(соответствие возрасту, устойчивость походки, координация движений)

2.Состояние слуха, зрения_________________________

3. Данные неврологического и психиатрического обследования -____________________________

4. Диагноз направляющего учреждения ____________________________________________________

1. Выявление представлений ребенка о себе и ближайшем окружении

Как тебя зовут?_______ __,_______________________

С кем ты пришел?_______________________________..

На чем приехал в школу? детский дом?_____________ _

Сколько тебе лет?,. _________________

С кем ты дома живешь?__________________________

Кто старше, кто младше?__________________________

Понятие о частях тела и лица

(назови, покажи, различение правой и левой сторон тела)

2. Выполнение инструкций односложной (простой)

(покажи стол, часы и т. д., дай книгу и т. д.)

двусложной (развернутой)

(возьми тетрадь и положи ее в шкаф)

3. Выявление активного и пассивного словарей по предметным картинкам '

(назови, покажи)

по сюжетным картинкам.

(назови, покажи, где мальчик сидит, где стоит и т. д.)

4. Фразовая речь _________________________________________________

(отметить форму: вопросно - ответная, самостоятельная; грамматический строй речи; наличие эхолалии, резонерства)

произношение __________________________________________________________________

(чистое, косноязычное, с гнусавым оттенком, заикание)

При обследовании (п. 3, 5-8) выявляется сначала активное использование слов, затем пассивное (их понимание), для того чтобы избежать невольной подсказки, в отличие от последовательности работы при обучении (от понимания к самостоятельному употреблению слов).

 

5. Способность к обобщениям (на картинках)

по назначению_____________________________________________

(что ты будешь кушать? что можно надеть?

называние обобщающих слов ______________________________

(пальто, рубашка, платье - как это можно назвать одним словом)

выделение по обобщающему слову_____________

(дай картинку с одеждой, с посудой)

исключение 4-й, "лишней" картинки ________________________________

понимание скрытого смысла рассказа, картинки ___________________________________

6.Знание цветов _____________________________________________________________

сличение___________________________________

умение самостоятельно называть ____________________________________________

выделение по названию______________________

7.Знание формы_____________________________

соотнесение формы__________________________

умение называть форму_______________________

выделение по названию_________________ |

8. Понятия "большой" - "маленький"___________

9. Конструирование _________________________________________________________

матрешка (трехсоставная) ___________________________________________

пирамидка простая (из 3-4 колец) ________________________________

пирамидка усложненная _____________________________________________________

(способы работы: зрительное соотнесение, способ проб, без учета размера)

доска Сегена________________________________

(зрительное соотнесение, пробы, наугад)

"Почтовий ящик"

(зрительное соотнесение, пробы, без учета формы)

разрезная картинка

(зрительное соотнесение, разумные пробы, нелепые действия, работа по образцу, без образца)

из двух частей

из трех частей ______________________

из четырех частей _______________

конструирование из палочек _________________________________________

(по показу, образцу, слову)

10. Счет ______________________

пересчет предметов__________________________

(соотнесение числа с предметом, фиксация итогового числа)

выделение заданного количества______________

(по показу, образцу слову)

счетные операции__________________________

(на конкретном материале, по представлению, отвлеченно)

знание цифр и соотнесение их с количеством

11. Чтение___________

12. Письмо___________

Характеристика эмоционально-волевой сферы и деятельности ребенка

1.Контактность_______________________________;_

(легко устанавливается, постепенно, избирательный контакт (негативизм)

2.Отношение к обследованию__________________

(заинтересованное, безразличное, отрицательное)

3.Поведение__________________________________

(адекватность ситуации, активность, двигательная расторможенность)

4.Внимание__________________________________

(устойчивость, переключаемость)

5.Деятельность_______________________________

(целенаправленность, хаотичность, соскальзывание, критичность)

6.Работоспособноть ________________________________________________

(утомляемость, истощаемость)

7. Мелкая моторика ________________________________________________________

(ведущая рука, ловкость мелких движений, тремор, навязчивые движения)

8. Принятие помощи ________________________________________________________

Заключение _____________________________________________________________

Развернутый диагноз ___________________________________________________________________
Рекомендации_____ __________________________________________

Председатель:

Члены комиссии:

Врач-психоневролог:

Логопед:

Педагог-дефектолог:

Глава 4. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИ КИ.

1. Олигофренопедагогика как наука о воспитании, обучении, образовании и коррекции недостатков развития умственно отсталых детей. Олигофренопедагогика е системе гуманитарных наук.

Каждая научная область один и тот же объект или явление обозначает своим термином. Перенос термина одной научной сферы в терминологический аппарат другой (в специальную педагогику, например) для обозначения одного и того же объекта нередко приводит к тому, что в контексте иной предметной области данный термин теряет свой информационный, сущностный смысл применительно к той научной сфере, в которую он перенесен.

Например, одного и того же ребенка три специалиста из разных предметных областей могут охарактеризовать по-разному, и эта характеристика будет удовлетворительна только в рамках своей области.

Не владея профессиональным языком, он не выражает в этом названии своей, педагогической предметной области, и следовательно, используемые им обозначения не годятся для определения характера педагогической помощи.

Специалисты проводят работу по упорядочению понятийно-терминологического словаря специальной педагогики, в частности пересмотра титульного названия этой педагогической отрасли. На протяжении семидесяти лет в нашей стране для этого использовался термин "дефектология" в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии. Параллельно термину "дефектология" и в большей мере применительно к науке использовались также два тесно связанных между собой термина "специальная педагогика" и "специальная психология'*'.

Становление и научное оформление отечественной дефектологии пришлись на тот исторический период, когда общая педагогика переживала бурное развитие педологии. Входя в структуру педагогического знания и педагогической практики, советская дефектология не могла не оказаться под влиянием этого процесса. Сегодня заслуга педологии видится в том, что она обогатила педагогику системным видением развивающейся личности ребенка, предусматривавшим необходимость всестороннего изучения растущего человека в физиологическом, психологическом и социальном аспектах и учета этих особенностей в педагогическом процессе. Эти концептуальные основания были заложены и в основание зарождающейся научно-практической отрасли - дефектологии. Педология и дефектология были связаны не только концептуальной общностью, но и складывающейся образовательной практикой, общим к ним вниманием выдающихся ученых той поры, которые сделали значительный вклад в развитие и психологии, и педологии, и дефектологии.

С начала 90-х гг. термин "коррекционная педагогика" параллельно и неправомерно используется общей педагогикой в целях обозначения сферы педагогической помощи обычным детям и подросткам, испытывающим адаптационные трудности в образовательных учреждениях общего назначения. Здесь понятие «коррекция» относится не к ребенку, а к той социальной и образовательной среде обычной школы, которая является дискомфортной для ряда детей. Содержательно в коррекционной педагогике речь идет о "коррекции среды" для снятия синдрома школьной дезадаптации у учащихся и обеспечения для них возможности освоения образовательного стандарта общего назначения.

Термин "лечебная педагогика" широко употреблялся в немецкой литературе XIX в. В России этим термином пользовались врачи-психиатры И.В. Маляревский, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо в первые десятилетия XX в., занимаясь лечением и обучением детей с отклонениями в психическом развитии. Сегодня этот термин в отечественной педагогической науке считается устаревшим, не отражающим сущности изучаемой предметной области и малоупотребительным.

Современная зарубежная специальная педагогика отличается в большинстве развитых стран мира гуманным, корректным и тактичным профессионально-педагогическим словарем, особенно в той его части, которая используется в социальном, юридическом, педагогическом, философском контексте.

Так как проблемным полем педагогики является социализация растущего человека, формирующейся личности, то соответственно тот круг лиц, которому адресована специальная педагогика, должен располагать обобщенными социально-педагогическими, а не медицинскими обозначениями, отражающими возможности человека в социальном адаптировании, развитии, что достигается средствами образования.

В правовом поле и в сфере социальной защиты общепринятым является термин инвалид. В последнее время в отечественных правовых документах встречается термин лицо с ограниченными возможностями здоровья. Предлагаемая медицинским контекстом терминология также часто используется специальной педагогикой за неимением своей собственной; аномальные (дети, лица и др.), дети (лица) с патологией развития, с дефектом развития, с отклонениями в развитии и т. п.

Наиболее продуктивным в этом смысле представляется термин, предложенный английскими специалистами: "дети (лица) с особыми образовательными потребностями".

Современная коррекционная педагогика исходит из того, что о недостатке, отклонении в развитии можно говорить там и тогда, где и когда возникает несоответствие возможностей данного человека (в том числе и ребенка) общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения, т. е. когда налицо ограничение социальных возможностей. Поэтому коррекционная педагогика пользуется такими терминами, как лица с ограниченными возможностями (жизнедеятельности); применительно к обучающимся - лица с особыми образовательными потребностями, так как ограничение возможностей участия человека с отклонениями в развитии в традиционном образовательном процессе вызывает у него особые потребности в специализированной педагогической помощи, позволяющей преодолевать эти ограничения, затруднения. В этом контексте недостаток, ограничение возможностей выступают как переменная величина трудности педагогического воздействия, а не как неотъемлемая личностная характеристика такого человека.

В современной юридической и социальной сфере за рубежом все шире используется термин лица с ограниченной трудоспособностью (вместо термина "инвалиды"). Это понятие позволяет рассматривать данную категорию лиц именно как нуждающихся в различного рода социальной помощи, юридической защите, являющихся в то же время в определенной степени трудоспособной и равноправной частью социума. Термин "инвалид" кроме медицинского диагноза (недееспособен) несет в себе негативный социальный смысл. За рубежом термин "инвалид" применяется исключительно к лицам с тяжелыми физическими нарушениями и в основном в узкопрофессиональном (медицинском) контексте.

В тесной связи со специальным образованием часто употребляется термин реабилитация. Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), "реабилитация - это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей". Это определение адекватно тому, которое принято и в англоязычной педагогике. В то же время в других странах (франкоязычные, испаноязычные) чаще используется термин реадаптация.

Термин "реабилитация" является производным от термина абилитация". Применительно к детям раннего возраста с отклонениями в развитии целесообразно применять термин абилитация, так как в отношении раннего возраста речь может идти не о возвращении способности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании.

В современных нормативно-правовых документах в области образования приводятся следующие определения некоторых основных терминов, используемых в области специального образования.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Недостаток - физический или психический недостаток, подтвержденный психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-социальной экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток - подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, задержка психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток - совокупность физических и (или) психических недостатков.

Тяжелый недостаток - физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением элементарных знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, приобретением элементарных трудовых навыков или получением элементарной профессиональной подготовки.

Специальные условия для получения образования (специальные образовательные условия) - условия обучения (воспитания), в том числе специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения и среда жизнедеятельности, а также педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение - образовательное учреждение, созданное для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Специальное образование - дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Приведенные выше различные обозначения одних и тех же явлений, объектов и субъектов педагогической деятельности показывают, что единых терминов и единой их трактовки в ряде случаев сегодня нет, вряд ли они появятся в будущем, так как каждая профессиональная сфера предпочитает говорить на своем профессиональном языке. Наиболее ущемленной в этом смысле является педагогическая сфера.

Олигофренопедагогика - это педагогическая наука о сущности и закономерностях образования, обучения и воспитания умственно отсталых детей.

В задачи олигофренопедагогики входит разработка:

а) концепции о сущности умственной отсталости, путях компенсации и коррекции ее последствий;

б) принципов построения специально организованных условий общественного воспитания умственно отсталых лиц; типов и структуры специальных учреждений, содержания общего образования и профессионально-трудовой подготовки в них;

в) определение объективных закономерностей, определяющих особенности развития и социализации умственно отсталых учеников;

г) методов педагогических исследований, направленных на изучение детей и оптимальных условий их развития;

д) форм и методов изучения и внедрения в практику передового педагогического опыта.

Олигофренопедагогика связана с:

• анатомией и физиологией, невропатологией, психиатрией, детской психоневрологией, генетикой;

• общей педагогикой и психологией, возрастной психологией, специальной психологией, дошкольной олигофренопедагогикой;

• специальными методиками обучения и воспитания умственно отсталых детей и др.

Олигофренопедагогика самым тесным образом связана с биологией человека, медициной и ее различными отраслями (нормальной и патологической анатомией и физиологией человека разного возраста, нейроанатомией, нейрофизиологией, невропатологией, психопатологией, психиатрией, психотерапией, генетикой человека, педиатрией и некоторыми другими). Совокупность основных знаний из этих наук составляет для специальной педагогики ее клинические основы.

Клинические основы значимы для олигофренопедагогики потому, что при проведении психолого-педагогической диагностики и построении индивидуальной коррекционно-образовательной программы они позволяют:

увидеть биологические и социальные причины возникновения отклонения в развитии;

понять сущность произошедших в организме повреждений; понять особенности развития ребенка с отклонениями в деятельности поврежденных органов и систем организма;

определить обходные (компенсаторные) пути развития ребенка на основе сохранных органов, анализаторов, систем;

построить специальную педагогическую систематику и педагогические классификации внутри каждой предметной области олигофренопедагогики;

квалифицированно вести профилактическую работу по предупреждению отклонений в развитии педагогическими средствами;

координировать коррекционно-образовательный процесс и процессы медицинского и психологического сопровождения развития человека с особыми образовательными потребностями.

Специальная психология - область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы. Задачи специальной психологии:

выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся

изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными типами нарушений;

изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений психического развития;

изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения;

психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.