Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебники и учебные пособия




Содержание образования во вспомогательной школе.

Умственно отсталые школьники должны получать тот уровень общеобразовательных, трудовых знаний, умений и навыков, которые необходимы для их социализации. В программах, учебниках, самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а так же фактов повседневной действительности.

Все полученные знания будут действенными, если учащиеся обладают опытом применения их на практике. Различаются интеллектуальные и практические умения и навыки. Из-за основного дефекта не все знания интеллектуальной сферы формируются в необходимые умения и навыки. Это касается поисковых навыков при решении задач, выполнения различных упражнений и самоусвоения приобретённых знаний.

Основная задача вспомогательной школы - формирование умений и навыков учебной деятельности. Несмотря на это на всех годах обучения необходимо формировать навыки самостоятельной работы.

Содержание образования во вспомогательной школе направлено на обеспечение умственно отсталым школьникам таких черт личности, которые помогут им стать полноценными членами общества, содействовать их социальной адаптации.

Обучение во вспомогательной школе осуществляется с учётом не только особенностей умственно отсталых детей, но и их возможностей, позволяет детям овладеть элементарными знаниями и навыками на адекватном их способностям уровне. Применительно к вспомогательнойшколе мы можем говорить о коррекционно-развивающем обучении. Обучение должно стимулировать его, вести за собой.

Содержание обучения отражено в учебном плане специальных школ для умственно отсталых детей, в учебных программах и учебниках. В основе построения учебного плана лежит принцип предметного обучения. Традиционные предметы: родной язык, математика, история, трудовое обучение, музыка. Коррекционные занятия: социально-бытовая ориентировка, ритмика, логопедия, ЛФК.

Учебные программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим, носит воспитательный характер и практическую направленность.

Специальные исследования (Гнездилов М.Ф. Головина Т.Н., Грошенков И.А., Дульнев Г.М., Еременко И.Г., Петрова В.Г., Шиф Ж.И. и др.) позволили определить уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений умственно отсталых, стали основой для определения содержания по всем учебным предметам, совершенствования имеющихся программ и создания новых.

5. Конструирование образовательной программы.

Программа учебного курса - живой организм, который сначала создается в виде типовой программы, затем осмысливается, конкретизируется, уточняется и преобразуется учителем,

Личностное образовательное движение каждого ученика предполагает наличие особым образом сконструированных образовательных программ у учителя, школы, региона, государства. Координация образовательных программ перечисленных уровней - прерогатива учителя, работающего с конкретными детьми. Образовательная программа каждого "надученического" уровня должна отвечать следующим требованиям;

а) допускать возможность и необходимость существования программ других уровней;

б) учитывать разброс установочных целей образования субъектов другого уровня:

в) предполагать вариативность достижения обозначаемых в программе целей и постановку других целей;

г) обеспечивать соответствующий баланс заданности и выбора в каждом из структурных компонентов программы.

Образовательные программы устанавливают базовые требования на уровне международных, конституционных, законодательных положений. Что же касается содержания образования или его форм, то в государственной программе обозначаются варианты их конкретизации на каждом уровне, включая личность конкретного ученика, которому отводится возможность уточнения или построения индивидуальной образовательной программы.

Работа учителя над программой - непрерывный процесс. Программа может иметь разный объем, относиться к отдельной теме, курсу, образовательной области, классу, школе и разную продолжительность - учебный год, четверть, неделя, день, урок. Годовая программа описывает стратегию обучения, программы изучения отдельных разделов или тем курса воплощают эту стратегию, учитывая происходящий процесс и реальную ситуацию обучения конкретных детей.

Существуют три основных подхода к конструированию образовательных программ: линейный, концентрический и спиральный.

Линейный способ построения программы состоит в том, что отдельные части (порции) учебного материала выстраиваются последовательно друг за другом без дублирования изучаемых тем в разные годы обучения.

Концентрический способ допускает возможность возвращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, например через несколько лет, предусматривая усложнение и расширение его содержания.

Спиральный способ компоновки материала программы предполагает, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Программа - это средство достижения цели. Сами цели тоже включаются в программу. Рабочая программа всегда субъективна, то есть имеет своего автора (или авторов) и относится прежде всего к его деятельности.

Каждый учитель на каждую учебную четверть и год осуществляет коррекцию примерной программы по своему учебному курсу или составляет собственную программу. Авторские программы обсуждаются (защищаются) на школьном педсовете и (или) на заседаниях районных методических объединений. После чего данные программы утверждаются для использования в учебном процессе.

Критерии анализа и оценки авторских образовательных программ:

Смысловая глубина. Анализируется, на каком уровне проработана программа, есть ли в ней четкое и конкретное обозначение смысла данного курса, продолжают и раскрывают ли обозначенный смысл цели, задачи и другие компоненты программы.

Проверяемость целей и задач. Выясняется форма задания образовательных целей и задач возможность их однозначной проверки в конце планируемого периода (месяца, четверти, года). Выясняется наличие инструментария для контроля и оценки уровня достижения целей.

Соответствие образовательным стандартам и нормативам. Программа должна соответствовать образовательному минимуму, учебному плану школы, профилю классов, в которых будет применяться, учитывать индивидуальные программы учеников.

Конкретизация содержания образовательных программ находит отражение в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, и т. п.

Учебник выполняет две основные функции: I) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

Учебник является своеобразной комплексной информационной моделью образовательного процесса. Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа, Практически любой элемент дидактической системы призван найти свое выражение в учебнике. Если рассматривать учебник в качестве организатора образовательной деятельности, то содержание и структура параграфов по одной теме должны соответствовать элементам и этапам образовательного процесса. Например, первый параграф вызывает мотивацию деятельности учеников, обозначает концепт темы; второй - помогает самоопределиться по отношению к главным проблемам темы; третий - спланировать свою индивидуальную программу по теме; следующие несколько параграфов последовательно раскрывают основные вопросы темы; завершающие параграфы позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты.

В то же время учебник не может обеспечить все стороны образования. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, видеокассета, и т. п.

Структура учебника. Основными компонентами содержания учебника выступают:

информативная, репродуктивная, творческая, эмоционально-ценностная.

Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике:

Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания).

Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия.

Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста.

Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами.

Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на основной, дополнительный и пояснительный,

Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента:

1) теоретико-познавательный:

• основные термины;

• ключевые понятия и их определения;

• основные факты, явления, процессы, события;

■опыты;

■описание основных законов, теорий, ведущих идей;

• выводы и т. п.

2) инструментально-практический.,

• характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний;

• описание задач, опытов, упражнений, экспериментов;

• составление набора задач, опытов, самостоятельных работ;

• обзоры, разделы, систематизирующие и интегрирующие учебный материал.

Дополнительный текст включает:

• документы;

• хрестоматийный материал;

• обращение к читателям;

• биографические и народоведческие сведения;

• статистические сведения;

• справочные материалы, выходящие за рамки программы.

Пояснительный текст включает:

• предметные введения к учебнику, разделам, главам;

• примечания, разъяснения;

• словари;

• алфавиты;

• определители;

• пояснения к картам, схемам, диаграммам;

• указатели.

Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстративный материал, аппарат ориентировки:

1) аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения;

2) иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации;

3) аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.

Один из важнейших приемов работы с учебником - выделение главного. Эта работа требует от ученика анализа внутренней логики текста, выделения его смысловой основы, сжатия и обобщения содержания, переосмысления материала.

Виды деятельности, которые развивают умение выделять главное в тексте: подбор эпиграфов и заглавии к тексту; составление плана, тезисов, конспекта; создание знаковых моделей, схем; дидактические игры, конструирование выводов и обобщений.

После чтения учениками фрагмента учебника учитель может сформулировать вопросы и задания: «О чем идет речь в этом параграфе? Выделите ключевые термины текста. Какие предложения являются в нем главными, а какие - второстепенными? Задайте вопросы по содержанию параграфа. Попробуйте ответить на них. Запишите в тетрадях главные пункты текста в виде плана (тезисов, рисунков, схем, формул), выполните с их помощью пересказ. Почему именно эти пункты выделены как главные?»

Для младших школьников возможна следующая последовательность заданий по работе с учебником:

1. Прочитайте текст. О ком (о чем) в нем говорится? Что о них говорится?

2. Что хотел сказать автор текста?

3. На какие пункты разделен текст параграфа? Для чего это сделано?

4. Проанализируйте содержание выбранного вами пункта. Определите ключевые слова и главные предложения.

5. Как в учебнике выделено главное? Как бы вы предложили выделить главное в учебниках по разным учебным курсам?

Для учащихся средних и старших классов примененяются следующие типы упражнений по работе с учебником:

подготовительные - для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовке к изучению нового материала;

диагностирующие - для определения уровня знаний с помощью вопросов и задании из учебника;

обучающие - формируют различные приемы работы с учебником и его содержанием;

творческие - по преобразованию текста учебника, составлению собственных его фрагментов;

рефлексивные – направлены на осмысление деятельности по освоению материала учебника;

праксиологические – учат применять знания и приемы работы в различных ситуациях;

контрольные – для проверки уровня знаний и освоенных способов работы.

 

Схема 27

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.067 сек.