Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально важные качества личности специалиста АФК




 

Степень значимости Качества личности
  «Студенты» «Сотрудники»
Наиболее важные качества (1-3 ранги) • терпение • доброжелательность • сочувствие • доброжелательность • терпение • уважение
Важные качества (4-7 ранги) • эмпатия • уверенность • гибкость • требовательность к себе и другим • гибкость • уверенность • требовательность к себе и другим • тактичность
Наименее важные качества (8-10 ранги) • общительность • тактичность • стремление к самосовершенствованию • стремление к самосовершенствованию • эмпатия • общительность

Эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние дру­гого посредством сопереживания вошла в группу важных личность ка­честв у «студентов», а «сотрудники» считают ее наименее значимым (9 ранг). По-видимому, это обусловлено спецификой их деятельности, прежде всего, непостоянством детского контингента.

Тактичность, гибкость как способность действовать в зависимости от ситуации, стремление к самосовершенствованию более важны для «сотрудников», чем для «студентов», хотя в целом они составили груп­пу важных качеств.

Общительность, по мнению и «студентов», и «сотрудников», явля­ется наименее важной чертой характера.

Уверенность, связанная с положительной самооценкой, в иерар­хии профессиональных личностных особенностей относится к группе важных качеств (5 ранг), что, скорее всего, связано с недостаточно высоким уровнем профессиональной подготовленности участников ис­следования.

Таким образом, личность профессионала оказывает определенное вли­яние на его деятельность. Вместе с этим, существует и обратное влияние. Положительное влияние деятельности на личность связывают с форми­рованием индивидуального стиля деятельности, а негативное - с ^про­фессиональной дезадаптацией, а конкретно - с профессиональной де­формацией (Р.М. Грановская, Ю.С. Крижанская, 1994) и развитием син­дрома «психического выгорания» (ЪигпоШ) (Н.Е. Водопьянова, 2001; Г. Крайг, 2001).

Особого внимания заслуживает синдром «психического выгорания», что обусловлено спецификой деятельности специалиста АФК.

Согласно модели К. Маслач и С. Джексон, «выгорание» («сгорание») понимается как синдром эмоционального истощения, деперсонализа­ции и редукции личных достижений. Эмоциональное истощение - это главная составляющая, которая проявляется как в сниженном эмоцио­нальном фоне, равнодушии к людям (эмоциональная адаптация), так и в эмоциональной несдержанности (эмоциональное пресыщение). Де­персонализация проявляется в изменении отношений с другими людь­ми (зависимость или, наоборот, неприемлемые установки в работе с людьми, стремление унизить и т.п.). Редукция личных достижений свя­зана с негативным оцениванием собственных результатов, себя как про­фессионала либо в ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, т.е. со снижением самооценки (Н.Е. Водопьяно­ва, 2001).

Опасность возникновения данного синдрома у профессионала в сфере АФК достаточно высока, что требует специальных исследований в отношении его развития и путей профилактики и коррекции.



Контрольные вопросы и задания

1. Дайте характеристику таким качествам личности, как добросове­
стность и эмоциональная стабильность.

2. Как вы понимаете интегративное личностное качество «харди»?

3. Какие черты характера важны для педагога по адаптивной физи­
ческой культуре?

4. Раскройте различие в ранжировании профессионально важных
личностных качеств специалиста АФК «студентами» и «сотрудниками».

5. Что такое синдром «психического выгорания»?


Раздел II

ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА 7

РОЛЬ, МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ

ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ

И СПОРТИВНОМ ДВИЖЕНИИ ИНВАЛИДОВ

С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО

АППАРАТА

Организм человека развивается, совершенствуется и самообновля­ется в функционально-морфологическом отношении под влиянием био­логического стимулятора — движения (В.В. Мошков, 1982).

Роль и значение движений, физических упражнений как лечебного и гигиенического средства высоко ценились еще нашими далекими пред­ками.

Подтверждением тому служат рукописи китайских ученых (Конг-фу, «Искусство жизни, 3000 до н.э.), индийских врачей («Аюрведы» — книга жизни, 1800 г. до н.э.), описывающих физические упражнения, использовавшиеся древними в лечебных целях.

Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) придавал огромное значение движе­ниям (О.В. Качаровская, 1956; С.М. Иванов, 1964 и др.).

В Древнем Египте и Персии наряду с гимнастикой применялся мас­саж (А.Г. Дембо, 1975; Н. Ьогепгеп, 1975).

Клавдий Гален (131-200 гг. до н.э.) — врач школы гладиаторов -дал описание лечебной гимнастики при различных заболеваниях. Он же широко использовал греблю, верховую езду, охоту, косьбу, собирание плодов и винограда, экскурсии с лечебной целью.

Абу Али-аль Хуссейн Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.) в труде «Канон врачебной науки» пропагандировал использование физических упражнений.

В 1573 г. выходит работа Меркуриалиса «Искусство гимнастики». Прогрессивные ученые этого периода считают, что «движение — луч­шая медицина тела» (Ф. Гофман, 1660—1742).

Несколько позднее французский врач Жозеф Тиссо (1791) утверж­дал, что «движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарственное средство, но все лечебные средства мира не мо­гут заменить действия движения».


В этот же период возникает шведская система врачебной гимнасти­ки, основателем которой был Генрик Линг, а в Стокгольме открыва­ется первый центр подготовки специалистов по лечебной физической культуре (ЛФК).

В конце XIX — начале XX века начинается развитие лечебной гим­настики применительно к различным заболеваниям: гинекологическим (Тюре Бранд,1884), сердечно-сосудистым (Терренкур, Эртель, 1881; Шотт, 1884), нервным болезням (Френкель, 1889), бронхиальной аст­ме и бронхитам (С.М. Иванов, 1964) и т.д.

В России зарождение лечебной физической культуры произошло в конце XVII - начале XVIII века. Русские ученые и общественные деяте­ли М.В. Ломоносов, И.И. Бецкий, А.П. Протасов, С.Г. Забелин, А.Н. Новиков, А.Н. Радищев и другие выступали в защиту профилакти­ческого направления в медицине и смотрели на физические упражне­ния и спорт, особенно для детей, как на одно из основных средств в борьбе за здоровье подрастающего поколения.

Ф.И. Барсук-Моисеев в книге «Путь к здоровью, или наука о том как сохранить свое здоровье» (1791), пропагандировал физические уп­ражнения.

Большое значение лечебной физической культуре придавал М.Я. Мудров — отец русской терапевтической школы. В своих работах он раскрывал пользу применения физических упражнений, растираний, использования средств природы, трудовых процессов как для больных, так и для здоровых людей.

В 1830 г. в Москве был открыт первый кабинет лечебной гимнасти­ки, а в 1834 - аналогичный кабинет в Санкт-Петербурге, переимено­ванный вскоре в Гимнастический институт.

Ортопедический институт в Москве открылся в 1838 г., где кроме лечения больных ежегодно подготавливаются 20 преподавателей ЛФК.

На практике эти идеи внедрялись выдающимися русскими врачами: Н.И. Пироговым, С.П. Боткиным, Г.А. Захарьиным, А.А. Остроумовым, П.И. Дьяконовым и другими (О.В. Качаровская, 1956).

Первая докторская диссертация на тему: «Рациональная гимнасти­ка как средство сохранить здоровье и исцелять некоторые недуги» была защищена Г. Бенезе в 1870 г.

Практический выход всем имеющимся наработкам был найден тог­да, когда в Санкт-Петербурге была создана специальная поликлиника для лечения солдат, раненных в русско-турецкую войну.

Особенно велика заслуга в развитии ЛФК П.Ф. Лесгафта (1837-1909), который явился основоположником физического воспитания, создателем оригинальной системы физического образования, основа­телем курсов, а затем и института по подготовке педагогических кадров по физическому образованию.

В области врачебной гимнастики в 60-80-е годы XIX столетия передо­вая мысль русских ученых опережала идеи зарубежных специалистов, что подтверждается рядом фактов: выступление профессора Х.Я. Гюббенета на торжественном собрании Киевского университета в 1854 г. с докладом «О значении гимнастики в жизни человека и народов», издание в 1865 г.


газеты, освещавшей вопросы врачебной гимнастики, создание в 1870 г. в Петербурге первого в Европе Врачебно-гимнастического общества и пер­вой в Европе (1877-1878) поликлиники для лечения раненых солдат ле­чебной гимнастикой и спортивными упражнениями.

Последующее развитие ЛФК получила после выхода Декрета В. И. Ле­нина (1921) об организации домов отдыха. Большой вклад в это движение внесли В.В. Гориневский, И.М. Саркизов-Серазиии, И.А. Богашев, а так­же Н.А. Семашко.

По инициативе З.П. Соловьева с 1925 г. лечебная физическая куль­тура применяется в санаториях, домах отдыха, в рядах Красной Армии (С.Н. Попов, 1978).

В этот период создаются кафедры ЛФК, выпускаются учебники.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в научно-методические разработки по лечебной физической культуре как в на­шей стране, так и за рубежом.

В 1940—1945 гг. в ряде лазаретов Германии, США, Англии стали проводить спортивные занятия с целью ускорения лечения инвалидов, а после окончания войны возникла необходимость создания восстано­вительных центров для инвалидов, получивших впоследствии название «реабилитационных». Впервые они появились в Германии, Англии, Франции, США (С.М. Иванов, 1964; В.К. Добровольский, 1971).

В наши дни такие центры функционируют почти во всех развитых странах. Реабилитационные центры проводят большую работу по вовле­чению инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата в сис­тематические, круглогодичные занятия физическими упражнениями.

Учреждение восстановительного типа в нашей стране стали создавать­ся с первых дней становления советского государства: диспансеры, сана­тории, профилактории, бальнеолечебницы и т.п. (К.И. Журавлева, 1980).

Во всех этих учреждениях, как за рубежом, так и в нашей стране, широко используется лечебная физическая культура, получившая при­знание как незаменимый помощник врача при лечении самых разнооб­разных заболеваний, и в том числе при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Зарубежные специалисты по ЛФК, улучшая и совершенствуя мето­дики занятий с инвалидами, повышая их эффективность, после Вто­рой мировой войны стали внедрять в практику занятий элементы спорта. Основоположником этого начинания стал английский врач Людвиг Гутман, проводивший занятия с параплегиками в Сток-Мэндвильском госпитале (Англия).

Значительно позднее, в 60-е годы, и отечественные специалисты стали пропагандировать и внедрять элементы спорта при восстановле­нии инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата (И.Е. Каза­кевич, 1951; П.И. Белоусов, 1968; В.К. Добровольский, Л.А. Власова, Н.В. Ступкина, 1971; В. Филатов, В. Добровольский, М. Сильвестрова, 1973 и другие).

Родоначальником этого направления в стране стал Ленинградс­кий научно-исследовательский институт протезирования, где по ини­циативе директора института, профессора В.И. Филатова, под руко-


водством профессора В.К. Добровольского на отделении ЛФК были внедрены обязательные занятия со спортивной направленностью на­равне с применением традиционных методов лечебной физической культуры. Практика показала, что с применением в занятиях элемен­тов различных видов спорта (легкой атлетики, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, плавания и других) двигательные возможности инвалидов с ПОДА восстанавливаются значительно быстрее (Е.К. Молодая, 1960; Н.В. Гритченко, 1972; О. Богата, 1976; ЕЛ. Маку-ни, Е.С. Ульрих, 1976; Б.В. Сермеев, 1976; В.К. Добровольский, В.П. Власенко, С.Н. Федоров, 1978; М.А. Полотерова, С.И. Найдина, 1978; В.И. Филатов, 1979; В.К. Добровольский, 1980 и другие).

Постепенно эта идея, казавшаяся вначале нереальной, получила большой отклик и практическое развитие во всем мире.

Таким образом, лечебная физическая культура является первым, основополагающим этапом развития физкультурно-оздоровительного и спортивного движения инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата.

Окончание становления первого этапа этого движения в мире при­ходится на 1948 г., когда доктор Гутман провел первые соревнования среди инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга в Сток-Мэндвиле, в нашей же стране - с создания в 1980 г. первой и един­ственной в то время Федерации спорта инвалидов Ленинграда, предсе­дателем которой был избран профессор В.И. Филатов, а ответственным секретарем — К.М. Болтушевич.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Лечебная физическая культура является основой, базой первого
этапа развития адаптивной физической культуры для инвалидов с по­
ражением опорно-двигательного аппарата.

2. Введение в практику лечебной физической культуры элементов
спорта и соревновательных моментов послужило толчком к дальнейше­
му развитию этого направления, которое за рубежом получило назва­
ние реабилитационного спорта, а в СССР - физическая культура и
спорт инвалидов.


ГЛАВА 8

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СРЕДИ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом

Естественные движения, свойственные человеку в беге, прыжках, метании, плавании, стрельбе, играх, ходьбе на лыжах и так далее, в лечебных целях применялись давно.

Постепенное совершенствование методик лечебной физической культуры дает толчок развитию нового направления, получившего на­звание реабилитационного спорта.

Историческое развитие реабилитационного спорта тесно связано как с вопросами физической культуры, так и с вопросами физического воспитания.

В XIX веке стали известны работы немецкого ученого Линдемана, который впервые подчеркнул разницу между лечебной физической куль­турой и реабилитационным спортом (Н. Ьогепгеп, 1975).

Он отмечал, что лечебная гимнастика имеет дело с больным челове­ком и исходит от его болезни, дефекта, в то время как реабилитацион­ный спорт исходит от увечного и ставит во внимание самого человека во всем многообразии его возможностей. Лечебная физическая культура — это лечение, ограниченное по времени выздоровлением человека; реа­билитационный спорт обладает моторной активностью, по времени он не ограничен, по возрасту тоже, в нем без принуждения занимающийся может выбрать любой доступный и понравившийся ему вид-спорта.

Лечебная физическая культура является связующим звеном при переходе инвалидов с ПОДА к занятиям реабилитационным спортом, эти понятия нельзя противопоставлять друг другу (Н. Коге!, 1978).

В уставе Немецкого общества по реабилитационному спорту, в п. 2 говорится: «Реабилитационный спорт является активной двигательной терапией для каждого возраста как функциональное общее лечение в смысле лечебной гимнастики» (Н. Ьогепгеп, 1975).

Первая публикация о реабилитационном спорте появилась в 1914 г. Ее автор Мальвитц предложил ряд упражнений «спортивной терапии».

Американец Рей Мак-Кензи на практике широко использовал ле­чебную физическую культуру и спорт, добиваясь восстановления тру­доспособности инвалидов в 50% случаев (С.И. Иванов, 1964).

I. НегЬеи (1975) определил принципы реабилитационного спорта, задачи и цели, основными из которых считал разделение инвалидов с дефектами опорно-двигательного аппарата по группам в зависимости от степени и уровня поражения и возраста. Он же придавал большое


значение соответствующей информации, агитации и пропаганде реаби­литационного спорта.

Об эффективности регулярной спортивной деятельности говорили все немецкие специалисты, подчеркивая, что реабилитационный спорт при­носит занимающимся физическое и моральное удовлетворение, чувство коллективизма. Они предлагали разделение занимающихся на группы: с ампутациями верхних конечностей, ампутациями и дефектами нижних конечностей, с врожденными недоразвитиями конечностей и дефектами суставов, с параличами, считая что врач должен «прописывать» каждому человеку определенный вид спорта. Среди большого разнообразия видов спорта предлагались: кегли, легкая атлетика, плавание, настольный тен­нис, лыжи, спортивные игры, мяч над шнуром и под шнуром (из исход­ного положения сидя на полу), атакующий мяч, мяч на ладони, водный мяч, а для парализованных — баскетбол в колясках, стрельба из лука, легкая атлетика, плавание, настольный теннис (О. ЗопйегЬей, 1971).

Успешное развитие реабилитационного спорта требует планомер­ного профессионального подхода с учетом специальных требований к методике его проведения, постоянного пополнения групп и секций деть­ми, молодежью из специальных школ, создание унифицированных ус­ловий для проведения занятий и соревнований, сотрудничество с реа­билитационными организациями в городах и районах, с медицински­ми работниками, с зарубежными специалистами.

Другая группа исследователей делает попытки разделения занимаю­щихся на классы, используя определенные медицинские тесты (М. Кто1, 1976; Н. Коге1, 1978).

Большая работа в пропаганде реабилитационного движения была проделана Австрийским реабилитационным центром (г. Тобельбад) и Польским реабилитационным центром (г. Познань), по инициативе которых разрабатывается Гимнастическая Программа для парализован­ных, основной целью которой было создание предпосылок независи­мости больного от окружающих людей. Она включала в себя: поддержа­ние трофики тканей, сохранение подвижности суставов, активизацию процессов восстановления спинальной рефлекторной дуги, использо­вание активной иннервации и активизации моторного восстановления, мышечную тренировку для укрепления мускулатуры, вазомоторную тренировку, формирование различных компенсаций, выработку неза­висимости, уход за питанием и телом. Определялись фазы реабилита­ции и их особенности.

В этот период возникают различные теории и другие подходы к дан­ной проблеме. Так, профессор Гутман считает главным научить челове­ка пользоваться коляской и основным средством считает физические упражнения, связанные с креслом-коляской; профессор Йоххайм, на­оборот, считает важным «извлечь» человека из коляски и ставит целью реабилитационного спорта укрепление верхних конечностей тела, пси­хическую реабилитацию, подготовку парализованного к бытовой дея­тельности (I. КосЬ, 1970).

Лоренц формирует спортивно-педагогические цели реабилитаци­онного спорта: повышение роли самосознания, вовлечения в общество


реабилитационного спорта, тренировка равновесия, овладение сред­ствами технического передвижения, укрепление мускулатуры плечево­го пояса, укрепление ослабленных мышц, обучение и тренировка в ходьбе, проведение упражнений на использование оставшейся мышеч­ной силы, повышение интереса к реабилитационному спорту, проведе­ние упражнений на улучшение кровообращения.

К этому времени в работе с инвалидами с поражением опорно-двигательного аппарата используется 15 видов спорта, среди которых плавание занимает ведущее место.

Впервые специалисты по реабилитационному спорту ставят вопрос о социальной интеграции инвалидов с поражением органов опоры и движения и о совместных занятиях в группах со здоровыми людьми (]. Гппетозег, 1975).

А шведские ученые разрабатывают требования и стандарты к спортив­ным сооружениям, предназначенным для занятий с инвалидами, считая что специально построенные бассейны и другие спортивные сооружения и их оборудование имеют большое значение для развития реабилитаци­онного спорта. Обсчитано и рассчитано все, начиная от стоянок автома­шин, телефонов, лифта, раздевалок, душевых, коридоров, туалетов, бассейна, игровых и спортивных залов до спортивных сооружений на воздухе, разработаны новые технические приспособления для занятий.

В период развития и становления реабилитационного спорта за ру­бежом издается большое количество специальной литературы: «Цели спорта для ампутированных» (Брикман), «Тренировка ампутированных» (Брунстром), «Спорт пробуждает у ампутированных радость жизни», «Спорт в качестве лечебного мероприятия» (Хартинг), «Отдых, свобод­ное время и спорт молодых ампутированных» (Хоске), «Гимнастика для больных и спорт для увечных в рамках клинических возможностей» (Виле), «Значение физических упражнений при лечении ампутирован­ных», «Задачи и основные положения спорта увечных», «Лечебная гим­настика и спорт для ампутированных» (Витт), «Могут ли увечные бе­гать на лыжах?» (Цресе), «Бег на лыжах с костылями» (Лани) и другие (П.И. Белоусов, 1968).

Кроме того, издаются журналы: в Финляндии - «Силой рук», в Чехословакии — «Элан», в Германии - «Спорт инвалидов».

Создаются кинофильмы: в Англии — «Снова жизнь», «Возврат к действию», «Обратно к норме»; в США - «Тренировка и восстановле­ние ампутированных», «Путь к восстановлению», «Школа вторых воз­можностей», фильмы с этой тематикой имеются в Австрии, ФРГ, Ка­наде, Бельгии, Индии (В.К. Добровольский, 1977).

Проводятся международные семинары, конференции, конгрессы. Специалисты всех стран на Всемирном конгрессе гимнастов-инвалидов в Копенгагене (1963) дали положительную оценку реабилитационному спорту — новому направлению в развитии и становлении спорта инва­лидов за рубежом, подчеркнув его жизненную необходимость и значи­мость в выработке в себе чувства собственного достоинства, умения адаптироваться в бытовой, профессиональной жизни, утверждения со­циального статуса.


В каждой стране процесс развития и становления реабилитацион­ного спорта проходит по-разному, учитывая особенности и специфику каждого государства, и до настоящего времени это направление суще­ствует самостоятельно, так как оно способствует улучшению здоровья инвалидов, гарантирует им повышение жизненной активности и рабо­тоспособности.

Кроме того, в объемном, самом большом движении инвалидов -с поражением опорно-двигательного аппарата — существуют принципиаль­но разные категории инвалидов: с травмами и заболеваниями спинного мозга, последствием детского церебрального паралича, с ампутационны­ми и врожденными дефектами конечностей, с другими поражениями ко­нечностей. Всем им рекомендуется реабилитационный спорт. Но человеку свойственно стремление к самосовершенствованию, и спортивное движе­ние инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата постепенно переходит на новый, более качественный уровень своего развития - спорт инвалидов с нарушением функции органов опоры и движения.

Второй этап развития физкультурно-оздоровительного и спортив­ного движения инвалидов спорта — реабилитационный спорт заканчи­вается в 1960 г. с началом проведения Олимпийских игр для инвалидов.

Подводя итог, можно сделать следующие обобщения:

1. Развитие реабилитационного спорта в мире приходится на 1948-
1959 гг. с начала создания реабилитационных центров.

2. Это направление получило подтверждение и развитие почти во
всех государствах на планете как незаменимое и универсальное сред­
ство физической, психической и социальной реабилитации инвалидов
с поражением опорно-двигательного аппарата.

3. В настоящее время, получив признание и дальнейшее развитие,
реабилитационный спорт существует как самостоятельное направление.

4. В 1960 г. прошли первые Олимпийские игры для инвалидов с пора­
жением органов опоры и движения, что послужило основанием для воз­
никновения нового, более совершенного этапа физкультурно-оздорови­
тельного и спортивного движения инвалидов — спорта инвалидов.

5. Как в свое время лечебная физическая культура, оставаясь само­
стоятельной дисциплиной, дала жизнь реабилитационному спорту, так
и реабилитационный спорт, сохранив свое своеобразие, необходимость,
заложил основу спорта инвалидов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.