Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реабилитация 2 страница




Таким образом, в силу целого ряда объективных условий и субъек-вных фактов инвалиды оказались в сфере деятельности медицины, в торой сравнительно недавно зародилось самостоятельное направле-е — реабилитация. В Энциклопедическом словаре медицинских тер-[нов (1984) она определяется как «комплекс медицинских, педагоги-жих и социальных мероприятий, направленных на восстановление ти компенсацию) нарушенных функций организма, а также соци->ных функций и трудоспособности больных и инвалидов».

Как видно из определения, в понятие реабилитация входят: функ-ональное восстановление, или компенсация того, что нельзя восста-зить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудо- /гу процессу больного или инвалида.

Важно отметить, что медицинская реабилитация включает в себя ебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья боль-•о и психологическую подготовку пострадавшего к необходимой адап-ии, реадаптации или переквалификации (А.В. Сахно, 1993). При этом

1 Социальная значимость физической культуры состоит в той огромной роли, орую она играет в развитии, сохранении и поддержании телесного, хического, нравственного и духовного здоровья населения. Как отмечает. Лубышева (1995), в современной критической ситуации, сложившейся в нальной сфере, физическая культура может стать важнейшим фактором,;обным помочь людям противостоять неблагоприятным условиям жизни.


до настоящего времени существуют различные понимания сущности реабилитации теми или иными специалистами — медиками. Так, в не­врологии, терапии, кардиологии под реабилитацией прежде всего под­разумевают различные процедуры (массаж, психотерапию, лечебную гимнастику и т.д.); в травматологии и ортопедии - протезирование; в физиотерапии — физическое лечение; в психиатрии - психо- и трудо­терапию.

Все эти положения с учетом той или иной медицинской специаль­ности вполне понятны, однако они, с одной стороны, сужают цели, задачи, средства, методы, организационные формы реабилитации, ори­ентируют их в зависимости от профиля заболевания или инвалидности на общепринятые в официальной системе здравоохранения и явно не­дооценивают роли движения и вообще физической культуры личности участвующего в этом процессе; а с другой, — лишний раз подтвержда­ют, что медицинская реабилитация находится лишь на пути выхода из рамок лечебно-госпитальной парадигмы. В соответствии с последней, кстати говоря, неоднократно подвергавшейся критике (И.И. Брехман, 1987, 1990 и др.), главная цель медицины - излечение конкретных бо­лезней в больницах, поликлиниках, санаториях, реабилитационных центрах с помощью лекарств и медицинской техники под руководством и наблюдением специалистов-медиков, а не максимально возможное развитие жизнеспособности человека (здорового, больного, инвалида), его телесно-двигательных и психических потенций, отпущенных при­родой и имеющихся (оставшихся) в наличии в процессе жизни.

Таким образом, в отличие от адаптивной физической культуры ме­дицинская реабилитация направлена лишь на восстановление нарушен­ных функций организма, а не на максимальную самореализацию чело­века в новых условиях, что требует от больного или инвалида значи­тельно большей активности и самостоятельности. Кроме того, исполь­зуемые в реабилитации средства так или иначе ориентированы на сред­ства традиционной медицины - медицинскую технику, массаж, физио­терапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы — движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.

На значительное расширение сферы традиционной медицины, «опь­яненной» успехами в лечении ранее неизлечимых болезней и спасении умирающих и «видящей» только в этом главную задачу служения лю­дям, направлены такие ее «ветви», как валеология (И.И. Брехман, 1987, 1990 и др.) и профилактическая медицина (П.П. Горбенко и др., 1995, 1996 и др.).

Главная цель валеологии состоит в реализации «прямого пути» к здоровью, в его сохранении, укреплении и «воспроизводстве». В отли­чие от медицины основными средствами валеологии являются компо­ненты здорового образа жизни:

1. Сознание (воспитанное с детства разумное отношение к своему
здоровью, правильному режиму труда и отдыха).

2. Движение (физическая культура и закаливание организма).

3. Рациональное питание.


4. Профилактические применяемые лекарственные препараты (ле­карства для здоровых) (И.И. Брехман, 1990).

Однако, подчеркивая, что в отличие от медицины, занимающейся больными, валеология - это наука о здоровье здоровых людей, а также находящихся в состоянии предболезни или имеющих факторы риска, И.И. Брехман - один из авторов и инициаторов ее появления, по суще-:тву, как бы по инерции исключает хронических больных и инвалидов 13 числа тех, для кого она предназначена. Хотя, безусловно, он, скорее то сложившейся традиции, забывает эту категорию населения, нежели толагает, что валеология и вообще валеологический подход к жизни им 1С нужен. Как это ни парадоксально, но здесь повторяется ситуация,:ложившаяся в сфере физической культуры. Те люди, которым и валео-гогия, и физическая культура нужны более, чем кому бы то ни было, жазываются «за бортом» их концептуальных схем.

Что же касается профилактической медицины, то, безусловно, при-навая ее огромную роль в оздоровлении населения России, особенно с четом его сегодняшнего состояния, необходимо обратить внимание на

0, что это все-таки медицина: 1) и по главной цели - профилактике
онкретных заболеваний; 2) и по кадровому обеспечению — медицинс-
им работникам; 3) и по средствам - различным лекарственным препа-
атам, рекреационно-реабилитационным комплексам и т.п.

Если проанализировать современные технологии Российского ин-гитута профилактической медицины - одного из лидеров данного на-равления (Медицинские технологии, №4, 1995): ингаляция разляч-ых лекарственных и растительных препаратов, гало-, аэрофито-, аэро-оно-, фитотерапия; музыкальная аудиовизуальная терапия; диетоте-шия; биосауны, гидромассаж, солярий и другие, - то станет вполне гевидной их экологически-медицинская направленность. Однако надо гдать должное директору данного института, профессору П. П. Горбен-з, который в отличие от многих медицинских работников уделяет в юей концепции профилактики большое внимание двигательной ак-1вности пациентов (работе на универсальных тренажерах, тредбане,;лоэргометре, степ-тренажере и т.п.) и вообще формированию их изической культуры в самом современном понимании этого слова, шумеется, двигательная активность, предлагаемая в технологиях Ин-итута профилактической медицины, представляет собой реализацию большей степени рекреационного направления физической культу-

1, главная идея которого состоит в активизации, поддержании или
сстановлении физических и духовных сил, профилактике утомления,
звлечении и вообще в оздоровлении через удовольствие (В М Выд-
н, 1982, 1995; Б.В. Евстафьев, 1985 и др.).

Таким образом, отмечая несомненную пользу для инвалидов со-еменных технологий профилактической медицины, подчеркнем, что штивная физическая культура предполагает значительно более ши-кое привлечение средств и методов данного вида культуры, являю-осся базой, основой социализации личности инвалида, его адапта-и к трудовой деятельности или переквалификации и вообще само-шития, самовыражения и самореализации.


Выдвигая данный тезис, авторы учебника хорошо осознают те трудности, которые стоят на пути не только его практической реализации, но и теорети­ческого осмысления и признания специалистами, изучающими проблемы че­ловека (философами, медиками, психологами и др.). Хорошо известно, что физическая культура как атрибут развития и воспитания личности постоянно присутствовала на протяжении многих лет во множестве концептуальных мате­риалов, ориентированных на идеал «гармоничного и всестороннего развития личности». Однако регулярность тиражирования этого лозунга не компенсиро­вала его декларативной сути: единение физического развития с духовностью человека было совершенно внешним, механическим, не сопрягающим два человеческих начала ни в подлинно теоретическом, ни в практическом смысле слова (И.М. Быховская, 1993), а отсюда все, что так или иначе принадлежит к сфере телесного, по существу, не относили к истинно культурному, челове­ческому вопреки провозглашающимся лозунгам. Здесь необходимо согласиться с И.М. Быховской, которая отмечает, что приоритет дихотомического подхо­да, «заживо расчлененного человека» (М. Монтень) на бестелесную духовность и бездуховную телесность оказался доминирующим в развитии взглядов на телесность человека вплоть до настоящего времени. Возвышение разума как посредника между человеком и абсолютом и, соответственно, приземлекле всего материального, телесного, плотского стало во многих обществах и куль­турах той парадигмой, которая на протяжении двух тысяч лет не только опре­деляла характер теоретического осмысления феномена человеческого тела, но и дала «пышный цвет» в массовом сознании. Однако в отличие от рефлексиру­ющего рассудка, все чаще возвращающегося к пересмотру сложившейся ситу-ации в этой области (принцип сенсуализма, философия гедонизма, ницшеан­ский гимн человеческому телу; школы: феноменологии, «философии жизни», философской и интегративной антропологии и др., способствовавшие повы­шению «рейтинга» вопросов телесности на аксиологической шкале человеко-знания и реальной жизни), обыденное сознание и, к сожалению, очень часто произведения искусства продолжают воспроизводить эту дихотомию, возмож­но, и не подозревая об этом. Художественные фильмы или телепередачи де­монстрируют, как правило, негативное (или в лучшем случае скептическое) отношение к теоретическим проблемам телесного в гуманитарном познании и презрительно-недеятельное отношение к реальному телу в практическом смысле, а также уничижительно-саркастическое отношение ко всем работникам сферы физической культуры вообще.

Разумеется, среди представителей данной области деятельности (кстати, равно как и других) имеются и те, которые заслуживают такого к себе отноше­ния. Однако же не до такой степени и не до такого примитивного уровня: если «физкультурник», то непременно второсортный, второстепенный, если не ска­зать больше.

Таково место адаптивной физической культуры среди дисциплин, использующих движение в работе с различными контингентами насе­ления.

Что же касается других дисциплин, занимающихся проблемами лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и инвалидов (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогика, логопедия и др.), то в них те или иные компо­ненты физкультурно-спортивной деятельности практически не исполь­зуются. Это объясняется предметом этих дисциплин, специфическими Целями, задачами, средствами и методами.


То же самое можно сказать и о целом ряде дисциплин, рассматри-шющих отдельные компоненты здоровья и здорового образа жизни, ^пример, гигиена изучает главным образом среду обитания, диетоло-•ия - преимущественно лечебное питание и т.д.

Возвращаясь к проблеме подготовки специалистов для работы с ин-юлидами в области физической культуры, необходимо констатировать, 1то здесь уже сделаны первые шаги, имеется определенный, хотя и не-юльшой опыт, опубликованы научные статьи и учебные материалы.

При этом особо следует отметить подвижническую деятельность:пециалистов-дефектологов бывшей Академии педагогических наук ЗССР, Одесского, Славянского и Красноярского государственных пе (агогических институтов, МОГИФКа и ВНИИФКа. Представители двух юследних организаций А.В. Сахно и В.С. Дмитриев подготовили к изда-шю двухтомный Сборник материалов к лекциям по физической куль-уре и спорту инвалидов, являющейся этапной работой в этом направ-[ении.

Начиная с 1995 г. активно работает в этом направлении Санкт-Петер->ургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгаф-а, где были созданы первые в России кафедра теории и методики адап-ивной физической культуры (1995 г.) и факультет адаптивной физичес-.ой культуры (1999 г.).

____________ Контрольные вопросы и задания

1. Какие области знаний интегрирует в себе адаптивная физическая
ультура?

2. Перечислите основные отличия адаптивной физической культу-
Ъ1 от физической культуры, медицины, валеологии, профилактичес-
ой медицины, коррекционной педагогики и других отраслей знаний и
фактической деятельности.

3. Проиллюстрируйте пространство научных проблем адаптивной
жзической культуры с помощью декартовой системы координат.

4. Охарактеризуйте особенности адаптивной физической культуры
ак учебной дисциплины.

5. В каких учреждениях и организациях, в каких ведомствах может
аботать специалист по адаптивной физической культуре?


ГЛАВА 4

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ (ВИДЫ) АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры

В общей теории физической культуры выделяют различные разде­лы, компоненты, виды, формы этого социального феномена. Так, В.М. Выдрин (1970-1999) выделяет физическое воспитание (образова­ние) (или неспециальное физкультурное образование), спорт, физи­ческую рекреацию и двигательную реабилитацию. Л.П. Матвеев (1983, 1984) подразделяет физическую культуру на базовую физическую куль­туру, спорт, профессионально-прикладную, оздоровительно-реабили­тационную и фоновую физическую культуру.

При этом Л.П. Матвеев, указывая, что выделенные им разделы со­ответствуют различным направлениям и сферам использования физи­ческой культуры в обществе, различаются по функциям и структуре, тем не менее не определяет классификационный признак или основа­ние, критерий такого разделения. Из текста и, особенно, из приведен­ной им таблицы можно сделать вывод о том, что дальнейшее деление упомянутых разделов на подразделы (или виды, разновидности) прове­дено в соответствии с наиболее общими решаемыми ими задачами (спе­цифической направленностью в процессе использования).

Каждый из выделенных видов физической культуры либо обеспе­чивает что-то (например, специальную физическую подготовленность к военной деятельности), либо способствует чему-то (например, лече­нию заболеваний и восстановлению функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм и других причин).

Рассматривая структуру физической культуры, В.М. Выдрин (1999) отмечает, что она сформировалась исторически, в процессе удовлетво­рения личностных и общественных потребностей.

Вообще возникновение и развитие физической культуры, равно как других ее видов (производственной, художественной, политической и др.), обусловлено потребностями человеческого общества на каждом этапе его развития.

Таким образом, В.М. Выдрин в качестве основного критерия выде­ления тех или иных видов (компонентов, форм, разделов) физической культуры определяет потребности общества и личности.

К числу наиболее общих потребностей общества он относит необ­ходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, способной эффективно трудиться и защищать себя в случае необходи­мости. Кроме того, к таким потребностям он причисляет необходи­мость общества во всесторонне и гармонически развитых людях и в


создании объективных условий для свободного и безграничного раз­вития их сил, способностей и дарований. Правда, при этом он подчер­кивает, что это обусловлено социальным строем, уровнем и характе­ром развития производительных сил и взаимоотношениями людей в процессе производства.

Исторический экскурс показывает, что наиболее общими, прису­щими любому социальному строю потребностями общества являются потребности в здоровой нации, в осуществлении подготовки подраста­ющего поколения к труду, военному делу и другим общественно необ­ходимым видам деятельности.

Говоря о потребностях личности, В.М. Выдрин (1999) предполага­ет, что у каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует, в той или другой мере, потреб­ность в собственном всестороннем, безграничном и гармоничном раз­витии. Степень сформированности этой потребности, ее уровень зави­сят, прежде всего, от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности, а весь комплекс потребностей (к сожалению, автор их не называет) формируется в течение всей жизни человека, начиная с самого раннего детства и до глубокой старости.

Рассматривая отдельные структурные компоненты (виды) физичес­кой культуры, он отмечает, что неспециальное физкультурное образо­вание (физическое воспитание) является специфической формой удов­летворения потребности общества и личности, а остальные виды (спортивная деятельность, физическая рекреация и двигательная реа­билитация) - потребности личности. Однако дает определения потреб­ностей личности только для двух видов физической культуры - физи­ческой рекреации (потребности в активном отдыхе, в удовольствии от движений, в общении) и двигательной реабилитации (потребности в ускоренном и наиболее эффективном лечении).

По мнению В.М. Выдрина, совокупность всех перечисленных форм (видов) функционирования физической культуры полностью удовлет­воряет все личные и общественные потребности в физической подго­товке людей к разным видам производственно-трудовой, военно-про­фессиональной, боевой и бытовой деятельности, в укреплении здоро­вья, восстановлении сил, во всестороннем и гармоничном развитии.

Однако выделенные В.М. Выдриным (1999) и Л.П. Матвеевым (1983, 1984) разделы (или виды, компоненты) в большей степени и прежде всего удовлетворяют потребности общества в здоровой, жизнедеятель­ной и мобильной нации, способной к производственно-трудовой, во­енно-профессиональной и другим общественно необходимым видам деятельности. Это, по существу, и реализуют физическое воспитание (неспециальное физкультурное образование), физическая рекреация и двигательная реабилитация, которые, соответственно, обеспечивают подготовку людей к жизни, труду и военной деятельности (физическое воспитание), восстановление их после утомления (физическая рекреа­ция) или болезни (двигательная реабилитация).

И даже такой, казалось бы, личностный вид физической культуры, как спорт, содержит в себе предпосылки для удовлетворения потребно-


стей общества, например как способ демонстрации преимуществ соци­ального строя через завоевание спортсменами наибольшего количества золотых олимпийских медалей. Именно такой потребностью общества можно объяснить созданную в СССР государственную систему спорта высших достижений.

Разумеется, можно согласиться с тем, что все эти потребности об­щества присущи и любому здравомыслящему человеку, однако вряд ли является абсолютно верным утверждение о том, что перечисленные виды физической культуры удовлетворяют все личные потребности человека в этой сфере социальной практики. Для этого необходим более конкрет­ный и детальный анализ таких личных потребностей, который в теории физической культуры не проводится.

Проблема исследования и формирования потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентации человека является очень сложной и интенсивно развивающейся в последние годы в связи с тенденциями гуманизации общества и гуманитаризации образования.

Не имея возможности подробнее останавливаться на рассмотрении этой проблемы, обозначим некоторые факты, иллюстрирующие спор­ность тезиса о том, что выделенные в теории физической культуры виды удовлетворяют все личные и общественные потребности в этой области.

Так, например, многие психологи подчеркивают, что человек ис­пытывает потребность в повышенном напряжении, побуждающую его переживать новый опыт, связанный с риском и даже угрозой для жиз­ни, но не имеющий отношения к спорту.

Потребности самоактуализации, самоуважения образуют ценност-но-мотивационную основу для таких видов двигательной активности, как креативные телесно-ориентированные практики (техники), а по­требности принадлежности и любви - для целенаправленных, порой весьма изнурительных занятий по коррекции собственной фигуры, не укладывающиеся в прокрустово ложе выделенных видов (форм, разде­лов) физической культуры.

Кроме того, формулировка потребности личности в собственном всестороннем, безграничном и гармоничном развитии, здоровье, сфор­мулированная в таком общем виде, вряд ли может выступать в качестве действенного мотиватора и регулятора здорового образа жизни, заня­тий физическими упражнениями.

Установлено, что формирование адекватного отношения человека к здоровью, гармоничному развитию предполагает обращение не столько к когнитивной сфере, непосредственным мотивам сохранения здоро­вья, сколько к механизмам внутреннего мира личности, прежде всего к комплексу потребностно-мотивационных структур, определяющих ее общую направленность: мотивы отношения к труду, перспективы про­фессионального роста и мобильности, мотивы материального благопо­лучия, боязнь неуспеха, стремление к расширению круга общения, достижение социального престижа, повышение социального статуса; самосовершенствования, повышения самооценки и др. (М.Я. Виленс-кий, 1991-1996).


Данный факт подтверждается исследованиями П. В. Бундзена с со-шторами (1998), показавших, что здоровье само по себе вряд ли явля­йся терминальной ценностью (конечной целью индивидуального су-цествования) человека, определяющей всю систему жизненных уста-говок личности. В большинстве случаев у здорового человека ценност-шй аспект «здоровья» активно проявляется на уровне сознания ис-слючительно в условиях снижения функциональных резервов, причем 1 этом случае он скорее выступает как инструментальная ценность.

Таким образом, выделение новых видов физической культуры, фор­мирование потребности личности в здоровье, гармоничном развитии юлжны осуществляться, исходя из тщательного изучения всесторон-шх и постоянно увеличивающихся ее потребностей, аксиологической юнцепции жизни каждого конкретного человека.

В заключении данного параграфа отметим, что при выделении ком-юнентов, видов, разделов адаптивной физической культуры в качестве основного критерия такого выделения будут выступать потребности че-овека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, по-кольку потребности общества, в этом случае даже на теоретическом ровне, достаточно размыты и неконкретны. Значительно чаще говорят |б обязанностях общества в создании особых условий для нормального азвития и жизнедеятельности данной категории населения.

4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры

Исходя из потребностей лиц с отклонениями в состоянии здоровья инвалидов, можно выделить следующие компоненты (виды) адап-ивной физической культуры.

Адаптивное физическое воспитание (образование) — компонент (вид) даптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности инди-чда с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бы->овой и трудовой деятельности; в формировании положительного и ак-*ивного отношения к адаптивной физической культуре.

В процессе занятий адаптивным физическим воспитанием у людей отклонениями в состоянии здоровья формируются комплекс специ-1ьных знаний, жизненно и профессионально необходимых сенсорно-грцептивных и двигательных умений и навыков; развиваются основ-ые физические и психические качества; повышаются функциональ-ые возможности различных органов и систем; развиваются, сохраня­тся и используются в новом качестве оставшиеся в наличии телесно-шгательные характеристики.

Основная цель адаптивного физического воспитания состоит в фор-ировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам,;ердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным дей-•виям, преодолению необходимых для полноценного функциониро-ния субъекта физических нагрузок, а также потребности в системати-


ческих занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здоро­вого образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Если вспомнить терминологию, предлагаемую Л.П. Матвеевым (1983), то следует учесть, что в содержание адаптивного физического воспитания (образования) включено также содержание адаптивной ба­зовой (школьной) и адаптивной профессионально-прикладной физи­ческой культуры.

В процессе адаптивного физического воспитания, которое должно начинаться с момента рождения ребенка или с момента обнаружения той или иной патологии, первостепенное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторич­ных отклонений, выработке компенсаторных механизмов осуществле­ния жизнедеятельности, если коррекция не удается, профилактичес­кой работе.

Именно здесь огромное значение приобретают так называемые межпредметные связи, когда в процессе занятий физическими упраж­нениями осуществляется освоение умственных, сенсорно-перцеитив-ных, двигательных действий и понятий, происходит умственное, нрав­ственное, эстетическое, трудовое и другие виды воспитания.

Очень важен этот компонент адаптивной физической культуры и в случае приобретенной патологии или инвалидности, когда человеку приходится заново обучаться жизненно и профессионально важным умениям и навыкам (ходьбе на протезах, пространственной ориента­ции в случае потери зрения и т.п.)

~ Адаптивный спорт - компонент (вид) адаптивной физической куль­туры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставле­нии их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и вообще в социализации^

При многих заболеваниях и видах инвалидности адаптивной спорт является практически единственной возможностью удовлетворения од­ной из главнейших потребностей человека - потребности в самоактуа­лизации, поскольку профессионально-трудовая, общественно-полити­ческая и другие виды деятельности оказываются недоступными.

Содержание адаптивного спорта (как базового, так и высших дос­тижений) направлено прежде всего на формирование у инвалидов (осо­бенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и до­стижение ими наивысших результатов в его различных видах в состяза­ниях с людьми, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем.

Сущностную основу адаптивного спорта составляет соревнователь­ная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных адаптационно-компенсаторных возможностей на доступ­ном биологическом уровне, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций. Подготовка к соревно­ваниям рассматривается как врачебно-педагогический процесс, где в оптимальном соотношении задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, интеллектуального, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида, удов-


етворяющие эстетические, этические, духовные потребности, стрем-ение к физическому совершенствованию (Б.В. Сермеев, В.Г. Григорен-о, 1991).

Адаптивной спорт в настоящее время развивается преимуществен-ю в рамках крупнейших международных паралимпийского, специаль-юго олимпийского и сурдлимпийского движений.

Исходя из концепции И.М. Быховской (1993), рассмотревшей про-лемы человеческой телесности в социокультурном измерении, имен-о адаптивный спорт, с обязательным участием инвалидов в учебно-ренировочном процессе и системе различных (включая международ-ые) соревнований, создает наиболее подходящие условия именно для ультурного бытия их телесности, важнейшим атрибутом которого яв-яется общение, участие в диалоге двух «Я» (М.С. Каган, 1988).

Основная цель адаптивного спорта заключается в формировании портивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-исто-ическому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, техноло-«еских, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Адаптивный спорт как социальное явление можно сравнить с лак-усовой бумажкой, позволяющей дать объективную оценку реализуе-ой в обществе аксиологической концепции отношений к инвалидам и адам с отклонениями в состоянии здоровья: действительно ли мы вос-ринимаем их как равных себе, имеющих право на самостоятельный лбор пути развития самореализации или только декларируем это?

Адаптивная двигательная рекреация — компонент (вид) адаптивной изической культуры, позволяющий удовлетворить потребности человека отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалида) в отдыхе, раз-учении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, полу-<нии удовольствия, в общении.

Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на ливизацию, поддержание или восстановление физических сил, зат­аенных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, [еба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, инте-•сное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кон-[ции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с овольствием.

Наибольший эффект от адаптивной двигательной рекреации, ос->вная идея которой заключается в обеспечении психологического ком->рта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы [бора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее полнения оздоровительными технологиями профилактической меди-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.