Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, есте­ственно- средовых и гигиенических факторов




Именно в адаптивной физической культуре со всей очевидностью обнаруживается нецелесообразность ориентации деятельности и специ­алиста, и занимающегося только или преимущественно на физические (телесные) компоненты личности человека с отклонениями в состоя­нии здоровья, включая инвалида. Здесь на первое место выступают про­блемы привлечения всех возможных средств и методов адаптивной фи­зической культуры для коррекции имеющегося у человека дефекта, выработки необходимых компенсаций, профилактики сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, обусловленных основным де­фектом, или, другими словами, проблемы комплексной реабилитации и интеграции занимающегося в общество.

2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»

Термин «реабилитация» происходит от латинского «аЬИНу» — спо­собность, «геНаЫШаПо» — восстановление способности.

В Энциклопедическом словаре медицинских терминов (1984) она определяется как «комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, а также социальных функций и тру­доспособности больных и инвалидов»

Изменения в жизни общества нашей страны, произошедшие в пос­леднее десятилетие, характеризуются усилением внимания к пробле­мам реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья, осозна­нием реабилитации инвалидов в России как важной государственной задачи.

Формирование современной нормативно-правовой и институцио­нальной практической базы реабилитации (принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г., утверждение «Положения об учреждении Государствен­ной службы медико-социальной экспертизы» в 1996 г. и др.) сочетается с разработкой ее концептуальных основ (В.З. Кантор, 2000).

В настоящее время в качестве цели реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, рассматривается социальная интеграция, которая понимается, во-первых, в статическом плане как некоторое состояние достигнутого и зафиксированного по­ложения инвалида в обществе и, во-вторых, применительно к отдельно взятому инвалиду (т.е. только в индивидуальной плоскости).

Однако, как справедливо отмечает В.З. Кантор (2000), категория «социальная интеграция» является одной из фундаментальных катего­рий социологии и обозначает «процесс установления оптимальных связей между социальными институтами, группами, эшелонами власти и управле­ния». Следовательно, будучи процессуальной по своей природе, соци-


альная интеграция инвалидов не может выступать в качестве цели (и тем более результата) их реабилитации.

Социальная интеграция представляет собой двусторонний процесс взаимного сближения, встречного движения двух социальных субъек­тов, в нашем случае — лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развива­ющихся людей, и самих этих людей, которые должны создать благо­приятные условия для такого включения.

Поэтому в качестве цели социальной реабилитации В.З. Кантор (2000) предлагает использовать понятие «образ жизни». Будучи одним из ключевых понятий социологии, оно обозначает реально существую­щие, устоявшиеся и типичные для конкретных общественно-истори­ческих условий формы индивидуальной и групповой жизнедеятельнос­ти людей, характеризующие особенности их поведения, общения и практики (В.Н. Иванов, 1989).

Таким образом, цель реабилитации инвалидов состоит в обеспечении их способности к реализации образа жизни нормально развивающихся людей.

Как субъект социальной интеграции инвалиды и лица с отклонени­ями в состоянии здоровья выступают в трех социально-уровневых изме­рениях (В.З. Кантор, 2000).

Первое из них характеризует индивидуально-личностный уровень. Например, студент-инвалид, обучающийся в вузе.

Второе представляет собой уровень малой социальной группы. На­пример, команда спортсменов-инвалидов, участвующая в соревнова­ниях различного ранга.

Третье измерение представляет собой инвалидов на уровне боль­шой социальной группы (групповой общности). Именно так представ­лены в нашей стране инвалиды, объединенные в соответствующие об­щественные организации (Всероссийское общество слепых, Всероссий­ское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов и др.), в своем взаимодействии с различными социальными институтами, власт­ными и законодательными структурами и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.