КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и формы организации адаптивной физической культуры 222 1 страница
18 1 Методы формирования знаний 223 18.3. Методы развития физических качеств и способностей............................ 228 18.4. Методы воспитания личности.................................................................. 233 18.5. Формы организации адаптивной физической культуры.......................... 237 Глава 19 Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре................................................................................................................. 241 19.1.Факторы, определяющие стратегию процесса обучения.......................... 241 19.2.Теоретические концепции обучения и совершенствования двигательных 19.3.Определение понятия «тренажер». Классификация тренажеров.............. 275 19.4.Физическая помощь и страховка. Классификация приемов физической 19.5.Формирование эталонной ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре.............................................................. 305 Глава 20 Развитие физических способностей в адаптивной физической культуре................................................................................................................. 316 20.1.Основные закономерности развития физических способностей.................. 317 20.2.Принципы развития физических способностей.......................................... 321 20.3.Развитие силовых способностей................................................................... 325 20.4.Развитие скоростных способностей............................................................. 332 20.5.Развитие выносливости............................................................................... 336 20.6.Развитие гибкости....................................................................................... 344 20.7.Развитие координационных способностей................................................. 348 20.8.Развитие координационных способностей школьников с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта......................................... 361 Глава 21 Врачебно-мсдицинский контроль, организация, планирование адаптивной физической культуры................................................................. 367 21.1 Организационные основы врачсбно-мсдицинского контроля лиц с ограниченными функциональными возможностями................................. 367 21.2. Педагогический контроль за занимающимися адаптивным спортом........ 375 21.3. Применение психодиагностических методик для лиц с ограниченными 21.4. Показания и противопоказания для занятий адаптивной физической 21.5. Вопросы спортивно-медицинской классификации инвалидов с различными поражениями......................................................................... 385 Заключение........................................................................................................... 391 Литература............................................................................................................ 392 Приложения.......................................................................................................... 394 ПРЕДИСЛОВИЕ Дисциплина «Теория и организация адаптивной физической культуры» относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (индекс ОПД.Ф.02.) Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения по специальности 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Именно эта дисциплина включает в себя знания, составляющие фундамент, базу для целого ряда общепрофессиональных дисциплин, многих дисциплин специальности, всех дисциплин специализаций и, по существу, предопределяющие мировоззренческую, концептуальную подготовку будущих специалистов. Очевидно, что «Теория и организация адаптивной физической культуры» является ведущей дисциплиной основной образовательной программы по адаптивной физической культуре, формирующей профессиональное «лицо» будущего педагога, учителя, тренера, инструктора-методиста в этой сфере социальной практики. Перед профессорско-преподавательским составом кафедр адаптивной физической культуры стоят следующие задачи: —сформировать у студентов профессиональное мировоззрение, —обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний —сформировать у студентов стремление к самостоятельности и твор - обеспечить освоение студентами опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности и на этой основе сформировать у них убеждение в необходимости специалистов по адаптивной физической культуре для действенной и эффективной реализации процессов комплексной реабилитации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья и их социальной интеграции. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Изучение теории и организации адаптивной физической культуры, интегрирующей в себе три крупных области знаний - физическую культуру, медицину и коррекционную педагогику, - предполагает освоение студентами таких дисциплин Госстандарта, как: теория и методика физической культуры, психология развития, анатомия человека, физиология человека, биохимия, биомеханика, общая патология и тератология, частная патология, специальная педагогика и специальная психология. В то же время, сама адаптивная физическая культура выступает как фундаментальная система знаний для таких дисциплин, как: базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, частные методики адаптивной физической культуры, технологии физкультурно-спортивной деятельности, дисциплины специализаций, а также для педагогических практик по специальности и специализации. Данное обстоятельство, а также имеющийся в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта опыт образовательной деятельности по адаптивной физической культуре привели к выводу о целесообразности пролонгированного (в течение восьми семестров первых четырех лет обучения в вузе) преподавания этой дисциплины. А это, в свою очередь, привело к необходимости значительно более серьезного отношения к реализации межпредметных связей и неизбежности дедуктивно-индуктивного способа освоения учебного материала. Учебник состоит из двух томов. 1-й том содержит две части (основной текст), введение, заключение, библиографическое описание основной и дополнительной литературы, приложения. Во введении кратко рассмотрены наиболее важные установочные положения, составляющие основу концепции учебника и дисциплины «Теория и организация адаптивной физической культуры». В первой части изложены сведения по двум разделам: —краткому курсу «Введение в специальность»; —истории адаптивной физической культуры. Во второй части учебника, также состоящей из двух разделов, дается общая характеристика адаптивной физической культуры. Рассматриваются ее роль в комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья; воспитание личности средствами и методами адаптивной физической культуры. Большое внимание в этой части учебника уделено обоснованию опорных концепций методологии адаптивной физической культуры, ее медико-биологическим и социально-психологическим аспектам и, в частности, гуманистической психологии. Дается характеристика функций, принципов, задач, средств и методов, организационных форм адаптивной физической культуры; раскрываются особенности процессов обучения и развития физических качеств и способностей инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Завершает вторую часть учебника раздел о планировании и комплексном (медико-психолого-педагогическим) контроле за занимающимися. В заключении изложены перспективы развития адаптивной физической культуры как интегративной учебной дисциплины, направления научно-исследовательской деятельности, важнейшего института социальной политики по отношению к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. Каждый параграф завершается контрольными вопросами и заданиями для самопроверки усвоенных знаний. Без их тщательной проработки нецелесообразно приступать к изучению последующего материала. При самостоятельной работе необходимо в дополнение к учебнику изучить содержание литературных источников, приведенных в книге. Второй том «Организация и общие основы различных компонентов (видов) адаптивной физической культуры» раскрывает вопросы организации и содержания адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, физической реабилитации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов двигательной активности. Преподавателям, которые будут проводить занятия по данной дисциплине, необходимо изучить ее дидактические единицы, приведенные в Госстандарте, и особенно типовую программу, в которой представлены перечень примерных вопросов к зачетам и экзамену, а также тематика рефератов, курсовых и квалификационных работ. ВВЕДЕНИЕ В настоящее время человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества рассматриваются не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но прежде всего как цель, результат, смысл этих преобразований и существования самого общества. Это обусловлено сменой парадигмы развития общества, господствовавшей в нашей стране в течение десятилетий, на новую концептуальную систему взглядов, в соответствии с которой именно ЧЕЛОВЕК со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений (В.Т. Пуляев, 1993—1995 и др.). В свою очередь, такая переоценка роли личности в развитии нашего общества связана с происходящими процессами гуманизации, демократизации, либерализации, увеличения гласности. Именно эти процессы вскрыли одну из самых сложных проблем современности - проблему инвалидности, привлекли к ней внимание широких слоев населения нашей страны, включая политиков, ученых, общественных деятелей, работников средней и высшей школы. Стало очевидным, что у нас эта проблема замалчивалась, приукрашивалась в угоду идеологическим установкам о преимуществах социалистического строя над всеми другими системами общественного устройства. Однако проблема инвалидности — это проблема мирового масштаба, существующая во всех странах независимо от уровня их экономического развития. Причем по проводимой тем или иным государством социальной политике относительно инвалидов судят о его цивилизованности. Наблюдающийся рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производственных процессов, увеличением количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности и увеличением фармакологических средств коррекции состояния здоровья человека и с целым рядом других причин. Все это приводит к необходимости разработки комплексных программ по социальной защите данной категории населения, обоснования новых областей человековедческих знаний, открытия новых учебных дисциплин, направлений и специальностей подготовки специалистов. В последние годы в России этот процесс развивается довольно быстрыми темпами. Не осталась в стороне и отрасль физической культуры, которая в советский период занималась в основном здоровым населением и двигательно одаренными детьми, юношами и девушками, способными в перспективе стать олимпийскими чемпионами и прославить свою страну спортивными достижениями. В настоящее время в Российской Федерации физическая культура и спорт для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) представлена в системе среднего (как для базового, так и повышенного уровней), высшего (как специальность и как часть направления) профессионального образования; в специальности научных работников; как сфера профессиональной деятельности (должности тренер-преподаватель и инструктор-методист по адаптивной физической культуре); как основное проблемное поле журнала «Адаптивная физическая культура». Все это позволяет сделать вывод о том, что в России к настоящему времени сформированы основные контуры образовательного, научного, правового и информационного пространства адаптивной физической культуры. Многие вузы, техникумы и колледжи осуществляют образовательную деятельность по адаптивной физической культуре; профессорско-преподавательский состав, научные работники, аспиранты и докторанты проводят научно-исследовательскую работу в этой области. Однако быстрое развитие и внедрение адаптивной физической культуры в образовательные и научные организации и учреждения России, наличие существенно отличающихся, а иногда альтернативных концепций данной сферы социальной практики в различных странах, терминологические трудности развивающейся интегративной учебной и научной дисциплины породили целый ряд объективных и субъективных проблем, обусловленных недостаточной теоретической разработанностью ее проблемного поля, методологических основ, принципов, функций, приоритетности задач и др. Все это приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтениями педагогов и научных сотрудников, предшествующим опытом деятельности представителей физической культуры, медицины, коррек-ционной педагогики, социальной работы. В настоящее время в России наибольший опыт применения средств и методов физической культуры в работе с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, включая инвалидов, накоплен в лечебном и образовательном направлениях (особенно в специальном образовании), что приводит к смещению центра тяжести всей совокупности проблем этого вида социальной практики именно в эти направления. Поэтому очень часто адаптивную физическую культуру трактуют как часть лечебной физической культуры или сводят ее только к адаптивному физическому воспитанию в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии. Признавая бесспорные достижения отечественных специалистов в обозначенных направлениях, авторы учебника считают неверным сужение функ- ций такого емкого и широкого социального феномена, которым является адаптивная физическая культура. При этом доминирование многочисленных научных исследований частных проблем адаптивной физической культуры приводит к вполне естественному дублированию, преобладанию в этих работах методов исследования той или иной устоявшейся области знаний и безусловному снижению эффективности проводимых исследований и, особенно, распространению и внедрению в практику результатов научных изысканий и передового опыта педагогов-новаторов. В данном учебнике представлена попытка авторского коллектива обобщить достаточно разрозненные сведения об адаптивной физической культуре как важнейшего направления комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов; раскрыть ее методологическую основу с целью обеспечения фундаментализации образования в этой области. При этом авторы убеждены в том, что узкий, чрезмерно прагматический взгляд на адаптивную физическую культуру, сведение огромного потенциала этого вида социально-педагогической деятельности к набору пусть и большого количества частных методик может привести не только к снижению ее эффективности, но и к напрасной трате времени, сил и энергии как педагога, так и занимающихся, а иногда и к отрицательному результату. Описание сущности адаптивной физической культуры, конкретизация объекта, целей, задач, средств, методов, содержания, ее основных видов, функций, принципов и других компонентов проводились исходя из концепции, разработанной на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, где она реализуется уже в течение нескольких лет начиная с 1995 г. Основные установочные положения этой концепции сводятся к следующему. 1. Адаптивная физическая культура является новой для России, ак 2. Адаптивная физическая культура включает в себя как минимум 3. Адаптивная физическая культура представляет собой значитель групп общеобразовательных школ и вузов, креативные (художественно-музыкальные) и экстремальные виды адаптивной двигательной активности. 4. В основу теории адаптивной физической культуры, определения 5. Признание инвалидов как равноправных членов общества, их са 6. Формирование потребности в здоровом образе жизни, соответ 7. Человек с отклонениями в состоянии здоровья (в том числе име 8. Эффективное развитие и внедрение программ по адаптивной Текст учебника подготовлен коллективом авторов. Предисловие, методические рекомендации, введение, главы: 1 (1.3 и 1.4), 2, 3, 4, 12, 13, 19, заключение, приложения 1 и 2 написаны С.П. Евсеевым, глава 1 (1.1 и 1.2) - В.Г. Щербаковым, А.В. Минаевым, С.П. Евсее- вым; глава 6 (6.1) — С.П. Евсеевым, А.В. Цариком, Л.В. Шапковой; глава 11 - С.П. Евсеевым, С.В. Гутниковым; главы: 5, 14, 15, 16, 17, 18, 20 (20.1-20.7) - Л В. Шапковой; главы 7, 9, 21, приложения 5-10 -В.П. Жиленковой; глава 8 — В.П. Жиленковой, Л.Н. Селезневым; глава 10 — Л Н. Ростомашвили, В.П. Жиленковой; глава 6 (6.2) — Е.Е. Хвацкой; глава 20 (20.8), приложения 3, 4А, 4Б, 4В, 4Г - И Ю. Горской. В связи с тем, что в нашей стране это первый учебник по теории и организации адаптивной физической культуры, авторы хорошо осознают то, что он вряд ли сможет удовлетворить запросы и ожидания всех преподавателей и студентов. Поэтому авторы с благодарностью примут от читателей замечания, критику, советы и рекомендации по совершенствованию представленных материалов.
I Часть первая I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. I ИСТОРИЯ АДАПТИВНОЙ • физической культуры
Раздел I ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ГЛАВА 1 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования Впервые в нашей стране специальность высшего профессионального образования 022500 - Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) была утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 24 июля 1996 г. № 1309. Примерно через год — 09 июля 1997 г. — был утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по этой специальности (Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускника - третий уровень высшего профессионального образования). Приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02 марта 2000 г. «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» специальность 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) включена в Перечень специальностей высшей школы в группу 020000 — «Гуманитарно-социальные специальности», а 02 июня 2000 г. утвержден Государственный образовательный стандарт второго поколения по этой специальности. Проект Государственного образовательного стандарта первого поколения по адаптивной физической культуре, а также пакет всех необходимых для открытия новой специальности документов были разработаны на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта коллективом авторов под руководством заведующего этой кафедрой, редактора настоящего учебника. Позже, при рецензировании представленных в учебно-методическое объединение по образованию в области физической культуры документов, большую помощь по совершенствованию проекта Госстандарта оказали сотрудники Российской государственной академии физической культуры, которые, по предложению руководителя проекта, были включены в число соавторов этого документа. В первой версии Госстандарта приведен перечень всех членов авторского коллектива: В.У. Агеевец, С.П. Евсеев (руководитель), В.Е. Каган, В.А. Лисовский, Л.В. Шапкова, Т.В. Федорова, И.К. Шац, С.Ф. Курдыбайло, Л.С. Мотылева, В.И. Панова, В.П. Жилен-кова, В.В. Кузин, А.И. Исмаилов, С.Н. Попов, Н.О. Рубцова. Лицам, успешно освоившим основную образовательную программу подготовки по специальности «Адаптивная физическая культура» присваивается квалификация — специалист по адаптивной физической культуре. Нормативный срок освоения этой программы при очной форме обучения — 5 лет. Заочная форма обучения предусматривает возможность увеличения сроков освоения программы на 1 год. Госстандартом предусмотрено, что деятельность специалиста должна проводиться в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья к физической культуре, адаптированной к их особенностям и возможностям, к саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации. Действия специалиста по адаптивной физической культуре в системе «человек - человек» должны опираться на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний, обеспечивающих научно обоснованное целеполагание, конструирование и процессуальное развитие деятельности в различных сферах физической культуры с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Объектами профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре являются государственные учреждения и организации различной ведомственной подчиненности, а также негосударственные предприятия и структуры, в которых проживают, обучаются, трудятся, лечатся, отдыхают, тренируются, соревнуются лица с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов. В государственном секторе специалисты по адаптивной физической культуре наиболее востребованы в учреждениях и организациях систем социального развития (защиты), образования, физической культуры, здравоохранения. Перечислим некоторые из них: - образовательные учреждения любых типов и видов (дошкольные, —специальные (коррекционные) образовательные учреждения I—VIII —физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, —федерации, клубы, детско-юношеские спортивные школы, сбор - федеральные, республиканские, региональные государственные Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): — спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, - рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную; — образовательно-профессиональную, коррекционную и консуль — научно-исследовательскую и научно-методическую; — организационно-управленческую. Основная образовательная программа подготовки специалиста по адаптивной физической культуре состоит из дисциплин федерального компонента (обязательного для всех вузов Российской Федерации), национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин. Она предусматривает изучение студентами следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию: — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; — общие математические и естественнонаучные дисциплины; — общепрофессиональные дисциплины; — основные дисциплины специальности; — дисциплины специализаций; — факультативы. Первые два цикла дисциплин идентичны таким же по названию циклам Госстандарта по специальности 022300 - Физическая культура и спорт. Обязательные для изучения всеми вузами, осуществляющими образовательную деятельность по специальности «Адаптивная физическая культура», общепрофессиональные дисциплины насчитывают 15 наименований (табл. 1), основные дисциплины специальности — 10 наименований (табл. 2) и дисциплины специализаций — 6 наименований (табл. 3). В процессе обучения студент выбирает одну из шести специализаций (или из того количества, которое реализуется в конкретном образовательном учреждении), на которую выделяется (равно как и на другие) 500 часов.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |