КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Зимние Всемирные игры глухих
Летние Всемирные игры глухих
Таблица 2
скую спортивную конференцию глухих и Спортивную конференцию глухих стран Африки. Кроме этого, 73 страны мира имеют в ней национальные спортивные представительства. Систематически проводятся совещания, встречи, конгрессы. Последний из них состоялся в Риме (Италия) с 19 по 21 июля 2001 г. До открытия 37-го Конгресса ЦИСС состоялось техническое совещание делегатов стран - членов ЦИСС. На нем были обсуждены вопросы регламента Конгресса, принятия и обсуждения предложений по улучшению работы ЦИСС, Конституции (Устава ЦИСС). Результатом этой работы стало утвержденное положение: прежде чем выдвигать кандидатуру своей страны на проведение Олимпиады глухих или чемпионат мира по отдельным видам спорта, заявитель должен заручиться поддержкой Правительства и реально оценить свои возможности. До проведения Олимпиады обязательно проводить региональные соревнования, по результатам которым формируется состав участников Олимпиады. Окончательно был принят флаг ЦИСС, поднят статус «технического делегата» по виду спорта, расширены его руководящие функции в качестве «технического директора», установлен единый взнос за участие в Олимпиаде одного спортсмена или представителя. Для поднятия статуса мировой системы спорта глухих было решено переименовать Всемирные игры глухих в Олимпиаду глухих. В состав ЦИСС было принято еще 10 новых членов. Таким образом, на 2001 г. в составе ЦИСС 83 страны пяти континентов мира (Б.П. Галченко, 2001). Национальную сборную России на Конгрессе и на Олимпиаде глухих представлял президент Российского спортивного союза глухих (РССГ), заслуженный мастер спорта В.Н.Рухледев. После распада СССР в России была сформирована и учреждена новая организация глухих спортсменов. 25 октября 1992 г. создается Российский спортивный союз глухих. Его девизом стало: «В спорте побеждает сильнейший, в дружбе побеждают все!» С учреждением РССГ спортивное движение глухих выделяется в са-мостохггельное направление. Это способствовало улучшению качества работы, развитию видов спорта. По статусу РССГ является общественной спортивной организацией инвалидов, входящей в состав Олимпийского и Паралимпийского комитетов России. Устав РССГ прошел экспертную апробацию в ЦИСС, получил положительную оценку и положен в основу уставов спортивных организаций глухих многих стран СНГ. Российский спортивный союз глухих ставит целью своей деятельности пропаганду здорового образа жизни, организацию и руководство спортивной работой среди глухих граждан Российской Федерации, содействие социальной реабилитации инвалидов по слуху средствами физической культуры и спорта. Он осуществляет следующие задачи: проведение чемпионатов и спортивных мероприятий на территории РФ; подготовку судей и тренеров из числа глухих; социальную помощь ветеранам спорта; развитие и углубление международных связей по линии ЦИСС, прямые контакты с другими национальными спортивными организациями глухих; учреждение клубов, федераций и других объединений по видам спорта; создание системы региональных объединений глсухих спортсменов; разработку концепций государственной политики в области спорта глухих и другие (В.Н. Рухледев, 2000). Российский спортивный союз глухих ведет физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с инвалидами по слуху по двум основным направлениям: — массовая физкультурно-оздоровительная работа; - спорт высших достижений. Работа по спорту высших достижений проводится через Центр РССГ по видам спорта, а по массовой физкультурно-оздоровительной работе -через региональные отделения РССГ, спортивные клубы и секции. За прошедший период РССГ организовал и провел 95 чемпионатов страны по 20 видам спорта и 25 первенств РССГ по 12 видам спорта. С 1957 по 1997 г. спортсмены с нарушением слуха на Всемирных играх глухих завоевали 556 медалей, из них золотых - 231, серебряных — 165, бронзовых -160. Участвуя в чемпионатах мира и Европы за период 1999-2000 гг., глухие спортсмены принесли стране 71 золотую, 66 серебряных и 51 бронзовую медали. С 1971 г. сборная СССР стала принимать участие во Всемирных зимних играх глухих. С этого года по 1999 г. сборная команда России является бессменным победителем в командном зачете. Всего на восьми Всемирных зимних играх глухих наши спортсмены завоевали 26 золотых, 28 серебряных и 26 бронзовых медалей. На последней Олимпиаде глухих в Риме (Италия, 2001) национальная сборная России заняла неофициальное 2-е место после США, завоевав 51 медаль (табл. 3, 4). Победителями Олимпиады глухих 2001 г. стали: Гуськова В., Савченко Е., Статкевич О. (Москва), Федорова О. (Казань) в плавании; Шми-гельская О., Зацепина Е., Алесин М. (Санкт-Петербург), Уханов П. (Екатеринбург) в легкой атлетике; Кузнецов В. (Тамбов), Хаусов А. (Иркутск) в греко-римской борьбе; Дула О. (Москва), Тимирбулатова Е. (Омск), Филиппова Е. (Челябинск) в спортивном ориентировании. На этой олимпиаде по решению Исполкома ЦИСС от России «лучшим спортсменом XX века» был назван Валерий Рухледев — президент Российского спортивного союза глухих, заслуженный мастер спорта РФ. Лучшим спортсменом 2000 г. признан Южанинов Виктор — лыжник, мастер спорта международного класса. А на 112-й сессии МОК в Москве Хуан Антонио Самаранч, высоко оценив заслуги выдающихся спортсменов мира в развитии спорта и пропаганде дружбы между народами, наградил дипломами МОК Рух-ледева В., Френкеля Я., Дула О., Мизиренко В., Лукичева А. Наряду со спортом высших достижений на протяжении многих десятков лет большое внимание уделяется развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы с лицами, имеющими нарушения органов слуха. По статистическим данным, физической культурой и спортом занимаются около 30% от общего числа членов Всероссийского общества глухих. Большая организационная и практическая работа проводится в спортивных клубах глухих Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Челябинска и других городов. ИЗ Большой вклад в развитие физкультурно-оздоровительного и спортивного движения глухих вносит Лечебно-восстановительный центр в Павловске (Санкт-Петербург), воспитанники которого не только принимают активное участие в мероприятиях города, но и входят в состав национальной сборной, успешно отстаивая спортивную славу России на чемпионатах и первенствах Европы, мира, Олимпиаде глухих. Ярким примером служит Елена Зацепина, четырехкратный победитель Олимпиады глухих, заслуженный мастер спорта, студентка заочного отделения СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Следует отметить, что российские спортсмены-инвалиды по слуху, занимаются 20 видами спорта согласно Перечню олимпийских видов спорта ЦИСС и списку видов спорта, рекомендованных для инвалидов по слуху Комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму (см. рисунок на с. 115). Эти виды спорта полностью перенесены от здоровых людей и проводятся по единым правилам (международным или правилам федерации по видам спорта). В перечень этих видов входят: армрестлинг, баскетбол, борьба вольная, борьба греко-римская, бадминтон, боулинг, волейбол, велоспорт, водное поло, лыжные гонки, мини-футбол, настольный теннис, плавание, пулевая стрельба, легкая атлетика, спортивное ориентирование, теннис, футбол, хоккей, шахматы, шашки. В системе Российского спортивного союза глухих работают центры в 47 региональных отделениях по всем культивируемым видам спорта. В настоящее время в спортивном союзе глухих 5 заслуженных мастеров спорта, 48 мастеров спорта международного класса, более 200 мастеров спорта, более 500 кандидатов в мастера спорта, 2 заслуженных тренера СССР и 20 заслуженных тренеров РФ (В.Н. Рухледев, 2000). При этом следует заметить, что до последнего времени результаты глухих спортсменов определялись по классификации здоровых людей. 25 октября 2001 г. состоялась учредительная конференция Сурд-олимпийского комитета России (СКР). Она рассмотрела и утвердила состав комитета. Президентом был избран директор Фонда поддержки инвалидов Н.С. Климов. Таблица 3 Лучшие национальные сборные мира на Олимпиаде глухих в 2001 г.
Таблица 4 Итоги выступления по видам спорта на Олимпиаде глухих в 2001 г.
_____________ Контрольные вопросы и задания____________ 1. В каком году было создано Всероссийское общество глухих? 2. В каком году была проведена первая Всероссийская спартакиа 3. Когда был создан Международный спортивный комитет глухих и 4. В каком году Всероссийское общество глухих вступило в Между 5. Когда спортсмены нашей страны впервые начали принимать уча 6. Основные результаты выступления российских спортсменов на 7. Перечислите наиболее выдающихся российских спортсменов- 8. Какие олимпийские виды спорта для глухих вам известны? 9. Назовите виды спорта, не входящие в программу Олимпиады (Все
10. В каких видах спорта традиционно хорошо выступают глухие спорт 11. Кто является лучшим глухим спортсменом XX века от России? ГЛАВА 10 ИСТОРИЯ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И АДАПТИВНОГО СПОРТА ДЛЯ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ЗРЕНИЯ Актуальность проблемы профилактики слепоты, физической и социальной реабилитации лиц с поражением органов зрения обусловлена высокой распространенностью среди населения России слепоты и инвалидности вследствие зрительных расстройств и той огромной ролью, которую играет зрение в жизни человека. За последние годы распространенность слепоты в мире возрастает, причем рост слабовидения опережает рост народонаселения и, по прогнозам ВОЗ, к 2005 г. может увеличиться вдвое. Активные занятия физическими упражнениями позволяют частично компенсировать отсутствие у слепых зрения благодаря значительному совершенствованию мышечно-двигательных ощущений и функций других анализаторов. Физическая культура и спорт, улучшая здоровье человека, одновременно способствуют исправлению и координации движений, осанки, походки, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых качеств, социализации и интеграции в общество. Идея гармоничного и всестороннего развития незрячего человека была и остается чрезвычайно актуальной и современной. За рубежом начинаются исследования особенностей развития лиц с поражением зрения. В передовых странах Европы открываются школы для слепых: в Париже (1784), Вене (1804), Дрездене (1804) и других городах. Выходят работы ведущих специалистов, подчеркивающих необходимость и пользу общественно полезного труда. Разрабатывая педагогические основы обучения и воспитания слепых детей, Пьер Биллей в своей книге «Педагогика слепых» отмечал, что главная цель воспитания - вырвать ребенка из власти слепоты. Важнейшими путями развития личности слепого наряду с образованием, трудовой подготовкой он считал физические упражнения, подвижные игры, умение ориентироваться в пространстве. Известные зарубежные тифлопедагоги первой половины XIX века, такие, как В. Гаюи, Л. Брайль, И. Клейн, А. Цейн, К. Григори и Самуил Гоу, высказывали ряд интересных мыслей, идей, положивших начало активному использованию физических упражнений в жизни слепых. Историческое воззрение на развитие физического образования слепых немыслимо без имени К.К. Грота. Первое небольшое училище для слепых открыл К.К. Грот в Петербурге в 1881 г. В России обучение слепых носило благотворительный характер, но училище слепых работало по учебному плану и программам. Курс предметов по объему соответствовал двухклассным городским училищам. Кроме того, в число предметов включались пение и гимнастика. «На гимнастику у слепых должны обращать самое серьезное внимание, как на один из важных предметов преподавания, которым улучшается мышечная деятельность и исправляются недостатки в движениях» (из записок С. Павловского — преподавателя Александро-Мариинс-кого училища слепых в Петербурге // газета «Слепец», 1893). Прогрессивные тифлопедагоги того времени, в том числе и К.К. Грот, уделяли должное внимание гимнастике, подвижным играм, укреплению телесности слепых, а следовательно, и здоровья учащихся. Они считали необходимым пробудить в слепых охоту к движению. Училища слепых имели задачу сделать слепого по возможности самостоятельным и полезным членом общества. Для этого, они считали, слепому необходимо дать: 1) физическое, умственное и нравственное развитие и 2) практические знания. Большое внимание в деле физического воспитания слепых шведский ученый доктор Пикарь уделял их походке. Он писал: «Походка слепого, плохо приспособленная как для свободы движения самого слепого, так равно и для предохранения его от разных случайностей, которым он неизбежно подвергается через свою немощь, зачастую осложняется и другими недостатками: косолапостью и вывернутыми коленями, слабым и колеблющимся торсом и т. д.» (газета «Слепец», 1899). Он рекомендовал специально приспособленную гимнастику, которая предусматривала исправить эти недостатки, сделать походку естественной и даже грациозной. Доктор Пикарь предлагал, искусно комбинируя движения, развивать гибкость суставов, способствовать общему развитию мускулатуры, правильной работе легких и сердца. Во всех градациях этого специального обучения он требовал от ученика двигаться без посторонней помощи и лишь в крайнем случае прибегать к поддержке помощника. Фридрих Фребель рассматривал слепого ребенка как цельное, нераздельное существо, которое необходимо гармонически, всесторонне развивать. В основу воспитания и образования он ставил не только развитие физическое и умственное, но игры и занятия, воспитание и образование через ифу, предлагая детям воспроизвести разные роды движений: работу кузнеца, строгание столяра, качание маятника, плавание и т.п. Фребель дает ребенку мяч, как первую игрушку. Упражнения с мячом состоят из очень простых приемов, предусматривающих развитие мышц кисти и пальцев. Еще в 1819 г. учитель слепых Иоганн Вильгельм Клейн обратил внимание на то, что у слепых плохо развиты руки. Он писал: «Слепому руки заменяют глаза, поэтому слабо развитые руки большая помеха при обучении». В связи с этим он разработал прибор с целью укрепления пальцев. Тифлопедагогами, специалистами физического воспитания уделялось большое внимание телесным упражнениям, гимнастике со снарядами, гимнастике дыхания. Рекомендовались занятия на велосипеде, способствующие развитию мускулов. Движение, по их мнению, возбуждает аппетит, а вместе с ним является сила, энергия, умственное развитие. П.Ф. Лесгафт, известный русский ученый, создатель теории физического образования, писал: «Физическое, умственное и нравственное образование находятся в такой тесной и неразрывной связи между собой, что заниматься одним, оставляя без внимания другое, совершенно невозможно» (Лесгафт П.Ф. Собр. соч. — М., 1954. Т.5). Профессор Лесгафт не обошел вниманием и систему физического образования слепых. Он читал лекции о физическом образовании слепых в пользу Ма-риинского Попечительства, председателем которого был К.К. Грот; организовывал и проводил курсы по образовательной подготовке специалистов, предполагающих работать со слепыми детьми; рекомендовал методику проведения занятий со слепыми. По мнению профессора П.Ф. Лесгафта, основное положение при физическом образовании то, что со всеми требуемыми действиями необходимо знакомить занимающихся непременно по слову, а не по показанному. А со слепыми только таким образом, т.е. по слову, и возможно заниматься. К.К. Грот понимал, что движение приносит слепым детям много пользы, развивает их телесность и укрепляет здоровье. В 1895 г. в саду Александро-Мариинского училища слепых появился новый источник удовольствия и забавы. К.К. Грот подарил детям «гигантские шаги», они оказались не только приятным, но и полезным подарком. Вокруг «гигантских шагов» в свободное время непрерывно слышался смех, детские крики и постоянно летали детские фигурки с раскрасневшимися от быстрого движения и воздуха лицами. Так зарождалась адаптивная двигательная рекреация. Мысли и идеи тифлопедагогов XIX века о значении физического воспитания слепых детей имеют свое отражение в работах тифлопедагогов последующего периода. На втором Русском съезде по попечению о слепых и по предупреждению слепоты поднимался вопрос о физическом воспитании слепых детей. Гимнастический зал в школах слепых считался так же необходимым, как и классная комната. Физические упражнения входят в план преподавания наравне с научными предметами и обучением мастерству. В тот период отмечалась деятельность А.И. Скребицкого, К.Ф. Лейко, М.И. Рейха. В. Гандер в работе «Первоначальное воспитание и обучение слепых детей» (1934) описывал, что слепота прежде всего вызывает боязнь пространства, ведет к ограничению движений и лишает такого мощного средства воспитания, как зрительное подражание. Устранение этих недостатков он прежде всего видел в улучшении двигательной деятельности. Значительный професс в развитии теории воспитания, в том числе и средствами физической культуры, был достигнут за годы советской власти. Научно-педагогическая деятельность Л.С. Выготского, А.А. Кро-гиуса, Б.И. Коваленко, М.И. Земцовой, А.И. Зотова, В.С. Сверлова, Л.Б. Самбикина оказала решающее влияние на развитие тифлопедагогики. В научно-исследовательской работе таких ученых, как Н.Б. Коваленко, М.И. Земцова, Л.И. Солнцева, Б.П. Ермаков, В.А. Феоктистова, А.Г. Литвак, Б.В. Сермеев, Б.А. Кручинин, Л.Ф. Касаткин, Р.Н. Азарян и др., большое место отводилось проблемам физического воспитания слепых детей, ифам и пространственной ориентировке. Большой вклад в теорию и практику физического воспитания детей с нарушениями зрения внесла научно-практическая деятельность заслуженного учителя РСФСР, учителя ленинфадской школы слепых и слабовидя- щих детей Н.Н. Шеповальникова. Им была написана первая программа по физическому воспитанию учащихся школ для слепых детей (1948\ Развитие в нашей стране адаптивного спорта для незрячих самым тесным образом связано с созданием Всероссийского общества слепых (ВОС) в 1924 г. Физическая культура и спорт для лиц с поражением органов зрения получают новый, поступательный толчок к дальнейшему развитию. Центральное Правление Всероссийского общества слепых (ЦП ВОС) взяло на себя все вопросы, связанные с организацией и пропагандой адаптивного спорта в России. В тот период эта общественная организация имела достаточное финансирование для претворения этой идеи в жизнь. По рекомендации спортивного отдела ЦП ВОС вводятся занятия по физическому воспитанию в специальных школах, создаются физкуль-турно-спортивные клубы и секции. Организуются и проводятся соревнования как внутри страны, так и за рубежом. Первые такие соревнования среди юношей проходили в 1957 г. в Ленинграде, а взрослые спортсмены-слепые приняли участие в международных соревнованиях в 1974 г. в Софии (Болгарии). В мировом спортивном движении спортсмены-слепые начинают участвовать только с 1976 г. в Торонто (Канада), а в паралимпийском национальная сборная СССР - с 1988 г. в Сеуле (Корея), где состоялись летние Паралимпийские игры. Следует отметить, что на этих соревнованиях от нашей страны приняли участие только спортсмены с поражением зрения, продемонстрировав высокое спортивное мастерство. Они завоевали 21 золотую, 19 серебряных и 15 бронзовых наград. Этому успеху предшествовала большая кропотливая работа. С 1958 г. национальная сборная СССР принимает участие в чемпионатах Европы и мира. На V чемпионате Европы в 1987 г. в Москве сборная СССР соревновалась с соперниками из 20 стран. Спортсмены-инвалиды нашей команды побили 13 мировых рекордов из 26 установленных. В 1996 г. на X летних Паралимпийских играх в Атланте (США) национальную сборную России представляли спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата и с поражением зрения. Они завоевали 16 место среди 103 стран-участниц, завоевав 27 медалей: 9 золотых, 7 серебряных, 11 бронзовых. Это было первое выступление спортсменов России как суверенного государства. На последних Паралимпийских играх в Сиднее (Австралия) 2000 г. сборная национальная страны заняла 14-е место из 125 команд, выиграв 35 медалей: 12 золотых, 11 серебряных и 12 бронзовых. Больших успехов добились незрячие спортсмены. Необходимо отметить выдающиеся достижения Риммы Баталовой (тренер П.З. Буйлов), выигравшей 3 золотые медали в беге на 800, 1500 и 5000 метров, причем на последней дистанции она установила мировой рекорд — 17 минут 52,42 секунды! Великолепно выступили, завоевав золотые медали: Сергей Севастьянов (тренер П.З. Буйлов) — пятиборье, Ольга Семенова (тренер В.А. Протасов) — пятиборье, Ильдар Помыкалов (тренер П.З. Буйлов) — марафон и другие паралимпийцы. С 1966 г. по настоящее время ВОС является членом Всемирной шахматной ассоциации и участвует в соревнованиях с 1968 г. Во всемирных шахматных олимпиадах слепые спортсмены являются шестикратными победителями состязаний. Спортивное движение спортсменов с нарушением зрения в мире объединяет Международная спортивная ассоциация слепых (1В5А), созданная в 1981 г. В настоящее время общее руководство спортивно-оздоровительной работой в России осуществляет Спортивная федерация Всероссийского общества слепых, объединяющая 76 субъектов Российской Федерации. Помимо летних Паралимпийских игр российские спортсмены-слепые участвуют и в зимних Паралимпийских играх начиная с 1988 г. в Инсбруке. Удачным было выступление сборной страны и на зимних Играх 1994 г. в Лиллехаммере, где было завоевано 9 золотых, 12 серебряных и 7 бронзовых медалей. В связи с этим следует назвать имена спортсменов-инвалидов по зрению, это лыжники: Климов Г., Шелудков В., Мунц О., Насарулин А., Паниных Л., Назаренко О., Чиркова Н., Селиванова И. Чемпионы Барселонской олимпиады и Олимпиады в Атланте Крылов В., Чеснов В., Ходаков С. приложили много силы и проявили мужество, защищая спортивную честь страны. Что касается видов адаптивного спорта, используемых в работе с лицами, имеющими нарушения органов зрения, то наряду с традиционно вьщелямыми олимпийскими и неолимпийскими видами они подразделяются на виды: полностью перенесенные от здоровых людей, адаптированные для слепых, и специальные (специфические), созданные именно для этой категории спортсменов. Среди наиболее популярных видов спорта для незрячих: легкая атлетика, гимнастика, плавание, классическая борьба, вольная борьба, дзюдо; лыжные гонки, коньки, коньки на тандемах, радиоспорт, шахматы и шашки. В середине 1970-х спортсмены с патологией зрения начинают осваивать спортивные игры. Первая из них - роллингболл, представляющий собой игру на площадке размером 24x12 м с озвученным мячом, где играют две команды по 5 человек; затем голбол, в который могут играть абсолютно незрячие спортсмены, поле 8x9 м, в команде 3 человека, мяч также озвучен. Начиная с 1986 г. в СССР проводятся чемпионаты по голболу. Первыми чемпионами стали спортсмены команды г. Москвы. В последующие годы появилась игра — торбол, разновидность гол-бола, отличающаяся размерами игрового поля (16x17 м) и тактическими особенностями. Распад СССР, перестройка резко отразились на физкультурно-массовой и спортивной работе среди лиц с поражением зрения. Перестали существовать многие клубы и секции. Спортивная федерация Всеросийского общества слепых в настоящее время развивает 11 видов спорта: легкую атлетику: лыжные гонки, биатлон, дзюдо, плавание, спортивные игры, пауэрлифтинг, армрестлинг, шахматы, шашки (см. рисунок). Она сотрудничает с Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, спортивно-реабилитационным клубом «Луч» (г. Уфа), спортив-
Основные виды адаптивного спорта для лиц с поражением зрения ным клубом «Полюс» (г. Москва), Центральным научно-исследовательским института экспертизы и трудоспособности, является одним из учредителей Паралимпийского комитета России (А.В. Царик, 2000). При проведении соревнований по адаптивному спорту большое значение имеет спортивно-медицинская класификация. В настоящее время категории слепоты и слабовидения соответствуют кретериям снижения зрения, соответствующим X Международной классификации болезней. На основании этого решением Исполкомом 1В8А была принята в 1982 г. существующая в настоящее время спортивно-медицинская классификационная система (Р.А. Толмачев, 2001). Определение функционального класса у спортсменов с нарушением зрения во всех видах спорта подразделяется на три класса. В первом — спортсмен этого класса не имеет светочувствительности в одном из глаз (тотальная потеря зрения) или имеет частичную светочувствительность при отсутствии реакции на движение руки на любом расстоянии от глаза. Во втором - спортсмен может видеть движение руки на расстоянии до 2 м (при норме 60 м). В третьем — спортсмен может видеть движение руки на расстоянии от 2 до 6 м. Поле зрения спортсмена варьирует от 5 до 20 градусов (НА Сладкова, 2000). В нашей стране проводятся целенаправленные научные исследования проблем адаптивного воспитания и адаптивного спорта среди незрячих. При Одесском педагогическом институте была создана проблемная лаборатория по физическому воспитанию аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, объединившая специалистов по физическому воспитанию лиц с нарушением зрения из различных городов и регионов страны (Сермеев Б.В., 1989). Совместно с Одесским НИИ глазных болезней и тканевой терапии им. В.П. Филатова проводились исследования, доказывающие, что физические упражнения могут как улучшать состояние зрительных функций, так и приводить к нежелательным изменениям в показателях органа зрения. Были сделаны попытки выявления оптимальных нагрузок для лиц с нарушением зрения, способствующие сохранению зрительных функций. Большой вклад в решение этих проблем внесли: Р.Н. Азарян, Д.М. Маллаев, В.А. Кручинин, В.С. Николаев, А.К. Акимов, Я.И. Дуд-кевич, В.А. Ковалев, А.П. Павлов и другие. Этими исследователями была усовершенствована программа физического воспитания слабовидящих школьников. Особенностью ее стала выраженная направленность на коррекцию дефектов органа зрения. В.В. Вишнев (1989) исследовал вопросы работоспособности в упражнениях на выносливость для школьников с учетом возраста и состояния органов зрения. Особенности двигательных способностей, коррекция двигательных нарушений у детей с дефектами зрения изложена в работе В.Н. Долинского, Ю.В. Павлова, В.Л. Палыга, А.П. Чустарк (1989). Роли, значению, системе домашних заданий по физической культуре для слабовидящих учащихся посвящена работа А.В. Ким (1989). Продуктивными путями совершенствования пространственной ориентировки в процессе физического воспитания слепых детей должно быть, по мнению В.А. Кручинина, повышение двигательной подготовленности и активности слепых, развитие сенсорики (особенно мышечно-двигательной и вестибулярной чувствительности), освоение учащимися слов (пространственной терминологии, выражающей различные пространственные понятия), совершенствование ориентировки. Вопросы педагогического контроля в процессе физического воспитания в школах для слабовидящих изложены в работе И.С Мунтяна (1989). Особенности методики обучения плаванию инвалидов по зрению интересно описаны в работах В.Г. Жаркого, В.Л. Курилова и В.В. Пыжова Вопросы показаний и противопоказаний к занятиям адаптивным спортом широко освещены Р.А. Толмачевым (1989, 2000). Значение и применение тренажеров в системе физического воспитания слепых и слабовидящих детей мы находим в работах С.В. Хрущева, ЛАСеменова, Л.М. Цофнас, Л.И. Кирилова, С.Д. Полякова, Т.Ю. Моисеева, В.С. Николаева, Ю.Н. Верхало. Н.И. Ларионова раскрывает вопросы физической и социальной реабилитации слабовидящих детей (1993). О динамике состояния зрения у студентов специальных медицинских групп, путях его улучшения можно узнать из работ О.Н. Трофимова (1994), В.И. Осик, А.Г. Ахромовой (1993). Специфика моторно-психических реакций обеспечения двигательных действий инвалидов по зрению рассматривается в исследовании Е. Ершовой, В.Б. Режунова, С. Мишариной (1994). По данной проблеме публикуются учебные пособия. Одно из них - «Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения» (Л.Н. Ростомашвили, 1997) представляет методику обучения слепых и слабовидящих, предусматривающую коррекцию отклонений в физическом развитии и состоянии опорно-двигательного аппарата. Представленные исследования подтверждают пользу, важность и необходимость занятий адаптивной физической культурой для лиц с нарушением органов зрения. Контрольные вопросы и задания 1. В какой период начинаются исследования особенностей развития 2. Назовите зарубежных исследователей, отметивших пользу заня 3. Какова позиция П.Ф. Лесгафта в вопросе о физическом образова 4. Раскройте вклад К.К. Грота в развитие физического воспитания 5. Расскажите об истоках адаптивного спорта незрячих в нашей стране. 6. С какого времени незрячие спортсмены нашей страны участвуют 7. Какие выдающиеся российские незрячие спортсмены вам извес 8. Перечислите известных вам отечественных ученых, занимавших ГЛАВА 11
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |