КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Движение — основа жизнедеятельности 1 страница
5 1466 С 5 по 11 февраля 1977 г. в Стимбоут-Спрингз, штат Колорадо, кро-водятся Первые международные зимние игры Спешиал Олимпикс с участием более 500 спортсменов в соревнованиях по лыжным гонкам и конькам. Игры освещались по телевизионным каналам США. В 1977 г. получают аккредитацию 19 стран мира для участия в Специальных олимпийских играх. В сентябре 1977 г. принимается международная программа по футболу, где в качестве старших тренеров выступают великие футболисты Пеле и Кил Рот-младший. В декабре 1978 г. траслируется вторая президентская премьера с участием Христофора Рива, где 11 спортсменов Спешиал Олимпикс из рук президента получают награды «Дух Спешиал Олимпикс» за проявление смелости, умения, щедрости и радости. В июле 1979 г. в Америке выходит первая марка Спешиал Олимпикс, которая была представлена на церемонии в Белом Доме. V Международные летние игры с участием 3 500 спортсменов из 20 стран проходят с 8 по 13 августа 1979 г. на территории Университета штата Нью-Йорк в Брокспорте. Вторые зимние международные игры Спешиал Олимпикс проходят в штате Вермонт, с 8 по 13 марта 1981 г. 600 спортсменов борются за золотые медали по горным лыжам, конькам и в лыжных гонках. Главным судьей соревнований был на этих Играх Эрик Хайден. В июле 1981 г. вице-президент Джордж Буш устраивает в своем доме прием для 800 спортсменов Спешиал Олимпикс. Одновременно транслируется премьера фильма «Супермен-II» в Лондоне, Вашингтоне и Нью-Йорке для Спешиал Олимпикс, и собирается крупная сумма денег, которая переводится на счет Спешиал Олимпикс. В этом же году международный штаб Спешиал Олимпикс совместно с директорами штатов и национальными директорами стран создают программу сертификации тренеров Спешиал Олимпикс и руководства по спортивным умениям для каждого официального вида спорта в Спешиал Олимпикс. К декабрю 1982 г. в программу Спешиал Олимпикс включаются 50 стран мира. В 1983 г. на основании принятой программы сертификаты тренеров Спешиал Олимпикс получили 25 000 человек. Третья президентская премьера для Спешиал Олимпикс представляет «Супермен-Ш» с участием Христофора Рива в июне 1983 г. Президент Рональд Рейган устраивает прием на лужайке Белого Дома спортсменам Спешиал Олимпикс, а через месяц, с 12 по 13 июля, они участвуют в VI Международных играх. Игры проходят на территории Университета штата Луизиана в Брайтон Бич. 60 000 зрителей на открытии Игр, 4 000 спортсменов из 50 стран мира - это результат проделанной работы по организации Игр. Через 2 года с 24 по 29 марта 1985 г. проходят III зимние Международные игры Спешиал Олимпикс с участием 800 спортсменов из 14 стран мира. Игры состоялись в Пар Сити, штат Юта. Событие, которое состоялось в июне 1986 г., собирает миллион долларов для Спешиал Олимпикс: 14 тысяч американцев участвуют в факельном пробеге по 44 штатам. В 1986 г. происходят два больших события для Спешиал Олимпикс. Первое — телекомпания НВЕ показывает передачу «Особая любовь» -ленту из двух частей про Спешиал Олимпикс. Второе - ООН объявляет 1986 г. международным годом Спешиал Олимпикс. В Нью-Йорке у здания Организации Объединенных Наций проводится митинг с участием большого количества людей под девизом «Спешиал Олимпикс объединяет мир». Многие телекомпании заявляют на всю страну о своем намерении транслировать полностью VII Игры. В июле 1987 г. организуется 26 000-мильный забег по внедрению закона относительно Спешиал Олимпикс, в котором участвуют более 30000 человек. Было собрано более 2 млн долларов. 4 700 спортсменов из 70 стран мира собираются на VII Международные летние игры Спешиал Олимпикс, которые проходят с 31 июля по 8 августа 1987 г. Эти Игры стали самым крупным мероприятием, которые проводилось когда-либо для людей с физическими недостатками, и самым крупным мероприятием любительского спорта 1987 года. 50 миллионов зрителей и 150 миллионов читателей узнали об этих Играх. В 1988 г. штаб-квартира Спешиал Олимпикс празднует 20-ю годовщину этой уникальной спортивной программы. 73 страны мира принимают участие в этом праздновании. Особое место в истории развития Спешиал Олимпикс занимает исторический момент подписания соглашения Хуана Антонио Сама-ранча - президента Международного олимпийского комитета (МОК) с основателями Спешиал Олимпикс Саржент Шрайвер и Юнис Кеннеди Шрайвер. Исторический факт подписания соглашения обнародован на XV зимних Олимпийских играх в Калгари 1 февраля 1988 г. Президент МОК официально утверждает и признает Спешиал Олимпикс и разрешает использовать слово «олимпийский» на международном уровне при проведении Специальных Олимпийских игр. В 1988 г. Международный комитет Спешиал Олимпикс определяет из пяти городов США Миннеаполис — город, в котором состоятся летние игры 1991 г. В этом же году на постоянной конференции Спешиал Олимпикс в Рено, штат Невада, принимается новая программа Юни-файд Спорт (объединяющий спорт). Первыми видами спорта, включенными в эту программу, были бейсбол, волейбол, боулинг. В состоявшихся в 1991 г. VIII Международных летних играх (в Сан-Поль, США, приняло участие 76 стран и 6 000 спортсменов. Международные летние Игры 1996 г. в Нью-Хевене (США) собрали 7 200 участников из 144 стран мира. Быстро прогрессирует движение Специальной олимпиады и в Европе - Европейские летние игры 2000 г., состоявшиеся в Гренингене (Голландия), приняли 51 страну и 2 000 специальных атлетов. Таким образом, Специальная олимпиада, помогающая всем людям с умственной отсталостью в социальной адаптации и самореализации, создающая для них возможности добиться успеха как на спортивной арене, так и за ее пределами, является важнейшим социальным феноменом современности, олицетворяющим идеи справедливости и гуманизма.
Контрольные вопросы, и задания 1. Где и когда зародилось Специальное олимпийское движение? 2. Какова главная цель Специальной олимпиады? 3. Какая организация занимается программами Специальной олим 4. Каковы особенности работы Специального олимпийского коми 5. Охарактеризуйте сходства и различия Специального олимпийс Часть вторая ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТИВНОЙ физической культуры
Раздел III МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛАВА 12 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЦ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ (ВКЛЮЧАЯ ИНВАЛИДОВ) 12.1. Адаптивная физическая культура - составная часть комплексной реабилитации инвалидов Комплексная реабилитация как процесс обеспечения готовности челбвека~с-отютоненйями в достоянии здоровья и инвалида к реализации образа жизни,- который бы не вступал в противоречие с образом жТШи^доровых (нормально развивающихся) людей предполагает обязательное использование физических упражнений, адаптированных к конкретному заболеванию или дефекту двигательной активности. Физическая реабилитация является базой, основой любого вида реабилитации (социально-трудовой, социально-бытовой, социально-культурной и др.) (см. главу 2). Это обусловлено тем, что человек представляет собой неделимое единство биологического, психологического и социального, которые находятся в теснейшей взаимосвязи, взаимодействии. Очень образно об этом сказал А. Маслоу (1987), основной создатель гуманистической психологии: «... нет такой реальности, как потребность желудка или рта. Есть только потребность индивидуума. Именно Джон Смит хочет есть, не желудок Джона Смита. Далее, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к отдельным его частям. Пища удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка — когда Джон Смит голоден, он голоден весь» (приводится по Д. Хьелл, Д. Зиглер, 1997). Двигательная активность человека заложена в генах и связана с фундаментальным свойством живого - биологической адаптацией к условиям жизни и сферы обитания. Однако современные условия жизни и трудовой деятельности свели практически к нулю двигательную активность человека, создали ситуацию невостребованности его нормальных кондиций. Гиподинамия и гипокинезия — непременные атрибуты современной цивилизованной жизни — стали одним из главных факторов, обуславливающих ухудшение здоровья населения. Снижение объема и интенсивности физической активности, низкий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение двигательной деятельности человека приводят к негативным результатам в функционировании как внутренних органов и систем человека, так и его психики. И если здоровый человек снижает до недопустимого уровня свою двигательную активность, то в этом виноват только он сам. У инвалида дефицит движений, как правило, спровоцирован его заболеванием или дефектом. Действительно, отсутствие зрения, детский церебральный паралич, ампутации, нарушения интеллекта являются серьезнейшими препятствиями для полноценной двигательной активности. Однако подчеркнем — препятствием, но не запретом, исключением. Вина и ответственность за вынужденную гиподинамию и гипокинезию детей-инвалидов, у которых естественная двигательная активность ограничена его дефектом и он нуждается в целенаправленной помощи и создании особых условий, полностью возлагаются на родителей, врачей, других вспомогающих специалистов, в том числе - по адаптивной физической культуре. Взрослые инвалиды с сохранным интеллектом при должной теоретической подготовке и, главное, при желании могут сами организовать доступные формы двигательной активности (за исключением очень тяжелых случаев). Однако проблема здесь состоит в том, что в массовом сознании и, к сожалению, в среде специалистов (медиков, психологов, представителей традиционной физической культуры и др.) укоренилось мнение о необходимости обязательного ограничения движений, двигательной активности практически при любом заболевании и дефекте, стереотипы веры только в фармакологические и другие медицинские средства и методы лечения и профилактики, во всемогущие добавки, стимуляторы, активизаторы, сжигатели жира и т.д. и т.п. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным уровнем культуры общества и личности в области человековедения, его телесности и психики, а с другой - массированными рекламными акциями производителей перечисленных товаров. Коварство же дефицита движений состоит в том, что повседневные негативные морфофункциональные изменения (особенно на фоне естественного развития, обусловленного генетической программой развертывания жизненных процессов у детей и юношей и девушек) малозаметны. Однако отрицательное кумулятивное воздействие приводит к следующим изменениям (В.С. Дмитриев и др., 1995): —снижается функциональная активность органов и систем и нару —происходят атрофические и дегенеративные изменения опорно- —нарушаются обменные и снижаются катаболические процессы; — уменьшается тренированность мышц (особенно таких крупных, - снижается сердечная деятельность, что приводит к деструктивным — уменьшается жизненная емкость легких и легочная вентиляция - резко ухудшается орто- и антиортостатическая устойчивость, что — нарушается терморегуляция и происходят другие негативные мор В обширной специальной литературе подробно рассматриваются и другие негативные изменения, происходящие в организме человека в связи с гиподинамией и гипокинезией, начиная с клеточного и заканчивая организменным уровнем, подробно описываются так называемые моторно-висцеральные рефлексы и другие механизмы заболеваний, основной причиной которых является малоподвижность. Однако значительно реже исследователи обращают внимание читателей на такой важный фактор, как недостаточный уровень двигательной активности. Дефицит движений отрицательно сказывается на развертывании всех без исключения компонентов генетической программы развития и жизнедеятельности организма человека. То есть речь здесь идет не только о телесных (физических) характеристиках, но и об интеллектуальных, эмоционально-волевых, познавательных и вообще духовно-психических свойствах человека, его личностном развитии. Особенно это проявляется, если в ситуации вынужденной гиподинамии оказывается ребенок, который с помощью движений не только активизирует функционирование, развитие и совершенствование всех своих органов и систем, но и познает окружающий его мир, формирует свои ощущения, восприятия, ориентировки, пространственно-временные шкалы, схему своего тела и т.д. и т.п., в том числе и эмоционально-волевую сферу. ~ ~Таким образом, одной из главных проблем в системе комплексной реабилитации больных и инвалидов практически любых нозологических групп является «борьба» с последствиями вынужденной малоподвижности, активизация деятельности всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика огромного количества болезней, зарождающихся в результате гиподинамии и гипокинезии. И именно эту проблему в первую очередь должна решать адаптивная физическая культура (физическая реабилитация, адаптивная двигательная рекреация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт и другие ее компоненты). Подчеркнем еще раз, что практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от правильного подбора упражнений, определения нужной интенсивности и дозировки их выполнения, интервалов отдыха и других факторов. Второй по значимости проблемой, которую целесообразно решать с помощью технологий адаптивной физической культуры в процессе комплексной реабилитации инвалидов, является проблема преодоления психологических комплексов неполноценности (чувства эмоциональной обиды, отчужденности, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или, наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.). Для решения отмеченной проблемы могут с успехом применяться различные варианты креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик: психосоматическая саморегуляция, ритмопластика, танцтерапия и др. Хорошо влияет на эмоционально-волевую сферу занимающихся игровая и соревновательная деятельность, сюжетно-ролевые способы выполнения двигательных заданий. * / Третьей проблемой, решаемой в системе комплексной реабилитации инвалидов за счет использования средств и методов адаптивной физической культуры, является коррекция основного дефекта. Существует большое количество различных авторских методик коррекции с помощью физических упражнений, выполняемых совместно с психорегулирующими тренингами и заданиями, последствий детского церебрального паралича, нарушений зрения, речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, травм спинного мозга, соматических и целого ряда других заболеваний. Однако эти методики настороженно воспринимаются традиционной медициной, представителями специального образования. Следующая, четвертая проблема комплексной реабилитации инвалидов, решение которой может быть осуществлено специалистами по адаптивной физической культуре, представляет собой необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные потребностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению. В адаптивной физической культуре разработаны средства и методы освоения двигательных действий, основанные на широком применении вспомогательных устройств и тренажеров, использовании физической помощи и страховки, других методических приемов (см. гл. 19). Пятая проблема сводится к всестороннему и гармоничному развитию физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры. Сведения об этих средствах и методах, организационных формах, принципах представлены в 20-й главе. Контрольные вопросы и задания 1. Каковы основные негативные последствия вынужденной гипо 2. Адаптивная физическая культура как путь «борьбы» с вынужден
3. Раскройте возможности адаптивной физической культуры в пре 4. Коррекция основного дефекта как важнейшая задача адаптивной 12.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья В последние годы интенсивно проводятся исследования, посвященные проблеме социализации личности под воздействием и посредством использования средств и методов физической культуры (Н.И. Пономарев, 1975, 1996; В.А. Пономарчук, О.А. Аяшев, 1991; И.М. Быховская, 1993; Н.Х. Хакунов, 1994; В.Д. Чепик,1995; Э. Майн-берг, 1995; Ю.М. Николаев, 1998 и мн. др.). Под социализацией понимается процесс включения человека в жизнь общества, усвоение опыта социальной жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальную сферу и социальные группы (Н.И. Пономарев, 1975). В настоящее время социализацию все чаще определяют как двусторонний процесс: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, а с другой — в процессе социализации он активно приобщается к культуре, воспроизводит систему ценностей и социальных связей, влияет на жизненные обстоятельства, окружающих людей (А.В. Мудрик, 1991; Э. Майнберг, 1995 и др.). Другими словами, индивид не только адаптируется, приспосабливается к социальной среде, но и «завоевывает» определенное социальное пространство. А.В. Мудрик (1991) выделяет три крупных группы факторов (институтов) социализации. Первая - макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая - мезофак-торы. К ним относятся этнос и тип поселения (город, поселок, село), в котором живет человек. Третья — микрофакторы - семья, школа (система образования), общество сверстников и другие. Э. Майнберг (1995) выделяет в качестве важнейших инстанций социализации семью и школу, а в качестве существенных факторов -культуру, общество, социальную принадлежность, пол. В чем различия между социализацией и воспитанием? Во-первых, социализация понимается большинством специалистов как процесс «врастания» человека в общество, и он длится в течение всей его жизни. Воспитание же — процесс, ограниченный во времени. Во-вторых, социализация индивида происходит под влиянием всего окружающего мира, постоянно изменяющегося и зачастую непредсказуемого. Во всяком случае, социализирующие воздействия окружающей действительности невозможно спланировать и даже в первом приближении прогнозировать их эффект. Воспитание представляет собой сознательный, планомерный, методичный процесс воздействия на подрастающее поколение в определенном направлении. Для воспитания основополагающим является ответственность воспитателя по отношению к воспитаннику, что характеризует этот процесс как межличностный (совершающийся как минимум между двумя лицами), что для социализации вовсе необязательно. Для социализации важны такие понятия-метафоры, как «дух», «воздух» времени, когда учащиеся усваивают («впитывают») социальные нормы и ценности, порой даже не осознавая это. ^Со1шшшзирующая_водь, физической культуры, и особеннр_адапг_ тивнрй физической культуры, выражается в том, что этот вид социаль-^ной"практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на"суир нееише качества человека, развивая его физически и духовно. Чтобы наглядно представить роль и место адаптивной физической культуры в социализации и вообще в жизни общества, необходимо ознакомиться с ее функциями (см. главу 15). Это ознакомление позволит убедиться в том, что адаптивная физическая культура оказывает на человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалида самое разнообразное влияние. Так, например, адаптивный спорт учит честно выигрывать и достойно проигрывать, способствует физическому и моральному развитию и совершенствованию, формирует благородство и трудолюбие, отвлекает от вредных привычек; он заставляет думать в напряженной, порой экстремальной обстановке, учит самодисциплине, подчиняет человека тренировке, собственные интересы — интересам команды. Человек, занимающийся любым спортом, попадает под воздействие четкого регулирования поведения (уставы, правила соревнований, режим и т.п.), он приобщается к активному участию в жизни спортивного коллектива и воспитывается тем самым как активный общественный деятель. Спорт порождает социально значимые мотивы деятельности (Н.И. Пономарев, 1996). В спорте созданы разные общности (общественные организации, ассоциации) людей, начиная от команды и кончая международными союзами, федерациями и объединениями, работа которых приобрела значительный размах, систематичность и регулярность. Все это создает хорошие предпосылки для выполнения участниками спортивного движения инвалидов самых разнообразных социальных ролей и функций и вообще их социализации. Адаптивная физическая культура должна помочь человеку с ограниченными возможностями найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной единицы и своей персонализацией как автономной личности. Индивидуум должен учиться балансировать, чтобы действовать относительно автономно, и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира (Хабермас, 1977) (приводится по Э. Майнбергу, 1995). Облегчение условий вхождения человека в общественные процессы, формирование его личностной идентичности - основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе в рассматриваемом аспекте. Чтобы могла сформироваться такая «личностная идентичность», как утверждает Краппманн, человек должен обрести пять основных качеств: - эмпатию (способность глубоко, как свои собственные, понимать требования и ожидания других людей); —языковую компетентность, то есть умение хорошо владеть языком; —когнитивные способности (например, способность к абстрактно -толерантность к неоднозначности (способность, позволяющая адекватно реагировать на противоречивые требования и выносить различного рода фрустрации) и самое главное — чувство ролевой дистанции (приводится по Э. Майнбергу, 1995). Первичной инстанцией (важнейшим фактором) социализации является семья. В семье приобретаются первые важные установки, манеры поведения, ориентиры эмоционального и мотивационного поведения, привычки. По мнению многих авторов (М.В. Антропова, М.М. Кольцова, Г. Крайт, Ф. Кречмер, 3. Кузнецова, В. Небылицин и др.), процесс телесной самоидентификации ребенка заканчивается на рубеже раннего детства и дошкольного возраста, и к 6-7 годам у него оказываются сформированными поведенческие и сенсомоторные стереотипы. Это приводит к тому, что усилия школьных педагогов, направленные на укрепление психосоматического здоровья детей, часто оказываются малоэффективными. Действительно, ребенок и сознательно, и бессознательно воспринимает множество установок родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. При этом постоянно указывается на значение отношений между матерью и ребенком в первые годы его жизни, что, впрочем, является «поздним» подтверждением принципа Песталоцци о решающем воздействии на развитие человека «жилища» и отношений между матерью и ребенком (Э. Майнберг, 1995). Кроме того, семья оказывает влияние на другие инстанции социализации - какую школу будет посещать.ребенок, к какой группе ровесников примкнет, в какой союз вступит — все это вопросы, в значительной мере определяемые семьей. Таким образом, семья как первичная инстанция социализации может самым различным образом повлиять на отношение ребенка к физической активности и установку на двигательную деятельность — и способствовать или препятствовать физической социализации. 1 Отсюда вытекают два важных вывода для специалиста по адаптивной физической культуре: 1) необходимо самым серьезным образом работать с семьей (преж 2) необходимо как можно раньше, буквально с первых дней жизни, Наряду с семьей основополагающей инстанцией социализации ребенка, юноши, девушки является школа. Школа - это та среда, где происходит формирование личности, составная часть его культурно-личностного бытия. Здесь он знакомится с такими новыми для себя ценностными критериями, как стремление к успеху, соревнование и конкуренция. /Для адаптивной физической культуры важно не только то, насколько успешно усваиваются учениками двигательные умения и навыки, но и то, как успешно обеспечиваются при этом процессы, способствующие усвоению социальных навыков. Приобретение моторных навыков, физическое совершенствование детей здесь является в большей степени поводом и средством, благоприятным условием для приобретения навыков социальных. Особенно когда речь идет о детях с отклонениями в развитии интеллектуальной сферы./ Многие исследователи указывают, что наряду с официальным и обязательным учебным планом существует еще один, скрытый, который не удается распознать с первого взгляда и вся «сила» которого состоит в его скрытости (Э. Майнберг, 1995). Если утвержденный учебным ведомством учебный план содержит, главным образом, информацию о целях и материале учебного процесса по каждому учебному предмету, то неофициальный, скрытый план предусматривает сообщение учащимся основных знаний о правилах поведения в обществе, существующих нормах и общепринятых обычаях. Распорядок, существующий в школе, может принудить ученика сделать то, что ему делать не хочется. Характерным примером способа неосознанной для детей социализации могут служить так называемые школьные ритуалы — чисто внешние проявления определенных действий. Классическим примером школьных ритуалов является спортивный праздник. Еще одним примером «достижения» скрытого учебного плана, заключающегося в подавлении у учеников естественной активности, спонтанного выражения их запросов и потребностей, являются уроки, на которых детей учат и, главное, заставляют вести себя в классе или спортивном зале тихо. Все эти примеры лишний раз подтверждают, какое большое значение для социализации детей имеют сама «атмосфера» школы, личностные качества учителей, их представления о социально-нормативном поведении. Вот почему, например, хорошие идеи воспитания школьников на основе философии олимпизма, сводящиеся, однако, при практическом применении лишь к проведению «олимпийских уроков», но не наполняющие всю систему «духом олимпизма», как правило, не приводят к ожидаемому педагогическому эффекту. Адаптивная физическая культура, обладающая мощным социализирующим потенциалом, должна оказать помощь осуществлению гуманизации специального образования, которая в настоящее время призвана противостоять непрерывно усиливающимся тенденциям рационализации, технологизации, информатизации. Гуманизация образования требует отношения к индивиду как к целостному существу, развивая и воспроизводя, кроме интеллекта, все способности его духа — веру в исцеление, надежду, эмпатию, чувство красоты, образное, эмоциональное отношение к миру. А это значит, что научность, рационалистическая модель мира, создаваемая теоретическими дисциплинами, должна быть лишь частью образования, а не всем, как это часто случается. Образование как образ жизни должно быть личностным - духовным и физическим (В.А. Кутырев, 1998). Существующая во всем мире тенденция информатизации и компьютеризации может нарушить этот баланс. Возникает опасность того, что вскоре придется обосновывать преимущества нашей реальности в сравнении с виртуальной; удовольствий, получаемых в движении, еде и питье, любви и творчестве, в сравнении с компьютерно-наркотическими и технокомбинаторными. Придется учить детей игре друг с другом, а не с компьютером, ограничивая «дендизм» и другие игры сознания. Являясь одним из важнейших факторов образовательно-культурного процесса, адаптивная физическая культура выступает универсальным средством его гуманизации, поскольку реализует воспроизводство личности человека именно как целостности в своем телесно-духовном единстве.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |