Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теософия 4 страница




(Отметим, что единение с Абсолютом, вплоть до полного с Ним отождествления, совершенно естественно для тех, кто пребывает в состоянии мистического экстаза. Так, например, знаменитый суфий Халладж, переживая мистическое единение с Аллахом, экстатически возглашал: «Я есть Истинный», то есть – «Я есть Бог». Такое отождествление, вполне понятное, с эзотерической точки зрения, на экзотерическом, внешнем уровне воспринималось как богохульство. В результате, Халладж был казнен в Багдаде, в 921 году. Рене Генон считает, что невольно огласив в состоянии мистического экстаза эзотерический постулат – «Я есть Истинный», то есть – «Я есть Бог», Халладж тем самым оказался в ситуации, «когда некоторые из посвященных могли несвоевременно разгласить тайны, рискуя зародить смущение в умах, не готовых к познанию высших истин, и тем самым вызвать непорядки с точки зрения социальной жизни. Авторы подобных разглашений тайн были неправы в том, что сами создавали смешение двух порядков, эзотерического и экзотерического, которое в результате оправдывало в достаточной мере упрек в «ереси»; такой же случай часто повторялся и в исламе, [232] где однако эзотерические школы обычно не встречали никакой враждебности со стороны религиозных и светских властей, представляющих собой экзотеризм». [233]

Поскольку Великие Учителя человечества постоянно пребывают в состоянии полного единения с Абсолютом, то они, как и Шри Рамакришна, имеют все основания заявлять в отношении Бога, что - «Он – это я, а я - это Он»).

О сущностном единстве всех религий светлой направленности писала и Елена Рерих: «Что есть Белое Братство? Разве возможно, чтобы один Брат отвергал Учение, даваемее другим Братом? Истинно, люди даже не вмещают смысла понятия Братства! Тех, кто может считать своим Учителем только Христа, будем приветствовать так же, как и других, следующих за Лао-Дзы, Конфуцием, Буддою, Кришною, Зороастром, Майтрейей. Но будем просить их действительно изучить Учение Иисуса Христа и прилагать его в жизни, тогда никакие разъединения не будут иметь места, ибо, истинно, все великие Заветы исходят из Единого Источника. Помните, как в Учении (в Учении «Живой Этики» - «Агни-Йоге» – С. П.) сказано: «Если спросят – кто больше, Будда или Христос? Отвечайте – невозможно измерить дальние миры, можно лишь восхищаться их красотою». Вспоминается характерный случай, происшедший в наших краях. Один мусульманин попросил дать ему Евангелие, чтобы ознакомиться с христианским учением. Прочтя его, он с удивлением сказал – «Я прочел Евангелия внимательно, но не нашел в них ничего, что бы отвечало современному христианству»? Вот, именно, это и следует иметь в виду тем, кто желает следовать истинному Учению Иисуса Христа. Также спросите обижающихся на то, что грядущая эпоха названа эпохой Майтрейи, а не эпохой Христа, понимают ли они вообще значение этих Имен? Если бы они больше знали, то и не обижались бы. Грядущая эпоха будет находиться под лучами Трех Владык - Майтрейи, Будды и Христа».[234]

Рене Генон подчеркивал, что для эзотерика не имеет принципиального значения, какую религию исповедовать - «так как истинный эзотеризм – это нечто совершенно иное, нежели внешняя религия. Если он и имеет некоторое отношение к ней, то это может быть только потому, что он находит в религиозных формах способ символического выражения; неважно, впрочем, к какой религии будут принадлежать эти формы, потому что речь идет о сущностном единстве учения, которое скрывается за их видимым разнообразием. Вот почему посвященные древности участвовали равно во всех культах внешних религий, следуя культам, установленным в различных странах, в которых они находились… Чистая метафизика не бывает ни языческой, ни христианской, она универсальна; античные мистерии не были язычеством, но они на него наслаивались;[235] так же, как и в средние века организации, характер которых был инициатический, а не религиозный, но которые брали за основу католицизм».[236]

Католический священник Элифас Леви, ставший классиком оккультизма писал в данной связи: «В христианстве всегда существовала церковь тайная или Ионитская, (курсив – Э. Леви – С. П.),которая, уважая необходимость официальной церкви, сохраняла совершенно другое толкование догматов, чем даваемое народу… [237] посвященный может придерживаться со спокойной совестью той религии, в которой воспитан, потому что все обряды представляют одно и то же учение, но он должен исповедоваться только Богу и не обязан никому отдавать отчета в своих сокровенных верованиях – священник не может судить о тех предметах, о которых не имеет представления сам папа». [238]

Поэтому, например, для крупнейших эзотериков XX века, основателей Учения «Живой Этики» – «Агни-Йоги», Елены и Николая Рерихов, прошедших своё первоначальное духовное становление в православной стране России, было совершенно естественно, что не только они сами исповедовали православие, но и воспитали своих детей в православном духе.

Основательница теософии Елена Блаватская была приверженицей буддизма и индуизма, [239] а её преемница на посту руководителя Теософского общества и наиболее талантливая её последовательница - Анни Безант, ранее была атеисткой. [240] Основатель Традиционализма Рене Генон был исламским шейхом. Знаменитый оккультист Элифас Леви был католическим священником и т. д.

Одна и та же проблема трактуется совершенно по-разному при рассмотрении её на внешнем, экзотерическом и внутреннем, эзотерическом уровне. Эзотерический уровень – это внутреннее, сущность, экзотерический уровень – внешнее, видимость (кажимость), различные формы проявления сущности. Как писал Гегель: «Истина бытия – это сущность. Бытие непосредственно. Так как знание хочет познать истинное, познать, что такое бытие в себе и для себя, то оно не ограничивается непосредственным и его определениями, а проникает через него, исходя из предположения, что за этим бытием есть ещё что-то иное, нежели само бытие, и что этот задний план составляет истину бытия. Это познание есть опосредствованное знание, ибо оно не находится непосредственно при сущности и в сущности, а начинает с чего-то иного, с бытия, и должно пройти предварительный путь, путь выхождения за пределы бытия или, вернее, вхождения внутрь его. Только тогда, когда знание из непосредственного углубляется внутрь (sich erinnert), оно через это опосредствование находит сущность… Когда представляют это движение как путь знания, это начинание с бытия и продвижение, которое снимает бытие и достигает сущности как чего-то опосредствованного, кажутся деятельностью познания, внешней бытию и не имеющей никакого касательства к его собственной природе. Но этот процесс есть движение самого бытия. В самом бытии обнаружилось, что оно в силу своей природы углубляется внутрь и через это вхождение в себя становится сущностью».[241] (Курсив – Гегеля).

Однако надо иметь в виду, что сущность – многоуровневая: 1-ого, 2-ого и т. д. порядков, вплоть до бесконечности, это, вслед за Гегелем, подчеркивал даже материалист Ленин: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца. [242](Курсив – В. Ленина). Поэтому то, или иное явление никогда нельзя познать до конца, и любое знание – относительно. Полное, абсолютное знание существует лишь на уровне Абсолюта, для человека оно достижимо только при условии мистического слияния с Абсолютом, полного с Ним отождествления.

Чтобы максимально глубоко проникнуть в сущность вещей и понять скрытую, глубинную суть любой проблемы, необходимо рассмотреть её на внутреннем, эзотерическом уровне. Рассмотрение любой проблемы лишь на внешнем, экзотерическом уровне неизбежно будет носить поверхностный характер и закономерно приведет к неадекватному, искаженному её восприятию.

7. Эзотеризм и философия. Философия является рационалистической формой мировоззрения, и поэтому она не способна проникать дальше Мира Плотного – нашей физической реальности. Эзотеризм же с помощью сверхчувственных методов познания исследует все Планы Бытия, то есть и Миры Тонкие, а не только Мир Плотный. Крупнейший эзотерик нашего времени Рене Генон подчёркивал, что философии, как индивидуалистической и рационалистической форме познания, органически присуще пустое «системотворчество», которое не имеет никакого отношения к истинному познанию: «Следует также обратить внимание на стремление философов любой ценой дать своё имя какой‑нибудь «системе», то есть узко ограниченной и строго определённой совокупности взглядов, являющихся исключительно порождением их собственного разума. Отсюда возникает стремление быть оригинальным, во что бы то ни стало, даже если для этого пришлось бы пожертвовать истиной. Имя философа становится популярным по мере того, как он придумывает новую ложь, а не по мере того, как он повторяет старую уже высказанную другими истину. Эта же форма индивидуализма, порождающая множество противоборствующих «систем» (противопоставленных друг другу даже в том случае, если в их рациональном содержании объективно не содержится никаких противоречий), встречается также среди современных учёных и деятелей искусства. Однако именно в философии порождённая индивидуализмом интеллектуальная анархия наиболее очевидна и показательна. В традиционной цивилизации почти невозможна ситуация, в которой человек приписал бы ту или иную идею исключительно себе. А если бы всё же кому‑нибудь пришло в голову совершить нечто подобное, его авторитет тут же упал бы, и доверие к нему было бы полностью подорвано, притом, что сама подобная идея была бы расценена как бессмысленная фантазия. Если идея истинна, она принадлежит всем, кто способен её постичь. Если она ложна, то её изобретение не может представлять никакой ценности, и вера в неё не будет иметь никакого смысла. Истинная идея не может быть «новой», так как истина не является продуктом человеческого разума. Она существует независимо от нас, и всё, что мы должны сделать - это постараться понять её. Вне такого познания существуют лишь ошибки и заблуждения».[243]

8. Эзотеризм и парапсихология. Парапсихология представляет собой, рационализированную, профанированную форму эзотеризма, посредством которой современная наука пытается примирить эзотеризм, построенный в основном на сверхчувственных методах познания, и господствующее ныне сугубо рационалистическое «научное мировоззрение». Парапсихология индифферентна по отношению и религиозному мировоззрению. Поэтому, даже в атеистическом СССР, несмотря на официозный атеизм, оккультизмом в наукообразной форме - в форме парапсихологии, активно занимались не только отдельные лица, но и государственные исследовательские центры, прежде всего - связанные с различными спецслужбами. Составители фундаментального учебного курса “Парапсихология” Международного института парапсихологии и пограничных наук (г. Мюнхен) отмечают, что аналогичный учебный курс использовался и в СССР для обучения лиц, связанных со спецслужбами, и что это обучение в нашей стране прошли два миллиона человек.[244] Это обстоятельство объясняет обилие “экстрасенсов” и “парапсихологов”, которые, как только атеизм утратил статус государственного мировоззрения, сразу же вдруг объявились в массовом количестве - выскочили как чёртик из табакерки. Отметим в этой связи, что, согласно как зарубежным, так и отечественным исследованиям, доля лиц обладающих оккультными способностями в общей численности населения составляет в среднем порядка пяти процентов, то есть в СССР в начале 90-х годов численность данной категории лиц составляла более четырнадцати миллионов человек. Однако чтобы оккультные способности проявились в полной мере, их необходимо соответствующим образом развивать.

9. Научные знания базируются на чувственных восприятиях. Главные критерии научного знания - возможность воспроизвести результаты экспериментов, формирующих эмпирическую основу данной научной дисциплины, и возможность объяснить накопленные факты в системе понятий данной науки. Если теория считается истинной, то все факты, которые не вписываются в её рамки трактуются как «антинаучный вымысел». (Известное положение Гегеля: «если факты противоречеть теории - тем хуже для фактов»). На этом построен весь научный консерватизм. В результате, богатейший материал, накопленный эзотерическими науками за тысячелетия их существования, долгое время академической наукой отвергался, поскольку не вписывался в рамки официальных научных теорий.

Существует принципиальная разница между «магическим» воздействием на реальность и современным «научным» воздействием. «Магическое» воздействие на реальность, от современного «научного» воздействия отличается тем, что «магическое» воздействие осуществляется через Микрокосм, то есть – через Человека, а современное «научное» воздействие осуществляется через Макрокосм - Вселенную. «Магическое» воздействие основывается на развитии в первую очередь психических сил человека, на «психической энергии», (терминология Рерихов), использование которой лежит в основе всех оккультных феноменов; современное «научное» воздействие – базируется на всемерном развитии техники, отсюда – современный «научно-технический прогресс».

«Магическое» воздействие основывается на постулате о единстве, доходящем до полного тождества, Микрокосма-Человека, и Макрокосма-Вселенной. В Западном эзотеризме это нашло свое выражение в «золотом правиле» «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста: «что Верху, то и Внизу»; в Восточном эзотеризме – в учении о единстве Атмана-Брахмана, доходящем вплоть до полного их тождества. («Изумрудная скрижаль» была найдена Александром Македонским в гробнице Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего) – древнегреческого Бога мудрости и покровителя магии. По другой версии «Изумрудная скрижаль» была найдена Саррой, женой Авраама, а сам Гермес Трисмегист был внуком Адама.[245] Эту же версию приводит и Е. П. Блаватская в своём «Теософском словаре»: «По выражению Элифаса Леви, «Изумрудная Скрижаль представляет собой всю магию на одной странице»; но Индия имеет одно-единственное слово, которое, будучи понятным, содержит «всю магию». Однако, это табличка, якобы найденная Сарой,[246] женой Авраама (!), на мертвом теле Гермеса. Так утверждаюь масоны и христианские каббалисты. Но в теософии мы называем это аллегорией. Разве это не может означать, что Сарасвати, жена Брамы, или богиня сокровенной мудрости и познания, видя все еще много древней мудрости, дремлющей в мертвом теле Человечества, возродила к жизни мудрость? Это привело к возрождению оккультных наук, столь долго забытых и пренебрегаемых, во всем мире».[247] (Курсив – Е. П. Блаватской).)

Поскольку «магическое» воздействие основывается на постулате о единстве Макрокосма и Микрокосма, то в рамках данного типа воздействия Человек в принципе не может быть противопоставлен Природе. В рамках же современного «научного» воздействия Природа, наоборот – воспринимается как нечто внешнее по отношению к Человеку, как противостоящая ему объективная реальность. В рамках современного научного мировоззрения субъект и объект, Человек и Природа, – это антогонистически противостоящие друг другу определенности: «единство и борьба противоположностей», согласно материалистической диалектики – квинтэссенции механицизского мировоззрения. Отсюда и тезис о «покорении природы».

«Магическое» воздействие – это воздействие на природу – «изнутри», современное «научное» воздействие – это воздействие «снаружи». То есть «магическое» воздействие основывается на знании законов Тонких Миров, которые лежат в основе законов Плотного Мира - нашей физической реальности, современное «научное» воздействие опирается лишь на знание законов Плотного Мира. Говоря метафорическим языком Нагорной проповеди, «магическое» воздействие – это «дом на камне», а современное «научное» воздействие – «дом на песке». «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». (Матфей, 7:24-27).

Рене Генон подчеркивал, что возможность изучения чисто внешних проявлений глубинных законов Природы и основанное на этом всемерное развитие техники была очевидна ещё в Древнем мире, но тогда такая возможность никого не прельщала. Люди предпочитали познавать глубинные законы мироздания – законы Тонких Миров, а не одни лишь поверхностные проявления этих законов на уровне Плотного Мира. И только в Новое Время возможность чисто количественного освоения реальности, стала действительностью. Рене Генон писал в этой связи: «Вся «профаническая» наука, развившаяся за последние столетия, основана исключительно на изучении чувственного мира, ограничена только его пределами, и используемые ею методы применимы лишь к одной этой сфере. Но только такие методы в противоположность всем остальным, и признаются «научными», что отрицает саму возможность существования науки, не занимающейся материальными вещами.

…Современный человек в целом не может себе представить никакой иной науки, кроме науки, занимающейся вещами, которые можно измерить или взвесить, или, иными словами, материальными вещами, так как только к таким вещам применим чисто количественный подход. Стремление свести качество к количеству является типичным для современной науки».[248]

Всего за каких-нибудь два-три столетия – ничтожный срок по историческим меркам, человечество, в результате реализации возможности современного «научного», чисто количественного подхода к изучению реальности, оказалось на грани глобальной катастрофы. Данный факт является наглядным свидетельством того, что современный мир – «Царство Количества», говоря словами Рене Генона и Юлиуса Эволы - не имеет будущего. Рано или поздно современная денежно-технологическая цивилизация, с характерным для неё чисто внешним, количественным освоением реальности, без проникновения в глубинную суть явлений Плотного Мира рухнет, подобно «дому на песке» и никакие «технологические костыли» здесь не помогут. Как отмечал известный современный мыслитель-традиционалист Александр Дугин – мир техники, банков и бирж окажется не более устойчивым, чем вчера ещё казавшейся незыблемым, а сегодня рассыпавшейся в труху мир «развитого социализма». А вместе с ним канет в Лету и современное «научное» мировоззрение, основанное на выдаваемых за «здравый смысл» наивных иллюзиях. «Именно «здравый смысл» рассматривает чувственный мир как единственно реальный и признает лишь знание, полученное с помощью органов чувств. Кроме того, он наделяет ценностью эту узкую сферу знаний только в той степени, в которой она даёт возможность удовлетворить либо материальные потребности, либо определенные сентиментальные склонности, так как сентименты – мы должны откровенно признать это, рискуя шокировать современных моралистов – на самом деле «расположены» очень близко к уровню материи. Во всем этом собственно интеллекту вообще не остается места, или в лучшем случае, ему отводится служебная роль при достижении практических целей, и он становится не более чем инструментом, подчиненным потребностям низшего и телесного уровня человеческой индивидуальности, «прибором для производства приборов», как довольно точно выразился Бергсон».[249]

В странах Востока, в отличие от стран Запада, технологическое развитие органически сочетается с ценностями традиционалистской цивилизации. Поэтому, в рамках Восточного менталитета западная денежно-технологическая цивилизация воспринимается, говоря словами крупнейшего мыслителя-традиционалиста Юлиуса Эволы, как цивилизация вайшьев, цивилизация ростовщиков-проценщиков и торгашей-спекулянтов, которая на порядок качественно ниже цивилизации кшатриев-воинов и на два порядка ниже – цивилизации брахманов-духовных лидеров, являющейся эталонной на Востоке. [250]

С Восточной точки зрения, нынешняя Западная цивилизация – полностью десакрализована, обезбожена, полностью враждебна глубинной сути человека, созданному «по образу и подобию Божию». Рене Генон писал в этой связи: «Специфически современным и беспрецедентным является возведение целой цивилизации на чисто негативных основаниях, на абсолютном отсутствии высшего Принципа. Именно эта всеобщность отрицания придает современному миру совершенно ненормальный характер, делает его воистину чудовищным…

Из всего вышесказанного ясно видно, что упреки людей Востока по отношению к западной цивилизации как к цивилизации исключительно материальной совершенно обоснованы. Эта цивилизация развивалась только в материальном смысле, и с какой бы точки зрения мы её ни рассматривали, мы всегда имеем дело с прямыми результатами такой материализации и сугубо материального развития».[251] Чисто внешнее, сугубо материальное преуспевание Запада стало восприниматься людьми Запада, как очевидный признак превосходства Западной цивилизации, по сравнению с Восточными цивилизациями, что с традиционной точки зрения выглядит нонсенсом. Рене Генон пишет в данной связи – «мы убеждены, что на Западе, в древности и в средние века, существовало нечто иное, что некой элите были доступны чисто метафизические, которые мы можем назвать цельными, включая сюда и ту реализацию, которая для болшинства современных людей, несомненно, есть нечто, с трудом представимое. Если же Запад абсолютно утратил воспоминание о них, то это потому, что он разорвал со своими собственными традициями. И вот поэтому современная цивилизация является цивилизацией аморальной и извращённой… Материальное превосходство современного Запада неоспоримо; никто этого у него не оспаривает, никто ему и не завидует по этому поводу. Более того: рано или поздно Запад рискует погибнуть по причине такого избыточного материального развития, есл он вовремя не опомнится и если, как следствие, он не задумается всерьёз о «возвращении к истокам», согласно выражению, бытующему в некоторых школах исламского эзотеризма. Сегодня с разных сторон много говорится о «защите Запада»; но, к несчастью, как кажется, отсутствует понимание того, что запад особенно нуждается в защите от себя самого, что это от его сосбвтенных нынешних тенденций исходят главные и серьёзные опасности, реально угрожающие ему. Хорошо было бы поглубже поразмыслить над этим, и не было бы излишним пригласить к такому размышлению всех, кто ещё способен размышлять».[252]

Как отмечал Юлиус Эвола - «Современная «цивилизация» Запада нуждается в кардинальном перевороте, без которого она рано или поздно обречена на гибель. Эта «цивилизация» извратила всякий разумный порядок вещей. Она превратилась в царство количества, материи, денег, машин, в котором нет больше воздуха, свободы, света. Запад забыл о смысле приказания и повиновения. Он забыл о смысле действия и размышления. Он забыл о смысле иерархии, могущества духа, человеческих богов. Он больше не знает природы. Природа для западных людей перестала быть живым телом из символов, богов и ритуалов - блистающим Космосом, в котором, как «царство в царстве», свободно движется человек: она стала мутной, роковой поверхностью, и её тайны профанические науки стараются обойти с помощью своих ничтожных законов и ничтожных гипотез». [253]

Человечеству, чтобы выжить, необходимо обратиться к традиционалистским научным парадигмам, основанным на мировоззренческом подходе, исходящем из единства Микрокосма и Макрокосма, и базирующемуся на данном подходе освоению Реальности. То есть на подходе, основывающимся на знании глубинных законов Мироздания – законов Тонких Миров, лишь внешним проявлением которых являются законы Плотного Мира – нашей физической реальности.

10. Сверхчувственные знания, полученные посредством интуитивного восприятия, играют в жизни людей не меньшую роль, чем знания, полученные с помощью обычных органов чувств.

Человек живет в океане сверхчувственной информации и постоянно использует её. Но сознание людей связывает со зрительными, звуковыми и иными образами окружающего их мира только чувственные образы знаний, содержащихся в памяти. Сверхчувственные знания могут поступать либо через подсознание и тогда они, как правило, дают представление о нижних, то есть инфернальных регионах Бытия, либо через сверхсознание, тогда они дают представление о Мирах Просветления. Однако сверхсознание развивается только на определенных ступенях духовного развития, достигаемых, как правило, в результате прохождения сооветсвующих ступеней Посвящения и поэтому, чтобы не стать игрушкой в руках инфернальных сил обычный человек для удовлетворения своих духовных потребностей нуждается в защите соответствующего церковного эгрегора (духовного покрова), то есть он должен исповедовать кармически предопределенную для его народа религию. Если брать мировые религии, то для народов Запада это, прежде всего – христианство. Для народов Востока – ислам и буддизм. Сверхчувственные знания также можно многократно воспроизвести, если они облечены в чувственную форму (пересказаны, изложены в письменной или любой другой общедоступной форме). В этом случае они приобретают характер авторитетного свидетельства.

Сверхчувственная информация зачастую приходит в образной, аллегорической форме и требует соответствующей интерпретации. Знаменитая оккультистка Дион Форчун писала в этой связи: «Мистики используют любые вообразимые аллегории в попытке передать свои восприятия, философы запутываются в лабиринте слов.

…Что касается разума, то он способен воспринимать трансцендентную философию ничуть не лучше, чем глаз видеть музыку». [254]

Один из Великих Учителей человечества Шри Рамакришна подчеркивал, что Бога нельзя постичь на путях рационалистического познания – Бог постигается только в результате мистического озарения: «Нельзя познать Божество путём чтения книг. Есть огромная разница между книжным знанием и непосредственным познанием. Когда явится непосредственное постижение, все книги, науки и Писания кажутся ненужной соломой».[255]

Иррациональность сверхчувственных знаний является одной из причин, по которой современная академическая наука их отвергает. Однако не только мистики, но и рационалистически мыслящие представители науки вынуждены прибегать к интуиции. Известный исследователь Восточного мистицизма, оказавший большое влияние на духовные искания нашего времени - Алан Уотс, писал в этой связи: «Понимание природы в терминах мысли подобно попыткам определить форму огромной пещеры с помощью маленького фонарика, который даёт яркий, но очень узкий луч света. Траекторию светового луча и то, что он освещает, следует хранить в памяти, а затем по этим сведениям восстанавливать общий вид пещеры. На практике же, чтобы постичь целостность природы, ученый обязательно должен использовать интуицию, хотя он и не доверяет ей. Он должен то и дело останавливаться, чтобы проверить свой интуитивный проблеск с помощью тонкого яркого луча аналитического мышления».[256]

Возникла парадоксальная ситуация, когда истинные знания, полученные по чувственному и по сверхчувственному каналу, не образуют связей на основе общих образов, как бы отрицают друг друга и тем самым тормозят развитие современной цивилизации.

11. Высшие Знания устраняют эту проблему, поскольку включают в себя как «чувственные», так и «сверхчувственные» знания. Высшие Знания дают понимание сущности Мироздания, раскрывают многомерность Вселенной, место в ней человечества в целом и каждого человека в отдельности, объединяют науку, философию и религию системой общих понятий и образов. «Атеистическое суеверие», находящее своё выражение в отношении к Реальности, как к «трёхкоординатному склепу», говоря словами крупнейшего мистика и визионера Даниила Андреева, [257] в настоящее время постепенно преодолевается.

Трактовки происхождения Высших Знаний и возникновения религий в различных эзотерических учениях по сути своей мало отличаются друг от друга. Согласно эзотеризму Высшие Знания восходят к единому источнику и даны человеку в начале космического Цикла. Рассмотрим эту проблему на примере традиционализма, в котором этому вопросу уделяется особо много внимания.

12. Традиционализм - эзотерическое учение, основывающееся на Примордиальной (Изначальной) Традиции (отсюда и её название), под которой понимается всеобъемлющее знание, данное человеку Творцом в начале космического Цикла.

Согласно традиционализму, мир развивается циклично и в каждом цикле человечество проходит путь от «золотого» до «железного» века, от Сатья-юги до Кали-юги, от полного совершенства до полного упадка.

В начале космического Цикла человек, сотворённый Богом полностью приобщён к Примордиальной Традиции, по мере дальнейшего прогрессирующего упадка он всё более удаляется от этой Традиции, утрачивая её сокровённый смысл. Древние религии ещё хранят в себе следы Традиции, в виде внутренних эзотерических учений, но постепенно суть этих учений извращается и выхолащивается до такой степени, что они превращаются в орудие борьбы с Изначальной Традицией и разрушения Мироздания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-28; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.