Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство и потребление экологически безопасных продуктов питания в мире




 

В настоящее время пищевая промышленность является одной из наиболее развивающихся отраслей российской экономики, которая производит разнообразные продукты питания для ежедневного потребления населением. Организация новых производств или расширение действующих не всегда означает использование экологически более чистых или энерго- и ресурсосберегающих технологий, позволяющих произвести экологически безопасные продукты питания (ЭБПП).

Обычно под термином «безопасность» применительно к продуктам питания понимают отсутствие токсичных, канцерогенных и других веществ, отрицательно влияющих на человеческий организм, в случае если потребление данных продуктов не превышает обоснованных норм. Концепция экологической безопасности шире и подразумевает не только традиционную безопасность или традиционное качество произведенных пищевых продуктов, но и безвредность сырьевых ресурсов, используемых для производства, влияние процесса производства и хранения продукции на окружающую среду, а также образование отходов.

В настоящее время жесткая конкурентная борьба на российском потребительском рынке заставляет производителей продуктов питания создавать новые ниши. Многие отечественные компании, опираясь на зарубежный опыт, позиционируют свою продукцию как «натуральную» или «экологически чистую». При этом в России отсутствуют правовые нормы, определяющие понятие «экологический» («органический», «био», «эко») продукт, и регламентирующие отношения в сфере его производства, сертификации и продвижения. На этом фоне массовое использование российскими производителями подобной маркировки, зачастую явно не соответствующей качественным показателям продукции, грозит серьезно подорвать лояльность потребителей к экологическим продуктам питания[18].

Равняясь на западные рынки, отечественные производители не учитывают тот факт, что за рубежом существует сформировавшаяся законодательная база, способствующая бурному росту рынка экологических (органических) продуктов вот уже более 30 лет. По данным европейских экспертов, мировой объем рынка органических продуктов питания в 2006 году составил 29 млрд. евро (1-3 % от общего объема продаж продуктов питания в мире). За последние годы его емкость увеличилась в девять раз и к 2020 году по оценкам специалистов достигнет значения 400 млрд. долл. США[19].

На сегодняшний день основными рынками органических продуктов питания являются Германия, Великобритания, Франция, США, Канада и Япония. Доля России в мировом производстве ЭБПП пока составляет всего лишь 0,003%.

Самый большой рынок экологических продуктов – в США. Он составляет около 8 млрд. долларов. Далее следуют ФРГ – 3,06 млрд. долларов и Великобритания – 1,3 млрд. долларов. Это единственный рынок, где спрос превышает предложение, ведь потребители в упомянутых странах очень озабочены состоянием своего здоровья и окружающей природной среды (рис. 3).

В США наблюдается тенденция к непрерывному росту потребления ЭБПП. Американский рынок, пересыщенный генетически-модифицированной продукцией, нуждается в свежей, экологически безопасной сельхозпродукции. В штатах спрос на генетически-модифицированную продукцию падает, а рынок ЭБПП практически удваивается с каждым годом.

Рис. 3. Страны-лидеры в производстве и потреблении экологически безопасных продуктов питания,

(млрд. долларов)

 

Ежегодный рост объема торговли органическими продуктами в странах Европы весьма значителен, его показатели колеблются от 5-15% в Германии, до 30-40% в Дании, Швеции, Швейцарии. Падения спроса и объемов продаж экологически безопасной продукции не было на протяжении последних 20 лет, отмечались лишь стабильные периоды роста. Пики роста – до 50-100 % - наблюдались после громких экологических скандалов – Чернобыльской катастрофы, эпидемий коровьего бешенства, куриного гриппа и т.д. Столь высокие темпы роста объема продаж объясняются целым рядом факторов, наиболее значимые из которых – государственная поддержка производителей органических продуктов, отлаженная логистика и система сбыта, проведение грамотной политики продвижения сертифицированных биопродуктов со специальными торговыми марками и, как результат, высокий уровень осведомленности потребителей и возрастающий спрос, несмотря на высокие цены, которые на 30-200% выше цен на обычную продукцию.

Стоит отметить, что за рубежом предъявляются очень высокие требования к производителям экологически безопасной продукции. Так, земля, на которой планируется выращивать такие продукты, должна в течение трех лет проходить процедуру очистки, и только после этого на нее выдается специальный экологический сертификат. При производстве запрещается использовать минеральные и химические удобрения, а также генетически модифицированные культуры. Чтобы продукт получил название «органического» и получил экологический знак, в его составе должно быть 95 % органических веществ[20]. Использование ручного труда является большим плюсом.

Для присвоения продукту статуса «organic∕органический» контролирующие органы инспектируют каждый этап пути «от поля до прилавка»: посевной материал, сельскохозяйственные угодья и агротехнические приемы, хранение, переработку, упаковку. Даже продавец – оптовая компания или магазин – обязан получить сертификат, подтверждающий его статус как дистрибьютора органических продуктов.

Научно подтверждено, что органические продукты содержат больше питательных и биологически активных веществ по сравнению с продуктами, произведенными традиционными способами. Например, органические фрукты, овощи и злаки содержат на 17 % больше витамина С, на 21% больше железа, на 29% больше магния, на 13,6% больше фосфора, чем не органические продукты. К тому же органические продукты намного вкуснее[21].

В разных странах приняты различные маркировки ЭБПП. Так, например, у нас наиболее известен значок «зеленый пункт» («зеленая точка»), принятый в странах Евросоюза, который часто встречается на упаковках импортных товаров. Он обозначает, что производство данного продукта экологически безопасное, а отходы подлежат вторичной обработке, причем, производитель уже заплатил за переработку упаковки товара или самого товара, когда отслужит свой срок и превратится в отходы. Однако, это характерно для Германии, где и разработан этот символ. В России и во многих других странах отходы не собираются и не перерабатываются, так что товары с «зеленым пунктом» загрязняют российскую природу так же, как и без нее.

В связи с отсутствием установленных требований к экологически чистым пищевым продуктам, по согласованию с Минздравом России, в ГОСТ Р 51074-03 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» было внесено, что использование в наименовании продукта (товара) таких характеристик, как «экологически чистый», не допускается.

Данная формулировка запрещена не только потому, что законодательно она пока никак не регламентирована, но и по причине своей некорректности – практически невозможно произвести что-либо, не нанеся ущерба окружающей среде. Поэтому было решено отказаться от словосочетания «экологически чистый», заменив его на более мягкий вариант – «экологически безопасный».

В европейских странах вопросы производства экологических продуктов регламентируются требованиями Закона ЕЭС № 2092 ⁄91 Экологическое сельское хозяйство[22].

В соответствии с требованиями указанного закона (статья 2) только продукт, полученный в соответствии с правилами производства (изложенными в этом же законе) может этикетироваться или рекламироваться с использованием термина «экологический».

При этом этикетирование продукта возможно только когда ясно показано, что продукт имеет четкую связь с определенной системой сельскохозяйственного производства на уровне фермы.

Причинами возникновения рынка экологически безопасных продуктов на Западе является:

▪ рост благополучия в развитых странах;

▪ наличие спроса, заинтересованность потребителя;

▪ заинтересованность производителя в получении прибыли.

На наш взгляд, рынок ЭБПП в России еще не совсем сформировался, а соответствующая маркировка упаковки ни что иное, как прием маркетинговых стратегий производителя. На сегодняшний день невозможно даже определить объем рынка ЭБПП в России, поскольку неизвестно кого конкретно можно назвать производителем экологических продуктов питания. Рынок ЭБПП сможет сформироваться в России тогда, когда темпы роста продовольственного рынка в целом начнут снижаться.

Однако нельзя не отметить, что российский рынок продуктов питания является одним из динамично растущих. По оценкам экспертов, рост рынка ЭБПП должен наблюдаться только до 2008 года. В настоящее время рынок насытился и снизил темпы роста. Рынок эко-продуктов в России в ближайшие 2-3 года может составить 1,5-2 % от общего объема рынка продуктов питания России. Это достаточная доля рынка, особенно если учесть, что данная продукция займет нишу премиальных продуктов, целевыми потребителями которых являются жители крупных городов с достатком выше среднего.

Однако следует выделить и основные проблемы возникновения рынка ЭБПП в России:

1) На сегодняшний день сертифицированные земли в РФ составляют лишь 0,003% к площади всех земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 406 млн. га. Их сертификация может занять менее 4-х лет только в том случае, если правильно велась история полей и прочая документация, а химические показатели почвы соответствуют допустимым уровням.

2) Значительные временные затраты на производство экологически безопасной продукции, которые в несколько раз превышают временные затраты на производство обычной продукции. Например, чтобы вырастить экологически чистую пшеницу – потребуется 2 года, цыплят – 6 месяцев.

3) Проблема предэкспортной подготовки товара, его хранения и отгрузки. Так как объемы ЭБПП пока еще сравнительно небольшие, то на элеваторах необходимо гарантировать избежание риска возможного смешивания ее с другой – неорганической продукцией.

4) Разрушение гумусового слоя почв, что влечет за собой проникновение вредных веществ, которые так или иначе накапливаются в земле, в выращиваемые экологические культуры.

Формирование российского рынка органических продуктов может идти двумя путями: их можно ввозить в страну, или начать собственное производство. Очевидно, что рассматриваемый сегмент начнет активно развиваться, в том числе и за счет собственного производства, когда появится спрос. Для его возникновения необходимо: во-первых, наличие достаточного количества на рынке традиционной продукции; во-вторых, рост материального благосостояния потенциальных потребителей, и, наконец, появление культуры потребления. ЭБПП требуют специальной рекламы и системы продвижения. В России еще предстоит сформировать спрос на эту группу продуктов, и его формирование будет успешнее в рамках пропаганды здорового образа жизни.

Первый опыт ввоза импортных продуктов показал, что цены на органические продукты слишком высоки, чтобы стать доступными для людей со средним уровнем доходов. Если в Европе разница в цене между обычным продуктом и органическим, как правило, составляет от 20 до 60%, то в России органические продукты в 6 - 8 раз дороже своих аналогов.

Однако маркетинговые исследования показывают, что в любом обществе есть определенная часть граждан, имеющих возможность платить повышенную цену за продукты питания более высокого качества. Если в США, Канаде, государствах Западной Европы они составляют 40-60% населения, то в России около 7%, но это постоянный сегмент продовольственного рынка и на его потребности в условиях рыночной экономики также надо ориентироваться. К тому же существуют определенные слои населения (дети, беременные женщины, лица, страдающие заболеваниями), нуждающиеся в более качественном питании, и интересы которых должно в первую очередь защищать государство.

Необходимо навести порядок в сфере экологической сертификации и маркировки ЭБПП. Таким образом, покупатель и на внутреннем, и на внешнем рынке мог бы иметь авторитетное подтверждение экологической безопасности своей продукции. С этой целью в стране ведется разработка общего технического регламента «Об экологической безопасности»[23]. Однако помимо общего регламента, потребуются еще десятки специальных регламентов, в которых должны быть изложены требования к экологической безопасности в различных отраслях производства различных видов продукции.

Представляется целесообразным, в связи с растущим интересом россиян к ЭБПП, решить основные проблемы внутреннего рынка, среди которых можно выделить следующие:

• отсутствие законодательной и правовой базы и четкой терминологии, исключающей возможность спекуляции на термине «экологически безопасный продукт»;

• устаревшие нормы, касающиеся безопасности продуктов питания, установленные в ГОСТах;

• отсутствие контроля качества продукта с лейблом «экопродукт».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.