Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение. Теория спроса и предложения




Спрос

Теория спроса и предложения

Выручка Расходы

Дотации Трансферты

Рынок продуктов
Товары и услуги Товары и услуги

 

Рис.4.1. Кругооборот доходов и расходов в рыночной экономике.

Доходы и расходы экономических субъектов могут быть представлены с помощью схемы кругооборота. Направления потоков расходов и доходов показывают постоянное их движение в рыночной экономике. Кругооборот отражает также редкость ресурсов и альтернативность их использования.

Представленная на рис.4.1 схема кругооборота имеет и существенные недостатки:

· она не показывает факты сделок на многих других рынках;

· исключает влияние мирового рынка;

· предполагает доходы и расходы как постоянные величины;

· не отражает действия рыночного механизма ценообразования.

Под спросом ( D - demand) понимается желание и способность людей (покупателей) приобретать товары на рынке. Это простое, на первый взгляд, определение требует некоторых пояснений. Во-первых, речь идет о желании людей покупать, а не реальном акте купли товаров. Спрос выражает, таким образом, потенциальную возможность покупки, которая в своем количественном выражении почти никогда не совпадает с объемом реальной покупки.

Во-вторых, способность покупателя приобрести определенный товар означает обязательное наличие у него необходимой суммы денег. Покупатель, не располагающий нужной суммой денег, не является носителем спроса.

В третьих, спрос всегда определяется за определенный период времени (за несколько дней, месяцев, за 1 год), а также в отношении определенного количества покупателей (одного – спрос отдельного покупателя, или некоторой их совокупности – рыночный спрос).

Объемом спроса на какой-либо товар называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год).

Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называют функцией спроса. Если все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены интересующего нас товара (Pi), положить неизменными, функция спроса от цены, характеризующей зависимость спроса на i-тый товар от его цены, имеет вид:

(5.1) .

На рис. 5.1 кривая DD представляет графическое отображение функции спроса от цены. Она называется кривой спроса.

 

Р D

Р1

Р2

D

0 Q1 Q2 Q

Рис 5.1. Кривая спроса

Абсциссы точек линии спроса характеризуют объем спроса, а ординаты — цены спроса. Обратную зависимость между ценой и объемом спроса (при снижении цены объем спроса растет, и наоборот) часто называют законом спроса.

Помимо цены, изменение спроса вызывает действие целого ряда других факторов. На рис.5.2 представлено действие этих неценовых факторов, выражающееся в смещении кривой спроса вправо или влево.

Важнейшими неценовыми факторами спроса являются:

· вкусы, или предпочтения покупателей;

· денежные доходы покупателей;

· цены на сопряженные товары;

· ожидания покупателей относительно будущих цен и доходов.

Вкусы покупателей изменяются в результате воздействия моды, рекламы, что приводит к увеличению спроса на новые товары.

Изменение доходов покупателей может по-разному воздействовать на их спрос. Для большинства товаров действует следующая закономерность – рост доходов вызывает увеличение спроса на них, и наоборот. Но существует группа, так называемых товаров низшей категории (простейшие продукты питания), на которые действие этой закономерности не распространяется. При уменьшении доходов потребителей спрос на такие товары возрастает.

Изменение цен на сопряженные товары не следует путать с действием ценового фактора. Сопряженными являются те товары, потребление которых определенным образом взаимосвязано. Традиционно их делят на два вида:

· товары-субституты (заменители);

· товары-комплементы (взаимодополняющие).

Р D1 D2

Р1

Р2

D1 D2

0 Q1 Q2 Q3 Q4 Q

 

 

Рис.5.2. Изменение объема спроса и сдвиг кривой спроса

 

Товарами-субститутами являются, например, сливочное масло и маргарин. Повышение цены на товар-субститут (сливочное масло) вызывает увеличение спроса на основной товар (маргарин). Между изменением цены товара-комплемента (например, машинное масло) и спроса на основной товар (бензин) существует обратная зависимость

 

Ожидания покупателей также могут существенно повлиять на изменение спроса. Так, ожидая инфляционного повышения цен на товары, потребители будут увеличивать спрос на них.

В общем виде функция спроса может быть теперь представлена так:

(5.2) ,

где P – цена товара,

Т (tastes) – изменение вкусов и предпочтений,

I (income) - доходы покупателей,

W (waiting) – ожидания покупателей,

P sub. – цены на товары-субституты,

P com.- цены на товары комплементы,

W – ожидания покупателей,

В - прочие факторы.

Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены — движение вдоль кривой спроса. Например, как видно на рис. 5.2, при снижении цены с Р 1 до P 2 объем спроса увеличивается с Q 1 до Q 2. Если же в силу изменения доходов или вкусов покупателей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены, то произойдет сдвиг линии спроса от D 1 D 1 до D 2 D 2, так что при цене Р 1 объем спроса возрастет с Q 1 до Q 3, а при цене Р 2 — с Q 2 до Q 4- В этом случае говорят, что увеличился сам спрос. Очевидно, что при снижении спроса, скажем, в результате сокращения доходов новая линия спроса пройдет левее и ниже D 1 D 1.

Предложение (S – supply) представляет собой желание и способность продавцов представлять товары для продажи на рынке. Так же, как и в случае со спросом, объем предложенного товара не совпадает с объемом реально продаваемого товара, т.е. предложение выражает потенциальную возможность продажи.

Способность продавцов предоставлять свои товары означает их обязательное наличие в магазине или на складе. Предложение анализируется всегда за определенный промежуток времени и в отношении определенного количества продавцов.

Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени.

Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены интересующего нас товара (Pi), положить неизменными, то функция предложения, характеризующая зависимость объема предложения товара только от его цены, будет иметь вид:

(5.3) .

На рис. 5.3 кривая SS представляет графическое отображение функции предложения от цены. Она называется кривой предложения.

Р

S

Р2

Р1

S

0 Q1 Q2 Q

 

Рис.5.3. Кривая предложения

 

Абсциссы точек кривой предложения характеризуют объем предложения, а ординаты — цены предложения. Как видим, кривая предложения в отличие от кривой спроса имеет здесь положительный наклон, с ростом цены увеличивается и объем предложения. Однако так бывает далеко не всегда. В дальнейшем мы познакомимся с линиями предложения другой конфигурации.

Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены — движение вдоль линии предложения. Например, как видно на рис. 5.4, при повышении цены с P1 до P2 объем предложения увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг линии предложения с S1 до S2, так что при прежней цене P1 объем предложения составит лишь Q3, а при цене P2Q4. В этом случае говорят, что уменьшилось само предложение. Очевидно, что при увеличении предложения линия предложения сместится вправо от S1 к S2.

К числу таких факторов относятся:

· цены на ресурсы;

· технология производства;

· налоги и дотации;

· цены на другие товары;

· ожидания изменения цен;

Изменение цен на ресурсы оказывает влияние на величину издержек производства. Уменьшение цен на ресурсы снижает издержки и способствует увеличению предложения.

 

Р

S2 S1

Р2

Р1

 
 


0 Q3 Q4 Q1 Q2 Q

 

Рис.5.4. Изменение объема предложения и сдвиг кривой предложения

 

Совершенствование технологии позволяет более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и увеличивать предложение.

Налоги являются для фирм одним из видов издержек производства. И поэтому их увеличение сокращает предложение. Выделение же государством дотаций способствует его росту.

Как и в случае со спросом, изменение цен на сопряженные товары вызывает изменения в предложении. Например, для фермеров пшеница и кукуруза являются заменителями (субститутами), и в случае снижения цен на пшеницу они увеличат производство кукурузы. Под таким же углом зрения следует рассматривать действие и других неценовых факторов.

Зависимость объема предложения от определяющих его факторов выражает общая функция предложения.

(5.4) ,

где Р - цена товара;

Pr – цена факторов производства;

T – налоги и субсидии;

K – технология;

P sub. – цены на товары-субституты,

P com. - цены на товары комплементы,

W – ожидания продавцов,

B – прочие факторы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.