Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и основные виды рынка




В современной экономической лите­ратуре встречается множество определений рынка:

· рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег;

· рынок - это обмен, организованный по законам товар­ного производства и обращения;

· рынок - система отношений по поводу обмена резуль­татами производства и услугами, принимающими форму товара:

· рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предло­жения;

· рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Но эти определения, на наш взгляд, не выражают той главной цели, для достижения которой люди взаимодействуют друг с другом. Более правильное определение рынка давал известный швейцарский экономист Леон Вальрас, который сравнивал его с «огромным аукционом», где постоянно производится «нащупывание» (франц. tatonnеtment) цен, уравновешивающих спрос и предложение».

Похожие определения дают и современные экономисты. Пол Самуэльсон, например, определяет его как «процесс, посредством которого продавцы и покупатели продуктов взаимодействуют, чтобы определить цену и количество последних». В немецкой учебной литературе под рынком понимается «место встречи спроса и предложения, где осуществляется ценообразование и обмен».

Существует множество классификаций видов рынков. В зависимости от критериев различают:

· по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый, или денежный рынок;

· по географическому положению – местный, национальный, мировой;

· по отраслям – автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.;

· по характеру продаж - оптовый, розничный;

· по степени ограничения конкуренции – совершенно конкурентные и несовершенно конкурентные рынки.

Последняя классификация имеет особенно большое значение для экономической теории. В зависимости от специфики выделяют несколько разновидностей рынков с несовершенной конкуренцией:

· рынок монополистической конкуренции;

· монополистический рынок;

· олигополистический рынок.

Как правило, в учебной литературе анализ различных рынков предполагает рассмотрение определенной совокупности условий, в которой функционируют фирмы. К этим условиям обычно относят:

· количество и размер действующих фирм;

· характер производимой ими продукции;

· доступность информации;

· свобода входа и выхода.

Правда, в последнее время подход к изучению рыночных структур усложнился и при классификации типов рыночных структур используют только два критерия (параметра):

1. Численность продавцов.

2. Характер продукта.

В соответствии с этими критериями выделяют 6 типов рынков:

· Чистая конкуренция

· Монополистическая конкуренция

· Гомогенная олигополия

· Олигополия с дифференциацией продукции

· Чистая монополия

· Чистая многопродуктовая монополия.

 

Таблица 4.1.Основные типы рынков.

  Один продавец несколько Много
Однородные продукты Чистая монополия Гомогенная олигополия Чистая конкуренция
Дифференцированные продукты Чистая многопродуктовая монополия Олигополия с дифференциацией продукции Монополистическая конкуренция

 

Как работает рынок, как решает он поставленные экономические цели? Сердцем рынка является рыночный механизм саморегуляции, который является организующей силой, наводящий порядок в хаотичной, разнонаправленной деятельности экономических субъектов.

Впервые о действии рыночного механизма саморегуляции было заявлено Адамом Смитом в теории его "невидимой руки рынка". Полная математическая модель этого механизма была разработана Леоном Вальрасом со второй половине 19 века. К концу 19-го началу 20 века стала очевидной усиливающаяся роль монополий в экономике, что привело к росту интереса к проблемам монополизма в экономической теории. Глубокий теоретический анализ монополистических рынков был проведен в 1838 г. французким экономистом Антуаном Курно (1801-1877),

Систематическое исследование монополистических и олигополистических рынков провела англичанка Джоан Робинсон (1903-1983) в работе "Теория несовершенной конкуренции"(1933). Одновременно с Дж. Робинсон опубликовал свою работу Э. Чемберлин. Она была посвящена монополистической конкуренции, т.е. тому виду рынка, для которого характерны как черты совершенной конкуренции, так и монополии.

Идеи перечисленных экономистов составляют до сих пор основу так называемой неоклассической теории. Они получили дальнейшую разработку в трудах Нобелевских лауреатов Кеннета Эрроу и Жерара Дебре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.