КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сущность и основные виды рынка
В современной экономической литературе встречается множество определений рынка: · рынок - это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег; · рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения; · рынок - система отношений по поводу обмена результатами производства и услугами, принимающими форму товара: · рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения; · рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Но эти определения, на наш взгляд, не выражают той главной цели, для достижения которой люди взаимодействуют друг с другом. Более правильное определение рынка давал известный швейцарский экономист Леон Вальрас, который сравнивал его с «огромным аукционом», где постоянно производится «нащупывание» (франц. tatonnеtment) цен, уравновешивающих спрос и предложение». Похожие определения дают и современные экономисты. Пол Самуэльсон, например, определяет его как «процесс, посредством которого продавцы и покупатели продуктов взаимодействуют, чтобы определить цену и количество последних». В немецкой учебной литературе под рынком понимается «место встречи спроса и предложения, где осуществляется ценообразование и обмен». Существует множество классификаций видов рынков. В зависимости от критериев различают: · по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок товаров и услуг, рынок факторов производства, финансовый, или денежный рынок; · по географическому положению – местный, национальный, мировой; · по отраслям – автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.; · по характеру продаж - оптовый, розничный; · по степени ограничения конкуренции – совершенно конкурентные и несовершенно конкурентные рынки. Последняя классификация имеет особенно большое значение для экономической теории. В зависимости от специфики выделяют несколько разновидностей рынков с несовершенной конкуренцией: · рынок монополистической конкуренции; · монополистический рынок; · олигополистический рынок. Как правило, в учебной литературе анализ различных рынков предполагает рассмотрение определенной совокупности условий, в которой функционируют фирмы. К этим условиям обычно относят: · количество и размер действующих фирм; · характер производимой ими продукции; · доступность информации; · свобода входа и выхода. Правда, в последнее время подход к изучению рыночных структур усложнился и при классификации типов рыночных структур используют только два критерия (параметра): 1. Численность продавцов. 2. Характер продукта. В соответствии с этими критериями выделяют 6 типов рынков: · Чистая конкуренция · Монополистическая конкуренция · Гомогенная олигополия · Олигополия с дифференциацией продукции · Чистая монополия · Чистая многопродуктовая монополия.
Таблица 4.1.Основные типы рынков.
Как работает рынок, как решает он поставленные экономические цели? Сердцем рынка является рыночный механизм саморегуляции, который является организующей силой, наводящий порядок в хаотичной, разнонаправленной деятельности экономических субъектов. Впервые о действии рыночного механизма саморегуляции было заявлено Адамом Смитом в теории его "невидимой руки рынка". Полная математическая модель этого механизма была разработана Леоном Вальрасом со второй половине 19 века. К концу 19-го началу 20 века стала очевидной усиливающаяся роль монополий в экономике, что привело к росту интереса к проблемам монополизма в экономической теории. Глубокий теоретический анализ монополистических рынков был проведен в 1838 г. французким экономистом Антуаном Курно (1801-1877), Систематическое исследование монополистических и олигополистических рынков провела англичанка Джоан Робинсон (1903-1983) в работе "Теория несовершенной конкуренции"(1933). Одновременно с Дж. Робинсон опубликовал свою работу Э. Чемберлин. Она была посвящена монополистической конкуренции, т.е. тому виду рынка, для которого характерны как черты совершенной конкуренции, так и монополии. Идеи перечисленных экономистов составляют до сих пор основу так называемой неоклассической теории. Они получили дальнейшую разработку в трудах Нобелевских лауреатов Кеннета Эрроу и Жерара Дебре.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |