Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Благо А. Рис.6.7. Кривая «доход-потребление»




M1 M2 M3 M4 x

U1 U4

Благо А

R1 R2 R3 R4 x

Рис.6.7. Кривая «доход-потребление»

 

Кривая, которая может быть построена по значениям Р1, Р2, Р3, Р4 была названа Дж. Хиксом кривой «доход-потребление». В американской литературе она получила название «кривой уровня жизни». Кривая показывает, что вначале с ростом дохода потребитель увеличивает потребление как блага А, так и блага В. Затем угол наклона кривой изменяется – постепенно уменьшается потребление блага В и постепенно увеличивается потребление блага А.

Такую закономерность обнаружил еще в ХIХ веке немецкий статистик Эрнст Энгель (1821-1896). Он выявил, что с ростом дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости.

у

N

Благо В

Рис.6.7. Кривая «цена-потребление»

 

Другим фактором, влияющим на равновесие потребителей, является изменение цен товаров. Для анализа этого фактора предположим, что доход остается величиной постоянной. Предположим также, что цена снижается. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения NM1 в положение NM2, а затем в NM3 и т.д (рис.6.7).

Обозначив точки касания кривых безразличия U1,U2,U3,U4 с линией бюджетного ограничения мы получаем кривую «цена-потребление», которая, по сути дела, есть не что иное как кривая спроса.

Падающий характер спроса (или кривой «цена-потребление») отражает действие закона спроса: чем ниже цена товара, тем на большее его количество предъявляется спрос. Такой механизм действия объясняется двумя причинами:

Во-первых, если у товара Х есть заменитель, то при понижении цены данного товара покупатель будет охотнее покупать его, чем заменитель. Такое увеличение спроса товара Х называется «эффектом замещения»

И, во-вторых, если товар Х становится дешевле, то на его приобретение покупатель тратит меньше средств. В результате у него появляется дополнительная сумма денег, что равносильно увеличению дохода покупателя. Эти дополнительные деньги он может потратить на приобретение любых товаров, в том числе и на товар Х. В таком случае говорят, что спрос возрос в результате «эффекта дохода».

В случае с нормальными товарами «эффект замещения» и «эффект дохода» складываются так, что происходит расширение потребления нормальных товаров. Но существует группа благ, потребление которых необычно. Впервые на них обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Во время неурожая картофеля в Ирландии, цены на него вели себя необычно. С ростом цены на картофель спрос на него не только не упал, но наоборот возрос. Эту ситуацию называют «парадокс Гиффена».

Объясняется он нетрудно: во время неурожая беднякам пришлось отказаться от ряда высококачественных товаров (мясо, молоко и т.д.), цены на которые возросли еще в большей степени, чем на картофель. Т.е. низкокачественные товары вытеснили высококачественные. Низкокачественными товарами называются те товары, спрос на которые растет при росте цен и падает при их снижении.

Если они занимают в бюджете потребителя небольшое место, то положительный «эффект замещения» перекрывает отрицательный «эффект дохода». А если низкокачественные товары занимают в бюджете большое место, то в случае снижения цены отрицательный «эффект дохода» перекрывает положительный «эффект замещения».

Рассмотренные вопросы позволяют вплотную подойти к определению категории спроса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.