Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция




 

Фирма должна учитывать в своей деятельности особенности рыночных условий, в которых она функционирует. Понятием, выражающим совокупность условий, в которых протекает рыночная конкуренция, является рыночная структура. К числу важнейших таких условий обычно относят:

· количество и размер фирм, действующих на этом рынке;

· характер выпускаемой ими продукции;

· особенности входа на этот рынок новых фирм и выхода из него;

· доступность информации.

В зависимости от специфики условий выделяются четыре типы рыночных структур:

· совершенная конкуренция;

· монополистическая конкуренция;

· олигополия;

· монополия.

Совершенная конкуренция – это такой тип рыночной структуры, для которой характерны деятельность множества мелких фирм, выпускающих однородную продукцию, свободный вход и выход фирм и их равных доступ к информации.

Монополистическая конкуренция – это рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и характеризующуюся свободным выходом и входом фирм и некоторыми ограничениями в доступе к информации.

Олигиполия – это рыночная структура, состоящая из небольшого числа фирм, некоторые из которых имеют большие размеры. Для нее характерны также: выпуск фирмами как однородной, так и неоднородной продукции, некоторые затруднения при входе новых фирм и определенные ограничения в доступе к информации.

Монополия – это такой тип рыночной структуры, где одна фирма является единственным продавцом уникальной продукции, существуют непреодолимые барьеры при входе и ограничения в доступе к информации.

В настоящее время наиболее распространенными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия. Монополистическая конкуренция характерна для сферы услуг – розничной торговли, сети ресторанов, банковских услуг и т.д. Олигополия распространена в таким отраслях как автомобилестроение, производстве алюминия, табачных изделий и т.д.

Монополия в основном встречается в водо-газо-электроснабжении, в сфере транспортных услуг и др. Так же как и совершенная конкуренция, монополия не охватывает сколько-нибудь значительного числа реально существующих рынков. Но их анализ необходим для того, чтобы затем перейти к характеристике более сложных рыночных структур.

Совершенная конкуренция встречается, например, в сельском хозяйстве, где действует множество небольших фермерских хозяйств. Они производят примерно одинаковый набор сельскохозяйственной продукции – зерно, овощи, молоко и т.д. Они имеют настолько небольшую долю рынка, что не имеют возможности оказывать воздействие на установление рыночной цены. Возможность вхождения новых фирм и равный доступ к информации (о ценах на продукцию, ресурсы) делают острой конкуренцию между фирмами. Попытки повысить цену на свою продукцию приведут к тому, что потребители откажутся от услуг таких фирм и обратятся к их конкурентам.

Для анализа особенностей ценообразования на рынке совершенной конкуренции и стратегии фирм в этих условиях нам понадобятся несколько новых категорий:

· совокупный доход (выручка);

· средний доход;

· предельный доход.

Совокупный доход (TR) – это общая сумма поступлений от продажи всех единиц товара. Совокупный доход определяется по формуле:

(8.1) .

Средний доход (АR) – это доход, получаемый на единицу проданной продукции. Он определяется как частное от деления совокупного дохода на общее число проданной продукции.

(8.2.) .

В условиях совершенной конкуренции средний доход равняется цене продаваемого товара.

Предельный доход (МR) – это изменение совокупного дохода фирмы, вызванное продажей одной дополнительной единицы товара.

(8.3.) .

Так как в условиях совершенной конкуренции фирмы имеют незначительный объем производства, и количество продаваемого товара не оказывает влияния на рыночную цену, то она остается неизменной. Из приведенных формул видно, что цена, средний и предельный доход равны между собой и не зависят от изменения объема производства.

На рис.8.1. кривые среднего и предельного доходов представлены в виде горизонтальной прямой. Поскольку поведение отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции не оказывает воздействия на цену товара, то прямая P=AP=MP, по существу, является кривой спроса (D) на ее продукцию.

 

р, AR, MR

P=AR=MR=D

 
 


 
 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.