Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос на экономические ресурсы




Ценообразование на рынках ресурсов. Рынок труда

Qa MR Q

Рис.8.11. Ситуация убыточности в условиях монополии

 

Таким образом, в краткосрочном периоде фирма-монополист, максимизируя свою прибыль, никогда не будет увеличивать объем производства, а, соответственно, и объем продаж до величин, когда спрос по цене является неэластичным.

 

 

В предыдущих лекциях рассматривались особенности ценообразования в различных рыночных структурах. Но прежде чем фирмы произведут свою продукцию, а затем предложат ее на рынке, они должны приобрести необходимые для производства ресурсы. И для фирм крайне важно какие цены установились на них на рынках факторов производства.

Рыночная цена на факторы производства, как и на блага, образуется в результате взаимодействия спроса и предложения. Однако ценообразование на факторы имеет ряд существенных особенностей, которые обусловливают необходимость специального рассмотрения этого процесса:

· носителями спроса являются фирмы, а предлагают ресурсы домохозяйства. Такая перемена ролей рыночных агентов ведет к тому, что на рынках факторов индивидуальное предложение выводится из максимизации функции полезности, а индивидуальный спрос – из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время, как на рынках благ, наоборот, спрос был связан с максимизацией полезности, а предложение – с максимизацией прибыли;

· так как ресурсы являются собственностью домохозяйств, то от их продажи появляются денежные доходы (заработная плата, прибыль, рента). Если в процессе ценообразования на блага решается проблема – что производить?

– поскольку вслед за изменением цен на блага осуществляется межотраслевой перелив капиталов, то цены на факторы определяют, во-первых, как (по какой технологии) производить и, во-вторых, для кого производить. От цен факторов производства зависят размеры доходов их собственников. Поэтому теория ценообразования на факторы производства одновременно является теорией распределения национального дохода в рыночной экономике. Распределительная роль цен на первичные факторы производства проявляется, в частности, в том, что каждая из них имеет своё название: заработная плата, ссудный процент, земельная рента;

· первичные факторы производства применяются при изготовлении всех благ. Поэтому сложение индивидуальных функций спроса на фактор формирует либо отраслевую, либо народнохозяйственную функцию спроса на него. Аналогично, кроме отраслевой функции предложения факторов образуется народнохозяйственная функция их предложения. В результате наряду с отраслевой складывается народнохозяйственная цена факторов.

Формирование спроса на экономические ресурсы имеет отличительную черту: он является производным (зависимым) от спроса на готовые товары и услуги, которые производятся с помощью данных ресурсов. Для фирмы полезность фактора состоит в приращении прибыли, вызванном его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а следовательно, и спрос на него зависят не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков благ.

Это обстоятельство делает важнейшей категорией его анализа предельную доходность ресурса (предельный продукт в денежной форме) – это изменение дохода, получаемого в результате продажи дополнительной единицы продукции, произведенной в результате потребления одной единицы ресурса. Обозначается она – MRP ( marginal revenue product), и рассчитывается по формуле:

(8,1) MRP = MP ´ MR,

где MP – предельный продукт;

MR – предельный доход

Расчет MRP имеет особенности для фирм прейс-тайкеров, действующих условиях совершенной конкуренции, и для фирм монополистов, которые действуют в условиях несовершенной конкуренции и имеют возможность устанавливать цены на свою продукцию.

Фирмы прайс-тейкеры имеют совершенно эластичную кривую спроса на производимый товар (т.е. они подстраиваются под существующие на рынке цены). Количество выпускаемой продукции такой фирмы не влияет на цену, по которой она продается. Поэтому предельная доходность ресурса такой фирмы равна предельному продукту, умноженному на цену производимого продукта.

(8,2) MRP = MP ´ p.

В условиях несовершенной конкуренции фирмы самостоятельно устанавливают цены, т.е. они самостоятельно выбирают одну из комбинаций «цена-количество»и их кривая спроса имеет ниспадающий характер. Для таких фирм предельный доход всегда меньше, чем цена единицы продукции. Из этого следует, что предельная доходность ресурса у них меньше предельного продукта:

 

(8,3) MRP < MP ´ p.

 

Какого правила должны придерживаться фирмы при использовании ресурсов для оптимизации своей деятельности? Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна использовать достаточное количество каждого ресурса, чтобы при этом предельная доходность этого ресурса MRP должна быть равна предельным издержкам этого ресурса - MRC.

Предельные издержки ресурса (MRC)– это величина, на которую каждая дополнительная единица ресурса дает прирост издержек.

Возможны следующие ситуации соотношения MRP и MRC:

1. MRP > MRC.

(8,4) 2. MRP < MRC.

3. MRP = MRC.

 

Предположим, что фирма использует ресурс - труд. Она изменяет число работников, и если MPR последнего работника превышает его MRC предельные издержки, то это значит, что фирма может ещё получить прибыль от найма дополнительных работников, а если MRC > MRP, то фирма должна сократить какое-то количество рабочих, поскольку издержки на них превышают получаемый доход.

Рассмотренная категория MRP имеет самое прямое отношение к проблеме спроса на экономические ресурсы. Кривая предельной доходности ресурса MRP одновременно является и кривой спроса на ресурсы. Для фирм, действующих в условиях совершенной и несовершенной конкуренции начертание кривой спроса на ресурсы имеет особенности. В условиях совершенной конкуренции цена продукции является неизменной и поэтому кривая спроса на ресурс плавно снижается (рис.8.1):

В условиях несовершенной конкуренции кривая спроса на ресурсы круто падает вниз, так как снижается предельный продукт MP и снижается P продукта по мере роста выпуска продукции, т.е. кривая спроса на ресурсы менее эластична (рис.8.2).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.