Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос на факторы производства




Тема 11 Рынки ресурсов и формирование доходов

11.1. Спрос на факторы производства

11.2. Теория предельной производительности факторов производства

Рынки ресурсов во многом похожи на рынки товаров, функционирование которых рассматривалось ранее. Теории спроса и предложения, категориальный аппарат предельного анализа применимы к рынкам ресурсов так же, как и к товарным рынкам.

Однако если на товарных рынках производителями товаров являются фирмы, а потребителями – домохозяйства, то на рынках ресурсов – наоборот. Домохозяйства владеют ресурсами и предлагают их на рынках.

Цена ресурса является доходом его владельца (табл. 11.1):

Таблица 11.1

Цена ресурса Вид дохода
цена природных ресурсов рента
цена труда заработная плата
цена инвестиционных ресурсов процент
цена предпринимательских способностей прибыль

 

Затраты на ресурсы для фирм являются издержками производства.
И каждая фирма, желающая максимизировать свою прибыль, стремится к сокращению издержек, приобретая производственные ресурсы с минимальными затратами. Фирма предпочитает приобрести более производительный
ресурс.

Цена ресурсов складывается на рынке под воздействием спроса на ресурсы и их предложения. Рассмотрим особенности формирования спроса на ресурсы фирмы.

Фирма формирует свой спрос на ресурсы, исходя из трех факторов: спроса на готовую продукцию, цены ресурса и его производительности.

Спрос на ресурсы является производным ( зависимым ) от спроса на готовую продукцию. Действительно, фирма приобретает ресурсы не для собственного потребления, а для производства из них товаров и услуг. Следовательно, чем выше спрос на готовую продукцию, тем выше спрос на ресурсы, из которых она производится.

Главным из этих трех факторов является спрос на готовую продукцию. Если не будет спроса на продукт, производимый из ресурса, то каким бы производительным или дешевым ни был ресурс, спроса на него не будет.

Учитывая это обстоятельство, в дальнейшем мы будем исходить из того, что спрос на продукцию фирмы – стабильно высокий. В этом случае фирма стоит перед решением двух задач:

– какой объем каждого ресурса задействовать в производстве продукции;

– какое сочетание ресурсов из множества выбрать.

Обе эти задачи должны быть решены таким образом, чтобы в итоге фирма получила максимальную прибыль.

Мы помним, что условием максимизации прибыли для любой фирмы является равенство ее предельных издержек предельному доходу, получаемому от выпуска и реализации продукции.

Каким образом применимо это правило к использованию ресурсов?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить следующее.

Во-первых, все производственные ресурсы взаимодополняют друг друга, работают один на другой. Добавление какого-либо ресурса увеличивает выпуск не только потому, что количество этого ресурса увеличилось, но
и благодаря тому, что и остальные факторы начинают работать по-другому.

Во-вторых, все производственные ресурсы взаимозаменяют друг друга, но до некоторого предела. Нельзя исключить ни одного из ресурсов и заменить его другим.

В-третьих, при увеличении производства продукции за счет наращивания количества какого-либо одного ресурса, фирма неизбежно сталкивается
с действием закона убывающей отдачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.