Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История, предмет и задачи психофизиологии профессиональной деятельности




Во второй половине XX века на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений, объектом исследования которых явился человек труда. Их основная задача состояла в изучении широкого круга физиологических, психологических и социально-психологических свойств человека, которые проявляются в конкретной трудовой деятельности, оказывают влияние на эффективность и качество этой деятельности, определяют надежность и работоспособность человека, его психическое состояние, удовлетворенность трудом и психофизиологические ресурсы.

Собственно научное оформление первые исследования в этой области получили в рамках психотехники. Термин «психотехника» был предложен в 1903 году немецким психологом В. Штерном, который попытался свои экспериментальные психологические разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности. Например, он разработал наиболее оптимальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека.

В начале XX века психотехника стала развиваться стремительными темпами. В разработке психотехнических проблем приняли участие многие видные ученые: О. Липман, Ф. Гизе, Д. Дрейвер, и др. активное развитие психотехническое направление, наряду с Германией нашло в США и России (Субботина Л.Ю.).

Основателем психотехники является Г. Мюнстенберг (1863-1916). Он занимался самыми разными вопросами: исследования в области профотбора, профориентации, профобучения, теории управления, эргономики, профессиографии, профдиагностики и многие другие вопросы впервые были подвергнуты научному анализу в исследованиях именно этого ученого.

Возникновение на рубеже XIX—XX вв. психотехники нашло прямой отклик и в научной России. Для отечественной психологии традиционно были характерны тесные связи с немецкой наукой. Большинство известных отечественных психологов учились психологии в Германии. Возникновение нового научного направления (психотехники) было активно поддержано в России, однако исследования в области психологии труда имели в России и отечественную базу. Еще в середине XIX в. исследования на стыке физиологии и психологии труда проводил И.М. Сеченов. Подобными вопросами занимались и рефлексологи под руководством В.М. Бехтерева. Развивая идеи «социальной наследственности», В.М. Бехтерев рассматривает проблемы деятельности и действий, психологических состоянии в труде, личности и мотивации.

Особо выделялся вопрос об исследовании работоспособности и утомления, развития способностей и стимуляции труда. Эти и другие вопросы разрабатывались многими крупными учеными, но все разработки были разрозненны. Собственно организационное оформление психотехники в России приходится на 1921 г, когда по инициативе В.М. Бехтерева была созвана Первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства, а под руководством А.К. Гастева в Москве был создан Центральный институт труда (ЦИТ). В ЦИТе концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. В «сенсорной лаборатории» под руководством А. Толчинского исследовались проблемы утомления, волевые компоненты трудовой деятельности. По аналогии с ЦИТом были созданы институты труда и в других городах.

Однако к середине XX в. психотехническое направление в мировой психологии потеряло свою популярность. Выделились более конкретные направления. Отечественные исследования трудовой деятельности возобновились в 1960-х гг. и очень активно шли до конца 1970-х гг. В этот период появились новые имена: Ю.В. Котелов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.В. Чебышев, И.Я. Бойко, К.М. Гуревич, В.Я. Дымерский, В.П. Зинченко, А.Е. Климов, Б.Ф. Ломов и др. В 1970-е гг. сформировались четыре направления основных исследований трудовой деятельности, среди которых выделяется и психофизиологическое направление. Оно концентрирует изучение функциональных состоянии в процессе профессиональной деятельности, таких как работоспособность, стресс, утомление, монотония. 1970—1990-е гг. ознаменовались развитием мощных научных и учебных центров, активно занимающихся проблемами психологии труда. Этот период характеризуется активными разработками методологических основ изучения профессиональной деятельности. В частности, А.А. Крылов разработал концепцию «включения»; Н.Д. Завалова, В.А. Пономаренко — принцип активного оператора; Е.А. Климов — представление об индивидуальном стиле деятельности и создал классификацию профессий.

 


Исследование физиологических механизмов психических процессов и состояний на различных уровнях организации

Рисунок 2. - Предмет и задачи психофизиологии.

 

В основе психофизиологии профессиональной деятельности лежит дифференциальная психофизиология – научная дисциплина, возникшая на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Эта дисциплина занимается изучением индивидуальных (присущих индивидууму) и типических (присущих группе людей, объединенных по какому-либо характерному для них признаку) различий между людьми.

Предметом психофизиологии профессиональной деятельности являются психофизиологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Цель психофизиологии профессиональной деятельности состоит в том, чтобы показать человека во всей совокупности его биологических, психических и социальных проявлений. Сфера психофизиологии профессиональной деятельности очень широка, а ее границы с другими дисциплинами достаточно условны.

 
 

 


Рисунок 3. - Связь психофизиологии профессиональной деятельности с системой естественнонаучных и гуманитарных знаний.

 

К числу основных исследовательских задач психофизиологии профессиональной деятельности относят:

· исследование особенностей психических процессов (внимания, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности личности;

· изучение основных психофизиологических свойств субъекта труда и их структуры как факторов эффективности организации трудовой деятельности;

· изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности, а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

· раскрытие и учет индивидуальных психофизиологических особенностей субъекта труда (Карпов А.В.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.