Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психофизиология памяти. Виды памяти




ТЕМА 2. Психофизиология памяти, внимания и сознания.

 

1. Психофизиология памяти (виды, психофизиологические механизмы и способы организации).

2. Психофизиология внимания (свойства, физиологические основы, виды).

3. Психофизиология сознания и мышления.

Наш мозг обладает очень важным свойством, он не только получает информацию об окружающем мире, но и хранит и накапливает её. Это возможно благодаря наличию памяти. Памятью называют отражение прошлого опыта человека, проявляющееся в запоминании, сохранении и последующем припоминании того, что он воспринимал, делал, чувствовал или о чём думал. Память – это фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию.

Концепция временной организации памяти введена канадским психологом Д. Хеббом на основании данных об изменении следа памяти – энграммы – во времени. С позиции этой концепции в становлении энграммы существует несколько этапов, которые последовательно переходят друг в друга и различаются механизмами фиксации энграммы, степенью её устойчивости и объемом одновременно сохраняемой памяти.

Сенсорная память (иконическая, эхоическая) имеет самый короткий период удержания информации в виде сенсорных следов, оставленных только что действующим стимулом. Любой стимул на уровне сенсорной клетки ведет к формированию рецептивного поля. Это и есть первичный след памяти в нервной системе. Далее информация обрабатывается на разных уровнях нервной системы, поэтому последействие занимает больше времени, чем само ощущение. Емкость иконического сохранения информации составляет около 9 элементов, след звукового стимула удерживается в течение 12 с. Сенсорная память не произвольна и играет важную роль в процессах восприятия, так как в течение этого времени происходит опознание образа.

Кратковременная память представляет собой следующий этап формирования энграммы. Во времени она ограничена (до 10 мин.) и функционирует на ранних этапах, подготавливая основу для длительного хранения следов. В системе кратковременной памяти поступившая информация удерживается для её обработки и выбора наиболее значимой для организма в данный момент времени. Главным свойством кратковременной памяти является её уязвимость к чрезвычайным воздействиям, вызывающим её нарушение и развитие ретроградной амнезии. Физиологическая роль кратковременной памяти состоит в закреплении энграммы за счет избирательного повышения эффективности взаимодействия между нервными клетками, задействованными данной информацией.

Промежуточная (лабильная) память удерживает информацию более длительно, чем кратковременная (до 30 минут). В системе промежуточной памяти осуществляется избирательное удержание информации на время, необходимое для выполнения текущей деятельности. Промежуточная память обладает большей емкостью, чем кратковременная, а её реализация требует участия отличных метаболических процессов.

Долговременная память - этап формирования энграммы, который переводит её в устойчивое состояние. Процесс перехода информации из кратковременной в долговременную память называют процессом консолидации памяти. Время и объем информации, сохраняемой в долговременной памяти, неограничен. В качестве механизма долговременной памяти рассматривают устойчивые изменения нервных клеток на клеточном и межклеточном уровнях.

Психофизиологические механизмы памяти. В целом память представляет собой совокупность процессов, обеспечивающих восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение (извлечение) информации. Поскольку последний компонент нередко выступает как критерий памяти то к рассмотренным компонентам некоторые авторы относят и забывание, под которым понимается либо безвозвратная утрата информации, либо невозможность её извлечения при обычных условиях.

Различные временные формы памяти имеют весьма различные физиологические механизмы. Так, например, основой долговременной памяти является формирование энграмм – структурно-функциональных комплексов запечатления информации. Для образования таких энграмм непременным условием является достаточно длительная реверберация сигналов, связанных с информацией, находящейся в регистре первичной (кратковременной) памяти. Пролонгации реверберации способствуют следующие факторы:

- неоднократное повторение воспринимаемой информации;

- осмысление этой информации;

- установление её логической структуры или связи с уже хранящейся в долговременной памяти информацией, что резко сокращает количество необходимых повторений;

- установка на длительное запоминание;

- высокий интерес к запоминаемому материалу.

На развитие механизмов памяти существенное значение оказывает функциональное состояние организма, степень утомления. Всем известно, что «на свежую голову» запоминать легче, однако для образования энграмм необходим сон, особенно быстрый сон. На процессы закрепления информации в долговременной памяти существенное влияние оказывает эмоциональный фон, связанный с этой информацией. Гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную эмоциональную окраску, хуже - отрицательную и еще хуже – не имеющие никакой эмоциональной окраски.

Механизм самих энграмм понят не до конца. В наши дни говорят о перестройках на уровне контактов между нервными клетками, включая все звенья химической передачи. Безусловно подтверждена значимость нуклеиновых кислот (ДНК и РНК), которые обладают огромными возможностями химического кодирования как генетически закрепленной, так и приобретаемой в процессе индивидуальной жизнедеятельности информации. Не исключена возможность некоторых структурных изменений на уровне межклеточных контактов.

Формирование энграммы в головном мозге является сложным динамическим процессом, в котором участвует обширный круг мозговых образований, каждое из которых играет особую роль в реализации тех или иных видов деятельности. К регуляторным механизмам памяти относятся те структуры, вмешательства в работу которых приводят к изменению функции памяти.

Механизм забывания необходимо рассматривать в двух аспектах. Во-первых, забывание может быть по своей природе представлено как «стирание» следов ранее хранимой информации. Для первичной памяти – это в основном получение новой информации. Для вторичной и третичной памяти, которые характеризуются наличием энграмм такого рода забывание вызвано их разрушением в результате тех или иных воздействий. Забывание также может быть связано с затруднением, а иногда и полной неспособностью к воспроизведению при сохраненных энграммах.

В процессе реализации любой профессиональной деятельности участвуют разные механизмы: как природные, так и культурные. Разная мера представленности в процессах познания тех или иных механизмов определяет участие различных видов памяти в процессе реализации деятельности.

С памятью неразрывно связан процесс обучения, который обеспечивает постоянное пополнение и изменение знаний, приобретение новых навыков. С физиологической точки зрения – обучение это результат совпадения двух сознательных или бессознательных процессов в головном мозге. В отличие от обучения процессы памяти ответственны не только за усвоение (фиксацию) информации, её хранение, но и включают механизмы воспроизведения (извлечения) информации. Благодаря механизму воспроизведения обеспечивается доступ и использование хранящейся информации. Память и обучение составляют основу адаптивного индивидуального поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 6598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.